Владимир Казаченок: «Общественный совет при строительстве стадиона «Зенита» – это неплохая идея»
Бывший игрок «Зенита», известный тренер Владимир Казаченок в беседе с Федором Погореловым поразился чудесному попаданию дортмундской «Боруссии» в полуфинал Лиги чемпионов, порассуждал о командах российской премьер-лиги, а также оценил идеи создания команды «Зенит-2» и общественного совета при строительстве стадиона клуба.
– Вернемся в бушующий Дортмунд: несмотря на счет 2:1 в пользу «Малаги» в основное время матча, «Боруссия» сумела пройти в полуфинал Лиги чемпионов. На ваш взгляд, как такое возможно?
– Если бы мне сказали об этом до игры, то я бы подумал, что это нереально. Испанцы превосходно обороняются, и все 90 минут они страстно сражались. Это лишнее подтверждение того, что в футболе нельзя расслабляться ни на секунду. Только выключились – и пропустили гол, а снова включиться «Малага» не смогла. Я думаю, что третий гол они пропустили только из-за этого. Да, имел место целый ряд судейских ошибок, но все же до этого можно было не доводить.
– Спокойно сушить, да?
– Совершенно верно. Испанцы же посчитали, что игра сделана.
– Мне показалось, что Дортмунд капитально уплыл. «Боруссия», не избалованная еврокубковым опытом, впервые столкнулась с классической испанской командой. Ребята из «Малаги» могут упасть, схватиться за лицо, потянуть время, выбить мяч, демонстративно вытирать его об футболку. А Клопп просто так прыгает у бровки, делает двойную замену, – он же не думал всерьез, что сможет переломить ход игры. Были моменты, когда у немецких футболистов совсем ничего не получалось. У не сложилось такого ощущения?
– Если честно, я иногда переключал каналы. У меня сложилось ощущение, что «Боруссия» не знала, как ей атаковать; испанцы полностью диктовали свои условия. Поэтому и переключал, собственно. В итоге уверенность испанцев в том, что они уже победили, и привела к такому результату. Вы видели, как команды уходили с поля: одни – убитые горем, другие – сами не понимая, что к ним пришла победа. Особенно тренер, которые после матча сказал что-то вроде «пойду в церковь, свечку поставлю». Потому что случилось то, что никак не могло случиться.
– Говорить об офсайдах бессмысленно: обе команды забили из офсайда, все по-честному.
– Да, но тут важно, когда забили.
– Что испытывают футболисты в такой ситуации? Я подозреваю, что игроки «Малаги» еще долго друг другу в глаза не смогут смотреть.
– Проиграв полуфинал Кубка кубков, я три дня не разговаривал со своим лучшим другом Гонтарем. Не потому, что не хотел, а просто не мог, наступило полное опустошение. Когда ты еще не ушел с поля, еще в центре событий, обмениваешься футболками и так далее, – еще можно держаться. А вот когда приходишь в душе и остаешься один на один с собой, наваливается осознание, и становится тяжело. Для «Малаги», которая претендует на призовые места в чемпионате Испании, это может быть сильным ударом. Легче бы ей было проиграть сразу.
– Возвращаемся с лигочемпионских площадок на российские поля. Недавно появилась информация, что «Зенит» планирует создать во втором дивизионе команду под условным названием «Зенит-2», которая много лет назад там играла. В ней, если мне не изменяет память, начинал карьеру Александр Панов, Юрий Гусаков там ее заканчивал.
– Да, там многие ребята играли, Акимов, например.
– На ваш взгляд, насколько актуальна идея команды во втором дивизионе, в нынешней ситуации развития молодых футболистов?
– Я думаю, что она очень актуальна. Школы готовят массу футболистов: два последних турнира Гранаткина показали, что у нас очень хорошие молодые ребята. Ведь наша городская сборная соревновалась со сборными стран! И за два года проиграли только два матча. Думаю, что необходимость в такой команде уже назрела. Важно определиться с ее идеологией. Эта команда должна пройти дальше и играть в первой лиге. На мой взгляд, главное – это желание «Зенита» и материальная база. В Академии существует прекрасный стадион, на котором можно проводить матчи. Есть условия для тренировок, для проживания, все свое. Я думаю, «Зенит-2» не стоит форсировать прохождение второй лиги, стоит определить срок в три года. За это время необходимо закончить комплектацию боевой команды. Ведь это не только игроки, но и обслуживающий персонал, и тренерский штаб – за это время все должны притереться друг к другу.
