6 мин.

ДОКТОР БЛАТТЕР И ВАГОН УКРОПА

Вчера у нас в гостях был главный в мире по футболу – доктор Блаттер. Он, правда, не к президенту РФС Толстых приезжал – тот даже, насколько известно, до последнего момента вообще был не в курсе; ему не позвонили, не уведомили. Не по чину. Президенту РФС досталась незавидная участь – отираться в барском предбаннике, поскольку он, по большому счету, не при делах: доктор Блаттер ведь не футбольные проблемы России собирался в Сочи обсуждать, не вопросы коррупции или расизма-вандализма решать, не судейский коллапс лечить, не финансовую дыру имени Фурсенко латать.

Он приехал за очередным финансовым траншем от Президента Путина. Приехал – получил – уехал.Доктор Блаттер – хитрый, умный, тертый жизнью мужик. Используя отсутствие порядка в футболе России и опираясь на принятые в нем понятия, он ловит жирную рыбку в мутной воде, попутно демонстрируя миру широту русской натуры. Иными словами – нашу дурость. 

Главные ценности для доктора Блаттера – не российский футбол, конечно, а друг Владимир, друг Алексей, друг Виталий. Блаттер и политическая власть России нашли друг друга. У них много общего. А самое главное – у них единая идеология.

Вершиной этой конструкции является, безусловно, Президент Российской Федерации. Причем спортивные телодвижения национального лидера далеко не так безобидны, особенно при взгляде со стороны, через призму сегодняшних кризисных времен. Именно ВВП навязал стране Олимпиаду в Сочи с многомиллиардными расходами. 

Именно он втянул страну в проведение чемпионата мира по футболу – опять-таки с гигантскими расходами. Причем действует Президент в присущем ему силовом, агрессивном стиле. Вверенное ему общество просто ставится перед фактом: это берем, а вон то нам с вами неинтересно.

Аргументы «против» не допускаются; обмен мнениями подменен блаженными речами о будущих триумфах российского спорта да «одобрямсами» спортивной элиты. Потому что глобальные, как всем нам кажется, вопросы имеют значение только для элиты…

Доктору Блаттеру скоро отгрузят очередной вагон российских денег – как бы от «Газпрома», а не от России, как бы партнерских, как бы на благие цели.

Доктор убыл, говорят, в очень хорошем расположении духа. Как и подписавший платежку Алексей Борисович Миллер, который так лихо распоряжается деньгами усыхающего, но все еще могучего холдинга, что дух захватывает. Миллер, очевидно, искренне уверен в том, что получил санкцию общества на любые финансовые финты, которые терпит полученная им в лизинг газовая поляна.

Это, на самом деле, страшно, что футболом России рулят такие недалекие люди, как Миллер, Мутко и пресмыкающийся перед ними, послушный и управляемый (дело обстоит именно так – образ несгибаемого борца давно списан в архив) Толстых. Зато знания и опыт настоящих специалистов неинтересны никому. В высокие кабинеты, где решаются большие футбольные вопросы, пускают только своих. А «свои» в посторонних советах не нуждаются.

Понять бы, чего больше в их поведении: эйфории от безнаказанности и вседозволенности? Наглости? Непроходимой глупости? Фантастического непрофессионализма?

Российский футбол в наши дни переживает очередную драму с элементами фарса. Денег у него – Америку купить можно, но все они чужие, виртуальные. Вот если в очереди ФИФА и УЕФА – пожалуйста, берите сколько нужно, а на развитие отечественного футбола – ни копейки, ни цента.

В какую бы структуру ни обратился несчастный президент РФС за спонсорской помощью – везде ему отказ. Или вежливое молчание в лучшем случае. Ни для кого уже не секрет, что поддержка РФС в его нынешнем виде не одобряется Старой Площадью: так уж сложился политический пасьянс, что помогать нынешнему руководству РФС, мягко говоря, невыгодно.

Жаль, но бьющая себя в грудь оппозиция не только не принимает участия в борьбе с властью в спортивной нише, но даже не пытается вникнуть в проблемы современного российского спорта. Отсюда и полное отсутствие внятной стратегии. Например, не взят на вооружение такой банальный, но мощный прием, как организация движений протеста против проведения спортивных соревнований мирового масштаба в том случае, когда они связаны с гигантскими расходами, с явным ущербом для экономики страны (пример – Бразилия, которая бурлила летом 2013-го и, легко допускаю, взорвется летом 2014-го). Если бы российское общество осознавало реальный размер потерь от проведения Олимпиады и чемпионата мира по футболу, оно бы упало в обморок. А потом, очнувшись, закипело бы от негодования.

