«Ювентус» — «Милан». Армрестлинг как разновидность арт-хауса
Если кто-то, купившись на яркую афишу матча, рассчитывал увидеть захватывающий «экшн» со стрельбой и погонями, то он остался разочарован. В воскресенье вечером в Турине играли классику. Итальянский арт-хаус.
Это был наиклассический матч с повышенной плотностью в середине поля, множеством жестких стыков, тактической борьбой и почти полным отсутствием голевых моментов. С чувством собственного достоинства команды вцепились друг в друга, стараясь сломить соперника и склонить чашу весов с тремя очками в свою сторону.
Не стоит думать что Серия А вся такая. Но именно здесь матчи подобного рода действительно являются искусством. Искусством перетягивания каната, бодания лоб в лоб, когда ради победы надо ценой неимоверных усилий заставить оппонента дрогнуть – совсем чуть-чуть, но из этой мимолетной слабости и выжать драгоценную победу.
Матч напоминал поединок в армрестлинге, когда два спортсмена пытаются перебороть друг друга на руках. Со стороны кажется, что долгое время ничего не происходит, полное равновесие при отсутствии движения. Но внутри все напряжено, воля и концентрация на пределе. Кто первым даст слабину – тот проиграет. А если соперники достойны друг друга, то и вовсе любая мелочь может сыграть свою роль – какая-то шальная мысль проскочила и отвлекла, или моргнул человек не вовремя.
Про такие матчи, как сыграли «Милан» с «Ювентусом» тоже часто говорят, мол, повлиять на исход может любая ошибка, любая мелочь. Да только в кальчо умение использовать мелочи и извлекать пользу из незначительных оплошностей тоже является особым жанром искусства. От этого тоже можно получать удовольствие, если, конечно, твоя команда не проиграла…
Эту игру вряд ли можно назвать шахматным поединком, хотя Аллегри и Конте неплохо поработали над тактическим аспектом, как до игры, так и во время нее. Сравнение с борьбой на руках позволит чуть лучше отразить атмосферу напряженного равнодействия, которая царила на поле.
Оба тренера дали повод порассуждать о стартовых составах, однако, сделали это разными способами. Аллегри не ломал излюбленную и кажущуюся нынче единственно верной схему 4-3-3, но слегка удивил подбором исполнителей. Боатенг сменил правый край атаки на левый в середине поля. А Робиньо получил-таки второй шанс, освободив место Эль-Шаарави и перебравшись направо.
Конте же настолько понравилась идея одновременного нахождения на поле всей ударной четверки центральных полузащитников (Пирло, Маркизио, Видаль и Погба), что он второй матч подряд предложил слегка причудливую расстановку 3-5-1-1, которая, впрочем, могла трактоваться иначе в определенные моменты встречи. «Единичкой» между полузащитой и нападающим был Маркизио, игравший на неопределенной позиции «полунападающего».
Цифровое выражение средних линий позволяло предположить, что преимущество в центре поля должно быть у «Ювентуса», ведь полузащита «бьянконери» была чуть ли не перенасыщена. На деле никакого тотального превосходства не наблюдалось, хотя в определенные отрезки матча (первая половина каждого из таймов), хозяева прибирали мяч к ногам и, казалось, начинали доминировать. Но «Милану» удавалось выправить ситуацию, отняв у соперников не только мяч, но и игровое (и территориальное) преимущество. Происходило это посредством того самого «бодания», когда приходилось буквально продавливать оппонентов на каждом участке поля.
Полузащита «Милана» действовала асимметрично. Располагавшийся номинально слева Боатенг много перемещался, нередко сваливаясь в центр или выдвигаясь поближе к штрафной. Возможность этих перемещений обеспечивал не только сам Принс, но и Эль-Шаарави, который здорово отрабатывал по всей бровке, ничуть не чураясь оборонительных действий и стайерских забегов с Лихштайнером.
Монтоливо справа действовал более строго по позиции, ведь ожидать от игравшего «над ним» Робиньо такой же прыти при потере мяча было наивно.
«Ювентус» с первых же минут предложил «красно-черным» испытать на себе мощный высокий прессинг. Туринцы накатывали волнами, накрывая защитников «Милана» прямо в штрафной. Впрочем, «россонери» не стремились играть на отбой, постоянно пытаясь найти относительно свободного партнера, чтобы начать осмысленную атаку.
С определенного момента схожие акции при потере мяча стали проходить и у «Милана», правда, это был не высокий прессинг, а, скорее, просто коллективный отбор. Собственно, от успешности такого отбора (или же, наоборот, его преодоления) и вырастало игровое преимущество той или иной команды на определенном временном отрезке.
