27 мин.

Великие спартаковские стеночки

Терентьев примерил ромбик. 

Спартаковская эстетика – феномен. Российский и советский футбол дал множество прекрасных команд, в том числе более успешных в еврокубках, но мы не говорим о стеночках ЦСКА, динамовском духе и зенитовской погоде.

«Спартак» не просто побеждал, он делал это особым способом, в особых декорациях и с особым смыслом.

Атакующий стиль превратился в эмблему наравне с ромбиком. Игра в одно касание стала песней молодости и мечтой увидеть это еще раз. Мифический спартаковский дух – требованием к легионерам, которые, возможно, никогда не выучат русский. Даже дождь окрасился в красно-белый символ, добравшись до каждой дворовой коробки нашего детства – из газетных штампов 50-х.

Так «Спартак» стал не командой, а культурным течением. 

Терентьев разбирался, как это произошло: почему из силового футбола довоенной эпохи пророс другой стиль – благодаря тренеру, которого все забыли; и как спартаковский футбол стал термином при Бескове и эволюционировал при Романцеве.

Показываем спартаковские стеночки – 10 моментов красоты

Начнем с экскурсии – для тех, кто слабо понимает, о каких стеночках речь.

Так «Спартак» накружил 10 передач против «Андерлехта» в Кубке УЕФА-83/84 – и вывел Сергея Родионова на удар шведкой в дальний угол. Но по сумме двух игр в полуфинал вышли бельгийцы – 4:3. 

Федор Черенков пробежал 60 метров – против «Аталанты» в 1/32 Кубка УЕФА-89/90 (2:0), отыгрался в длинную стеночку с Валерием Шмаровым – и закатил в пустые. 

Олег Иванов сыграл за «Спартак» всего пару сезонов, но зато забивал с паса главного футбольного человека – Александра Мостового. Победа над чехословацкой «Спартой» (2:0). 

А это 20-летний Дмитрий Радченко оформляет дубль на «Сантьяго Бернабеу» против «Реала» – в 1/4 Кубка чемпионов-90/91.  

Фирменная стеночка на третьего – в пасмурном Бирмингеме против «Астон Виллы», которая за полтора года до этого матча взяла Кубок европейских чемпионов-81/82 (предшественник Лиги чемпионов). Черенков отдает в центр и набирает скорость на фланге, мяч (не зная, что делать) находит Юрия Гаврилова, а тот в одно касание выкладывает под удар Черенкову. Позже будет дубль самого народного футболиста. 

Красота не спасла, наверное, самый сильный «Спартак» в российской истории. Игорь Шалимов пробил выше в полуфинале КЕЧ-90/91 – против будущего победителя «Марселя». 

А вот двойная стеночка из того же матча – «Спартак» в итоге проиграл дома 1:3. 

Капитан сборной Англии и лидер обороны лондонского «Арсенала» в ЛЧ-00/01 Тони Адамс столкнулся с партнером после изящества от Маркао, Робсона и Егор Титова. 

Стеночка и фирменное забегание с элегантным забросом от Титова – против будущего чемпиона ЛЧ-2001 «Баварии». К сожалению, 0:3, после которых тренер победившей команды Отмар Хитцфельд скажет: «Поле было очень плохим, но это мешало именно «Спартаку», техничной и комбинационной команде. Тем более, что им нужна была победа [для борьбы за 1/4 турнира]. Мы же отбивались и рассчитывали на длинный пас. Повезло, что «Спартак» не сравнял счет при 0:1». 

Простая и колкая как гвоздь двухходовка против «Спортинга» – и гол Маркао. 

Все, что вы сейчас увидели, не просто случайные хайлайты, а часть философии, которая сформировалась благодаря историческим совпадениям.

