Коллективный кибернетический разум. Или не один Пареха тут виноват.
На Олимпиаде в Афинах с российской сборной по синхронному плаванию случился казус – греческий ди-джей своими потными руками облапал диск с музыкальной композицией, под которую должны были выступать наши синхронистки. Кто-то ещё удивляется, почему в Греции экономический кризис – они даже диск не могут в магнитофон нормально вставить. Руки вытереть забыл или поленился. Музыка вырубалась несколько раз. Было здорово похоже на подставу. Но россиянки даже без музыки выступили на «отлично», даже с кроворуким ди-джеем-колхозником.
Вот у меня вопрос – сколько по времени тренируются российские синхронистки и футболисты Спартака? Как собираются достигать синхронных командных действий игроки моей любимой команды – даже без музыки, не под водой.
Все защитники мира, даже самые лучшие, самые звёздные, с большим трудом обороняются, когда нападающие соперника вываливаются на них один в один.
Просто нормальные команды сводят потери мяча к минимуму – чтобы исключить по возможности такие ситуации.
Самый яркий пример – игра Барселоны. Ситуации, когда Пике или Пуйоль остаются один в один с нападающими соперника, единичны. При потере мяча полузащитники каталонцев несутся в оборону со скоростью сайгаков. Вы видели, с какой скоростью возвращаются назад спартаковские полузащитники? Кариока бежит назад со скоростью антилопы, у которой начинаются схватки.
Приведу хрестоматийный пример с Николасом Парехой – самым звёздным защитником Спартака. Матч в Питере - Билялетдинов наступает на мяч в центре поля, потеря, быстрый перевод на Макса Канунникова, спартаковские полузащитник отыграны, нападающий Зенита вываливается один в один с Парехой. Аргентинец переносит центр тяжести, готовясь к рывку питерца влево от себя – под правую ногу, но Макс уходит вправо под левую ногу и заряжает в дальний угол. Кокорин в позорном помойном матче точно также обыграл Пареху и ударил с левой ноги, честно говоря, коряво-лажово, прямо по центру, но Дикань уже завалился в дальний угол. Кардоссо в Лиге чемпионов в Португалии обыграл Пареху как в дворовом футболе, прокинул мяч с одного бока, а обежал с другого. Во всех трёх случаях – Пареха остался один в один с нападающим соперника практически без подстраховки. Проваливается опорная зона и получай голевую ситуацию. Кто виноват? Только Пареха?
Потери мяча неизбежны, для этого команда и тренирует до автоматизма всеобщие перемещения и передвижения – в СССР были такие живые фигуры, пирамиды, сделай раз, сделай два, ну и тд. Люди в группе по сигналу занимали определённые положения и принимали соответствующие позы – получалась живая фигура.
В футболе нечто подобное, если у тебя мяч и партнёр открывается под передачу – ты просто отдаёшь ему, а тот передаёт дальше – так и в баскетболе и в гандболе.
Как свести к минимуму голевые ситуации при потере мяча?
Одно из самых эффективных решений – искусственный офсайд. Тут нужна синхронная работа всех защитников, кто-то командует, например Пареха, остальные выдвигаются на шаг вперёд. Командует, я так понимаю, на русском литературном, чтобы крайние защитники его услышали. Только вот беда, Пареха то на больничном, то на дисквалифатичном. Командует его земляк Инсаурральде. Тоже на русском литературном – как иначе.
Что на выходе получаем – регулярные ошибки при создании искусственного офсайда. Волга забила такой лажовый гол – когда Макеев застрял, кстати, после своей же потери мяча в атаке. Фенер забил после розыгрыша углового – в Стамбуле вначале Инсаурральде проиграл воздух, а Дима Комбаров обнимался с Совом, вместо того, чтобы сделать шаг вперёд и оставить турецкого африканца в гордом положении «вне игры». А в Москве Пареха на пару с Макеевым не смогли оставить того же Сова в офсайде, когда турки отквитали гол – последовал длинный заброс – как в баскетболе на кольцо на выпрыгивающего игрока, чтобы тот эффектно заколотил мяч сверху. Сов мог перебрасывать Диканя, но сделал скидку на Кюйта, а тот поразил уже пустые ворота. Локомотив вырвал победу после розыгрыша штрафного, Дима Комбаров застрял и оставил Романа Павлюченко в «правильном положении», когда тот головой поразил ворота Диканя. На наше счастье судьи украли у соперников как минимум два гола – Терек забил в Грозном, но гол Садаева отменили. Кураньи из Динамо поразил ворота, но судьи усмотрели офсайд, которого не было. Так что не будем гнать волну на отменённый гол Артёма Дзюбы в ворота ЦСКА – судьи ошибаются как в пользу Спартака, так и в пользу соперников.
