7 мин.

Любимые футболисты нашего детства. Джалминья

фото

Голы, очки, секунды… Суммы трансферов, размеры контрактов и премиальных… Коэффициенты УЕФА, цены на билеты и абонементы… В бесконечной веренице цифр мы порой забываем о том, что футбол – это, в первую очередь, Игра. В рамках сериала «Любимые футболисты нашего детства» речь пойдет о футболисте, который не побоюсь этого слова, был живым олицетворением этой Игры. Свободный художник не по амплуа, а по духу – невысокий бразильский волшебник Джалма Фейтоза Диас, или попросту, «Джалминья».

Есть футболисты, которые своей игрой буквально влюбляют в себя с первого взгляда. Удачный финт, остроумный пас, изящный удар… Достаточно какого-то одного удачного игрового действия и все… Ты становишься сам не свой… Ты ждешь, когда же этот парень снова получит мяч, чтобы сотворить маленькое чудо. И буквально кричишь, дайте, наконец, ему этот мяч! Потому что он Игрок! Ибо играть в футбол – это не способность, а привилегия, которая дается немногим, а вернее сказать, избранным.

Подавляющее большинство на поле работает, лишь немногие играют, и совсем единицы – Творят. Именно таким Творцом на поле и был Джалминья в пору его выступлений за «Депортиво» Хавьера Ируреты.

Как и положено любой творческой личности, Джалминья на протяжении долгого времени находился в поисках Своего клуба. В начале карьеры он на протяжении пяти сезонов феерил в родном «Фламенго», выиграв в составе «красно-черных» Чемпионат Кариоки, Кубок Рио и Кубок Бразилии, после чего перешел в «Гуарани» (Кампинас), где провел три не самых успешных сезона. Командировка в Японию в клуб «Симидзу Палас» также не принесла Джалме особых дивидендов. Заскучав на родине самураев по бразильскому карнавалу, в том числе и футбольному, он решил вернуться домой.

Талант невысокого бразильского форварда был очевиден, но для качественного скачка была необходима хотя бы одна удачная «проба пера», то есть хороший ровный сезон в составе добротной команды. На деле же получилось даже лучше! В 1996 г. Джалминья перешел в лучшую бразильскую команду «Палмейрас», в котором блистали Кафу, Ривалдо, Мюллер, Флавио Консесау и не только не затерялся в этой звездной компании, но и стал ее лидером, получив по итогам сезона титул лучшего игрока чемпионата. Кроме того, в тот год Джалминья реализовал мечту любого бразильского мальчишки, примерив футболку «селесао». К сожалению, роман со сборной у него так и не сложился. Выигрыш Кубка Америки-1997, на котором он забил пять мячей, так и остался единственным его достижением на уровне сборных.

фото

Джалминья в "Палмейрасе"

Для того чтобы по максимуму реализовать свои незаурядные способности, любому творцу очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Вряд ли Джалминья мог подумать, что соглашаясь в 1997 г. перейти в испанский «Депортиво», он со временем возведет свой новый клуб на новые, доселе невиданные, вершины, и навечно впишет свое имя в анналы истории галисийской команды. В ту пору ему было 27, и выбирать особо не приходилось. Год, другой, и о Европе вообще можно было забыть.

Хорошо выступать и радовать публику Джалминья начал еще при Карлосе Альберто Сильве, но своего расцвета достиг при Хавьере Ирурете. Баск выстроил сбалансированную команду, игравшую в умный, техничный, ажурный футбол, заводилой в которой был как раз Джалминья. Казалось, что с мячом он мог сделать все, что угодно. Удар с места метров с 20 точно в девятку – пожалуйста, «финт Логофета» в условиях массированной защиты – будьте любезны, неожиданный пас пяткой, разрезающий всю защиту и выводящий партнера на ударную позицию – да сколько угодно! Своей виртуозной игрой Джалминья стал привлекать все большее количество болельщиков. Народ, что называется, пошел «на Джалминью».

Как любой бразилец, Джалминья старался как можно больше времени проводить с мячом. В тот момент, когда он был без мяча, он ничем не выделялся на фоне остальных. Но стоило ему только получить футбольный снаряд, как все болельщики буквально впивались глазами в 8-го номера «Депортиво», ожидая от него очередного трюка. Фанаты галисийцев обожали своего кумира, прозвав его «магом», и тот отвечал им взаимностью, выпекая футбольные шедевры как горячие пирожки. По несколько раз, накручивая защитников соперника, или посылая мячи по невероятным траекториям за шиворот голкиперам. Когда Джалминья был в ударе, он был неудержим. Он не мог предать своих болельщиков, и, что самое главное, он, как истинный Игрок не мог предать Игру.

