3 мин.

Системный подход

Главный секрет раскрою сразу же: на самом деле, никто не знает точно, как нужно тренировать и какими способами можно наверняка добиваться желаемых результатов. Никто. Это факт. А в этом факте как раз и заключаются суть и основные сложности тренерской профессии.

Фото sportsphoto.livejournal.com

Диапазон применяемых методов чрезвычайно широк: от самых комичных, когда тренеры заставляли своих подопечных прыгать с деревьев или отрабатывать удары головой в боксерских шлемах, до самых одиозных – с глубочайшими тактическими изысками. Следовательно, широк и субъективизм в оценках тренерской деятельности. Я, например, считаю, что даже результат команды не является объективным критерием квалификации тренера. Ведь, скажем, наставник «Осасуны» вряд ли когда-нибудь сможет превзойти по турнирным показателям наставника «Реала», но это же не означает, что один тренер однозначно хуже или лучше другого. Чтобы точно сопоставить квалификацию нужно дать каждому из них одинаковых клонированных футболистов, назначить на игры одного и того же арбитра, предоставить одинаковый газон, одинаковое число болельщиков т.д. Но, поскольку это невозможно, многие предпочитают судить именно по результату.

Если у тебя болит голова, ты знаешь: нужно выпить таблетку, и она пройдет. Если у команды не идет игра, то у тебя нет упражнения, которое могло бы гарантировано исправить ситуацию. Поэтому здесь полная свобода творчества, и каждый тренер выбирает свой путь. Что же самое главное в этом пути? На мой взгляд, это две вещи.

Во-первых, тренер обязательно должен иметь свою систему. Систему всего – игровых действий, требований, анализа, поощрений, наказаний и т.д. Чтобы для футболистов все эти аспекты виделись понятными, прогнозируемыми и адекватными. НО! Только лишь факт наличия такой системы, опять же, не может гарантировать результат. Вот, например, у великого Фабио Капелло были потрясающие достижения и с «Реалом» в первый приход, и с «Ромой», и с «Миланом», но в то же время вспомним, как у него не шли дела в Мадриде в прошлом году, да и с «Миланом» были провальные сезоны. Какие разные результаты, а ведь система была одна и та же. Этим я хочу сказать, что не существует системы «на века», выстроенной раз и навсегда, с которой любую команду можно вывести в лидеры. Важно понять, как модифицировать и подстроить эти методы под условия конкретного коллектива, с которым ты работаешь.

И второе. Имея свою собственную систему, необходимо твердо знать, какими способами ее можно воплотить. Часто бывает так, что, поставив перед собой схожие цели в плане организации игры, два разных специалиста идут к их решению совершенно разными способами. Благо тренерская профессия, как я уже отмечал, предусматривает широкий взгляд на методы работы и подразумевает значительную свободу творчества.

Еще талант тренера очень хорошо проявляется в умении объединить в единое целое коллектив, собранный из совершенно разных характеров. Например, отрабатываем мы групповую тактику в отборе. Один игрок пару раз сделал – и ему уже все понятно, дальше никакого совершенствования не происходит. А другой семь раз сделает – и ему, все равно, непонятно. Но я ведь не могу первого убрать, а второго оставить, поскольку в одиночку невозможно отрабатывать коллективные действия – обязательно нужна группа. Вот и пытаешься в таких условиях создать свою систему, да еще и правильно применить ее по отношению не к абстрактным, а к конкретным игрокам, которые есть в распоряжении. Как раз по этому поводу замечательные слова сказал сэр Алекс Фергюсон: «Хороший футболист, неадаптированный к системе, – это плохой футболист. А плохой футболист, органично вписанный в систему, – это хороший футболист».

В заключении хочу пояснить, что я не жалуюсь и стараюсь рассказывать не о проблемах и трудностях профессии – я рассказываю о ее специфике, потому что судить о футболе только по факту (выиграли–не выиграли, ошибся–не ошибся) – это чрезвычайно узкий взгляд на тренерскую профессию. На самом деле, она гораздо более широка и вариативна. На вырабатывание системы уходят годы, а уж ее совершенствование – процесс вообще ничем не ограниченный.