Дети до 16: окончание
Очень сожалею, что в последних двух заметках предпринял попытки подробно ответить на ряд вопросов, возникающих в комментариях к моим текстам. Полученный опыт считаю неудачным. Изначально я планировал рассказывать в этом блоге больше о теоретических аспектах игры, не сбиваясь на конкретные имена и ситуации. Однако поддался эмоциональному искушению вступить в заочную дискуссию с некоторыми из читателей, вследствие чего весь блог потерял свой оригинальный стиль и замысел. Уверен, что подобные эксперименты более неуместны.
Теперь – о том, как тот же самый процесс организован за границей. Я специально изучал данный вопрос, потому что эта тема мне всегда была близка и интересна. Итак, в Англии, например, запрещено брать футболиста в школу, если до этой школы ему нужно добираться больше полутора часов. То есть селекция осуществляется в территориальном радиусе максимум 60-70 километров. В противном случае футболисту в приеме в школу отказывают, поскольку считается, что ребенок, столько сил тратящий на дорогу, не может полноценно тренироваться, а значит, ущемляются его права. Соответственно не существует и системы интернатов, так как ребенок постоянно живет дома, приезжает только на тренировки и потом опять же домой возвращается. При этом, понятное дело, он продолжает учиться в своей школе и получать нормальное полноценное образование, которое на Западе зачастую является приоритетом перед всеми остальными занятиями. Хороший футболист – это образованный футболист.
Во-вторых. Хороший футболист – это воспитанный футболист. Если ребенка все-таки привозят издалека или даже из другой страны, то его обязательно привозят вместе с семьей. Ведь полноценное воспитание можно получить только в семье и больше нигде.
В-третьих. Примерно до пятнадцати лет они тренируются три-четыре раза в неделю и играют за неделю всего лишь одну игру. Никаких ежедневных двухразовых тренировок, никаких сумасшедших объемов – ничего этого нет.
В итоге они получают образованного, воспитанного и горячо любящего футбол человека, который только-только почувствовал вкус настоящей игры. По-моему, идеальные стартовые позиции. А у нас – необразованная, невоспитанная, несформировавшаяся личность, люто ненавидящая то, чем ей приходится заниматься. И как вы думаете, у кого больше шансов добиться успеха?
Поэтому я считаю, что наша система – ужасающая. Да, мы выигрываем детско-юношеские соревнования. Да, по таланту и одаренности мы ничем не уступаем зарубежным футболистам. Но посмотрите, как легко все это теряется!
Вернемся к тому, что я рассказывал в первой части о Романе Адамове. Уверен, что если бы у него в юношеском возрасте был другой режим работы, он бы все равно вышел свой пик, но это было бы не к семнадцати годам, а, может быть, где-то к двадцати. Зато он шел бы к нему спокойно, планомерно, не позволяя футболу приедаться.
По этой причине юношеские соревнования в Англии проводятся вплоть до 23-х лет. Причем это не дубль основы. Это так называемые юношеские команды, которые существуют в каждом клубе. А у нас, если футболист в 20 лет не проявил себя в турнире дублеров, ему говорят, что он не подходит, старый уже. Двадцатилетний футболист – старый! Представляете, какая разница в подходах. У них же огромное количество примеров, когда футболисты начинают играть в 23-25 лет. В этой связи я твердо убежден, что на сегодняшний день абсолютно правильна именно «западная» модель, в то время как система интернатов себя полностью изжила.
Для пущей наглядности еще один пример. Вот у московского «Спартака» одна из лучших в стране школ. Однако подавляющее число ее известных выпускников – это москвичи. Титов, Ребко, Дзюба, Торбинский (который в детском возрасте в Москву переехал) и т.п. Из действительно иногородних я только Шишкина могу вспомнить. О чем это говорит? О том, что москвичи более талантливы, чем иногородние? Нет. Более того, как правило, бывает наоборот, поскольку в Москву из регионов попадают только по-настоящему одаренные мальчишки. Это подтверждает лишь то, что больше шансов на успех у ребят, получающих нормальное образование в хороших школах и живущих не в интернатах, а в своих собственных семьях – то есть, воспитанных по той модели, которую предполагает зарубежный подход.
Уверен, мало кто когда интересовался этой темой, а посему мне бы хотелось надеяться, что мой рассказ кого-то, возможно, заставит над ней задуматься. И теперь в ответ на призывно-патриотические крики – «а где же наша перспективная молодежь?» – у вас будет достаточно интересной информации, чтобы порассуждать более чем предметно.
