Как работают потолки зарплат в футболе и почему никто не копирует опыт МЛС?
Разбор Игоря Сергеева.
Грандиозные планы Минспорта по реформе российского футбола включают не только ужесточенный лимит на легионеров, но и ограничения по зарплате, которых никогда не было в РПЛ.
«Это масштабная идея, во многом новаторская для футбола, поэтому мне неправильно комментировать ее на текущем этапе, – дипломатично отреагировал президент РПЛ Александр Алаев для ТАСС. – Нужно детальнее ознакомиться с предложениями».
Пока предложения нет, можно изучить опыт других: кто и когда внедрял потолок зарплат в футболе и насколько это было успешно?
Примеров немного: МЛС, Китай и страны Бенилюкса. Везде – со своими нюансами

Требования к ростеру клубов МЛС – отдельная наука, которую должны преподавать в университетах. Полный курс в рамках одного текста был здесь, сейчас – краткий обзор.
В США помимо категорий игроков (местные, доморощенные, международные) есть еще и категории состава. Активный ростер клуба может включать не более 30 игроков, из которых 20 называются «старшим составом». Именно он попадает под потолок – 5,95 млн долларов (сумма незначительно увеличивается ежегодно).
Причем для каждой категории игроков есть как максимумы, так и минимумы. А вот как это выглядит в графике:

Существует исключение: клубам можно приобретать до трех назначенных игроков (Designated Players) без ограничений по выплатам, при суммировании зарплат для потолка звезде приписывают максимальную сумму контракта МЛС (743 750 долларов). Если игрока подписали летом, то только 371 875 долларов. Именно это правило (неофициальное название – «правило Бекхэма») позволило привлечь в лигу Месси, Бускетса и других суперзвезд.
Но просто скопировать эту схему для РПЛ будет сложно, так как МЛС – это принципиально другая экономическая модель.
В США игроки подписывают контракты непосредственно с лигой, а не с отдельными командами, благодаря уникальной структуре МЛС, представляющей собой единое юридическое лицо. Эти контракты с игроками регулируются коллективным трудовым соглашением (CBA), заключенным между лигой и ассоциацией игроков (MLSPA), в котором определены заработная плата, льготы и права игроков.
Цель этого простым языком: избежать шальной конкуренции за игроков, поддерживая расходы и зарплаты на стабильном уровне. В такой экономической модели очень важно, чтобы ни одна команда значительно не выделялась финансовым (или административным) ресурсом. Это и есть главная причина ограничений.
Клубы МЛС – это инвестиционный актив, команды РПЛ – независимые спортивные организации, живущие за счет собственной деятельности (в основном за счет владельцев и спонсоров). Чтобы внедрить североамериканский потолок, нужно целиком переделывать лигу, а на это вряд ли кто-то пойдет.
Чуть ближе к РПЛ китайский вариант, где с 2020 года зарплату иностранцев ограничили суммой 3,48 млн долларов (25 млн юаней) в год, местных – 700 тысяч долларов (5 млн юаней). Кроме того, при покупке иностранца дороже 6,3 млн долларов (45 млн юаней) клуб платит такую же сумму в местный фонд развития футбола. И да, лимит на легионеров здесь также жесткий: максимум 5 в заявке, на поле одновременно – не более 3.

Ограничения ввели в рамках «плана реформы и развития футбола», который представили в 2015 году с целью превратить страну в футбольную державу к 2050 году. В Китае вдруг решили, что местные сборные могут добиваться большего, а для этого нужно кадровое пополнение и воспитание молодых футболистов.
«Новые правила призваны ограничить «иррациональные» инвестиции и способствовать здоровому и устойчивому развитию профессиональных лиг», – сообщили тогда агентству «Синьхуа» источники из местной футбольной федерации.
Промежуточной целью ставили попадание на ЧМ-2022, но не сложилось.
Европейские примеры слишком далеко от идеи Минспорта – там, наоборот, устанавливают минимальный оклад для иностранца (максимальный ограничен только финансовыми правилами), чтобы отсеять легионеров и дать стимул для развития молодежи.
Так, порог входа в голландскую лигу (страны вне ЕС) – зарплата 520 тысяч евро (607 тысяч долларов) в год для игроков старше 20 лет, в два раза меньше – для более молодых. Лимиты привязаны к средней зарплате Эредивизи, индексируются каждый июль. В Бельгии ограничения чуть помягче: для игроков старше 21 лет – 455 тысяч евро (530 тысяч долларов), остальных – 95 тысяч евро (110 тысяч долларов). В этих странах уверены, что именно такие ограничения позволяют отсеять дешевых легионеров.
Также есть примеры, где зарплатный фонд лишь часть сложного уравнения для расчета соответствия финансовым правилам.
Лимиты Ла Лиги и УЕФА – не для развития молодежи, а для финансового здоровья

