7 мин.

Я не продамся...

“Жил-был художник один,

Домик имел и холсты,

Но он актрису любил,

Ту, что любила цветы.

             

Он тогда продал свой дом,

Продал картины и кров,

И на все деньги купил,

Целое море цветов…”

       А. Вознесенский.

 

1. “No money, no honey”

про

 

Что натворил этот романтик?! Безрассудно поставил на кон все.

Оценила ли его “актриска”, данный самоотверженный поступок? Цветы завяли, точней миллионы алых роз сгнили на площади. Цветочник разбогател, баллотировался в мэры провинциального городка, открыл сеть закусочных. У него больше шансов покорить теперь актрису. А в ночь ее поезд увёз на гастроли в город Мухо, Саранской губернии… 

Художник, остался на всю жизнь бомжем и без любимой. Не практичная и сомнительная романтика. Зато актрисе будет, что рассказать подружкам и воздыхателям в поезде “Воркута-Париж”. Бедный живописец, остался у разбитого мольберта. Птичка полюбила рыбку, но где им жить? Суровая художественная реальность…  

2. “Вечно молодой, вечно голодный…”

ш

 Александр Я. –  мой хороший знакомый. Тонкой души человек, безмерно талантлив, скромен. Философ в своих картинах. Работы-метафоры. Передает свои произведения в острой гротескной манере, с иронично-саркастическим подтекстом.

Но, как, на зло, не умеет подать себя, в этом жестоком и наглом мире. Член союза художников России и прочие регалии. Работы находятся в частных коллекциях –Швеции, Дании, Голландии, Франции, Кипра, Турции, США, Японии, Австралии, России, Украины. Несмотря на все это, живет крайне скромно.

 Знаменитая песня А.Б. Пугачевой, как раз о нем. Он пишет для себя и для нас, людей глубоких, вдумчивых. Много лет писал в Турции, для богатых подданных – “придворную живопись”. Не выдержала душа поэта денег и стабильной цензуры, захотела на родину, свободу кисти. Его язык – “завуалированная правда”. Но кому она нужна? За нее нынче не дают серебряники… 

о

Твой доход зависит не только от таланта, способностей, но и от того, как себя позиционируешь на рынке искусства. Хороший художник – "голодный художник", навязывает мне общество потребителей. Не совсем принимаю эту “рабскую” истину). Человек-искусства в достатке, может и должен творить, а не штамповать. Здесь другой уровень, не “кусок хлеба”, а что-то большее по пирамиде ценностей.

      “Художник, это не просто вечно пропитанный красками сюртук и итальянская бородка. Тут ещё нужен клёвый шapф”. (=)

р

Не секрет, что в нашей стране, да и по миру, множество талантливых нищенствующих в буквальном смысле ребят. Живопись, по моим наблюдениям все более обесценивается, как вид искусства. Этот штучный и эксклюзивный жанр пляшет под дудочку коммерческого уклона. Картины скупают средние, крупные коллекционеры и галереи, которые и формируют предпочтения и вкусы общества. 

р

Сегодня консервная банка с горошком или супом “Кэмпбелл”, изображенная метр на метр полотна, уйдет с молотка на аукционе “Christie's”, за  24 млн. долларов. В то время, как условный Александр, будет ждать годами, продажи своего многомесячного труда за 30-80 т.р в среднем. Не говоря уже за его сложную технику письма и весомый жанр. И Энди Уорхол нисколько не злодей в этой системе. Алчные галеристы и арт-менеджеры, проталкивают свою упрощенную до примитивизма моду и протеже-недоучек. 

“Детка, у нас нет времени на твою высококачественную и долгую мазню. Накидай за 5 минут из ведра краски пару пятен на полотне и готово. Назовем это – пылающим абстракционизмом. Мы толкнем ее за большую монету, каким-нибудь псевдо ценителям”. 

Примерно так. ))

3. “Я не продамся…”

В нашем современном, материальном мире, художник должен успеть писать и для заказчика с приторной безвкусицей, и умудриться прокормить семью, свою женщину, найти средства для аренды студии, материала, красок, холстов и.т п. Как и в любой другой профессии,  свои “заморочки”. Все меньше времени остается на работы “для души”. Отличалась ли ситуация в прошлом веке?