Довоенный «Спартак» – силовая команда. Фундамент стиля заложил тренер, вылетевший из Высшей лиги

До 1941 года «Спартак» и «Динамо» – две главных команды страны: по три титула за шесть турниров. В лиге доминирует схема «дубль-вэ» (2-3-5), привезенная в СССР сборной Страны Басков. Стилистические отличия клубов минимальны. Возможно, в связи с отсталостью инвентаря. 

«Кожаные мячи в дождь набухали и становились очень тяжелыми. Поля были безобразные. А бутсы – я как-то играл в бутсах из 30-х годов – управлять мячом в такой обуви очень тяжело. Поэтому, возможно, довоенный футбол и не был таким эстетичным, как после. Он был скорее боевым, агрессивным и держал в напряжении, – говорит Спортсу” спортивный историк Аксель Вартанян. 

По словам главного футбольного журналиста СССР Льва Филатова, «Спартак» тех времен – каноничная команда эпохи, делавшая акцент на мощь и напор: «Команда в довоенные годы отличалась игрой му­жественной, волевой, в ней были подобраны люди крепкого сложения, надежные, она могла переиграть про­тивника, а могла и взять его измором, силой, натиском. Я допускаю, что московское «Динамо» игрою было тоньше, ловчее, хитрее, но это не давало превосходства: «Спартак» имел чем отве­тить, чем уравновесить. Его стихией была самоуверенность сильных людей, знающих, что они свое возьмут, когда захотят».

Временем явления спартаковского стиля, каким мы понимаем его сейчас, Филатов называет конец 40-х. И связано оно с уходом ветеранов и появлением в «Спартаке» сейчас почти забытого тренера Абрама Дангулова. 

«Николай Петрович [Старостин], когда мы делали с ним интервью в квартире на Маяковке, говорил, что «Спартак» изначально старался играть в зрелищный футбол. Но очевидцы, с которыми я общался позже, утверждают, что до войны лучшей линией «Спартака» была – оборона. Это авторитетные люди – писатели, историки. По их мнению, в 30-х команда совсем не чуралась силового футбола. И именно при Дангулове впервые появился тот самый спартаковский стиль», – подтверждает мысли Филатова известный журналист Леонид Трахтенберг.

Абрам Христофорович Дангулов – техничный футболист из 30-х, но игравший на локальном уровне даже по меркам тех лет. Большая часть карьеры – в родном Армавире. В 1934-м завершил карьеру и начал тренировать, и за 15 лет до прихода в «Спартак» работал только в маленьких клубах: пятигорское «Динамо», донецкий «Стахановец» (прежнее название «Шахтера») и московские «Крылья Советов». Выделялся Дангулов не результатами, а ярким футболом. 

Самым успешным сезоном был чемпионат 1941 года, когда «Стахановец», блуждавший в предыдущие годы на 12-13-х местах Высшей лиги СССР, вдруг поднялся на 5-е. Обыграв две лучшие команды довоенных времен – «Спартак» (3:0) и действующего чемпиона московское «Динамо» (2:0). Но случилась война – и сезон не доиграли. 

После войны Дангулов возглавил «Крылья Советов», держался внизу таблицы – при очень скромных ресурсах, а в 1948 вылетел – с разницей мячей 32:60. Сразу после его позвали в «Спартак» – Дангулову было 49 лет. 

«Дангулова все равно ценили как специалиста [несмотря на вылет] – раньше же были совещания тренеров. Каждый выступал с докладом, говорил о своих взглядах на футбол, на тактику. Абрам был среди ведущих тренеров того времени – Бориса Аркадьева (ЦДКА), Михаила Якушина («Динамо»), Виктора Маслова, который чуть позже продвинулся на этот уровень (к 49 уже брал медали с «Торпедо», но еще не был чемпионом – в будущем выиграет титулы еще и с «Динамо» Киев)», – рассказывает Вартанян.