В Ла Лиге с 2013 года действует лимит расходов (Límite de Coste de Plantilla Deportiva) – испанский вариант финансового фэйр-плей и основной элемент экономического контроля, обеспечивающий платежеспособность клубов.
Иногда его ошибочно понимают исключительно как потолок зарплатного фонда, но правила объемнее: считаются и расходы на сотрудников (игроки плюс тренерский штаб), а также социальное обеспечение, коллективные и индивидуальные бонусы (будь то денежные или натуральные выплаты вроде дома, автомобиля или отпуска), компенсации при разрыве контракта, комиссии агентам и трансферы (вернее амортизация – распределение стоимости игрока на всю длину контракта равным слоем), а также траты на резервную команду, академию и другие секции клуба. Так что эти ограничения правильнее называть «лимит расходов».
Клубы перед каждым сезоном рассчитывают лимит самостоятельно, Ла Лига при необходимости его корректирует. При выходе за установленный порог команды могут тратить на новых игроков только 50 процентов или 1/2 от сэкономленных/заработанных денег (привет «Барсе»).
Финансовые правила УЕФА (работают только для участников еврокубков) содержат похожее ограничение – коэффициент стоимости состава (squad cost ratio). Формула сложная: сумму расходов на трансферы (общая годовая амортизация), агентов и зарплаты делим на сумму операционного дохода и чистых трансферных прибыли/убытка (также с амортизацией). С этого года итоговое соотношение не должно выходить за пределы 0,7 или 70 процентов (год назад было 80%). Если клуб не влезает в лимит – получает штраф, сокращение мест в заявке (с 25 до 23) или бан на регистрацию новичков на турнир (в сравнении с заявкой прошлого года).
Возможно, очень скоро для некоторых особо расточительных клубов этот фильтр станет сюрпризом.
А сколько вообще тратят на зарплаты в РПЛ? «Зенит» – в отдельном финансовом измерении

Детальные данные по зарплатам не публикуются, в том числе в ежегодном финансовом отчете РФС). Поэтому смотрим налоговую информацию, где есть категория «в связи с оплатой труда» (в нее попадают зарплаты всех работников, а также связанные с ними налоги и сборы). Но очевидно, что ее основная часть – оклады и бонусы футболистов.

Средний зарплатный фонд клубов РПЛ составляет 3,56 млрд рублей, но за него выходят только шесть клубов. Самый большой прирост по сравнению с 2023 годом показал «Зенит» – затраты на оплату труда выросли на 5,06 млрд (на 51%). Только у «Рубина» и «Крыльев» общий зарплатный фонд уменьшился в сравнении с прошлым отчетным периодом.
В рейтинге трат на оплату труда одного сотрудника (исходя из среднесписочной численности за год) также впереди «Зенит» (2,37 млн в месяц), далее – ЦСКА (1,27 млн/месяц), московские «Динамо» (1,24 млн/месяц) и «Спартак» (1,23 млн/месяц). Интересно, что действующий чемпион среди аутсайдеров – «Краснодар» платил 604 сотрудникам (из которых 203 – профессиональные спортсмены) примерно 590,56 тысяч в месяц.
Но такие разрывы распространены во многих лигах Европы.
«Открытый принцип футбольной пирамиды сильно влияет на бюджетирование клубов – и это не сугубо российская специфика, а международная дискуссия. Соответственно, важно учитывать множество факторов, – прокомментировал ТАСС возможный потолок зарплат Алаев. – Фактически [в еврокубках] внедрен потолок в 70% бюджета, которые можно направить на игроков. Мы, хоть в данный момент и не участвуем в еврокубках, но нацелены на полное соответствие выбранным в международной индустрии пропорциям и считаем это важным элементом развития».
Какой вариант потолка будет в РПЛ? Говорят про КХЛ, но это плохой пример