О Самаре и «Крыльях» расскажу позже, когда ситуация обретет большую конкретику.
05.12 12:19 tlt-est
…Нападающего, не обладающего искусством финта и обводки, вообще не должно быть в хорошей команде. …
****
мде
пиппо инзаги и рууд ван нистелрой уронили скупую слезу и завершили карьеру ;)
Так то 1960 год. Тогда другие критерии профпригодности нападающих были. Это уже в 70-х стали востребованы форварды типа Блохина, а позже Шевченко. А во времена Б.А.Аркадьева идеал нападающего, за которого по сегодняшним меркам и 100К бобосов не жалко - это Гаринча, Месхи, позже Газзаев, Гуцаев (технари - одиночки)
В баскетболе примерно тоже самое. Интересный пост, спасибо.
а может так и все и делается? просто не афишируется, потому что еще не известно, что из этого получится...
Согласен с тем, что наши детские тренеры не знают некоторых элементарных вещей, как, например то, что надол заниматься облегченными мячами. Особенно впечатляет, когда 7-8-летний пацан пытается вести «взрослый» футбольный мяч, который ему до колен. Какая тут может быть техника владения мячом?
В принципе, тренировка физики действительно не важна. Физика придет сама собой, ее тебе поставят в команде мастеров. Но технику бега и прочую ерунду ты никак не разовьешь. Это природное. Да, можно подкачать пресс, можно поприседать со штангой, чтобы быть покрепче, но это, как выразился Пеле, «исправление недостатков, а не тренировка достоинств».
Тот же Оуэн в своей книге пишет, что свои феноменальные рывки он никогда специально сам не тренировал, это было у него врожденное.
А насчет того, что гимнасты обыграли футболистов - что же тут такого? У нас вон любители из Андорры наших футболлеров чуть не трахнули, а вы тут про какую-то сраную спортшколу.
Тем не менее считаю, что надо менять не структуру спортшкол, а технику подготовки и главный принцип - развитие индивидуальных достоинств. Плюс организовать эффективную систему стимулирования детских тренеров.
еще лемпс под присмотром отца и дяди реднапа с детства тренил дальние удары по воротам с обоих ног
индивидуально
а теперь он по 20 голов из полузащиты забивает за сезон
*****
Понятно, что 80% успеха - это труд, и только 20% - талант. Вопрос ведь не в этом. Лэмпард - приличный игрок, но он не звезда. Но все равно, значит, у него были задатки на сильный удар. Он его шлифовал.
Почему не бьет сильно Оуэн или Индзаги, но остаются великими форвардами?. Да, Лэмпард шлифует удар, а Оуэн и Олич качают физику, чтобы лучше и много бегать. Идея заложена все та же - развивают достоинства, а не устраняют недостатки.
05.12 14:19 A.G
****
так и рывки в итоге в сборной англии только у него одного, но ведь и остальные кто так быстро не стартует все равно зарабатывают свои миллионы и играют.
*********
немного не понял Вашу мысль, но думаю, что остальные хороши в том, в чем хороши: Руни и Лэмпард прилично бьют, Кэмпбелл и Терри высоко прыгают и хорошо играют головой, Бэрри хорошо отбирает мяч.
Хотя соглашусь с Вами, что на Западе культура удара намного выше, чем в России. В то же время наш ББББ, вроде бы по логике давно уже бить должен бы научиться, да что-то не получается у него. Есть предательская мысль о том, что ему этого не дано, в отличие от, скажем, Сычева, который действительно ленится натренировать удар.
Даже не знаю, вступать с тобой в дискуссию, или нет. Потому, что на тезис: «просто нужно выбирать игроков по принципу-скорость есть-а техника приложится» и ответить нечего, потому что объяснять азбучные истины - себе дороже. Или вот еще шедевр твоей мысли:«..насиловать и заставлять бегать многокилометровые кроссы-это не поможет.
что значит индивидульная подготовка игроков?? иванов к 9 приходит, а петров к 10?? какая нафиг индивидуальная подготовка в коллективной игре??» - показывает твой полный профанизм.