Кто помнит первый матч Зенита со Спартаком при Дике Адвокате? Спартак Федотова раскатал тогда Зенит легко, даже играючи. Тот самый случай, когда звёзды Зенита ещё не сыгрались, не достигли высшего пика синхронности общекомандных действий. Но один гол питерцы отквитали очень даже показательно. Радимов сделал вывернный пас на Погребняка. Защитники Спартака оставили его в искусственном офсайде, но Бояринцев застрял на своём фланге, сторожа своего игрока, тем самым разрушив офсайдную ловушку. Мне тогда показалось, что игрок Зенита неслучайно забежал по своему флангу, утащив с собой защитника, заставив его оказаться так глубоко. Тут Зенит продемонстрировал синхронность командных действий в атаке, а Спартак – асинхронность командных действий в защите.
Чтобы перемещения-передвижения по полю были похожи на построение живых пирамид, нужны годы тренировок, действия должны быть доведены до автоматизма на уровне кибернетического разума. Хотя отдадим должное и сопернику – даже самая вышколенная защита может спасовать перед такой же вышколенной атакой. Спартак пока спасает то, что у соперников по чемпионату России такой же ворох проблем – у кого-то больше, у кого-то меньше. Только Зенит, до пресловутой покупки Халка и Витцеля, и ЦСКА могли похвастать более-менее выстроенной поставленной игрой в атаке. Сейчас Анжи подтягивается, Динамо наводит потихоньку порядок, Локомотив пока в яме. Терек подтянулся всем на удивление.
На вершине в итоге окажется тот, у кого состав более звёздный и кто сможет поймать свою волну-игру – выработает слаженные, синхронные общекомандные действия – а это напрямую связано с тем, как долго партнёры играют и тренируются вместе. ЦСКА и Зенит тут очевидно впереди всех в России – сколько матчей провели вместе Игнашевич и братья Березуцкие? Сколько лет играют вместе Зырянов, Денисов, Широков, Кержаков?
В России сравнивать синхронность работы защитников Спартака можно на примере таких же асинхронных наспех собранных коллективов физкультурников – коллег по несчастью. Амбиций море, а терпения ноль. Не успели тренера пригласить, купили четверых парней, которые впервые собираются играть в России, трое из которых начинают играть с незалеченными травмами, два из которых травмируются практически тут же, а четвёртый, на которого было больше всего надежд, травмируется почти тут же – уже в пятой игре. О какой синхронности может идти речь? Ну что за бред – Нетренер взял серебро, пусть Тренер добудет нам золото. А времени на посторенние команды – фиг Вам! Раз, Вы Тренер – идите докажите, что Вы лучше. Тренер, который ни разу в жизни не работал за пределами своей родины. Два новичка, которые точно также впервые покинули родные края, должны сходу адаптироваться к новой стране, новой команде, новому турниру и стать лидерами в коллективе. В России такая белиберда происходит не только со Спартаком.
Вот в Лиге чемпионов другая петрушка. Над Селтиком как только не ржали – дескать, парни из колхоза. Угарал над комментариями телевизионщиков, что Барселона имела десять голевых моментов, а британцам просто повезло. Как раз всё было в точности до наоборот – явных возможностей поразить ворота Селтика у каталонцев было немного. Голы Барсе давались с превеликим трудом. Защита шотландцев работала синхронно – надо ли напоминать, что играют парни вместе побольше, чем спартаковцы.
А синхронность зачастую является показателем класса. А откуда взяться этому самому классу? Когда стабильности нет, исполнители меняются как носки, каждый сезон очередной Амиго – как в такой компании оказался Марек Сухи? На каком языке Дикань подсказывает Хуану Инсаурральде? На смеси украинского, русского, испанского? Большой вопрос – останется ли аргентинский мегазащитник на следующий сезон?
Индивидуальные ошибки на фоне неслаженных асинхронных действий всей команды, особенно при обороне собственных ворот и приводят к обилию пропущенных голов. Только представьте в олимпийском бассейне девчонок, которые кувыркаются в воде - кто в лес, кто по дрова. Никакой синхронности, сплошная анархия, какая музыка, какой Глинка, какой Чайковский – мы тут сами с усами.
Стабильность – залог успеха. Если бравые аргентинские парни хотят работать в Спартаке – тогда никаких Дугласов и Деде. Пусть Карпин наигрывает основную четвёрку до автоматизма, пока в обороне не появится коллективный кибернетический разум. Все страхуют друг друга, все открываются. Все предлагают себя под передачу. Все двигают мяч вперёд, готовы первым пасом начать голевую атаку. Все готовы выйти на ударную позицию.
Это касается не только защитников – полузащитников и нападающих в том числе.
Только как относиться к словам Леонида Федуна о том, что команду усилят два-три игрока, умеющие нормально защищаться?
В идеале – это два центральных защитника и один опорник. Кто даст им время сыграться с партнёрами? Откуда взяться этой самой синхронности-слаженности, если чуть ли не каждые полсезона мы начинаем с новым сочетанием защитников?