Информации ноль. Но судя по настрою Минспорта, в первую очередь рассмотрят варианты вроде китайского.
При этом (почему-то) упоминается пример КХЛ.
«Потолок зарплат – в хоккее он есть, в КХЛ есть, я сам возглавлял хоккейный клуб «Амур», я знаю, что есть зарплатные ведомости, – раскрывает тему министр спорта Михаил Дегтярев в интервью «России 24». – Вот и распределяй – можешь игрока подороже взять, можешь – подешевле».
В КХЛ действительно работает суммарный потолок зарплат в 900 млн рублей. Но были лазейки/исключения – например, клуб имеет право не учитывать до 20% от суммы индивидуальных бонусов игрока, кроме этого никак не ограничиваются премии финалистам и победителям Кубка Гагарина. Видимо, есть и другие – иначе не объяснить, почему расходы на оплату труда в СКА из Санкт-Петербурга за прошлый год составили 4.9 млрд рублей (годом ранее было 3,1 млрд).
С этого сезона за выход во второй раунд плей-офф клубы могут выплатить премию в суммарные 50 млн рублей, за полуфинал – 75 млн, за финал – 150 млн. То есть суммарно на бонусы можно потратить до 275 млн рублей сверх потолка. В случае победы в Кубке Гагарина премии игрокам не ограничены, но премировать необходимо не менее 60% игроков основного состава в плей-офф. Разница в размере максимальной и минимальной премии игрокам не может отличаться более чем в четыре раза.
Но, как и в случае с МЛС, хоккейный опыт сложно применить к РПЛ. Причина та же – разное устройство турниров.
Исторически в футболе иная экосистема, где на уровне уставов ФИФА и УЕФА закреплен спортивный принцип – право на участие в турнирах зависит от спортивных заслуг, существует принцип повышения и понижения в классе (неоспоримая основа, что подтвердил неудачный опыт запуска Суперлиги). Ограничения на зарплаты серьезно воспрепятствуют свободному движению команд – при переходе из лиги в лигу придется полностью перестраивать команды и пересматривать контракты. Для этого у нас нет достаточной институциональной базы. Нет сильных профсоюзов игроков для заключения коллективных трудовых соглашений.
Но главное – потолок приведет к хаосу в случае возвращения российских клубов в еврокубки. И здесь неважно, какую модель мы выберем – КХЛ или китайскую. Грубые ограничения по зарплате поставят их в заведомо проигрышное положение и спровоцируют массовый поиск лазеек. Кто-то, возможно, пропишет дополнительные бонусы за участие в Лиге чемпионов, которые компенсируют сумму, выходящую за потолок. На каких основаниях РФС и РПЛ это запретят? Ведь дело касается турнира, к которому они не имеют совершенно никакого отношения. Да и вообще, как будут отслеживать разнообразные неявные выплаты в виде покупки особняка родителям футболиста через спонсоров или автомобиля для жены?
В общем, ограничения зарплат станут самым значительным изменением в истории чемпионата России. И пока нет никаких доказательств, что они поспособствуют прорыву.

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Владимир Федоренко; Gettyimages/Mike Ehrmann / Staff Wang He / Stringer, Arnold Jerocki / Stringer
@Автор, это вы на кого намекаете? 😂
Напоминает тему с фактической отменой ментовской охоты за временными регистрациями в Москве)
Напомню как было (и как помню - могу уж и переврать): где-то в 2004-2005 кто-то пожаловался, что гражданам Украины в Москве сложно - нужна временная регистрация в течении трех дней. Президент РФ тут же раз и отменил - сделали 90 дней. Только прикол в том, что для россиян в Москве 3 дня как было так и осталось (причем не помню почему, но реально нигде кроме Москвы эта регистрация никого не парила).
В итоге россияне где-то с полгода ходили в собственной столице как "третий сорт". По крайней мере, с молодой прыщавой студенческой физиономией от ментов реально проходу не было: билетик с датой в паспорте таскаешь, лепечешь чего-то. Потом - благодаря украинцам)) - все это исчезло.
Дегтярев - 1981 года... значит тоже ходил и лепетал)