– По мнению многих специалистов, главная беда российского футбола заключается в том, что у игроков 17–19 лет нет площадки для профессионального роста. Турниры молодежных команд, при всем уважении, чаще всего – бездна; уехать после него можно в «Томь» или, в лучшем случае, в Пермь. А команда второго дивизиона – это промежуточное звено, которое позволит вкатываться в команды премьер-лиги или даже в «Зенит».
– Почему «даже»? Это и есть задача «Зенита-2» – готовить молодых игроков для «Зенита». У меня есть одна идея, может быть, кому-то она покажется бредовой. Мне кажется, что команды второй лиги не очень привлекательны даже для молодых футболистов. Например, приехать в Кострому и играть там без зрителей не очень интересно. Другое дело, когда ты приезжаешь, и весь город болеет за «Спартак» Кострома, потому что это единственная команда в городе, и неважно, в какой лиге она играет. Поэтому я предлагаю сделать объединенный чемпионат СНГ среди вторых команд. Я уверен, что на такие игры в Минске, Киеве, Донецке, Алма-Ате, Ташкенте будут приходить по 10–15 тысяч зрителей.
– (вопрос слушателя): К разговору о воспитанниках: Владимир Александрович, может быть, встретитесь, по старой памяти, с Сашей Кержаковым, поговорите с ним? Ну пора уже!
– Я думаю, никто не хочет, чтобы он забил, больше, чем он сам! Нужно время.
– По моим ощущениям, Кержаков провел фантастический матч в Махачкале. Да, не забил, но проделал огромный объем работы, сделал очень много для партнеров, сыграв, как классический современный нападающий.
– Как известно, такая черновая работа обычно остается за кадром, а болельщики после матча говорят: «Ну вот, опять не забил». Но дело в том, что все это проходит на фоне общей болезни нашей команды, и я думаю, что выздоровление придет ко всем сразу. А вообще, возможно, он даже перебирает этой черновой работы. По матчу с «Крыльями Советов» было видно, что у Александра не получается выполнять то, что он делал раньше. Принять и протащить мяч, уйти на фланг, если не получается в центре, и так далее. Но ведь дело еще и в том, что он стал меньше получать мяч и, в основном, вся его работа идет без мяча. А в условиях отсутствия на данный момент у «Зенита» организованного прессинга, Кержаков тратит на эти перемещения много сил, которых, возможно, ему потом и не хватает. Раньше он принимал мяч на скорости, входил в штрафную, включал дриблинг, раскачивал защитников. Сейчас этого нет. Саша – парень умный, он должен сам найти выход. Еще раз все проанализировать, просмотреть эти матчи. Но в том, что он рано или поздно начнет забивать, никаких сомнений нет.
– При этом, по статистике, удары Кержакова блокируют чаще остальных в чемпионате России. То есть, получается, что мы не видим столь часто забивающего Александра Кержакова потому, что на той-то стороне поля тоже не дураки. Все прекрасно понимают, что ему нельзя давать пространство.
– Вообще, такова доля нападающего – научиться жить с человеком за спиной. Чем больше ты забиваешь, тем более изощренные методы борьбы придумывает соперник. И даже эти заблокированные удары как раз и говорят о том, что его манеру изучают, к ней готовятся.
– Хотел еще про Халка вас спросить. Мне кажется, что в весенней части чемпионата у них с Кержаковым появилось взаимопонимание. Например, в моменте, когда Саша опасно бил головой в матче против «Крыльев», передачу на него делал именно Халк. То есть того осеннего мрака, когда у нас на поле находилось два свободных радикала, существующих в параллельных вселенных, уже нет. Игра в атаке стала более командной.