Дангулов привел в «Спартак» 23-летнего Никиту Симоняна (которого ранее нашел в Сухуми и раскрывал в «Крыльях»), поднял из дубля 19-летнего Игоря Нетто (даже есть версия, что именно Дангулов убедил будущего капитана выбрать карьеру в футболе, а не в хоккей с шайбой, где Нетто тоже был успешен), вывел на новый уровень 24-летнего форварда Сергея Сальникова (в 1949-м его признали лучшим игроком СССР на своей позиции). 

Новый «Спартак» помолодел, потерял в мощи, но прибавил в технике. «И мы, довоенные болельщики, какое-то время по­вздыхав о команде, где капитаном был Андрей Старо­стин, приняли этот «Спартак». Я имею в виду образ игры. Ну а то, что было нам особенно дорого – от­крытость характера, обязанность быть среди пер­вых, – осталось в целости и сохранности, передалось», – писал Филатов в книге «Обо всем по порядку: Репортаж о репортаже».

«Тренер Дангулов был уникальным человеком, – говорил Никита Симонян в книге Игоря Рабинера «Спартаковские исповеди». – Со всеми игроками разговаривал на вы. Матом он на моей памяти выругался ровно один раз, и единственный же раз за всю мою жизнь из раздевалки проигравшей команды раздавался гомерический хохот. У нас была серия неудач – проиграли в Риге, горим в Киеве – 0:2. В перерыве он, увидел фибровый чемодан Олега Тимакова, подошел к нему – и как двинет ногой этот чемодан, что тот под лавку улетел! И говорит: «Да вы, ##### [секс-работницы], наконец будете играть или нет?!» Эта фраза и такое поведение настолько не вязались с личностью Абрама Христофоровича, что мы все дружно… заржали. А потом приехали в Москву – и нас прорвало! Одним шесть забили, другим семь».

«Мой отец жил с Дангуловым на одной улице в Армавире, – рассказывает Вартанян. – Они вместе играли в футбол. Кстати, еще и с Мартыном Мержановым, который позже основал еженедельник «Футбол». После отец оказался в армии, в Кавказском военном округе, а Дангулов поехал в Москву. Когда отец узнал, что Абрам возглавил «Спартак», написал ему письмо – прямо в клуб. Дангулов даже спустя годы ответил очень теплыми словами. Они какое-то время переписывались – больше по праздникам, конечно. Со слов отца знаю, что Дангулов был очень умным и добрым человеком. Хорошо ладил с футболистами, умел найти к ним подход».

Дангулов так и остался в тени. Главные титулы пришли, когда он ассистировал игроку-иконе и тренеру-дебютанту

В 1949-м «Спартак» с Дангуловым стал третьим в чемпионате, а в 1950-м выиграл Кубок – разгромив в полуфинале лучшую команду СССР того времени ЦДКА (4:0), а в финале – «Динамо» (3:0). А еще в 1950-м Никита Симонян забил рекордные на тот момент 34 гола в чемпионате. Результат продержался 35 лет – пока на гол больше не забил Олег Протасов из «Днепра». 

Но дальше результаты Дангулова ухудшились, и летом 51-го «Спартак» на полгода возглавил Георгий Глазков – легендарный нападающий довоенной команды. С ним клуб занял шестое место в лиге и вылетел в 1/4 Кубка СССР. В 1952-м Дангулов вернулся, но неожиданно – в роли помощника, а главным стал только закончивший карьеру защитник и капитан «Спартака» Василий Соколов. 

«Дангулов был переведен во вторые тренеры, потому что Василий Соколов пользовался бОльшим авторитетом среди игроков, – рассказывает Спортсу” Трахтенберг. – Он был очень хорошим футболистом, недавно закончил карьеру – и был для игроков, если можно так выразиться, своим парнем.

Но, конечно, ему был нужен опытный человек рядом. Соколов – икона: сказать речь в раздевалке, погонять с футболистами на тренировке. Но кто будет основательно тренировать молодых? Соколов понимал, что Дангулов – тот самый человек, который давно в профессии и кто ему нужен».  

