Леброн, «Ливерпуль» и «Барселона» поддерживают протесты в США. Понять почему – (почти) невозможно, но давайте попробуем
От редакции Sports.ru: привет! Перед тем, как показать вам этот текст, важно пояснить: эта колонка – не лекция, не позиция компании и не попытка кого-то воспитать. Это реакция сотрудника Sports.ru Александра Ткача на некоторые комментарии под постами и новостями о беспорядках в США. Если вам не близка позиция автора, высказаться против протестов вы можете в комментариях под этим постом и под монологом одного из лучших бойцов UFC Джона Джонса, который не видит никакой связи между Джорджем Флойдом и мародерством на улицах.
Протесты и беспорядки в США длятся уже вторую неделю, и вот что вызывает удивление, когда наблюдаешь за ними через призму спорта.
С одной стороны, свою поддержку участникам этих протестов высказывают самые разные клубы и спортсмены всех цветов кожи. Довольно быстро сформировался какой-то консенсус и правила «хорошего тона». Никто из мировых спортивных брендов не стремится выйти за его пределы. Напротив, вписываются за протестующих даже те, кого никто за язык не тянул. В итоге среди высказавшихся публично – не только ожидаемые звезды НБА вроде Леброна Джеймса и Стефена Карри, так и совершенно не афроамериканские организации (вроде «Ливерпуля», «Челси», «Арсенала», дортмундской «Боруссии» и даже «Бешикташа») и белые звезды вроде Сидни Кросби и Джорджо Кьеллини.
В таком благостном ощущении можно пребывать до тех пор, пока не откроешь комментарии под соответствующими новостями. Неожиданно оказывается, что огромное количество читателей Sports.ru не разделяет умиления, возмущено «однобокостью» и «лицемерием» и готово рубиться во имя американского статуса-кво.
Это довольно неожиданно, потому что в остальное время его сложно заподозрить в любви к авторитаризму, к полиции и даже к американскому статусу-кво. Но в деле Джорджа Флойда список взглядов в самых заплюсованных комментах сводится к следующему:
- «при чем тут расизм, полицейский беспредел ровно так же касается белых»
- «протестовать нужно мирно и культурно, иначе это обессмысливает причину протеста»
- «негры – априори отсталые, такая у них культура: работать не хотят, потому и живут плохо»
- «это капитализм, детка, справедливости не бывает, смирись»
Давайте все-таки попробуем понять, почему так происходит и как значительная часть нашего сообщества оказалась по одну сторону баррикад с Дональдом Трампом и грустными мемами, а не с кумирами и суперзвездами мирового спорта.
Мы обращаем внимание на разные вещи
В логической цепочке «полицейские несправедливо убили афроамериканца – люди протестуют – некоторые протестующие грабят магазины» разные люди обращают основное внимание на разное.
Для Леброна и «Ливерпуля» важнее всего первое и второе: ужасное, да еще и повторное, преступление властей повлекло за собой обоснованные протесты. А что они некрасивые – это важные, но детали.
Для многих жителей России в фокусе именно третий пункт – явно неприглядные грабежи и мародерство, а причина их – не так важна.
Почему так происходит? Тут два основных фактора.
1. В России не принято протестовать, протест – удел слабых
Это иррационально и неэффективно, как привычка не афишировать благотворительность или осуждать жертв изнасилования, но здесь так привыкли: не выходить на улицы с требованиями и ждать, что ситуация изменится сама. Например, чиновники одумаются или вырастет другое поколение людей. В крайнем случае признается протест красивый и во всех смыслах стерильный, где самое сильное оружие – остроумные плакаты.
Протестующих в Париже или Нью-Йорке в России принято считать дикарями. Но, к сожалению, дикари эти уже сейчас живут лучше и сделают еще шаг вперед благодаря протесту (точнее, шаг назад и два вперед). Большинство стран, которые принято хвалить в вопросах спортивной экономики или человеческих прав, не пришли в нынешнее успешное состояние без протестов и бунта как инструмента политической культуры. Проще говоря, жить во времена Великой Французской революции – плохо, а во Франции благодаря ей – хорошо.