– По моему мнению, приглашая любого игрока в команду, нужно подумать, как он в эту команду впишется и что будет делать на поле. Как мне показалось, Спаллетти очень долго искал, выбирал, как теперь будет строиться атака. Хотя, наверное, должен был все это видеть с самого начала. Ведь для «Зенита» игра впереди очень важна: команда, которая хочет добиваться результата, должна играть агрессивно. Взять недавнюю игру «Реала» в Стамбуле. Несмотря на то, что «Галатасарай» прижал гостей к их воротам, каждый раз при выходе из обороны испанцы знали, что делать и куда бежать. В «Зените» ведь тоже собраны игроки, которые все прекрасно понимают. Если, к примеру, Быстров получил мяч, то, скорее всего, он пойдет по флангу и будет делать то, что он умеет – подачу в штрафную. Поэтому зачем подходить к Быстрову и просить у него мяч? Нужно бежать в штрафную площадь. Ему легче сделать хороший пас, когда он знает, что партнеры этого ждут и не нужно осматриваться, побежал кто-то в центр или нет. Это все, казалось бы, маленькие разногласия, но беды от них большие.
– Возвращаясь к теме создания команды «Зенит-2». Как бы вы смогли применить опыт, приобретенный во время работы со «Сменой-Зенит»? Насколько я помню, это был тяжелый год.
– Да, это так. И первое, с чем я столкнулся – это то, что, оказывается, ни Академия, ни молодежный состав не готовят футболистов к тому, что их ждет во взрослом футболе. Ребята были абсолютно неконкурентоспособны, что и показало наше выступление во второй лиге. Самое сложное состояло в том, чтобы переделать их под требования взрослого футбола.
– В целом, на ваш взгляд, можно из современных 18-20 летних ребят вырастить игроков уровня премьер-лиги?
– Я на лично опыте знаю, что готовить футболистов к конкуренции нужно намного раньше – с четырнадцати лет. Уже в этом возрасте они должны работать по взрослой программе. Ведь когда в восемнадцать они придут в команду мастеров, им никто просто так там места не предоставит. Молодые игроки должны с малых лет быть настоящими бойцами, чтобы затем сражаться за место в основе главной команды.
– Недавно возобновилась дискуссия о строительстве стадиона на месте той арены, где вы провели множество прекрасных матчей. Например, на прошлой неделе Борис Смолкин, Олег Кваша и другие известные петербуржцы выдвинули предложение организовать общественный совет при стройке с целью контроля происходящего.
– Я считаю это неплохой идеей. Может быть, общественные советы всем надоели еще во времена СССР, но в данном случае, мне кажется, смысл есть. Был один совет при Валентине Матвиенко, который контролировал ресурсы, идущие на поддержку команд мастеров. Можно сделать нечто подобное и здесь. Конечно, ни финансы, ни саму стройку мы контролировать не можем. Но подсказать, что нужно сделать в первую очередь, как сделать стадион максимально удобным для спортсменов и зрителей, чтобы потом ничего не нужно было перестраивать – здесь общественный совет вполне может помочь. Тем более, когда руководящие органы будут каждую неделю или месяц отчитываться перед этим советом, может быть, через какое-то время им надоест придумывать очередную причину столь долгосрочного строительства. Ведь дальше так продолжаться не может, надо что-то делать!
– В субботу «Зениту» играть в Москве против «Локомотива». До начала сезона казалось, что это отличная команда: Билич и его рок-н-ролльная сборная Хорватии, хорошие игроки. А теперь – Семин на последнем матче, как символ этого развала. На ваш взгляд, что происходит с «Локомотивом», какого футбола ждать в игре с ними?
– А никакого футбола не следует ждать. За то время, что в этой команде работают Смородская, Билич и остальные, «Локомотив» все больше и больше превращается в серость, результаты матчей которой не может предсказать никто.
– Жестокие слова. Сразу же вспоминается место «Локомотива» в 50-60-е годы в московском триумвирате команд.