Историк Аксель Вартанян подтверждает, что именно Дангулов определял игру той команды, даже будучи помощником Соколова: 

«Не знаю, по каким соображениям произошло такое распределение ролей. Очевидно, что Дангулов был более опытным и авторитетным специалистом, Соколов только-только закончил играть и учился у Дангулова, который определял игру команды и ее стратегию».

Разделение ролей Соколова и Дангулова можно описать так: первый был генменеджером, который общался с руководством и принимал финальные решения, а второй вел тренировочный процесс.

В августе 1952-го не стало легендарного ЦДКА (пять чемпионств за шесть лет). Министерство спорта СССР расформировало клуб после поражения сборной с армейским костяком на Олимпиаде от Югославии (идеологического врага того времени) – прямо по ходу сезона. После снятия лидера чемпионата первое место забрал «Спартак» Соколова и Дангулова, а в 1953-м – повторил результат. Это были первые победы красно-белых в чемпионате с 1939 года. 

В 1954-м – второе место, но оно стоило Соколову поста главного. Николай Старостин в книге «Звезды большого футбола» писал о нем как о достаточно властном и жестком человеке: «В отношениях с футболистами слишком туго закручивал гайки. Но футбол знал досконально». 

Соколов после 1954-го поссорился с руководством, потому что его хотели отправить на дополнительную учебу, и ушел из клуба вместе с Дангуловым. Больше как тренер Соколов ничего не выиграл. Дангулов недолго поработал в ереванском «Спартаке» и донецком «Шахтере», где тоже ставил комбинационный футбол. В свои последние годы Дангулов был одним из авторов еженедельника «Футбол». 

В 1956-м восемь человек того «Спартака» взяли золото Олимпиады, выйдя в старте на финальный матч. 

«Раньше в Москве на Чернышевской улице – неподалеку от Земляного вала – находился магазин общества «Спартак», – вспоминает Трахтенберг. – В нем можно было приобрести сумки с эмблемой, физкультурные принадлежности. И там висели фотографии – не только футболистов, но и боксеров, например.

Помню, висели портреты Тиграна Петросяна, Игоря Нетто, Никиты Симоняна. И была фотография Дангулова. А это не могло быть просто так – отбор фото максимально тщательный».

Как родился термин — спартаковские стеночки и забегания

За следующие 23 года после побед команды Дангулова и Соколова – с 1955-го по 1978-й – «Спартак» выиграл четыре титула. Дважды при Николае Гуляеве (который еще и выиграл Олимпийские игры-56 и Евро-60 как помощник Гавриила Качалина) и дважды при Никите Симоняне (уже как тренере). 

К середине 70-х «Спартак» упал в середину таблицы, дважды финишировал на местах ниже десятого, а в 1976-м вылетел из Высшей лиги. Стиль ушел на второй план, но в этот момент в команду пришел Константин Бесков. 

«Николай Петрович [Старостин] ради «Спартака» нарушил, возможно, им же написанный закон: что тренером «Спартака» должен быть только спартаковец, – говорит Трахтенберг. – Вплоть до Крутикова так и было. Когда случился вылет в Первую лигу, Андрей Петрович Старостин сказал брату, что при всем уважении к спартаковцам и спартаковским тренерами, именно они опустили клуб на дно. И есть только один человек, кто может вернуть его обратно. Это динамовец Бесков. Он даже сделал акцент на слове динамовец.

Для Николая Петровича это было большим удивлением. Но с мнением брата он считался – и согласился пригласить Бескова с его тяжелейшим характером. Поработав в итоге вместе с 1977-го по 1988 года, выиграв два чемпионства и девять лет подряд попадая в медали». 

