Великий Сакки и его великий «Милан»
В рамках цикла "Великие клубы Европы" одно из ведущих британских изданий The Guardian публикует статью о великом "Милане" Арриго Сакки.
Первый европейский триумф команды Арриго Сакки едва не был потерян для всего мира. В финале Кубка Чемпионов 1989 года «Милан» и «Стяуа» играли в Барселоне на стадионе «Камп Ноу». Предполагалось, что матч будет транслироваться испанским национальным телевещателем TVE, чья живая картинка должна была передаваться обладателям прав на показ игры в других странах. Но планы пришлось срочно пересматривать, поскольку технические рабочие TVE объявили забастовку, и именно на этот период приходилась финальная игра.
Начались затяжные дискуссии по поводу заключенных контрактов, но бастующие стояли на своем. Отчаянные переговоры со стороны руководства оказались безуспешными. И 23-го мая днем, когда до финала оставалось чуть более суток, компания TVE сделала официальное заявление, что будет не в состоянии показать матч.
В качестве уступки болельщикам со всего мира, работники TVE согласились не препятствовать бригаде любой зарубежной телевещательной компании, которая могла бы изыскать возможность для международной трансляции – главное, чтобы без нее осталась Испания. Правительству Италии этого было достаточно. Министерство обороны моментально предоставило военный самолет в распоряжение местных телевизионщиков из Rai, чтобы помочь с транспортировкой итальянской съемочной команды в Барселону.
Днем позже 300 миллионов человек из 80 стран включили телевизоры, чтобы увидеть один из самых однобоких финалов в истории турнира. Судья Карл-Хайнц Тришлер едва успел дать стартовый свисток, а «Милан» уже разбил лагерь вокруг штрафной «Стяуа». Когда Рууд Гуллит открыл счет, отправив мяч в пустые ворота на 18-й минуте, единственным сюрпризом было лишь то, что ждать гола пришлось столь долго.
Перед перерывом Гуллит забил еще, соединив воедино «волейбольный» жонгляж мячом и убойный удар с дальней дистанции. К этому моменту счет был уже 2-0 после гола Марко Ван Бастена, который в силовой манере забил головой с близкого расстояния. Во втором тайме он же стал автором четвертого гола, получив проникающий пас и отправив мяч в цель с угла вратарской. Игра закончилась с впечатляющим счетом 4-0 в пользу «россонери».
Если кто-то решил, что победа «Милана» в том матче была неизбежна и прогнозировалась заранее, то он сильно заблуждается. На самом деле не было ничего подобного. Годом ранее «Стяуа» достигла полуфинальной стадии турнира, а в 1986 году и вовсе выиграла Кубок Чемпионов. Приближаясь к пятому подряд титулу чемпионов Румынии, команда не проигрывала на внутренней арене более трех лет. «Стяуа» совершенно точно не была слабым соперником.
Даже владелец «Милана» Сильвио Берлускони перед финалом заявлял, что не ждет доминирования своей команды, добавляя, что она и так прыгнула выше головы и может быть довольна уже самим фактом попадания в финал. Победы клуба не выглядели для его руководителя главным приоритетом.
Сакки, безусловно, хотел обыграть «Стяуа», но еще больше он нацеливался на разрушение мощнейшего национального стереотипа. На протяжении десятилетий итальянский футбол был знаменит своим непреклонным защитным мышлением, которое нашло отражение (если не сказать, было увековечено) в работах весьма влиятельного спортивного журналиста и писателя Джанни Бреры, того самого человека, который настаивал, что идеальный футбольный матч должен заканчиваться со счетом 0-0.
Утверждалось, что именно Брера изобрел «катеначчо». Это он впервые использовал слово «либеро», чтобы описать дополнительного защитника, который свободен от каких-то специфических заданий и обязанностей. Он был уверен, что все команды должны использовать такого игрока в своих тактических схемах. Такие взгляды на тактику Брера сопровождал довольно сомнительными отсылками к генетике, уверяя, что итальянцы по своей природе всегда были меньше и слабее представителей других европейских наций, поэтому их единственная надежда на достижение успеха крылась в оборонительной хитрости и коварстве.
Джанни Брера
Хватало споров в духе «Что было раньше, курица или яйцо» - действительно ли Брера влиял на тренеров того времени или всего лишь применил новую терминологию к тактическим тенденциям, которые уже существовали. В любом случае, осторожность у своих ворот действительно ставилась на Апеннинах во главу угла. Когда Сакки возглавил «Милан» в 1987 году, средняя результативность в играх Серии А составляла 1,92 гола.
Сакки был намерен продемонстрировать своим соотечественникам другой путь. В прошлом он был продавцом обуви, который никогда не играл в футбол на профессиональном уровне. Его футбольные идеи формировались во время поездок по разным странам Европы, куда он отправлялся торговать. Если только позволял график, молодой Сакки не упускал возможность посмотреть игру местной команды. В середине 1970-х он стал буквально одержим идеями тотального футбола, в который играли «Аякс» и сборная Голландии.