– Так и есть, пятое колесо. И сейчас все то же самое. Хотя, понятно, что, по сути, это команда из числа элитных, которая имеет свой стадион, базу, инфраструктуру. Но это еще раз подчеркивает, как важно иметь свою идеологию, как важно уметь управлять.
– Десятое место занимает эта команда сейчас.
– И это не предел! Нет, ну это на самом деле так. Я не вижу способов, с помощью которых железнодорожники собираются забивать голы. Если им больше не выпадет возможность выполнить какой-нибудь стандарт, они вообще в этом сезоне больше не забьют. Я думаю, при подготовке к матчу «Зениту» стоит обратить на это внимание. Если наши игроки будут просто пропускать хозяев мимо себя и не фолить, то в наши ворота мячи не залетят. Вот был такой ленинградский футболист Борис Кох. И они с другом поехали в Тюмень – это была первая команда, которую он тренировал. Потом мы на сборе встретились, спрашиваем: «Боря, ну как?» Он говорит: «Ребята! Думал, еду в Тюмень, оказывается – в темень. Играем двустороннюю игру, и все время 0:0! Дай, думаю, вратарей уберу». Мы: «Ну и как?» Он: «0:0!» В общем, я уверен на сто процентов, что «Зенит» выиграет, причем всухую.
– Тяжелое поле. На «Локомотиве» сейчас худший газон в России…
– Хотите мое мнение? Футболисты еще не видели, какие бывают плохие газоны! Там будет земля, будет трава, можно играть. Надевайте не резиновые шипы, а нормальные шестишиповки. Правда, поля-то сейчас другие, прошитые искусственной травой. Помню, когда приезжал на матч, посвященный юбилею Блохина. Играли против сборной мира, выхожу на поле, а оно ходуном ходит, как ковер!
– А вы же еще из того поколения футболистов, которые из титана шипы вытачивали, шурупы ввинчивали…
– А как же! Все друзья покупали, потому что лучше, чем на ЛОМО, шипов никто не точил. Они были легкие, с титановой головкой, оболочка пластмассовая.
– Золотые времена! Не могу не спросить вас про подвал турнирной таблицы чемпионата России. Тут все, как на подбор. «Мордовия» – новый иностранный тренер, купили игроков…
– И сразу как игра поменялась!
– Да, это, пожалуй, единственное светлое пятно в подвале. Хотя мои знакомые, в прошлом профессиональные футболисты, друзья которых играют сейчас за «Мордовию», говорят, что там все очень тяжело…
– Ну так и я с иронией сказал! Фактически-то ничего не изменилось, игры никакой нет. Есть стандарты и борьба.
– Собственно, «Рубин»-то с этой стратегией бронзовые медали в 2003 году выиграл.
– Все зависит от исполнителей. К тому же, в 2003 у «Рубина» была игра.
– Да, это правда. Возвращаясь ко дну таблицы. Смех смехом, но «Мордовия» одержала победы над «Крыльями» и «Анжи», четыре забитых мяча.
– Нет, никто не умаляет их достоинств, но игру, которую они показывают, можно назвать анти-футболом.
– «Алания». Валерий Газзаев, контракт с «РусГидро» и 13 очков после 23 матчей. Что случилось?
– Опять же, это говорит о том, что успех зависит не только от футболистов и тренера, но и от всего штаба, всего клуба в целом. Газзаеву сложно работать на трех должностях одновременно. Есть пословица про два стула, а он себе скамейку из сада принес. Еще и назначение сына. Человек нигде не работал, нет опыта. Когда идет выстраивание отношений, пустяков не существует. Когда ребята уважают и слушают – это одно. А когда ты просто мысли чужие передаешь – совершенно другое.
– «Дорогие футболисты! По смс папа сообщает: сегодня играем в квадрат!». Ну хорошо. «Крылья Советов». Вот про команду «Мордовия» один бывший футболист после матча с «Зенитом» сказал: «Ну ладно, синенькие ничего не хотят, но красненькие-то вообще глухонемые, совсем же не умеют играть!». Вот нынешние «Крылья», если честно, производят такое же впечатление. В матче с той же «Мордовией» играли две минуты, в игре с «Зенитом» побегали 15 минут во втором тайме. На мой вкус, это команда, которая немножко забыла, что такое играть в футбол.