Бесков собрал тот «Спартак» как пазл – из игроков Первой и Второй лиг, а также из молодых дублеров других московских команд: Юрия Гаврилова, который не пригодился «Динамо», Александра Сорокина из Второй лиги [волжского «Торпедо»], 28-летнего Георгия Ярцева из Костромы, Рината Дасаева – из астраханского «Волгаря», Сергея Шавло, который был тогда дублером в рижской «Даугаве», Олега Романцева – из Красноярска. Спустя год из дубля в основу поднялся Федор Черенков – как символ спартаковского стиля: скромное телосложение, но выдающиеся техника и интеллект. 

В первом сезоне после возвращения в Высшую лигу «Спартак» Бескова стал пятым, а на следующий сезон – выиграл золото. 

«Словосочетание «спартаковские стеночки и забегания» появилось уже во времена Бескова в «Спартаке» – они не то, что выделялись, а были очень эффективны, – говорит Вартанян. – Валерий Лобановский, например, стеночки запрещал категорически, потому что видел в этом риск потери мяча. 

Владимир Веремеев из киевского «Динамо» рассказывал такой случай: он шел по флангу, хотел подать в штрафную, но смотрит – там никого. И замедлил атаку, стал ждать своих. На разборе Лобановский устроил разнос: «Ты получал мяч в нужной точке? – Да. – Ты прошел по флангу? – Да. – Почему ты не подал в штрафную? – Там не было никого из наших. – Ты должен делать то, что тебе велено. Если бы ты сделал подачу, а там никого не было, я бы спросил с других». 

Что интересно: при большем количестве титулов киевского «Динамо» Лобановского, в личных встречах чаще побеждал «Спартак» Бескова. 

Бесков был антиподом Лобановского. Не имея [такого количества] звезд в составе, как у Киева, играл умно, талантливо и в атаку. В этом плане «Спартак» выделялся среди всех остальных. Знаете, как в 80-х Эдуард Малофеев называл футбол, в который играет его команда, искренним, так и здесь – «Спартак» играл в искренний атакующий футбол. Ему было важно побеждать красиво».

«Бесков запрещал Дасаеву выбивать мяч ногами – кроме свободного удара, конечно, – дополняет Леонид Трахтенберг. – При этом у своих ворот розыгрышей не было, как сейчас. Требовалось закинуть своему. Выстраивалась определенная схема: Дасаев вбрасывает мяч (условно, метров на 20-30) – например, на фланговых защитников Владимира Сочнова или Олега Романцева. Под них должны сразу подстроиться три-четыре партнера. Такие комбинации моделировались в Тарасовке – Дасаев спустя время мог мяч до центрального круга забросить». 

Эволюция стиля при Романцеве

В 1989-м «Спартак» возглавил Олег Романцев – и уже по ходу первого сезона появились видимые изменения в игре: больше прессинга, мобильности и физики. По словам журналиста Игоря Рабинера, Романцев хотел совместить динамичность киевского «Динамо» Лобановского и комбинационность «Спартака» Бескова. 

«Интересно, что похожие мысли были и у Лобановского, – рассказывает Спортсу” игрок «Спартака» конца 90-х и 2000-х Дмитрий Парфенов. – Мне довелось общаться в сборной [Украины] с игроками киевского «Динамо». Они говорили, что Лобановский [в 90-х] хотел свой стиль совместить со спартаковским. Найти баланс, который, наверное, все тренеры хотят. 

Поэтому хотелось бы развеять миф, что мы в «Спартаке» играли только в стеночки и короткий пас. Они применялись, если соперник садился низко, и требовалось расшатывать оборону, искать свободные зоны – через забегания в том числе. Другой вопрос, что в чемпионате России против нас многие садились низким блоком. Кого ты будешь отрезать быстрой передачей вперед, если тебя никто не атакует? Тогда приходилось переключать режим, расшатывать оборону постепенно. У нас никогда не было в составе столба, на которой можно было просто выбить».