Массовый протест почти всегда держится на простых, не начитанных и отчаявшихся людях – и от того чаще всего некрасив. И от того, насколько он некрасив, зависит его эффективность. Миллион людей, молча вышедших на площадь с цветами, не отрезвляют так власть, как десятки тысяч, готовых рискнуть здоровьем или даже свободой. К сожалению, это так работает: все зависит только от того, можно вас игнорировать или нельзя.
Нет никакой логической связи между обоснованностью требований и культурностью протеста. Протест бедных и необразованных людей против своей бедности с большой вероятностью будет агрессивным, грязным и не элегантным (особенно, когда прецедент не первый) – и все равно будет прав. Именно так выглядел бы протест шахтеров в Кемерово, от которого нельзя было бы отмахнуться. Именно так выглядит протест афроамериканцев, которые выходят на улицы в Миннесоте, Атланте и Лос-Анджелесе.
2. Россияне – не погруженные в американский контекст белые иностранцы
К сожалению, современный мир так устроен, что нам приходится иметь мнение по поводу многих вещей, в которых мы не разбираемся. В этом на самом деле никто не виноват – но это создает массу мнений от тех, кто не погружен глубоко ни в факты, ни в эмоциональную сторону вопроса.
В принципе, самым корректным в этой ситуации было бы сказать «я плохо знаю проблемы черного населения США и мне сложно судить, адекватны их действия или чрезмерны» – но это слишком сложно, так почти не бывает. Особенно, если мы что-то читали и слышали – начинает казаться, что мы разбираемся.
Белый европеец не обязан знать (и не знает), насколько именно ущемлен черный американец в США. Простой рецепт, который возникает у нас в голове – «да вы просто работайте и учитесь хорошо, будете вам равенство» – настолько же адекватен, как совет «вы просто создайте хорошую партию, за которую люди захотят голосовать вместо «Единой России». Разница только в том, что россияне с «Единой Россией» смирились, а афроамериканцы с дискриминацией – нет.
Афроамериканцы не просто беднее белых в среднем (накопления среднестатистического белого американца в 10 раз больше, чем черного; почти 40% черных не имеют накоплений или живут в долг; среди них вдвое выше процент безработных) и, как следствие, имеют худший доступ ко всем остальным благам: медицине, образованию, жилью.
Куда важнее то, что африканцы продолжают зарабатывать меньше, даже когда получают такое же образование и делают ту же работу, что и белые. Полицейские продолжают убивать их чаще, чем таких же не вооруженных, но белых подозреваемых (в 5 раз). И это касается любого человека с черной кожей, даже если он вчера приехал из Нигерии по образовательной программе. Белый иностранец не обязан этого знать (этого и многие белые американцы не знают) – но это существует.
Белый иностранец не обязан быть знаком с десятками и сотнями исследований, которые установили, что черных водителей гораздо чаще останавливают и обыскивают на наркотики – хотя находят их чаще у белых. Или что черных чаще арестовывают и сажают за хранение наркотиков – хотя белые употребляют и продают их так же часто в процентном отношении.
Белый иностранец не должен знать, как вообще работает полиция в США. Не обязан понимать, почему ее работа – главная сфера жизни американского общества, где политкорректность и affirmative action явно и часто уступают место реальным отношениям между черными и белыми. Когда речь идет об опасности для жизни и здоровья полицейских в до зубов вооруженной стране, начинают работать стереотипы 400-летней выдержки и статистика, по которой черный – более вероятный преступник.
Белый иностранец не обязан держать в уме, что прямо сейчас сильнее всего кризис из-за пандемии бьет по незащищенным слоям американского общества, среди которых диспропорционально много черных. По подсчетам McKinsey & Co. лишиться работы рискуют до 40% черного населения страны.
Тем более не обязан белый иностранец понимать эмоции афроамериканца, который наверняка сталкивался с полицейской предвзятостью лично или в ближайшем кругу. И о том, как глубоко укоренился расизм в США за время рабства и законов о сегрегации в южных штатах, вполне может не знать ни-че-го. И про нарастающую поляризованность, неготовность к компромиссам американского общества в последние лет десять, особенно с приходом к власти Трампа – тоже.
Я, кстати, тоже в Америке не живу, многого не понимаю и делать самоуверенные выводы не рискну.
Но правильный выход в таком случае – признать, что мы слишком многого не знаем и нужно время, чтобы вникнуть и разобраться, если тема беспорядков в США нас действительно волнует. Неправильный выход – просто встать на сторону сильного с таким же цветом кожи.
А что, афроамериканцы – однозначно молодцы?
Нет, конечно. Сильно сегрегированное черное комьюнити приобрело множество специфических, воспроизводящихся проблем. Бедность – преступность – стереотипы – бедность и так далее, замкнутый круг.
Сотни лет жизни в отдельном социальном пузыре развили у многих афроамериканцев виктимность: «Раз я так плохо живу, потому что моих предков сюда привезли насильно, то моя жизнь – не моя ответственность, мне должны». В черных районах стал нормой (и воспет) высокий уровень преступности – в том числе в отношении черных к черным. Мало что делается для того, чтобы покинуть гетто. И расизм в отношении белых существует. Спокойный и взвешенный разговор о том, как развязать этот гордиев узел, часто невозможен из-за поверхностных маркеров политкорректности, сводящих все к спорам «кому можно употреблять N-word, а кому нельзя».
Но все это важно только с точки зрения «кто виноват» и не отвечает на вопрос «что делать». Проблемы черных не решаются стараниями одних черных – им будет неоткуда взяться и не на чем держаться. Так или иначе, решать их должно американское общество целиком – если оно не хочет, чтобы в один и тот же день его богатейшие и умнейшие граждане запускали друг друга в космос, а беднейшие в это же время поджигали полицейские участки.
Это понимают Стив Керр и Килиан Мбаппе, Стивен Стэмкос и Наоми Осака, «Барселона» и Эвандер Кэйн. Даже Дмитрий Торбинский кое-что понял, хотя живет в Штатах всего год. Ни цвет кожи, ни размер банковского счета не мешают этим очень успешным, богатым и часто белым людям смотреть на протестующих как на отчаявшихся и обездоленных, а не как на бандитов и лентяев.
Вы тоже так можете, попробуйте.
Фото: Gettyimages.ru/Christopher Furlong, Alex Wong; globallookpress.com/Simon Chapman/Keystone Press Agency, Keiko Hiromi/AFLO
Тезис #1: Для Леброна и «Ливерпуля» важнее всего первое и второе: ужасное, да еще и повторное, преступление властей повлекло за собой обоснованные протесты. А что они некрасивые – это важные, но детали.
Да-да, а то, что за время этих обоснованных протестов уже УБИЛИ несколько полицейских (в том числе чернокожего) и как минимум одного гражданского белого (который защищал магазин), а несчетное количество белых избили и искалечили - это важные, но детали. Как и то, что по официальному заключению причина смерти не в удушении. Как и то, что Флойд - наркоман, рецидивист, проведший пол-жизни в тюрьме, а в его крови нашли ассортимент наркоты больше, чем на гидре. Это все так, ДЕТАЛИ.
Я так понимаю, если вдруг теоретически меня пару раз несправедливо забанят на спортсру, а я найду и изобью до кровавых слюней всех модераторов, администраторов и редакторов, а заодно и их вообще не имеющих к делу отношения родственников, а по дороге еще и парочку чуваков, которые просто подписаны на спортс в соцсетях - то Александр будет за, поскольку мое возмущение будет обоснованным, а остальное - ну, ДЕТАЛИ.
Тезис #2: В России не принято протестовать, протест – удел слабых
Весь этот пункт построен на противопоставлении свободолюбивых западников и подневольных россиян (с чем я, кстати, особо не спорю), но он очень хитроумно игнорирует наличие мирных протестов на том же самом Западе, манипулируя фактами и делая вид, что протест - это обязательно дикарский бунт и погромы. Игнорируя даже мирные протесты ТЕХ ЖЕ самых противников полицейского произвола, которые есть и сейчас? А что автор скажет про мирные протесты тех же самых свободолюбивых американцев около месяца назад, когда толпа вооруженных до зубов и преимущественно белых ребят заблокировала здание Законодательного Собрания, и при этом не было НИ ОДНОГО инцидента, драки или тем более выстрела? Повторю: толпа вооруженных до зубов кабанов с винтовками, брониками и AR15 наперевес. Или любимый аргумент леваков - ЭТО ДРУГОЕ?
Тезис #3: Россияне – не погруженные в американский контекст белые иностранцы
Действительно, то ли дело российская либеральная прогрессивная общественность. Она, видимо, думает, что круглосуточное сидение в твиттере и фейсбуке погружает ее в контекст по самые уши и делает истинными американцами.
Тезис #4: Когда речь идет об опасности для жизни и здоровья полицейских в до зубов вооруженной стране, начинают работать стереотипы 400-летней выдержки и статистика, по которой черный – более вероятный преступник.
И в чем тут, интересно, автор видит противоречие? Можно я не буду тут скидывать заезженную статистику про процент черного населения и процент преступлений, совершаемый афроамериканцами? А про то, что рейтинг штатов с самым низким crime rate ВНЕЗАПНО год из года возглавляют самые белые штаты, где количество white people около 90%, а афроамериканцев стремится к нулю? Для того, чтобы как-то интерпретировать такую статистику, тоже нужно быть погруженным в контекст и жить в США?
Еще пару вопросов: почему полицейский должен рисковать своей жизнью ради мифической политкорректности в стране, где у каждого первого может быть ствол за пазухой? Кто виноват, что афроамериканцы сами создали стереотип про криминальную ауру и сами его и поддерживают? Может, семья и дети этого копа, которого пристрелит очередной угнетаемый торговец крэком, если он будет толерантно хлопать ушами вместо своей работы?
И наконец, почему в современном мире слово "стереотип" приобрело исключительно негативную коннотацию? Вся наша жизнь построена на стереотипах и ожиданиях, мы выстраиваем алгоритмы на предыдущем опыте. Хорошо, проще: уважаемый Александр, Вы обойдете идущую в темном переулке компанию накачанных бритоголовых ребят в Мартинсах? А шумную толпу улюлюкающих дагестанцев в три часа ночи? Если нет, поздравляю, Вы лишены как стереотипов, так и инстинкта самосохранения. Если да, опять же поздравляю: Вы стереотипный токсичный угнетатель.
Леброн и другие селебрити США поддерживают беспорядки для противостояния с Трампом, с которым они открыто конфликтуют
Все остальные тупо бояться остаться в стороне в нашем ультра-толерантном мире, что приравнивается к поддержке расизма
Автор видимо не понял - одно из главных, что так взбесило комментаторов спортса, это мародерство и почти ноль реакции на это со стороны западных селебов и эстеблишмента.
Тогда как лругая группа "порядочных", прикрываясь убийством чернокожего, вышла самоутверждаться: сжигать полицеские участки, грабить магазины и избивать невиновных людей, только потому что наказания нет.
И отсюда следуют два вывода:
1) Полиция необходима обществу, иначе из-за таких "порядочных" мир погрузиться в хаос.
2) Из-за этих "порядочных" в США теперь в нашей стране мирные митинги будут душит еще в зачатке. Наши власти тупо будут говорить: вы же не хотите как в Америке погромов и грабежей, потому рос. гвардия и будет отсреливать и задерживать митингующих, например, против поправок в констуции. По факту эти мародеры из США дали властям многих стран зеленый свет на применение насилия против митингующих групп.
p.s. Я один не могу поставить минус статье?
это похоже на какой то карго-культ - дескать если мы будем постоянно протестовать и у нас будет регулярно сменяемое правительство как в США, то значит мы и жить будем так же хорошо как США. но как показывает пример Грузии и Украины, где регулярно проходят протесты и регулярно сменяются правительства, связи нету примерно никакой.
Ок, мы, русские, не понимаем проблем Америки - но как быть с людьми в Америке, которые также против марадерства и насилия на улицах, которые названы "протестами" ? А, ну все просто, это белые шовинисты и нацисты. Короче говоря, не согласен с Повесточкой - или тупой или нацист. Возможности быть неправым носитель таких убеждений для себя не оставляет.
И да, одну вещь в тексте все-таки прокомментирую: представь себе, автор, можно жить в убитой хрущевке на Камчатке и быть достойным человеком, гнушающимся хулиганов и дикарей. Даже несмотря на то, что они живут в более богатой стране.