Хотя ты знаешь, именно так как ты, думают многие футбольные люди: тренеры, функционеры и т.д Они ни черта не мыслят, не хотят этого делать и ничему не учатся. Поэтому мы и в такой жопе. Поэтому у нас и появляются недоучки, которые ни поворотам ударить не могут(даже среди нападающих),, ни пас отдать. Не говоря уж об игре головой...
Просто немыслимо! В сборной, практически нет футболистов, кто может ударить мощно и точно издали, у кого он поставлен. Колодин вон, в последнем матче с Андоррой вратаря пугал. А ты знаешь, дорогой zaqxsw11, что для того чтобы так бить, как хотя бы Колодин, необходимо, кроме развития определенных групп мышц, самостоятельно и ИНДИВИДУАЛЬНО отрабатывать эти удары на тренировках. И начинать надо с самого простого (Кстати не грех и старичкам переучиться):с постановки опорной ноги, наклона корпуса и т.д. и т.п. И это только по лежачему мячу. И сделать по 200, по 300, по 1000 подходов. И бить, бить, бить...Сначала на точность, потом на силу. Вот этому нужно учить мальчиков в спорт школах, а не играть двухсотронку между собой или с соперником. А сколько еще самых простых элементарных футбольных приемов существует? В ударной технике только: и щечкой, и шведкой, и пяткой...А в движении?
Посмотри: у нас в командах мастеров угловой некому подать. Калиниченко с Жирковым бегают от одного флажка к другому, из одного угла ко второму. Смешно и стыдно! Или ты думаешь, Бэгхем так бить в играх научился.
Если нихрена не соображаешь, то нечего тут рот раскрывать. Вся техн.база закладывается в детстве. Это основа футбола. Потом не переучишся. Тяжело это. Вот и приходят в команды мастеров недоучки. Может быть они и бегают как лошади, хотя это тоже вопрос. Но для футболиста функциональная подготовка включает не только дыхалку и физику. У наших игроков очень слабая атлетическая подготовка, беговая, спринтерская. Ты что не знаешь, что стартовую скорость можно развивать. А чтобы быстрее бегать 100 метров можно и пресс покачать. Атлетика, гимнастика - это прежде всего координация движений, вистибулярный аппарат, работа по определенной «программе» различных групп мышц. За редким исключением, из наших футболистов никто в отборе нормально играть не может. Ни резкости, ни жесткости. Грубости - этого полно. Короче, я бы детей сначала в спортивную гимнастику отдавал, а потом уж в футбол...
А чему учат детей наши тренеры в спорт школах? А в клубах? Ну почему, я спрашиваю: ПОЧЕМУ? никто не скажет и не научит наших форвардов играть на ближней штанге, на опережении. Кого не возьми - все за защитником прячутся. А ваще считаю классным напом того откликается на передачу с фланга на ближнюю штангу. Но у нас таких нет. Как класса. А у них есть: и Жо, и Вагнер, и Текке. Посмотри как они играют. С детства обучены...
Я не шпециалист, но собственная жизнь, опыт - хоть и небольшой, позволяют мне утвеждать ОДНОЗНАЧНО: только бессрочная ИНДИВИДУАЛЬНАЯ подготовка в сочетании с граммотно поставленным тренировочным процессом и игровой практикой делает футболистов настоящими мастерами своего дела, настоящими профессионалами, а не подмастерьями.
А детским тренерам зарплату платить надо за накаченный пресс воспитанника и первое место в соревнованиях команд по скоростному ведение мяча. А премию, уж так и быть, потом за победу в чемпионате подъездов.
И в заключении, хочу заметить госп. Слуцкому, что любовь к футболу не зависит от воспитания и образования. Она или есть, или ее - нет. Будь ты вор-рецидивист или кандидат филологических наук. Скорее наоборот: любовь к футболу формирует личность, воспитывает и образовывает...
А теперь внимание! Автора! Б.А.Аркадьев (советский футбольный тренер), “Игра без приоритетов”,1960г. Думаете этому не учат наших тренеров? Учат. Да что толку. Теория одно, а практика - другое. Думаете трудно поднатаскать юношу в скорости. И тут нет секретов. Сумеешь присесть несколько раз со штангой 120 кг и ты побежал из 12сек.
