7 мин.

футбол, как стимул социальных преобразований

 

   ННу вот и закончен очередной календарный год! Остались позади треволнения внутреннего первенства, известны почти все соперники в предстоящих международных кубках. И хочется немного отвлечься. Покажем любимую игру в необычном ракурсе.

   В московской газете «СПОРТ-экспресс» давно уже работает обозревателем олимпийская чемпионка Монреаля-1976 по прыжкам с 10-метровой вышки Елена Вайцеховская. Однажды, лет десять назад, она призналась, что не является большой поклонницей футбола, и: «часто не понимала, откуда у многих (…) такое устоявшееся убеждение, что нет  в спорте ничего интереснее и значительнее, нежели народная игра? Но прекрасно понимаю при этом: если у команд такое количество болельщиков, значит наш журналистский долг – снабжать их максимально полной информацией.»  К тому же ей неоднократно приходилось слышать, что читать в «Спорт-экспрессе» о футболе гораздо интереснее, чем наблюдать его с трибуны.

  И вот она пошла на футбол из любопытства – сравнить. Происходящее на поле ей не понравилось. Интересно опять же: чего другого надо было ожидать от человека, кто с младых лет воспитан на принципах индивидуализма? Ведь её отец был знаменитым тренером по водным видам. Но: «решив, что в тот день  мне не повезло с командами, а командам – друг с другом, судьями, погодой и чем-нибудь еще, я рискнула выбраться на стадион еще…» Нетрудно сообразить, что и в следующий раз футбольное действо не стало для нее потрясением. Много воды утекло с той поры, среднее качество футбола в исполнении российских команд сильно подтянулось к мировым образцам. И хочется думать, что эта прекрасная спортсменка и женщина изменила своё отношение к игре. Как бы там ни было, НО В ТОТ ДЕНЬ ПОВЕЗЛО ФУТБОЛУ! Ведь именно тогда он приобрел не просто рядового болельщика или яростного фаната, но четко мыслящего, имеющего свою позицию, если не приверженца, то доброжелателя!

  Но с другой стороны: даже те нелепые и порой откровенно скучные матчи той поры, которые надо было искусственно приукрашать в прессе, на самом деле несли в себе пусть и малую толику, но того социального заказа, который во многом изменил отношение к футболу во всех уголках планеты! А сам футбол повлиял не только на наши привычки, но и сдвинул графики телевизионных трансляций.

  Сейчас матчи могут начинаться  в любую четверть часа, тогда как еще совсем недавно практиковалась только почасовая градация. А вторые таймы должны были начинаться так же строго в начале следующего часа. Объяснялось это нуждами рекламодателей. А добавленное время? Каких-то 30 лет назад могли отменить правильно забитый гол только на том основании, что время игры закончилось буквально секунду назад?! Главным мерилом во многом считались часы на табло стадиона. Затем дали больше самостоятельности главному судье, а часы не стали запускать, чтобы не вводить в соблазн особо яростных приверженцев «буквы закона».

   А с добавленным временем как было? Одну-две минуты прибавляли в крайних случаях, когда были явные остановки игры, связанные с травмами, или особо спорными моментами. С добавлением минут к первому тайму  даже мыслей не было.

  Помнится один из самых драматичных матчей, связанный с еще не устоявшимися правилами добавления. 26 мая 1999 года в финале Кубка Чемпионов на «Ноу Камп» (в присутствии 110000 зрителей) играли «Манчестер Юнайтед» и «Бавария» (Мюнхен). После гола Баслера уже на 6-й минуте и по истечении всех 90 минут «немецкая машина» выигрывала 1:0. Но Пьер-Луиджи Коллина к этому моменту добавил к игре еще «целых три минуты»! Несусветно много, как тогда говорили. И вот сначала Тедди Шерингем всего через 33 секунды после отсчета добавленного времени сравнивает счет. Немцы оспаривают это событие, и вводят мяч с центра только через минуту, но почти сразу ошибаются в передаче. «МЮ» снова атакует, мяч уходит на угловой. Подает Дэвид Бекхэм, и в сутолоке  у ворот  Уле-Гуннар Сульшер подставляет ногу – 2:1, прошло 02.16 добавленного времени. Еще минута споров, но мяч в центре поля, и после 03.35 финальный  свисток. Англичане обладатели престижнейшего трофея! Но оба гола в протоколе отнесены к 90 минуте. Некоторые обозреватели специально указывали посекундное время, чтобы никто в будущем не впал в заблуждение, что оба мяча были забиты менее чем за минуту до конца игры. Кто же мог предположить в те минуты, что исключения, которые особо надо оговаривать, в самое короткое время превратятся в повседневную рутину?

 Этот матч далеко не первый с добавленным временем, но, пожалуй, самый громкий.