И все-таки, несмотря на всю эту плотность, свободные зоны возникали чаще, чем диктовала логика такого сверхупорного противостояния. «Ювентус» с удовольствием использовал передачи вразрез, благо у «бьянконери» найдется кому отдать пас. Но Вучиничу и Маркизио не хватало партнеров поблизости, чтобы продолжить комбинацию. Во многом это заслуга Мексеса и Сапаты, которые успевали грамотно перекрывать зоны и отсекать игроков «Старой синьоры» друг от друга.
Аллегри, как показалось, искал противоядие. К примеру, несколько атак в середине первого тайма Амброзини и Боатенг провели поменявшись местами. В перерыве Амбро пришлось меняться местами с Мунтари, только вот было это не тактическим перестроением, а попросту заменой. Этот ход повлек за собой перемещение всех игроков средней линии: Монтоливо перешел в центр, Боатенг направо (впрочем, он продолжал играть довольно широко), а Мунтари занял позицию левее центра.
Свободные зоны для игроков «Милана» появлялись, в основном, там, где не успевал Пирло. Было это зачастую вблизи штрафной «Ювентуса». В первом тайме там имел возможности для удара Амброзини, а во втором – Монтоливо. Но если свободные зоны были, то времени для принятия решения практически не было – накрывали игроков с мячом молниеносно.
К слову, получать мяч в центре без помех иногда мог и сам Пирло – акцентированной опеки для своего бывшего подопечного Аллегри предусматривать не стал. Впрочем, оговорка о том, что беспрепятственные встречи с мячом происходили лишь иногда, была сделана не случайно – свободно дышать в этом матче не позволялось никому.
Собственно говоря, атаковать через центр у «Милана» совсем не получалось – одни лишь неподготовленные попытки дальних ударов. Подавляющее большинство атак сваливалось на фланг, а то и вовсе ближе к угловому флажку. «Бьянконери» вытесняли туда игрока с мячом и отрезали возможность продвижения вперед. Во втором тайме за счет индивидуальных действий и помощи Эль-Шаарави небезуспешно что-то противопоставить соперникам на своем фланге пытался Констан. Вот только с прострелами/навесами у Кевина была в этот вечер беда.
Беда была и с опасными моментами. По-настоящему голевых эпизодов «с игры» команды так и не создали. «Милан», впрочем, не создал их вообще (для порядка, в скобках упомянем несколько прошедших-таки прострелов, да все те же дальние удары). «Ювентусу» удавалось довести до удара стандарты. По закону жанра, самый опасный из ударов случился после рикошета от стенки. Это и могло быть той самой мелочью (кто-то назовет случайностью), которая приносит победу, но Аббьяти с помощью чудесной реакции и завидной координации сохранил счет в неприкосновенном виде.
В следующем ключевом эпизоде в штрафной «Милана» отметился уже другой вратарь «россонери». Увы, отметился со знаком минус. Проведший откровенно слабый матч Абате уступил мяч Азамоа, а Амелия совершенно неграмотно бросился наперерез игроку «Ювентуса», что привело к пенальти. Это и была та самая зацепка для хозяев. При более-менее равной игре из не самого яркого эпизода родился гол. А идеально точный удар Видаля с одиннадцатиметровой отметки лишь подтвердил упомянутое выше умение итальянской команды воспользоваться оплошностью соперника сполна.
Характер игры после гола принципиально не изменился. «Ювентус» заиграл чуть ниже, «Милан» чуть больше владел мячом. Как в армрестлинге, преодолев основную незримую точку сопротивления и заполучив тем самым преимущество, «Ювентус» аккуратно довел матч до победы. Увы, переломить ход поединка чем-то нестандартным «Милан» оказался не в состоянии. В качестве «свежей идеи» Аллегри предложил Бояна, но по такой игре развернуться этому малышу никто бы и не дал.
Несколько недель назад на тройку сложных поединков в стане «Милана» смотрели с оптимизмом. Два очка – явно не тот показатель, который можно признать успешным. Но зато теперь наступила полная определенность с задачами и целями. Катастрофы не произошло, хотя проверкой на излом данный момент вполне можно считать. «Милан» все еще на третьем месте, следующие матчи выглядят не столь тяжелыми (на бумаге), закончится дисквалификация Балотелли… Наверное, даже самые преданные ценители арт-хауса в рядах поклонников «россонери» не откажутся увидеть в оставшихся матчах что-то более веселое и непринужденное. Мы соскучились по победам.
Автор: Даниил Лабыч специально для acmilanfan.ru