Сакки настолько сильно хотел распространить эти идеи и концепции, что перестал заниматься продажами и решил сделать себе карьеру футбольного тренера. Когда он принял «Римини» из Серии С1 (на тот момент это был третий итальянский дивизион), простая концепция зонной игры считалась радикальной и даже опасной. Пять лет спустя такая оборонительная система помогла Сакки выиграть Скудетто с «Миланом» в первый же сезон работы тренером на высоком уровне.
Сакки требовал от команды постоянно поддерживать высокий темп и вести игру на чужой половине поля, но играть реактивно своих подопечных он не заставлял. Когда команда владела мячом, игроки должны были как можно быстрее доставить его вперед, используя короткие, но быстрые пасы, чтобы вытащить защитников противника с их позиций. А когда команда Сакки мяч теряла, от всех без исключения требовалось моментально включаться в высокий прессинг, чтобы у соперника не было времени подумать и перегруппироваться. В наши дни эта концепция может и не выглядит чем-то особенным, но в реалиях итальянского футбола 1980-х она была абсолютно революционной.
Даже после выигрыша «Миланом» чемпионского титула в 1988 году в Италии оставалось много скептиков в отношении методов Сакки. Перед финалом против «Стяуа» тренер принес статью Бреры в раздевалку и сказал своим игрокам: «Самый известный итальянский журналист говорит, что румыны – большие мастера в обращении с мячом. Он считает, что мы должны поджидать их на своей половине поля, чтобы затем попытаться подловить на контратаке. Что скажете, ребята?». Как позже рассказывал сам Сакки, после его слов Гуллит поднялся и заявил: «Мы будем атаковать их с первой же секунды».
И они сделали именно это. После, в утреннем выпуске La Repubblica, Брера сравнил «Милан» с «монстром из классической поэмы, который был вызван из бездны дружественной богиней, чтобы сразить ненавистного врага». Продолжая в своей неповторимой манере, Брера написал про Гуллита, что тот был «настолько наполнен ураном, что мог бы один зарядить атомную ячейку «Милана» словно по мановению волшебной палочки».
Но это была даже не самая впечатляющая победа «Милана» в сезоне. Уничтожение мадридского «Реала» в ответном матче полуфинала со счетом 5-0 стало одним из канонических событий в истории клуба. Команда из столицы Испании была на пути к своему четвертому из пяти подряд выигрышей Ла Лиги, а перед унижением на «Сан-Сиро» имела в активе 27 матчей без поражений.
Триумф «Милана» в этой игре выглядел еще более впечатляюще из-за того, что голы забили пять разных футболистов – Карло Анчелотти, Франк Райкаард и Роберто Донадони примкнули к Рууд Гуллиту с Марко Ван Бастеном в списке голеадоров. Настоящей звездой этого шоу был не отдельный игрок, а команда в целом. И это было именно то, чего всегда добивался Сакки.
На протяжении долгого времени Сакки утверждал, что при правильном обучении любой игрок может быть встроен в систему и будет выполнять свои обязанности столь же хорошо, как и другой. Конечно, в реальности было не совсем так. Особенно очевидным этот факт стал в сезоне 1989-1990, когда «Милан» начал спотыкаться под наплывом травм.
Действительно, Сакки не стоит выделять как единственного творца успехов «Милана» того периода. Страсть тренера к отработке командных взаимодействий со множеством тренировок без мяча, когда игроки должны были ориентироваться только на расположение партнеров, безусловно, была очень важна. Но была и вторая сторона монеты, которая заключалась в персоне владельца клуба.
Будучи главой внушительной медиа-империи, Берлускони как никто другой понимал важность звезд в составе и той силы, которую они дают. Это ведь он потратился на приобретение Гуллита, Ван Бастена и Райкаарда. Вместе с этим, клубу повезло иметь таких блестящих воспитанников, как Паоло Мальдини и Франко Барези. Сакки прекрасно понимал ценность своей труппы, но даже при этом уверял, что без хорошей режиссуры ничего не получится. «Де Ниро – прекрасный актер», - говорил он. «Но вы понимаете это только тогда, когда он играет в фильме великого Копполы».
Именно отказ Сакки идти на уступки в отношении своих звезд привел его к расставанию с «Миланом». Сильвио Берлускони решил распрощаться с тренером в 1991 году, когда «Милан» ничего не выиграл, и вовсю циркулировали слухи об ухудшении отношений с Ван Бастеном и другими. Однако, к тому моменту Сакки и его дружина уже застолбили себе место в истории, став первой командой более чем за десять лет, сумевшей удержать у себя Кубок Чемпионов – это случилось после победы над «Бенфикой» в финале 1990 года. С тех пор никто так и не повторил это достижение.
Игра «Милана» против чемпиона Португалии была не столь эффектной, как годом ранее в матче со «Стяуа». Но болельщики всего мира увидели на экранах своих телевизоров гол Франка Райкаарда, принесший победу 1-0. В этот раз смотрели даже в Испании.
Автор: Паоло Бандини
Источник: guardian.co.uk
Перевод: Даниил Лабыч специально для acmilanfan.ru