Мне видится решение проблемы не в покупке новых исполнителей, а приглашении новых менеджеров – в первую очередь спортивного директора, человека, определяющего развитие клуба хотя бы на ближайшие пять лет.
Например, в школе есть талантливейший левый полузащитник, время его раскрытия прогнозируем через два года – значит команде нужен левый полузащитник на ближайшие два года, а через два года мы предположительно, если верить прогнозу, получаем российского игрока в основной состав на заданную позицию. Если центральные защитники из дубля на наш взгляд не тянут лямку главной команды – продаём их, чтобы не гробить им карьеру – пусть играют иностранцы. Самедов и Погребняк неплохо раскрылись вне Тарасовки.
Вот этой ключевой фигуры при Федуне как не было, так и нет до сих пор. Покойный Федотов занимал эту должность, но не имел поддержки в клубе. Не может Карпин замыкать на себе эти посты – не может подбирать команду, которая согласна работать только с ним и ни с кем более.
Этот независимый, а точнее созависимый управленец, отвечает и за подбор тренера для главной команды. Он может уволить Валерия Карпина, точнее вынести предложение об увольнении тренера Карпина на обсуждение советом директоров клуба. Этот человек осуществляет связь академии и всех команд, начиная от детской – вплоть до главной.
Тренер пусть тренирует, а команду подбирает менеджер. В мире не так много примеров успешного сочетания одним человеком двух должностей – и менеджера и тренера. Мне на память приходят Алекс Фергюссон и Арсен Венгер. Два человека, которые изменили мир футбола. Болельщики МЮ могут сказать про сэра Алекса – он наше всё. Болельщики Арсенала могут сказать про месье Венгера – он наше всё. Хотя в последнее время методы Венгера немного забарахлили. Его покупки чаще попадают в молоко, чем в яблочко. Но об этом подробно пишут на канонирских блогах.
Федун как-то обмолвился, что надо провести нормальную селекцию, подобрать такую команду, с которой мог бы работать любой тренер. Оговорка – не просто работать, но добиваться с ней самых высоких целей.
Роман Абрамович, когда купил Челси, начал не просто с покупки игроков – он перекупил Питера Кеньона из МЮ, человека, способного сформировать чемпионскую команду на годы вперёд. Хотя тренеров увольняет скорее лично Роман Аркадьевич, тут ему и советы специалистов не нужны.
Разве такое можно сказать про Валерия Карпина. Да, он любит Спартак. Он верит в свою звезду не меньше, чем во вторую звезду на красно-белой майке – возможно, для Карпина эти две звезды должны сойтись в одной. Ему нужно учиться управлять командой, ему нужно расти вместе с командой. Придёт время, и он оставит команду для последователя, оставит не развалины, не шайку раздолбаев, сливающих своего тренера в дерби, а команду, готовую к штурму новой вершины, готовую развиваться и совершенствоваться.
Так что не надо гнать на Пареху или Инсаурральде – они только видимая часть красно-белого айсберга, все главные проблемы скрыты под водой. Недальновидное формирование команды, отсутствие внятной стратегии для всего клуба, склоки и отсутствие профессионализма и дисциплины. Хотя на мой субъективный банальный взгляд – игроки они довольно средние. Синхронность всей обороны не скроет их индивидуальных систематических ошибок, впрочем, как и у других защитников – у Макеева особенно.
Пареха и Инсаурральде попали в Спартак в неправильное для себя время. Время экспериментов, проб и ошибок. Время, когда никто не даст тебе времени сыграться и поймать свою волну-игру. Поймать синхронность-слаженность. Тем более, когда тренер - ярый фанат мухлежа ротации.
Отбросить сиюминутное ожидание высоких результатов – набраться терпения и кропотливо работать над созданием чемпионской команды на годы вперёд. Чтобы весь спартаковский механизм заработал синхронно, как единый кибернетический разум.
Ещё раз оговорюсь, даже самая высокая синхронность в выполнении коллективных общекомандных действий не гарантируют успеха – Спартак Романцева тоже проигрывал, а из лигочемпионской группы чаще не выходил, чем выходил. Но без синхронности успеха нам точно не видать. Опять покупки, опять гадание на кофейной гуще – а вдруг получится, а вдруг прорвёт – сиюминутный успех вроде прошлогоднего серебра вполне возможен, только если мы смотрим на годы вперёд – такой успех скорее вреден, чем полезен. Такой успех может отбросить клуб на годы назад вместо того, чтобы дать толчок к шагу вперёд.
На картинках нет знаменитых советских пирамид - акробатических групповых фигур. Просто хорошие люди занимаются физкультурой. Определённого рода синхронность присутствует. Ради олимийского золота поработать надо гораздо больше. В Спартаке олимпийский чемпион есть - только в клубе у него получается хуже, чем в сборной.
А это знаменитые живые башни в Каталонии - так что не удивляйтесь успехам футболистов-каталонцев. У них тяга к командным слаженным синхронным действиям в генах.