Дети до 16
Ни для кого не секрет, что у всех наших ведущих клубов есть собственные интернаты, куда отбираются лучшие дети со всей страны. Они там тренируются, живут, учатся, а потом, соответственно, попадают или не попадают в основную команду. Думаю, все, кто работают в футболе, со мной согласятся – в каждой детской команде есть три-четыре мальчишки, про которых говорят самые восторженные слова и которым прочат большое будущее. А потом мы смотрим финалы юношеских первенств России (это уже, примерно, семнадцатилетние парни), и все специалисты единогласно сходятся: «Какое ужасное зрелище! Никто не выделяется. Сплошная серость». Возникает вопрос – что же такое происходит с ребятами на этом этапе? Условно говоря, с 10-12 лет до 16-17 лет.
А происходит следующее. Лет в 12 талантливые мальчишки оказываются в спортинтернате. Попадание в интернат почти всегда ставит крест на их дальнейшей учебе. Они же обучаются там по спецпрограммам. Как правило, все в одном классе. Так что, если кто-то и захочет действительно хорошо учиться, другие ему просто «не позволят». Сразу приведу пример. Когда я работал в «Олимпии» и пытался невероятными усилиями добиваться от своих ребят хоть какого-то уровня самообразования, часто случались такие эпизоды – говорю одному молодому футболисту:
– Я даже ни разу не видел, чтоб ты книгу какую-нибудь читал.
– Ага, – отвечает, – я сейчас книгу буду читать, а вдруг меня в окно кто увидит!
Конечно, пример чуть утрированный, но в целом, он отражает психологию ребят, учащихся в спецклассах. Образования они не получают.
Дальше – больше. Кроме образования они еще не получают и воспитания. В 12 лет они предоставлены сами себе, живут в окружении сверстников и нескольких воспитателей пенсионного возраста. А значит, на их формирование большее влияние оказывает «улица» и модели поведения, принятых в их среде. Как итог, вдобавок к низкой образованности мы еще получаем и низкую культуру.
И еще один важный момент – с этого возраста начинаются двухразовые тренировки. Как правило, с невероятным объемом, потому что все хотят что-то выиграть и добиться результатов уже на детско-юношеском уровне. При этом очень часто команды всех возрастов вынуждены делить всего одно тренировочное поле, а значит, у некоторых занятия могут начитаться, скажем, в семь-восемь утра. В результате, буквально, через год ни о каком удовольствии от тренировочной работы или от самой игры уже не может быть и речи. Большинство из них «этот футбол» просто ненавидят!
Приведу еще такой пример. Если сравнить результаты функционального тестирования Романа Адамова в семнадцать лет и сейчас, то выясняется, что у него некоторые показатели физического развития тогда, в 17 лет, были даже выше, чем они есть сегодня. О чем это говорит? Это говорит о том, что с помощью высоких нагрузок мы его вывели на фукционально-физиологический пик уже к 17 годам, когда он, по существу, и не нужен. А с 17 до 25 лет у него в организме идет режим «поддержания», а не «развития» – то есть, он больше не развивается! Все!
Обобщив сказанное выше, легко прийти к основному выводу. К 16-17 годам мы получаем необразованного, невоспитанного молодого человека, который каждый день работает с нагрузками в двухразовом режиме и который футболом уже не может заниматься, потому что этот футбол, сами понимаете, где у него уже «сидит». Вот они наши таланты!
Мрачная получается картина. Однако, чтобы моя точка зрения была не только критической, но и конструктивной, я обязательно расскажу и об альтернативном, на мой взгляд, гораздо более правильном подходе к воспитанию молодых футболистов, который широко применяется за рубежом.
Вторую часть истории постараюсь опубликовать в начале следующей недели после игры в Питере. Так что продолжение следует…
Волкодав
Березуцким смена растет? =))))
-----------------------------------------
их так и называют одноклассники - и за то что близнецы, и за то что за ЦСКА болеют. « давай Березуцкий, забивай» или «щас его березуцкие завалют»....смешно на этих пацанчиков смотреть иногда.
Кстати, показал эту статью их тренеру, тот сначала поспорил, а седни на тренировке утром, когда я пацанов привез, говорит, что прав Слуцкий в целом.
Ещё одним, немаловажным фактором, является мотивация. Понятно, что у молодых ребят она запредельная. Но стремиться к тому, чтобы стать профессиональным, востребованным футболистом можно по разным причинам. Этих причин, множество, но на мой взгляд на сегодняшний момент истинные ценности ради которых стоит тренироваться, расти как личность и как футболист, “кровью и потом” достигая своих целей, подменяются на ценности низкого порядка. Утрируя это гонорар побольше, а работы поменьше и желательно всё сразу. Интересно, ведь, когда ребёнок начинает заниматься футболом, у него в голове не только цифры и контракты, там ведь нечто другое? И кто потом, прививает этим пацанам идею, что то, что они делают, они делают ради денег? Ведь “деньги это не цель-деньги это средство для достижения цели”.
Резюмируя, по вышеизложенному хочется отметить, что не всё потеряно и мало того, если задать правильный “вектор”, с нашим то потенциалом всё может получиться замечательно. Я в это искренне верю.
не согласен. посмотри кто в сборной. это аршавин не техничен? или семшов? или зырянов? или сычев? а англичане, что, не мощные были? мы просто играли в свой футбол, а повезло или нет - это заслуженое везение.
считаю - у нас страна болоьшая, найдутся и техничные и мощные. вот щас в сборной в основном техничные, и играют не плохо. а кого брать, техничного или большого? главное найти нужный баланс.
вот так
На мой взгляд, у вас типично неправильные суждения. Мне кажется, что уровень подготовки футболистов с детства определяет культура футбола. А вернее даже его культ в обществе. Техника и физика впитавших этот культ уже следствия.
Посмотрим что напишет Леонид С.
Главное- в питере не проиграйте))