– Мне «Крылья» тоже не очень понравились. Опять же, идеи-то никакой нет, все рассчитано на удачу. Вот Лахиялов выдвинется под Алвеша – ему же неудобно. Он маленький, Алвеш большой – неудобно играть. Вообще, «Зенит» в первом тайме играл очень строго. Ни разу «Крылья» не выходили в атаку в ситуации, когда обороняющихся у «Зенита» было бы меньше восьми. И они всегда встречали мяч лицом, самарцы ничего не смогли сделать. Хотя понятно, что хорошо, когда команда еще и в штрафной соперника играет ввосьмером. «Зенит» встречал соперника, а в атаке потом играл тремя-четырьмя игроками.
А у «Крыльев» схожая с остальными аутсайдерами проблема. Команды учатся по системе «как бы нам выжить», а не «как нам играть». И тренер это понимает, и подбор игроков такой же. Я не любитель ностальгии по советским временам, но тогда у команд была какая-то преемственность, они строились по-другому. Были традиции, носителями которых выступали футболисты, играющие по пять-десять лет в клубе; а к ним уже добавлялись другие люди. А сейчас это все распалось, и команды на каждый матч выходят не играть, а «умирать». Это хорошо еще, что «Зенит» есть. С кем бы мы ни играли, но каждый раз можно увидеть обводку, удар, нестандартное решение от классного игрока. А что будет, когда «Крылья» с «Мордовией» или «Аланией» начнут сражаться?
– Живые позавидуют мертвым в тот день. К другим темам: украшением матча с «Крыльями» стал фантастический нырок нашего драгоценного Живанилду Виейры. Все вопросы, как мне кажется, не к нему, а к Лаюшкину. Халк просто красиво обманул.
– Я бы про игрока вообще ничего не говорил в данной ситуации. Хитрость – это одна из составляющих игры. Если ты не схитрил, где вероятность, что не схитрят против тебя? Как в свое время незабвенный Борман (Валерий Овчинников, экс-тренер нижегородского «Локомотива» – прим. ред.) вышел и сказал: «Я давал судьям, даю и буду давать, потому что у меня нет никакой уверенности, что кто-то не даст вперед меня». Также и здесь. Но если Халк еще раза два-три так кинется, судьи могут и не дать пенальти. Судья, особенно такой опытный, как Лаюшкин, должен такие вещи хотя бы доходчиво обосновывать, чтобы у него была какая-то линия защиты. Ведь там даже было видно, что Немов, который Халка сбивал, как стоял на месте, так и стоит. Хотя бы посмотри, что он стоял не в штрафной, как же он мог сбить в штрафной? Или у него нога телескопическая?
– Болельщики жалуются, что тяжело на нынешний футбол ходить с семьями. Как мне кажется, новый стадион на Крестовском острове, когда он будет построен, изменит практику похода на футбол. Вместимость – 65 тысяч, попадут все, кто захочет.
– Все зависит от того, как будут играть. Может, и этого стадиона будет не хватать. Но на стадион должен быть поход такой, как, к примеру, сейчас на хоккей. Почему туда ходит много народу? Потому что там все организованно. Зрителям приятно сидеть, там есть какое-то шоу, там можно поесть и попить. Вот если будет комфорт на новой арене, туда зрители будут ходить семьями.
– Тройка команд, которая сейчас находится наверху турнирной таблицы, насколько заслуженно там пребывает?
– Все, что эти команды заслужили, отражено в таблице. Не могу сказать, что кто-то кому-то очки дописал, или у «Зенита» отнял. Ну, может, за исключением трех очков. Но и там спорная ситуация. На самом деле, таблица все отражает. Например, «Анжи» в последних матчах играл плохо, но зато какой задел сумел создать осенью. Чем определяется класс команды? Чем меньше она теряет очки в свои тяжелые времена. Потому что все равно игра придет, если команда классная. Важно в период спада не потерять много очков.
Фото: Татьяна Сухарева
Казаченку успехов!