Смотрим.

Амадео Модильяни. (Моди)

 "Когда я узнаю твою душу, я напишу твои глаза" (Модильяни)

т

Многие наверняка смотрели художественный фильм (его сыграл Энди Гарсия), о драматичной судьбе этого сверх талантливого художника начала 20 века, главного противника Пабло Пикассо. Язык Модильяни на холстах – любовь и вино. Он много пил, впитывал все невзгоды богемной жизни на Монмартре (бедный округ на севере Парижа), в то время как ближайший конкурент и друг Пикассо, продавал свои картины за безумные деньги, скупал дома, арендовал поместья для работ. 

л

Женщина в Красном. Пикассо. 1932.

Мммм…la belle dame! Не находите?)) Вовсе нет! Ее не переехало трамваем...Вот такой ломаный язык абстрактного мышления у Пабло!

У Моди была своя особая жертвенная гордость. Я назову ее так. Друзья и любимая Жанна, протягивали ему руку помощи, возили его на юг Франции, Италии, для восстановления здоровья. Он продолжал прожигать свою жизнь, тонуть в алкоголе, наркотиках. Его картины не принимали авторитетные критики Парижа. Публика любила, ведь он не шел на поводу богатых заказчиков, как компромиссный лидер - Пабло. Моди кончил трагично, умер совсем молодым. Следом добровольно ушла за ним, его муза и беременная жена – Жанна. 

Свобода для него являлась основной ценностью.

 Либо ты выбираешь, либо тебя покупают. Художнику трудно определиться, когда на него давят и диктуют сверху. Это выбор и боль всей жизни. Да, да…

 

4.  “Катарсис без допинга”

Никогда не поведу дочку, для приобщения к “высокому”, в Музей современного искусства. Чтобы не наткнуться там на такое:  

“Эрарта”, Питер 2012. Из личного архива.

ддд

Она мне скажет: “Папа, я же тоже так могу и умею каляки-маляки?” )) …

 

По моим внутренним убеждениям, для того, чтобы творить – не нужен допинг. Музыка, лицедейство, живопись, скульптура, неважно. Все эти шедевры искусства, под эйфорией наркотиков, дури и в пьяном угаре, имели бы место существовать и без вмешательства внешних физиологических вакханалий. Видеть мир иначе, чем другие, это Дар свыше. Так зачем же уносить свой разум в бессознательное, с помощью яда?  

 Настаиваю, самое сложное и трудное – писать в адекватном своем естестве. Когда ты черпаешь свое вдохновение от природы, от любви, от красоты людской, от Веры. От всего того, что создал Бог. Глаз не обманешь, он чувствует всю непостижимую прекрасность мироздания.

Моя мечта, взобраться на снежную вершину гор с этюдником и причиндалами, хотя бы 3500! метров над уровнем моря, написать, то, что вижу вокруг. Там далеко внизу пропасти, падает ниткой вниз водопад из человеческих забот, проблем, войн и конфликтов. А кругом приятная тишина и запах свободы.

 Времени все нет, основная работа, люди, оправдания.

лд

Более углубленное продолжение следует…

 З.Ы.

Однажды, будучи в молодости, по предмету “Основы макетирования”, дали мне задание смоделировать “абстракцию” в макете из картона. Муза коза, не посещала всю ночь. Под утро уставший и без памяти, сгреб весь мусор на белый лист, (состав мусора – сожженные спички, пепел, потушенные сигареты, засохший клей и еще какой-то хлам). Думал нести выбросить, но от усталости закинул эту “композицию” в папку и поехал на пару. Преподаватель спрашивает - где макет? На автомате открываю папку, чтобы достать чистый лист и набросать, что придумал для отмазки. А тут вываливается это все безобразие на стол – лист, а на нем приклеенная каша из грязи и мусора…

 Не знаю, что за химия происходила в трясущейся папке всю дорогу, но эффект от макета-помойки, вызвал бурю восторга у доцента). Он самостоятельно увидел в ней скомпонованный шедевр… Начал объяснять мне достоинства и недочеты, этого хаоса)). Я же на автопилоте кивал головой. Так я осознал, как рождаются сомнительно-эпатажные “произведения искусства” ).