Почему «Малага» до сих пор жива и сколько ей осталось?
Александр Ткач объясняет, почему заранее похороненная «Малага» может жить долго и счастливо, а может умереть, даже громя «Зенит», и от чего зависит благосклонность шейха Аль-Тани.
Честно говоря, я не очень хотел писать этот текст прямо сейчас: история с деньгами «Малаги» не только не закончилась, но еще даже не прояснилась окончательно. Тем не менее, кое-какие мифы, касающиеся клуба и его владельца шейха Абдуллы Аль-Тани, пора развеять – раз уж их все равно используют для интерпретации вчерашней победы над «Зенитом».
Итак, миф первый: «Малага» – нищий клуб на грани банкротства, который арабский шейх передумал спонсировать. Миф второй: владелец «Малаги» – сумасброд с семью пятницами на неделе и ромашкой для гадания «любит – не любит» в правой руке. На самом деле, ясно лишь то, что ничего до сих пор не ясно. Настоящее «анчоусов» смутно, а будущее непредсказуемо – скорее всего, даже для самого Аль-Тани.
Все дело в том, что катарский шейх Абдулла бин-Насер бин-Абдулла аль-Ахмед аль-Тани появился в «Малаге» не из большой любви к футболу и даже не из тщеславия. Из всех «восточных» покупателей европейских клубов последних десяти лет у Аль-Тани, кажется, самое понятное и прагматическое объяснение для прихода в футбол: у него тут по соседству наклевывается бизнес.
Большинству из нас наверняка знакомо название Коста-дель-Соль – кому-то даже не понаслышке. Это один из крупнейших курортных регионов Европы и мира, а если быть более точным – это средиземноморское побережье провинции Малага с одноименным городом во главе. А в провинции Малага, как и в остальной Испании, уже который год все шире и глубже экономический кризис, безработица достигает четверти населения – в общем, не все здорово. Паршивое время, если вы рядовой испанец с ипотекой на горбу, но отличное – если вы нерядовой член ближневосточной королевской семьи и ищете привлекательные активы подешевле.
Решив, что контроль над мировой туристической классикой стал как никогда доступен, шейх Аль-Тани появился здесь позапрошлым летом с предложением вложить свои нефтеденьги в инфраструктуру Коста-дель-Соль. Умные люди подсказали ему, что кратчайший путь к сердцу местных властей и местных жителей в стране, где футбольным клубам разрешают годами не платить налоги, лишь бы они не банкротились, – это покупка местной команды с обещанием сделать из нее конкурента «Барселоны» и «Реала». Ровно так арабский шейх и поступил – и план сработал.
Нефутбольных проектов у Аль-Тани было два. Первый – четырехлетняя перестройка порта Бахадилья в Марбелье, который планируется превратить из сугубо рыбацкого места в порт, способный сотнями принимать гигантские круизные суда. Там же должны были появиться пятизвездочный отель и торговый центр. Общая стоимость реконструкции оценивалась в 400 миллионов евро, из которых на сам порт планировалось потратить около 100 миллионов. Второй проект – строительство спортивной базы и парка в местности Арраиханаль, на последнем незастроенном куске побережья.
Местные власти встретили Аль-Тани с распростертыми объятьями: его инициативы обещали обеспечить жителей работой, местный бюджет – налоговыми поступлениями, а регион в целом – ощущением, что экономической депрессии обязательно придет конец и, возможно, даже скоро. Малейший скепсис относительно его намерений растворялся в при виде того, как усиливается футбольная «Малага» во главе с самим Мануэлем Пеллегрини.
У клуба при Аль-Тани не было иного выбора, кроме как тратить по-крупному. Но бросаться деньгами без разбору шейх не планировал. Мало того, он старался сэкономить везде, где это было возможно – даже если для этого требовалось выглядеть не лучшим образом в глазах окружающих. То ли банально жадничал, то ли хотел продемонстрировать наемным испанским менеджерам, команду которых возглавил Фернандо Йерро, что денежным мешком, готовым оплатить любой, даже самый абсурдный счет, он не будет. Именно поэтому в клубе даже в самые лучшие времена случались и задержки зарплаты, и задолженности по трансферам. Санти Касорла уже играл в английской премьер-лиге, когда «анчоусы» еще только согласовывали с «Вильярреалом» новые сроки выплаты остатков его внутрииспанского трансфера годичной давности. За Начо Монреаля «Малага» долгое время была должна «Осасуне» – и, возможно, должна до сих пор. О том, как в клубе задерживали зарплату игрокам, они и сами уже рассказали прессе, когда летом стало совсем туго.
Почему Аль-Тани резко охладел к футболу, до сих пор достоверно знает лишь он один. Тем не менее, понимая, зачем он объявился в Испании, логичнее всего искать причины не вокруг «Росаледы», а на Бахадилье.
Дело в том, что помимо городских властей проект реконструкции порта касается и властей провинции, и даже федеральных органов – а у них, кажется, пиетета к шейху и «Малаге» куда меньше.
Все лето профильные органы страны отказывались согласовать проект реконструкции Бахадильи, победивший в конкуре и получивший поддержку городских властей. Их не устраивал гигантский отель в порту – он спроектирован на охраняемой природной территории федерального подчинения. Наконец, две недели назад проект Аль-Тани получил одобрение в отчете департамента охраны окружающей среды – но отель в нем не упоминается. По сообщениям андалусийских СМИ, для Аль-Тани это принципиальный момент: без отеля и торгового центра весь проект перестает быть для него интересным и прибыльным. Мог ли этот факт повлиять на его желание развивать проекты на Коста-дель-Соль и обессмыслить владение «Малагой»? Вполне. Мог ли он использовать «Малагу» как рупор для своего недовольства и как средство давления на испанские власти? Почему бы и нет. Мог ли для прикрытия списать свое недовольство на несправедливое распределение телевизионных денег в примере? Запросто.
Тем не менее, этим летом Аль-Тани из «Малаги» не ушел: быстро найти покупателей на такой своеобразный актив, в который к тому же вложено уже немногим меньше сотни миллионов долларов, крайне непросто. А тут как нельзя кстати подоспел выход команды в групповой этап Лиги чемпионов, позволивший шейху буквально в последние часы быстро и дешево укомплектовать клуб классными игроками, взятыми в аренду: Санта-Крус, Савиола, Оньеву и Итурра выглядят не худшей заменой людям вроде Рондона, Матейсена и Марески.
Сейчас, когда вердикт властей по Бахадилье не определен, а у команды появилась внятная перспектива по меньшей мере на сезон, Аль-Тани не выгодно ее бросать. Куда разумнее поддерживать клуб на плаву, заявляя, что он не продается, а шейх и рад бы продолжать накачивать его деньгами, но не позволяет финансовый fair play. Очередной государственный орган должен вынести свое решение по проекту порта в середине октября, но не исключено, что чиновничья эпопея будет тянуться и после этого.
В результате «Малага» стала похожа на человека с тромбом в кровеносной системе: она может прожить еще долго и счастливо, а можеть скончаться внезапно и в расцвете сил. Конец этой истории, как ни странно, зависит не от того, уезжают ли с «Росаледы» разгромленными клубы, которым не приходится экономить, а от того, будет ли построен пятизвездочный отель в порту Бахадилья.
это только у нас чиновники, ради того, чтобы набить карманы разрешают строительство на любых охраняемых и даже заповедных территориях, разрешают впиливать многоэтажные здания в кварталы с исторической малоэтажной застройкой, а в других странах иногда думают не только о сиюминутной выгоде.
тендер - это чемпионат отрасли по откатам
а откат - денежная благодарность, за то что в тендере победила ваша фирма =)