Нелёгкая это профессия – тамада
В русском языке прочно закрепилось слово «тамада», которое происходит от грузинского «тамадоба» (старший во время пира) и означает «распорядитель пиршества и ведущий свадебной церемонии».
Однако Википедия не исключает происхождения этого слова от черкесского «тхьэматэ» (руководитель). Действительно, в современном адыгском языке под «тхьэматэ» понимается глава, руководитель организации. А вот «тамада» в адыгской диаспоре употребляется по отношению к главе дома, и, конечно, относится исключительно к мужчине.
Слово «тхьэматэ» состоит из двух корней: «тхьэ» - бог и «матэ» - дарует. То есть буквально «тхьэматэ» можно перевести как «божественный дар». А божественным даром считалась пища, которой у адыгов принято было делиться во все времена. Принятие пищи у адыгов можно сравнить с японской церемонией чаепития: разработан целый этикет, регламентирующий все аспекты — от размещения гостей за столом в соответствии с возрастными, сословными и другим градациями до порядка подачи блюд и норм приличия при их употреблении. Например, нельзя поворачиваться к столу спиной, запрещается временно покидать его всем присутствующим одновременно. Если сотрапезники поднимаются, чтобы выпить стоя, то один из них, обычно старший, остается сидеть, отдавая дань уважения столу и пище. Кроме того, принято вставать перед вошедшим, если это человек в возрасте. Единственно, когда не требовалось столь категорично соблюдать это правило, было всеобщее застолье, так как, согласно адыгской поговорке, "стол старше всех". И за столом, конечно, не поют. А вот прислуживали гостям обычно молодые мужчины, не имевшие права ни словом, ни действием вмешиваться в происходящее.Надо сказать, что долгое время у адыгов был принят раздельный приём пищи для мужчин и женщин. При этом мужские компании еще делились по возрасту. Сыновья никогда не ели с отцом за одним столом, даже в узком семейном кругу. Еду подавали на анэ, круглом столе на трех ножках, смена анэ означала и смену блюд. Муж и жена тоже не трапезничали одновременно. Молодой семейной паре вообще запрещалось вместе появляться на людях, и свои настоящие отношения они могли проявлять только ночью. Считалось, что таким образом продлевается любовь. Может, поэтому разводы были крайне редки.Однако вернемся к анэ. Уважение к нему было возведено в культ. Нельзя было его покидать, пока с него не убрали пищу. Отлучаться без разрешения тамады также считалось неуважением к столу.
Ну и конечно, стол - это прежде всего символ гостеприимства. Так вот, до сих пор считается бестактным съесть свою порцию раньше гостя, так как в этом случае тот тоже будет вынужден оторваться от пищи. Этикет также требует от гостя не чревоугодничать. Поэтому съедать всё, что подано, без остатка, смешивать на блюде разные виды пищи и оставлять на столе беспорядок считалось недопустимым. По сей день, будучи в гостях, адыг считает своим долгом оставить значительную часть пищи нетронутой. Девушкам же, согласно поговорке, вообще достаточно съедать с полжелтка яйца. Распорядителем адыгского застолья, его полновластным хозяином является тхьэматэ, определяющий очередность произнесения тостов, а также начало и окончание трапезы. Тхьэматэ не позволяет никому нарушать традиции гостеприимного угощения. Это человек со стороны хозяев, не обязательно самый старший, но хороший оратор, с чувством меры и обязательным умением разбираться в тонкостях распределения частей заколотого быка, барана или индюшки, предоставления слова за столом и т.д. Это же целая наука: кому и какую часть курицы подать! А предоставление слова для тоста! Субординация похлеще, чем при дворе короля Артура. Большее уважение надо проявить к гостю. А если их несколько? Самый почётный гость – тот, кто приехал издалека. Кто-то может подумать, что критерием является возраст. Но не всё так просто. Иногда в первую очередь надо дать слово двадцатилетнему племяннику со стороны матери виновника торжества и только в заключении - сорокалетнему дяде со стороны прадедушки))).Тонкостей много. А ведь обсмеют, если не справишься. В общем, нелёгкая это профессия – тамада.
В подготовке этого материала сердечно благодарю Darling.
А сейчас - фуршет: схватил, проглотил и убежал:)
Спасибо))
Мадина начала, а ты продолжила. Продолжила замечательно, интересно, удивительно, познавательно!!! Не останавливайся!
А на Къурман, когда режется барашка, целая головоломка начинается, кому какой кусок мяса положить. Я до сих пор не могу запомнить, соседку зову всегда)
Дело не в алкоголе как таковом. Мы больше не воспитываем своих детей. Их воспитывают улицы и школьные коридоры, интернет и кинематограф... кто угодно, кроме родителей, и как угодно, только не так, как нужно.
Преувеличиваю..?
К сожалению, глобализация не знает границ и стирает национальные особенности, подводя всех и вся к одному общему знаменателю - СТАНДАРТУ.