Новое поколение выбирает. Как российские клубы проигрывают конкуренцию за молодую аудиторию
В последние несколько лет мы регулярно писали о существенном росте конкуренции российским клубам и лигам со стороны зарубежных. Например, здесь: «На протяжении последних 20 лет один за другим ломались барьеры, сдерживающие продвижение западного спорта в России. Сначала открылись границы для спортивных звезд – и в западных клубах замелькали знакомые лица. Затем эти барьеры перестали сдерживать остальных, и немало людей периодически летает на футбол в Лондон или Мадрид. Затем пришло спутниковое телевидение с его спортивным изобилием. Но по-настоящему острая конкуренция российского спорта с западным на территории России началась с распространением широкополосного интернета, позволяющего смотреть абсолютно все – вплоть до чемпионата Бразилии. Телесмотрением и даже походами на стадион активность спортивной аудитории не исчерпывается; быть болельщиком – значит, быть частью общности, некоего круга по интересам, и в доинтернетную эпоху болельщику «Манчестер Юнайтед» в Челябинске или Ижевске было особо не с кем свою страсть разделить. Интернет позволил этой страсти развернуться в полный рост. Влияние географического фактора на выбор аудитории слабеет, интернет делает мир компактным. Для интернет-пользователей спортивные герои, спортивные трансляции и спортивные страсти, что кипят в Казани, Томске, Грозном, Милане, Ливерпуле или Лос-Анджелесе, находятся примерно на одном расстоянии – в паре кликов».
Соотношение пристрастий интернет-пользователей наглядно демонстриурет рейтинг популярности футбольных клубов на Sports.ru: 4 команды в топ-10 представляют Англию, 2 – Испанию, и только 4 – Россию. Конечно, на Sports.ru зарегистрированы пока далеко не все болельщики, и не каждый зарегистрированный указывает любимый клуб, но эта выборка вполне репрезентативна: наш рейтинг вполне идентичен рейтингу запросов в поисковиках, рейтингу групп в русскоязычных соцсетях или, например, посещаемости сайтов о клубах (неофициальные сайты об «МЮ» и «Реале» популярнее 13-14 из 16 официальных сайтов клубов РФПЛ).
В общем, имеющиеся у Sports.ru данные (кстати, включайтесь в их пополнение, указывая любимые клубы в своем личном кабинете на сайте) на сегодня данные достаточно репрезентативны, чтобы обратить внимание на построенные на их основании рейтинги предпочтений у пользователей разных возрастов:
До 18 лет: 1. «Реал» 2. «Барселона» 3. ЦСКА 4. «Манчестер Юнайтед» 5. «Зенит» 6. «Челси» 7. «Спартак» 8. «Арсенал» 9. сборная России 10. «Локомотив»
18-25 лет: 1. «Манчестер Юнайтед» 2. «Реал» 3. «Зенит» 4. ЦСКА 5. «Спартак» 6. «Барселона» 7. «Арсенал» 8. «Локомотив» 9. «Челси» 10. «Ливерпуль»
25-30 лет: 1. «Спартак» 2. «Зенит» 3. «Манчестер Юнайтед» 4. «Барселона» 5. «ЦСКА» 6. «Реал» 7. «Арсенал» 8. «Ювентус» 9. «Локомотив» 10. сборная России
30-35 лет: 1. «Спартак» 2. «Зенит» 3. ЦСКА 4. «Барселона» 5. «Манчестер Юнайтед» 6. «Реал» 7. «Арсенал» 8. «Челси» 9. «Локомотив» 10. сборная России
35-45 лет: 1. «Спартак» 2. «Зенит» 3. ЦСКА 4. «Барселона» 5. «Манчестер Юнайтед» 6. «Локомотив» 7. «Арсенал» 8. «Реал» 9. «Челси» 10. «Динамо» Москва
45 и старше: 1. «Спартак» 2. «Зенит» 3. ЦСКА 4. «Спартак мол» 5. «Барселона» 6. «Манчестер Юнайтед» 7. «Динамо» Москва 8. «Челси» 9. «сборная России» 10. «Реал»
«Спартак» и «Зенит» уверенно лидируют среди всех возрастных категорий старше 25 лет, там же сильны позиции ЦСКА, а начиная с пользователей старше 35 лет в десятку входит даже московское «Динамо» (в категории 45+ оно вообще взбирается на 7-е место, зато из десятки выпадает «Локомотив»). Динамика предпочтений среди российских клубов явно коррелирует с их результатами в тот период, когда значительное количество людей определяется со своими приоритетами (уверен, у большинства это происходит до 20 лет, или даже до 16). Чуть слабее эта корреляция в случае с «Зенитом» (он и без титулов был частью городской идентичности), в случае со всеми московскими клубами она куда заметнее.
Но больше всего обращает на себя внимание соотношение в категориях «до 18» и «18-25 лет» – среди того самого интернет-поколения: здесь конкуренцию за внимание начинают проигрывать не только нетоповые российские клубы, но даже «Спартак», «Зенит» и ЦСКА. Немного подробнее о том, почему это происходит, как с этим бороться (и нужно ли) и другие смежные темы поговорим в следующих записях. Подписывайтесь на блог, ну или высказывайтесь в комментариях #прямосейчас. Stay tuned!
Российские клубы это вовсе отдельная песня. Им зрители (платежеспособная аудитория) как таковые не нужны. Что есть, что нет их. Можно легко закрыть доступ, как сделал Локомотив, когда есть РЖД (и прочие гос.корпорации) - можно вообще все матчи сезона играть без зрителей.
За такие "мелочи" как современная инфраструктура, правильный свет, качество трансляций, клубный фирменный стиль связанный с профессиональной разработкой клубных цветов, логотипа, формы и говорить не приходится. Всё вместе это создает супер антураж на стадионе и супер картинку на ТВ.
Последние нюансы проскакивают у некоторых клубов, лишь эпизодически.
45 и старше: ...4. «Спартак мол»
ахтунг!
глоры детектед
-------------
да, Дмитрий, ну вы и подставили болельщиков Реала
1. Не способствует популяризации футбола его отсутствие на общедоступном ТВ. Это кстати тоже одна из причин, почему на первые места вышли по популярности зарубежные клубы.
2. Стадионы старые и убогие и не так сильно все изменится даже после ЧМ-2018. Половина стадионов, которые будут строить, в тех городах просто не нужна.
3. Показ российского футбола по платному НТВ плюс, мягко говоря, довольно низкого уровня. Хотя НТВшники любят рассказать про то, какие они крутые. Но те, кто видел, например, как транслирует футбол компания SKY, понимают, что уткин и Ко - это как деревенские актеры провинциального театра, в своей деревне им просто нет альтернативы, а совершенствоваться не надо, все и так "хавают" их "продукт"
4. Быдлофаны + быдлополицаи на стадионах отталкивают своим поведением многих от посещения матчей
5. Рынка рекламы для футбольного сегмента почти нет. Кто там и что хочет рекламировать для болел футбольных? Пиво? Его запретили. Поэтому зачастую идет одна реклама от госкорпораций, которых по велению кремля "подписали" на финансирование РПЛ. Потому и видно по тв одни рекламы газпромов, согазов и прочих страховых, нефтегазовых групп во время футбольных матчей.
Чтобы сделать у нас нормальный футбольных продукт, нужно пахать долго и вдумчиво. А когда у нас проще распилить бюджеты, выделенные на финансирование клубов, лиги, детского спорта, то мало что получится. На данный момент весь наш результат строится на банальном вливе огромного количества госденег, а если его прикроют, то скатимся мы в один миг на уровень белорусского футбола.