Один из витринных матчей нового «Спартака» – против «Арсенала» в ЛЧ-00/01 (4:1) с Пиресом, Юнбергом и Анри. Почти каждая вторая передача вперед, постоянное давление и интенсивность до финального свистка (с одной заменой в концовке). «Спартак» Романцева принято сравнивать с «Барсой» Гвардиолы, но на расстоянии та игра кажется синонимичной другой каталонской сборке – Флика.

«В то время у Романцева было главное требование: прессинг, отбор при потере и быстрые переходы в атаку, – вспоминает Парфенов. – Чтобы отрезать максимальное количество соперников и создать преимущество в атаке. Акцент был на таких переходных фазах. В том «Спартаке» тебя ругали за две-три передачи подряд назад. Неважно, напротив «Реал», «Арсенал» или «Уралан». 

Другая важная деталь – частая смена фланга, чтобы получить преимущество в свободной зоне. На самом деле у нас было много диагоналей, а не только стенок и коротких пасов. Зачем стучаться в закрытую дверь, если на другом фланге есть свободный партнер, который примет мяч лицом к воротам? Сравнение с «Барсой» Флика – очень близко». 

«Бесков предсказывал, что футбол пойдет по пути Лобановского. В сторону более силового стиля, – говорит Трахтенберг. – Но позже появилась «Барселона» Кройффа, а потом и «Барселона» Гвардиолы. Это был спартаковский футбол. Романцев оставил лучшее от Бескова, но добавил «Спартаку» силы и мощи – за счет тех же Онопко и Никифорова. Команда стала сильнее на втором этаже. Тот «Спартак» выглядел мобильнее, современнее». 

«Был один показательный пример: играем со «Спартой» из Чехии, они против нас часто удачно выступали, – рассказывает Парфенов. – Дисциплинированная, очень плотная, вязкая и жесткая команда. Мы с игроками решили: будем отходить к центру поля [и не встречать у чужих ворот]. В перерыве Олег Иванович спросил: «Кто сказал отходить назад? Надо играть в свою игру. Это лучшее, что вы можете. Если начнете обороняться в низком блоке, это будете не вы». 

Почему еще важно было быстро играть вперед? 

Я понимаю, что в середине у нас Дмитрий Аленичев, Егор Титов, Андрей Тихонов, Валерий Кечинов, Илья Цымбаларь, Виктор Булатов – и что к ним пристальное внимание. Где-то даже персональная опека. Они же не могут каждые две секунды делать ложные открывания, пока ты мнешь мяч. Поэтому моя задача как крайнего защитника вовремя среагировать на рывок и отдать вперед. Если я задержу передачу, им оторвут ногу. 

При отборе и единоборствах ты периферическим зрением уже анализировал варианты впереди. Конечно, так было не всегда, иногда и в аут приходилось выбивать, но цель была именно в том, чтобы отбирать мячи и быстро начать атаку». 

Чтобы прессинг работал, а команда выдерживала 90 минут сверхинтенсивного футбола в ЛЧ, Романцев преобразовал тренировки. Сделав их короткими, но динамичными. 

«Тренировочный процесс был очень интенсивным, – говорит Парфенов. – С четким пониманием, что и зачем делается. Например: при Романцеве тренировка в среднем длилась 50-55 минут. Это именно то время, когда тренер на поле дает указания, упражнения. Минимум пауз. Но на занятия игроки выходили за полчаса – кто разминался, кто участвовал в квадратах. А после тренировки снова шла индивидуальная работа: условно, крайние защитники подавали на нападающих, а те завершали. 

То есть занятие выходило под два часа, но чистое время самой тренировки – с Романцевым – 50-55 минут. В высочайшем темпе».

К спартаковским стеночкам вскоре добавились дух и погода

А также термин народная команда.

«Мне кажется, народность «Спартака» больше связана не со стилем, а с атмосферой советской эпохи, – говорит Вартанян. – В сталинские репрессии народ жил в страхе. Повсеместно говорили, что все хорошо и мы идем к победе социализма, но вокруг исчезали люди. Многие верили, что это были враги народа – ну не могут же человека посадить просто так. Это был массовый гипноз. 