Как известно любой бриллиант требует надежной и достойной оправы, и на рубеже 1990-2000-х гг. в «Депортиво» подобралась блестящая команда, позволявшая Джалме максимально реализовывать свои таланты и играть на публику без ущерба для результата, более того, помогая своей игрой этот самый результат достигать. Опорная зона находилась под надежным контролем Мауро Сильвы, на правом краю работал трудяга Виктор, под Джалминьей располаглся Фран, который иногда мог смещаться влево. Штамповкой голов занимался «король вратарской площадки» Диего Тристан и голландский бомбардир Рой Макай.

Центром же атакующей игры был гениальный импровизатор Джалминья. Подлинный бразильский фейерверк рубежа 1990-2000-х, – это не Роналдо и Ривалдо, а Денилсон и Джалминья. Пусть двое последних и не добились значимых успехов, но именно они своими действиями могли довести фанатов до состояния катарсиса. Они могли оторваться от жестких тактических схем и раствориться в Игре, стать ее частью, выйти на новый уровень её чувствования. Да что там говорить… Кто видел, тот понимает о чем идет речь.

Джалма, обладавший виртуозным, порой немного вычурным дриблингом, никогда не был жадным игроком, и охотно играл на партнеров, когда этого требовала ситуация. При этом его неординарные пасы были не менее эстетичны, чем финты или удары. Смотря в одну сторону, он отдавал пас в противоположную и в двух третях случаев мяч доходил до партнеров. Иногда, конечно, бразильский маг заигрывался, совершая невынужденные потери и обрезы. Ну что ж… Игра на публику требует жертв. Баскский наставник Хавьер Ирурета критиковал своего лидера за подобные фортели, но на следующий матч все ему прощал, когда Джалминья забивал решающий гол, или отдавал голевой чудо-пас. В чемпионском сезоне 1999-2000 гг. «маг» отыграл 31 матч, в котором забил 10 голов и отдал около двух десятков голевых передач.

фото

"Депортиво" - чемпион Испании 2000 года (Джалминья - второй справа в нижнем ряду)

Как часто бывает, яркий талант соседствовал с трудным характером и надменным нравом. Джалминья постоянно опаздывал на тренировки, получал нелепые удаления за различные провокации, неоднократно был замечен в нарушении спортивного режима. Однако все эти выходки сходили с рук кудеснику мяча, которого публика на «Риасоре» была готова буквально носить на руках. Являясь лидером по игре, Джалминья не был лидером по духу. В той команде функции вожаков были возложены на «дедушку» Донато и идола болельщиков, воспитанника клуба Франа. Джалминья не принимал правил на футбольном поле и отказывался принимать их и в жизни. Он был вольным художником, который творил, что хотел. Симметричными проявлениями гениальных футбольных способностей были непотребное поведение и хамство по отношению к соперникам и даже тренеру.

Точка кипения в отношениях между Джалминьей и Ируретой настала незадолго до начала ЧМ-2002, куда Джалма надеялся попасть. Рядовая ссора на тренировке вылилась в открытую стычку, по итогам которой бразильский бунтарь был сослан в венскую «Аустрию», лишившись попутно места в сборной. Так Джалминья, как это часто бывает у творческих натур, сам погубил свое счастье и бездарно профукал возможность выиграть что-то стоящее на уровне сборных. В июне 2002 г. ему оставалось лишь наблюдать за подвигами Ривалдо, Роналдо и Ко на полях Японии и Южной Кореи, и представлять, что на их месте мог оказаться и он.

После этого эпизода карьера Джалминьи пошла под уклон. После австрийских мытарств он вернулся в «Депор», но не смог отбить место в составе у разыгравшегося Хуана Карлоса Валерона. Последней командой бразильца стала мексиканская «Америка» за которую он сыграл 4 матча и забил 1 гол. В 34 года бразильский дирижер решил повесить бутсы на гвоздь.

И все-таки искрящаяся игра, зигзагообразные финты, непредсказуемые пасы и радиоуправляемые удары Джалминьи надолго останутся в памяти не только фанов «Депортиво», но и сторонних болельщиков футбола. Потому что футболистов много, а Игроков, как уже говорилось, единицы. И одним из ярчайших явлений европейского футбола того периода была игра невысокого атакующего полузащитника «Депортиво». Последнего романтика эпохи, Джалмы Фейтозы Диаса (Джалминьи) по прозвищу «маг».

P.S. Джалминья окончательно не ушел из футбола и до сих пор выступает за «Депор» и сборную Бразилии в так называемый «шоубол». Можно пожелать ему лишь удачи в этом начинании, ведь он, как никто другой, знает, что значит, играть на публику… 

Бонус: Видеонарезка с голами и трюками Джалминьи