Широкая общественная дискуссия по важнейшему государственному вопросу – месту спорта в системе ценностей и приоритетов России – напрашивается давно. Причем обсуждаться должны не проблемы массового спорта, а в первую очередь – именно безумные, космические и совершенно никчемные затраты на так называемый «спорт высших достижений», то есть на банальные понты.

Кстати, очень весомая часть этих затрат на самом деле не имеет никакого отношения к отечественному спорту. Понятно, о чем речь: доходы спортивной элиты засекречены как ракетные установки, реальные выплаты осуществляются не по основным контрактам, а по приложениям к ним и по другим сомнительным схемам; налоговые и правоохранительные органы обходят футбол как зону проказы; по растраченным или расхищенным суммам уголовные дела не возбуждаются.

Бесстыдство – базовая характеристика менталитета современной политической власти России. Соответственно, не хотят жить по букве закона и международным нормам и руководители более низкого уровня: не только федераций по видам спорта, но и клубов, которые принято называть «большими».

Футбол тут, разумеется, на первом месте. Власть, исходя из годного для маргинального общества принципа «хлеба и зрелищ», делает «игру номер один» эпицентром внимания, но достигает при этом обратного эффекта: российский футбол является прекрасным примером гнилостности всей системы.

И тут самое место отметить одну характерную особенность. В историческом прошлом навязчивая, горячая любовь как к национальным сборным, так и к отдельным клубам была присуща самым отвратительным режимам – тоталитарным и авторитарным. И это понятно: такие режимы бесконтрольны, они не несут никакой ответственности за принятые решения и ищут любые формы популярности, не видя никакой разницы с популизмом.

Игнорировать этот постулат может только власть, у которой не все в порядке с моралью, которая как огня боится обсуждения вопросов справедливости и, по сути, исповедует полицейский режим. Только в этом случае она, как это происходит в России, имеет возможность долгое время игнорировать насущные интересы, но зато щедро оплачивать услуги зарубежных наемников.

Кто только ни говорил о бесконтрольности «Газпрома» в части трат и на «Зенит», и на зарубежные активы! Чего только ни писали про альянс РЖД с «Локомотивом» или ВТБ с «Динамо»! Но толку-то? О контроле со стороны государства речи как не было, так и нет. Нет даже элементарной информации о том, какие суммы выделяются на непрофильные цели тем же «Газпромом», проводятся ли все эти странные (а по сути своей – криминальные) решения через Совет директоров?

Правительство РФ, которое имеет своих представителей в Совете директоров «Газпрома», полностью устранилось от любых форм контроля. При этом нужно понимать, что «Газпром» – ручная структура Президента Российской Федерации, который руками Миллера распоряжается средствами корпорации так, как ему хочется и нравится.

Платить за «Шальке», «Челси», «Црвену Звезду», за УКРОП (у него, кстати, в свете сочинских договоренностей неплохие перспективы, вы же понимаете, правда?), за ФИФА и УЕФА «Газпром» готов. Готов он был давать любые деньги товарищу Фурсенко, который не знал, что с ними делать, поэтому тратил их просто так, по прихоти (долгов наследнику оставил – как злостный алиментщик; и скрылся так же – сгинул в никуда). 

А вот вкладываться в развитие футбола, в обучение отечественных тренеров, в процесс воспитания талантливой молодежи, в футбольную науку, в создание национального и межрегиональных центров никто не собирается.

Получается, что «Газпром» – не только вне критики, но и вне контроля в своих непрофильных расходах (хотя подобные решения Совета директоров, согласно международной практике, должны доноситься до общественности в мельчайших деталях). Соответственно, не вызывает сомнений, что все свои решения глава «Газпрома» согласовывает с Администрацией Президента, а завышенные расходы переходят уже в плоскость политических, а не спортивных претензий…

Ну и какой смысл президенту РФС Толстых вести переговоры со спонсорами, теоретически готовыми вкладываться в развитие футбола, если все ключевые решения даже в этой отрасли принимает один человек – лично Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин!