Немецкие болельщики против рестарта футбола, но они не сошли с ума. Сила Бундеслиги – в их консерватизме
Объясняем позицию фанатов.
После коронавирусной паузы Бундеслига начала играть первой, а немецкий футбол теперь получает внимание людей, которые раньше в него так пристально не всматривались. И, судя по реакции читателей Sports.ru, он уже их удивляет.
Вот комментарии к недавнему тексту о том, что многие болельщики в Германии против возобновления футбола в формате «только на ТВ»:
Кажется, для российского читателя средний немец выглядит наивным дурачком с завышенными требованиями. Ну, конечно, вы потребители продукта, кто еще?
Но это не так, в Германии не сошли с ума.
Для тех, кому лень читать: немцы все еще понимают под футбольным клубом буквально «объединение людей вокруг футбола» – и могут себе это позволить.
Буквально – это как?
Хотя внешне немецкий футбол выглядит ровно так же, как испанский, английский или любой другой, под капотом у него все еще живет принципиально другая, консервативная философия.
В ее основе изначальное, старое значение слова «клуб» – то есть объединение людей по какому-то интересу, кружок. Мы до сих пор называем клубами коммерческие организации в сфере спорта и развлечений, но это лишь дань традиции. Для нас это слово ничего не значит, так просто принято. А у немцев в голове это работает совсем не так.
Клуб – это сообщество людей, которые объединились по какому-то интересу. У вас может быть клуб любителей программирования на языке PHP или клуб любителей рыбалки. Немцы вообще любят клубы – каждый второй состоит хотя бы в одном зарегистрированном объединении.
Особенно в почете клубы спортивные: их в стране 90 тысяч, в них состоит 30% (!) населения страны. Члены платят взносы и голосуют.
При таком подходе футбольный клуб для болельщика – это не внешний объект, за успехами и неудачами которого он восторженно следит со стороны, как следят фанаты за концертами Канье Веста или фильмами со Скарлетт Йоханссон. Болельщик – член клуба, его неотъемлемая составляющая часть. И наоборот: клуб – это совокупность его болельщиков. Не фигурально, поэтически, метафорически, а буквально так.
А можно пример? Пока не очень понятно
Предположим, вы любите программировать на PHP и собираетесь по выходным с такими любителями бэкенд-разработки. Поздравляю – у вас есть клуб.
Во-первых, еще раз повторим: клуба не станет, если вы все перестанете интересоваться PHP и начнете вдруг писать на Golang. Во-вторых, у вашего клуба не может быть владельца – никто не может прийти к вам и сказать «я вас всех купил». Это абсурдно.
Но у вашего кружка может образоваться быть какая-то побочная коммерческая деятельность. Скажем, ваш клуб проводит хакатоны, соревнования по написанию кода на PHP. И так получилось, что они стали востребованы. Или же вы читаете лекции. Или проводите курсы. Так или иначе, появляются желающие разместить на ваших хакатонах свою рекламу и, возможно, даже транслировать их на Twitch. Спонсоры могут стать вашими соинвесторами, вместе с ними вы будете зарабатывать деньги, которые потратите на то, чтобы еще лучше и эффективнее изучать PHP. Именно так обычно соотносятся команды бундеслиги с клубами: это коммерческие структуры, выделенные из некоммерческих.
Но вы не должны оказаться в ситуации, когда сторонним бизнесменам станет понятно, что хакатоны – это прибыльно, а ваш кружок задротов-программистов мешается под ногами, и вас выкинут на улицу, оставив без бренда, помещения и всего, что вы вложили. Для этого в немецком футболе есть правило «50+1»: клуб болельщиков не может потерять контрольный пакет в ОАО «Команда профессионалов».
Посещение немецкого стадиона при таком раскладе – тоже неотъемлемая часть жизни члена клуба. Если вы не приходите по выходным в свой кружок любителей PHP, то какой же вы член? Заочный? Матч на стадионе – это единственный формат, при котором вы становитесь активным и полноценным соучастником футбольного матча. Наблюдая за игрой на ТВ, вы просто потребитель – это не плохо, но не то.
До тех пор, пока клуб – это люди, а бизнес – миноритарный участник их взаимодействия вокруг любимой темы, все в порядке. Немецкого пуриста страшит перестановка этих двух категорий местами: когда матч и жизнь профессиональной команды становится продуктом в сфере шоу-бизнеса, а люди – желательными, но не обязательными к нему приложениями. Продукту люди нужны – но это могут быть и не влюбленные члены клуба, а просто платежеспособные туристы.
Когда немецкий болельщик протестует против «коммерциализации футбола», он не бредит и имеет в виду не абстрактное появление в футболе спонсоров и телеконтрактов. Он боится отчуждения публичной, известной деятельности клуба (то есть профессиональной команды) от его членов. Если команда может прожить без членов, потому что их деньги больше не так заметны в общем бюджете, как деньги от ТВ, то зачем они ей будут нужны?
Это отсюда взялось правило «50+1» и хейт «РБ Лейпциг»?
Именно. С точки зрения немецкого пуризма «РБ» – это вообще не клуб. Это просто футбольная команда при корпорации Red Bull со стадионом, академией и менеджерами. Какие-то люди в Лейпциге ходят на нее посмотреть, но они ее никак не контролируют, она им не принадлежит, они не ее члены. Не они ее породили, а отдел маркетинга австрийского концерна.
В большинстве стран отношение к клубам, возникшим не из объединения болельщиков, уже давно изменилось. Болельщику из бывшего СССР и вовсе не понять этих реалий, потому что «клубов» в изначальном смысле слова здесь никогда не было. Сначала они принадлежали государству, а после распада Союза – частному капиталу или опять-таки государству. Переход мирового футбола к коммерческой модели пришелся как раз на 1990-е – то есть другого мира отечественный болельщик просто не застал.
Частью клуба он может себя почувствовать разве что метафорически, эмоционально – и никакой другой роли кроме как роли покупателя, клиента или верного поклонника себе не представляет. Ну, можно еще, наверное, баннеры рисовать, если ты ультрас. Или по лесу бегать с окровавленным лицом, если хулиган. Все – на этом сценарии участия в жизни любимой команды по сути заканчиваются. Потребность участвовать в принятии решений здесь не сложилась даже на уровне политики – что уж говорить о спорте, где за участие пришлось бы платить деньгами и временем.
С точки зрения российского болельщика Сергей Галицкий – потрясающий человек, который вложил огромное количество личных денег в инфраструктуру, академию и на пустом месте построил приличную футбольную команду. Потому что весь остальной футбол – нерыночное и дотационное убожество. Если этого не сделает кто-то вроде Галицкого, то не сделает никто. А что клуб на 100% зависит от настроения, вкусов и здоровья Галицкого и, вероятнее всего, перестанет существовать вместе с ним – ну это все же лучше, чем ничего.
С точки зрения немецкого болельщика – это ужасно. Потому что если клуб не построит Дитмар Хопп, немцы сделают это и без Дитмара Хоппа. Окей, получится чуть беднее – зато здоровее и надежнее.
Но ведь члены клуба не могут прокормить его. Почему они ему указывают?
У немецких футбольных клубов сотни и десятки тысяч членов: у «Баварии» их почти 300 тысяч, у «Униона» – около 35. Членство в «Баварии» стоит 60 евро в год, у пролетариев с востока Берлина – 120 евро в год (самое дорогое в бундеслиге). В итоге получается сумма от 5 до 20 миллионов евро в год.
Этого, конечно, не хватит на все расходы – даже для «Униона» это меньше 10% нынешнего бюджета. Но если все пойдет под откос, на эти деньги и мелкие взносы локальных спонсоров можно будет прожить в низшем дивизионе, не расформировавшись и не прося поддержки у областного бюджета.
За эти деньги болельщик получает право участвовать в жизни клуба. Как т.н. пассивный член клуба «Унион» (то есть состоящий в нем, но не занимающийся там спортом) я могу прийти на ежегодное собрание – и не только послушать полный отчет о том, сколько денег заработано и на что оно все потрачено, и не только задать свой вопрос президенту, но и проголосовать.
В реальности, конечно, вопросы для голосования очень общие: я не голосую за размер трансферного бюджета, назначение тренера или состав на игру. Но моя вовлеченность – и временем, и деньгами – для клуба все еще важна. Чем менее она важна, тем меньше мой вес.
Разве это немцы придумали?
Нет, конечно. Хотя у них была предрасположенность: первые спортивные клубы в Германии родились еще до появления там футбола, в 1818 году – тогда они объединяли занимающихся гимнастикой.
Конечно, такое буквальное отношение к клубам – не уникальное немецкое изобретение. Модель кружка закладывалась в слово «клуб» еще англичанами в XIX веке, но почти везде отмерла под напором рыночной экономики в конце ХХ-го. На членские взносы клуб порой и в низших дивизионах содержать-то сложно, а уж масштабировать его как бизнес – практически невозможно. Так в мировом футболе появились владельцы клубов – частные лица, международные компании и государственные фонды.
Немецкая экономика просто достаточно сильна, чтобы удерживать на приличном уровене местный футбол даже с консервативным ограничением «50+1».
Единственные исключения в топ-лигах – «Реал», «Барселона» и «Атлетик» из Бильбао, которыми владеют сосьос. Всем остальным в Испании такую модель организации запретили в 1992 году – клубы были слишком неэффективны и погрязли в долгах.
Формальное же членство сохранилось и в Англии, и в Испании, и в Италии, и в других странах – но там это фактически добровольное пожертвование в кассу клуба, которое по сути дает лишь одно право: покупать билеты раньше людей с улицы.
Но это же все какая-то консервативная блажь. На дворе XXI век!
Возможно. И конечно, вся описанная выше логика – не единственная существующая среди немецких болельщиков.
На мировом футбольном рынке уже давно другие правила, консервативная модель «клуба как объединения людей» громко трещит под натиском успешных суперклубов, имеющий неограниченный доступ к капиталу. Споры об отмене правила «50+1» ведутся в немецком футболе давно и активно. Его несколько раз смягчали, а в последнее время начали еще и обходить.
Но для немецкой социал-демократии футбол – важный социальный институт. Он помогал стране скреплять разрозненные земли и переосмысливать себя после Второй Мировой. Передать его в руки довольно дикого рынка с арабскими шейхами, американскими бизнесменами и восточноевропейскими олигархами – это все равно, что отдать им больницы, дороги и университеты. То есть можно, конечно, но есть риск поломать что-то важное и обнаружить, что они перестали лечить, возить и учить.
А ломать есть что: именно на этом ощущении соучастия, а не потребления, и держатся полные немецкие стадионы и финансовое здоровье большинства немецких клубов. Мы восторгаемся и тем, и другим, часто не замечая, что эта сила – обратная сторона добровольно взятых на себя ограничений.
Клуб Бундеслиги невозможно купить. Ни за какие деньги
Фото: globallookpress.com/Heiko Becker via www.imago-image/www.imago-images.de, firo/Sebastian El-Saqqa, Alex Gottschalk/DeFodi.eu, Marion Hommes/DeFodi.eu, Peter Schatz/imago sportfotodienst, Roland Krivec/DeFodi.de, Panoramic/ZUMAPRESS.com
Вот и задумайтесь, любители дикого капиталистического рынка, во что может превратиться (и уже превращается) современный футбол, и как людям, для которых местная футбольная команда - это часть жизни, можно защитить ее грязных лап транснациональных корпораций и олигархов из третьего мира.
Да, многие описанные в тексте вещи действительно имеют место быть, но релевантны они только для небольших клубов, к коим и можно отнести Унион. В случае с большими клубами, ярчайшим примером которого является Бавария, все совсем иначе. Ну т.е. ок, члены РБЛ ничего не решают, все там решают за них где-то в Австрии. Но вот у меня уже приличное количество лет есть тоже самое пассивно членство, но в Баварии, как и у автора в Унионе. И я вообще ничего не решаю. Да, проводятся ежегодные собрания членов клуба, на которые я, как человек обладающий заветной карточкой, тоже могу придти. Но выглядят они как простая отчетность. Вот тут мы заработали столько денег, а вот у нас прибавилось столько членов, а вот сколько у нас новых фан-клубов зарегистрировано. И вот такие мы классные и спасибо что остаетесь с нами. Как-то так. Но никаких вопросов на обсуждения не выносится. Но даже если бы и выносились, то на Ауди Дом, где проводятся эти собрания, вмешает в себя тысячи три. 1% от общего числа членов. Так что голосовалка была бы так себе. Значит ли это, что Бавария так же ужасна как РБЛ? Да нет. Вполне традиционная даже по мнению немцев. Но болельщики тут мало что решают. Даже за простую вещь вроде цветов формы война идет уже не одно десятилетие. И все это при том, что немцы даже основанный 1904 году Байер приравнивают к ужасным пластикам типа РБЛ и Хоффе. Просто вот не повезло им основаться на базе концерна. Так что не все, что делают и думают немецкие ультрас обязательно логично и правильно, как принято считать в рунете.
Кроме того, у нас в разговорах о защите 50+1 почему-то принято приводить вполне удачные случаи обхождения этого правила. Хоффе и РБЛ неплохо выступают в первой лиге уже не первый год. У обоих адекватная стратегия и руководство, особо самодурством никто не занимается. В то время как сами немцы, хоть и ненавидя этих двоих, в защиту 50+1 приводят случаи Мюнхен 1860 и Карл Цейсс. Случай, когда мюнхенский шейх не дал им денег на профессиональную лицензию, потому что не захотел, и клубу пришлось сезон отыграть в непрофессиональной лиге, гораздо более яркий, чем в принципе неплохо существующий, развивающийся и обрастающий фанбазой РБЛ. О том, плохо это или нет можно говорить долго. В Бундеслиге есть как удачные примеры обхода этого правила, так и не очень.
Не все что делают немцы логично и правильно просто потому что они немцы и им там виднее. У них там даже между собой грызня идет периодически за то, кто там правильнее болеет и кто тут самый достойный болельщик на земле. И иногда получаются ситуации, как том меме с чуваком, который сам себе палку в велосипед вставил.
«КУБАНЬ» взносы добровольные, размер взносов 500 руб. Сейчас около 300 членов клуба. Бюджет прошлого сезона в котором команда заняла 4 место был 8 млн. руб. Наибольшая посещаемость была на матче Кубань(Краснодар)-Омега(Курганинск) 6125 зрителей.
Вот такая пока разница с Германией в отдельно взятом Российском городе.
У нас в Краснодаре власть морочит людям голову предлагая ходить на ФК "Урожай" который типа приемник той Кубани которую сама эта действующая власть в лице губернатора Кондратьева и вице-губернатора Коробки и обанкротила. К тому жеб об этом в открытую не говорят, но намекают, ходите на ФК "Галицкий" и потребляйте. Поэтому часть болельщиков Кубани верят власти ходят на Урожай, отсюда и такое малое количество членов клуба, хотя на матчи ходят гораздо больше, в среднем около 1000 человек.
Вот так далеко нам до развитой Европы. И главное никто не хочет развиваться, все хотят потреблять у Галицкого, но как правильно написал автор это путь в никуда, уйдёт Галицкий и ничего после него не останется, разве что стадион который будет уже никому не нужен, ни ему, ни городу, у которого есть стадион Кубань на бюджете, а второй будет обузой.
То есть болельщики ставят выше свое участие в матчах, чем уровень дивизиона или банкротство.
Все как в государстве плюс-минус - да, один ваш голос на выборах ничего не поменяет, да, вы не можете пойти к премьер-министру страны и потребовать от него отчета - ни в России, ни в Германии. Но когда у жителей страны есть ощущение, что "вы там на наши налоги сидите", и готовность объединяться, чтобы чего-то требовать, то такого объединения власти боятся и принимают во внимание.
Если 300 тысяч членов "Баварии" вроде вас будет что-то совсем радикально не устраивать, вы сможете бойкотировать матчи, например. Но, вероятно, исключение синего цвета с формы не входит в число таких уж болезненных тем.
Вообще, такой подход - уникальное явление в мировом спорте, спасибо за статью!
А по поводу немецкого подхода, то именно за это я и полюбил Бундеслигу, потому что остальные лиги коммерциализировались как только можно. Италия проводит Суперкубки в арабских странах, Испания хочет проводить классико в США и тому подобное. В Германии все делается для людей, и люди не хотят с этим мириться, в отличии от стран, которые я назвал выше. И правильно заметили, что большинство европейских клубов не ассоциируется с городом и фанатами: самые хорошие примеры ПСЖ и Манчестер Сити с Лейпцигом. Какой бы футбол они не показывали, владельцам просто плевать на фанатов, а это самое страшное, что может быть. Болельщик покупает атрибутику, билеты и они довольны)
Русские вообще ничего в этом не понимают, поэтому и несут тут ахинею, потому что их видимо устраивает нынешний футбол, который превратили в бизнес)
Бойкоты в клубах размера Баварии вообще странная вещь. Они как бы есть, но как бы и нет. Фанбаза настолько обширная и разношерстная, что зачастую этого бойкота и видно не будет. В первый сезон появления РБЛ в Бундеслиге, фанаты Баварии вроде как устроили бойкот гостевого матча с ними. Но в итоге гостевой сектор в Лепциге был полный. Да, с баннерами, выражающими свое фи относительно РБЛ, но полный. Так же и у Дортмунда. Одни бойкотируют, а другие с радостью займут это место, потому что не считают это такой уж глобальной проблемой. И так буквально со всем в таких в большим. Разве что отмена 50+1 может всех сплотить, потому что тут у немцев мнение одно все же. Клубам поменьше, типа того же Байера, бойкоты лучше удаются.