Не знают, что надо отрабатывать удары? Знают. Сколько баскетболист за тренировку делает бросков - наверное, под 1000. А футболист за тренировку? Очень редко (и то если самостоятельно остался после тренировки) - дотягивает до 100. А питание какое у нас (я имею ввиду среднестатистическую семью), а не спортшколы. А воспитание? А условия жизни? (Семья Юры Жиркова, говорят, большую часть его сознательной жизни, жила в пятером в одной комнате). А кумиры детства? Братки 90-х. Не быть нам футбольной Англией ещё лет 20.
Прошло 10 лет, что изменилось? Интернаты как были, так и есть поставщики необразованных, невоспитанных, несформировавшихся личностей в команды мастеров. Но настораживает очередная статья «Великого» Л. Слуцкого.
Газета № 7364, 10.06.2017- Статья опубликована в газете под заголовком: «Леонид Слуцкий: "Не знаю ответа на два вопроса: куда в России делись таланты и куда пропал зритель?"»
Оказывается-то, все наоборот:
А какая у нас система подготовки?
К большому сожалению, ведущие российские академии пошли по условному "голландскому" пути. На волне большой популярности Гуса Хиддинка приехало множество специалистов из Нидерландов, спортивных директоров, они работали в академиях и школах. Широко известна знаменитая универсальная методика Верхейена. Всем нам, отечественным тренерам, тогда сказали: "Ребята, вы работаете неправильно, вообще ничего не знаете, забудьте про вашу систему интернатов и огромные объемы тренировочной работы. Вы же работаете с детьми. А они – цветы жизни! И должны отдыхать два раза в неделю".
То есть получается, "лбы", которые понаехали в интернат ЦСКА и имеют море энергии, должны тренироваться четыре дня в неделю в одноразовом режиме и проводить один матч при двух выходных. А зачем он вообще ехал тогда сюда из условного Новосибирска? Чтобы на кровати лежать с утра до ночи? Понять не могу. Но нам тогда сказали: "Это современная методика!"
Теперь про "Челси". Там подписывают контракт с юным футболистом в девять лет. В этом возрасте ты можешь выбирать любую школу, но есть правило, чтобы ребенок добирался до нее не более часа. То есть если тебе ехать дольше, потому что живешь, условно, на севере Лондона, в академии "Челси" ты быть уже не можешь. В среднем у каждого мальчишки есть по 40 вариантов – считая и частные школы, и платные. Соответственно, в "Челси" понимают: ребенок имеет 40 вариантов, ходит к ним раз в неделю, в другое время может заниматься в "Арсенале", "Тоттенхэме" или где-то еще. В девять лет "Челси" предлагает контракт понравившемуся футболисту. В возрасте с 9 до 13 лет ребята тренируются пять раз в неделю, проводят одну игру, и один день – выходной. Приезжают в академию и после занятия уезжают.
Далее: с 13 лет все без исключения, даже лондонцы, должны уже жить рядом с базой в Кобхэме. У клуба есть договоры с 50 патронажными семьями, чьи дома расположены примерно в 15 минутах. Туда селят детей – а семьи за это получают деньги. Хотя не будем обсуждать чисто бытовые вещи: многое у нас в отличие от Англии просто невозможно. Цикл занятий для 13-летних и старше: понедельник – одна тренировка, тренажерный зал, теория; вторник, среда, четверг – двухразовый режим; пятница – одна тренировка; суббота – игровой день в чемпионате Англии, в воскресенье игроки разъезжаются домой.
То есть у них ОЧЕНЬ большой объем. Я уже не говорю про саму методику, которая сама очень интересна. На любом занятии есть предтренировка, когда ребята заходят на полчаса в специальный манеж с тренерами по физподготовке. А после основной части 30 минут идут всякие заминки. Длительность увеличивается даже при одноразовом режиме. И никаких двух выходных дней с лежанием на диванах у них нет и в помине!
В итоге возникает вопрос. За счет чего мы хотим обыграть "Челси" или любой другой английский клуб? Селекция у англичан лучше. Погодные условия и инфраструктура – тоже. Играют футболисты больше, соревнования регулярнее и сложнее – у нас даже на первенстве Москвы у ведущих академий много проходных матчей. И в завершение, в Англии еще и тренируются больше, чем у нас!
Раньше я понимал: у нас есть шанс за счет большого объема тренировочной работы, ранней специализации, попыток превосходить соперника физически. А сейчас мы по всем компонентам объективно хуже. Так почему мы должны побеждать? И почему ребята при наличии современного оборудования и контроле за их функциональным состоянием тренируются так мало?..