  И потихоньку – потихоньку демократизация правил привела к нынешнему положению вещей, когда ни один матч не длится «ровно» 90 минут игрового времени. А в английской премьер-лиге отнюдь не редкость добавление 8 , да и 12 минут!

  И что происходит с началами вторых таймов? Практически никогда они не начинаются ровно через час после стартового свистка. Обычно это происходит с задержкой на две-три минуты. Почему это так?

  Вот тут и уместно задать один парадоксальный вопрос: НА КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСТЕЙ НАШЕМУ ОРГАНИЗМУ УДОБНЕЕ ДЕЛИТЬ СУТКИ? Мы привыкли к 24-часовой градации. И в повседневной жизни, где не столь и важно, сколько времени ПРОШЛО ТОЧНО с момента одного события до другого, нас это вполне устраивает. Но в футболе, особенно в очень ответственных матчах, этот вопрос становится весьма актуальным! По-видимому, 1/24-ой части суток недостаточно для физиологического и психологического усвоения происходящих событий на поле и готовности к новому испытанию! Но почему задержки составляют эти несколько минут, а не 5 или 10?

  На недолгое время отвлечемся от футбола и перенесёмся на какое-либо состязание по марафонскому бегу. Вот уж где спортсмены испытывают на себе максимальные перегрузки, вот где простор для исследований. И надо будет напомнить, что на одном из недавно проведённых забегов после финиша скончались сразу два не слишком подготовленных бегуна. Но нас пока интересует другое - время преодоления этой дистанции. Очень часто приходится слышать: «А почему бегуны никак не разменяют 2 часа?» В данный момент высшее достижение (рекордами их не называют по причине большого разнообразия профилей разных трасс) принадлежит Патрику МАКАИ и равно 2ч 03мин 38сек. А теперь внимание : 2/23 части суток равны 2ч 05мин 13 сек!!

   Первым этот рубеж пробил 28 сентября 2003 года Пауль Таргат и сбросил всего 18 секунд. И вот за 8 с лишним лет преодолеть этот «роковой рубеж» удалось еще только 20 раз десятку с небольшим спортсменам! Да, рано или поздно кто-то разменяет и заветные 2 часа. Но надо твёрдо помнить другое: каждая следующая секунда будет стоить намного больших усилий, чем все предыдущие.

 3 А для абсолютного числа людей, и не просто людей, но спортсменов, и не просто спортсменов, а мастеров спорта международного уровня, рубеж в 2/23 части суток так и останется непреодолимой преградой…(две эти фразы выделите курсивом)

  И полезно будет привести НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЕЙШИЕ анатомические свойства человека. При рождении новой жизни индивидууму достаются по 23 хромосомы от каждого из родителей. Шарнирную подвижность позвоночного столба обеспечивают 23 межпозвоночных диска, а остальные позвонки срослись в процессе многих миллионов лет  эволюции. Как срастаются после рождения и те 23 кости черепной коробки, что оберегают наш мозг от больших неприятностей.

   Вернёмся к футболу. И Никите Симоняну в 1950 году, и Джафару Ирисметову в 2000году, когда они НАЧАЛИ ЗАБИВАТЬ СВОИ РЕКРДНЫЕ 34 и 45 мячей, было по 23 года!!! (45 мячей – рекорд для чемпионатов стран ближнего зарубежья) Оба играли и за "Спартак"

А какой номер на футболке выбирали Дэвид Бекхэм, Андрей Аршавин при переходе в другую команду? Правильно – «23»!

    Следовательно: «затяжка времени» и перенос начала вторых таймов на 1ч 02мин 37сек и чуть поболее, что как раз равно 1/23 части суток, - это не чья-нибудь прихоть, а насущное требование организмов многих и многих игроков. ((Для сравнения. 1/22 часть суток равна 1ч 05мин 27 сек.))

  Подведём маленькие итоги. Без сомнения и футбол, и правила проведения матчей будут меняться и в будущем. Это неизбежно. Но догадайтесь: какова наилучшая численность лиги? Не стоит только забывать, в угоду некоторым сегодняшним пылким реформаторам, что В ФУТБОЛ ИГРАЮТ И ФУТБОЛ СМОТРЯТ обычные люди, и им не безразличны те или иные преобразования. А выживут из них только те новшества, что наиболее приспособлены для организма, созданного природой!

  Как видите  И У ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ есть своя чёткая скорость и периодичность!!! Ведь прошли почти точно те самые 23 года, как «супергений» озвучил катастрофическое для всего российского футбола кредо. И все эти годы огромная страна жила в бесплодных ожиданиях хотя бы каких-то заметных достижений. А любимая игра так и осталась в коротких штанишках «школяров» и вечных подражателей…

18 декабря2011 г