«Спартак» тогда казался островком демократии и свободы, которых не существовало. Он не принадлежал ни к какой из силовых структур, как «Динамо» и ЦДКА. Спартаковцы дружили с богемой, театралами, выдающимися артистами. Интеллигенция, которая была в загоне, липла к ним. Все это добавлялось к агрессивному и привлекательному футболу, игрокам высокого класса. 

Здесь важно добавить, что в 30-40-50-х словосочетание «народная команда» иначе воспринималось – нельзя было отнести это понятие только к «Спартаку». Хотя тот, несомненно, был очень популярен. Но во многих командах того времени ощущалась незримая связь между игроками и трибунами. Я ходил на футбол и болел за людей на поле, как и все. Они были родные, наши. Взять, условно, донецкий «Шахтер» – конечно, футболисты не ходили под землю и не добывали уголь, но это была плоть от плоти донецкая команда. Родная для тех, кто ходил на трибуны. Почти все ребята были местные – из Донецка или Донецкой области. 

Спартаковский футбол привлекал и у многих вызывал симпатии, но так играл не только он. Было много прекрасных команд – «Торпедо» со Стрельцовым, киевское «Динамо» Виктора Маслова, ЦДКА времен Бориса Аркадьева, «Динамо» Михаила Якушина и так далее». 

«Для меня народность проявилась – в близости к болельщикам, – вспоминает Трахтенберг. – Все команды ездили к стадиону на автобусах от своей базы. «Спартак» же шел пешком на станцию «Тарасовка», по традиции игроки ставили сумки на счастливую скамейку и садились в обычную электричку (никто для них не прицеплял специальный вагон). Ехали вместе с болельщиками. Показательно, что никто команду не тревожил в этот момент. Не подходил с вопросами – было взаимное уважение. А на Ярославском вокзале «Спартак» ждал Михалыч [Сергей Солдатов]. Многолетний водитель «Спартака» [в 60-70-х]. Кстати, еще одна деталь близости той команды к народу – Солдатов и Гиля Хусаинов часто вдвоем ходили за грибами.

На обратном пути, если вы были близки к команде, можно было попроситься постоять в автобусе. В «Лужники» тогда по 100 тысяч ходило, выбраться сложно. «Спартак» помогал, в том числе мне, молодому журналисту». 

«Как-то играл с Маслаченко в футбол. Ну, дворовый, – вспоминает обычный болельщик «Спартака» Андрей, которого я встретил на РПЛ в прошлом сезоне. – У меня дача была в Челюскинской, это рядом с Тарасовкой. На базу «Спартака» всех пускали, никаких заборов. Мы с ребятами гоняли мяч на баскетбольной площадке, мимо проходил Маслаченко – с семьей, ребенком в коляске. 

«Кто проигрывает? За кого сыграть?» Побегал с нами. Для нас это событие было. Когда мне было 11, тренировал «Спартак» Никита Палыч Симонян. Человечище! Нам, малым пацанам, рассказывал, все объяснял. Такие были времена». 

«Тогда база в Тарасовке была открыта, – подтверждает Трахтенберг. – Помню переполненные электрички перед матчами дубля. После можно было остановить любого игрока, пообщаться. Конечно, никого за руку не хватали, все вежливо и интеллигентно. Например, я был при таком разговоре, когда остановили Гену Логофета. «Геш, как завтра сложится игра? В чем козырь «Торпедо»?» – «Будет сложно – это наверняка. А козырь «Торпедо» – Эдуард Стрельцов» – «Ну он уже стоит на поле». 

Разговор был уже после выхода Стрельцова из тюрьмы. Но Гена не спорил, просто коротко возразил: «Может быть, он и стоит на поле, но думает за всю команду». 

Таких моментов было достаточно много. Симоняна-тренера могли остановить после тренировки, спросить, сыграет ли Анатолий Ильин за дубль [после травмы]. Никита Палыч отвечал: «Весь матч вряд ли, но тайм должен отыграть». Я думаю, подобное было только в «Спартаке». Поэтому его и называли народным».

Другой культовый термин – знаменитая спартаковская погода, о которой знали все пацаны с вашего двора.

«Это словосочетание часто употреблялось уже в 50-е, – говорит Вартанян. – Так получилось, что много игр в такую погоду «Спартак» выиграл. Мне особенно запомнился финал Кубка 50-го – против московского «Динамо». В ноябре играли – ливень, лужи. А «Спартак» разбил «Динамо» в пух и прах – 3:0.

И на эту деталь как-то обратили внимание – по-моему, Юрий Ваньят. Единственный журналист, который освещал все чемпионаты Советского Союза с 1936-го по 1991 год. Но это мое предположение. Потом фраза вошла в журналистскую терминологию, что «Спартак» при дожде играет лучше. Сейчас это забавно звучит, конечно».

У футболистов есть практическое объяснение.

«Дождь – убыстряет игру, движение мяча, – делится мыслями Парфенов. – Раньше, когда поля не так активно поливали, это было важно: одно дело сухая погода, другое – пасмурная, когда можно играть в темповый футбол. Соперник перестает успевать. Поэтому игроки позитивно воспринимали дождь перед матчем. Конечно, между собой это словосочетание – «спартаковская погода» – не произносили. Просто могли сказать: «О, супер, мяч будет быстро ходить».

Так что же такое спартаковский стиль?

Чем глубже уходишь в спартаковскую мифологию, тем больше осознаешь роль личности в истории. И приходишь к мысли – банальной, как утро понедельника, но от этого не менее правдивой: спартаковские стиль и дух – это братья Старостины. 

Пусть первые стеночки и забегания появились до их возвращения в «Спартак», но Старостины создали клуб с философией открытости и человечности, которую пронесли сквозь суровые 30-е, доносы, лагеря, войну, десятилетия меняющихся эпох. 

Прямиком к Тарасовке, где мальчик из соседнего поселка играл в баскетбол с Маслаченко и слушал тренера Симоняна, где позже Гиля Хусаинов ходил по грибы с Михалычем, где еще позже – при Романцеве – офисные сотрудники клуба поочередно ездили с командой на матчи Лиги чемпионов в Европу.

К академии, где первыми увидели в Федоре Черенкове – Федора Черенкова. 

К магазину около Земляного вала, где висела фотография Абрама Дангулова. 

Такая человечность, привитая Старостиными, на исторической дистанции не могла не тянуться к красивому футболу. Вот она и дотянулась. 

И это братья пригласили в клуб Бескова, несмотря на очевидные противоречия и нелюбовь к динамовцам (в силу связи с силовыми структурами).

Это Николай Петрович уже к концу 80-х искал преемника Бескова – и увидел его в Олеге Романцеве. Старостин вел и оберегал молодого тренера со Второй лиги – как отец пересаживает ребенка с трехколесного велосипеда на двухколесный.

Они вплоть до смерти всегда были рядом – и не давали «Спартаку» стать просто одной из команд, когда-то хорошо игравших в футбол. 

Как-то Николай Петрович Старостин сказал: «Спартак» – это не служба, это служение». Наверное, в этом и есть особенность и суть спартаковского стиля.

Телеграм-канал Терентьева

Топ-10 трансферных саг в 21 веке

Фото: Gettyimages/Tony Marshall – EMPICS / Contributor, Ross Kinnaird / Staff; spartak.com; pfc-cska.com; РИА Новости/Юрий Иванов, Александр Макаров, Дмитрий Донской, Игорь Уткин, Олег Ласточкин, Леонид Доренский, Анатолий Сергеев-Васильев, Юрий Сомов, Сергей Гунеев