6 мин.

Как форма сборной Нигерии на ЧМ-2018 стала святыней среди современных футбольных комплектов

Клубы и национальные сборные по всему миру каждый год представляют по два, три, а то и больше новых комплектов формы. Некоторые бренды выпускают не только форму, но и одежду, вдохновлённую футбольной эстетикой. Поэтому, чтобы одна конкретная футболка выделялась на фоне тысяч других — она должна быть по-настоящему особенной.

В 2018 году, накануне чемпионата мира в России, дизайнер Мэттью Вулф и компания Nike представили домашнюю форму сборной Нигерии, которая не только стала невероятно популярной, но и задала новый вектор в индустрии футбольной экипировки.

«Это, наверное, была первая футбольная форма, которую ждали как модный релиз — не просто для фанатов футбола», — говорит CEO Classic Football Shirts Дуг Биертон. — «Её хотели не только болельщики сборной Нигерии и коллекционеры, но и все, кто хоть что-то о ней слышал. Почти сразу возник вторичный рынок перепродаж».

«Это первая футболка, цена на которую сразу превысила рекомендованную. До этого такое бывало только с кроссовками».

(Stefan Heunis/AFP via Getty Images)

Когда форма вышла 1 июня 2018 года, у магазина Nike в Лондоне выстроилась очередь, огибавшая квартал. По данным BBC, предзаказ оформили три миллиона человек — футболка была раскуплена за считаные минуты. Помимо зелёно-белой домашней формы, коллекция включала спортивные куртки, панамы и шорты — всё это тоже разошлось моментально.

Несмотря на широкую популярность, изначальный замысел дизайнеров Мэттью Вулфа и Питера Хоппинса (старший арт-директор Nike с 2016 по 2020 год) заключался в том, чтобы сделать подарок именно нигерийским болельщикам, игрокам и федерации.

В пресс-релизе Nike форма описывалась так: «Это дань дебюту Нигерии на Чемпионате мира 1994 года. Домашняя форма-2018 имеет традиционный зелёный цвет, а рукава оформлены в чёрно-белых мотивах, вдохновлённых «Супер Орлами». Обновлённые цвета и стилизованные перья придают современный вид на поле».

По словам Биертона, форма была «инновационной и опережающей своё время»: она первой в современности напрямую отсылала к 90-м — передавала атмосферу того времени, вызывая ностальгию у фанатов. Форма даже была номинирована на дизайнерскую премию Beazley Designs of the Year в 2019 году.

Если раньше домашняя форма сборной Нигерии была тёмно-зелёной, то в 2018 году её заменили на ярко-зелёную с элементами чёрного и белого.

Хоппинс в интервью The Athletic в 2018 году: «Мы решили: пусть одна из форм будет классической (тёмно-зелёная выездная), а вторая — полной противоположностью. Чем больше мы погружались в нигерийскую культуру, тем больше чувствовали: надо двигаться дальше. И мы шли, шли, шли — пока не добрались до того, что стало настоящим прорывом».

(Philippe Desmazes/AFP via Getty Images)

Многие другие страны не отходят далеко от традиций, но Nike и сборная Нигерии сумели создать что-то новое — форму, определившую стиль лета-2018 и не только.

«Большинство клубов и федераций — очень консервативны», — объясняет Хоппинс. — «Ими руководят... скажем так, взрослые мужчины, и им трудно объяснить, почему вы хотите сделать зелёно-белую форму с перьями. Поэтому мы позвали игроков вместе с президентом федерации, чтобы они смогли его убедить. Это был такой тактический ход».

Выход новой формы совпал с подъёмом молодого поколения нигерийских игроков. На чемпионате мира в России у Нигерии была самая молодая команда: Алексу Ивоби, Келечи Ихеаначо и Уилфреду Ндиди тогда было по 21 году.

Маркетолог из Южной Нигерии Десмонд «Дез» Эбохон считает, что формы сборной всегда вызывали ажиотаж — начиная с дебюта на ЧМ-1994. Но выпуск 2018 года он называет «культурным и красивым».

Поскольку форма создавалась для национальной сборной, она не могла быть просто культовой вещью для коллекционеров — она должна была отражать дух одной из самых ярких команд Западной Африки.

«Кажется, поставщики формы делают всё, чтобы создать для Нигерии безумный дизайн», — говорит Эбохон. — «В котором отражается культура, ритм, яркость и радость, с которыми нигерийцы подходят к футболу. И мы это ценим».

Зубчатый узор на футболке напоминает Эбохону Adire — нигерийскую технику окрашивания ткани, название которой происходит из языка йоруба и означает «завязывай и крась».

(Stefan Heunis/AFP via Getty Images)

Эта форма стала символом возросшего спроса на футбольные футболки в конце 2010-х. Люди носили их как часть своего имиджа, как отражение личности. Ну и просто — чтобы выглядеть круто.

Тем не менее, всё ещё редкость — чтобы форма продавалась дороже своей рекомендованной цены уже через неделю после релиза. По словам Биертона, самые желанные футболки раскупаются ближе к концу сезона, а потом растут в цене. Пример — третья форма амстердамского «Аякса» сезона 2021/22 в честь песни Three Little Birds. А нигерийская форма-2018 через сайт Classic Football Shirts стоит минимум вдвое дороже изначальных $88.35, если она в хорошем состоянии.

Но не каждая форма может или должна становиться культовой.

«Сегодня, кажется, это немного переиграно — каждый бренд и каждая команда пытается устроить свой «момент Нигерии». Но это не работает, если не идёт от сердца», — говорит Биертон.

«Для яркой лаймовой формы с таким дерзким дизайном рынок всё же ограничен. Кажется, будто её наденет только смелое меньшинство. Вряд ли такая форма будет побеждать каждый год, но в тот год — она победила».

Постоянные утечки дизайнов мешают создать эффект неожиданности при запуске.

Тем не менее, у каждого фаната свой стиль и свои воспоминания, связанные с формами. Поэтому ценность каждой — субъективна.

(Jacques Feeney/Offside/Offside via Getty Images)

На чемпионате мира-2018 «Супер Орлы» не вышли из группы, несмотря на самую модную форму турнира.

«Помню матч с Исландией», — делится Эбохон. — «Ахмед Муса забил два гола. Это была великая победа. Ведь Исландия на Евро-2016 дошла далеко и выбила Англию. Поэтому перед чемпионатом многие боялись: вот, мол, «убийцы грандов» — Исландия, да ещё с Аргентиной и Хорватией в группе. Я нервничал. А когда мы их обыграли — я сказал: «Это не они сильные, это Англия была просто плохой»».

«Ну а матч с Аргентиной… Муса снова забил, но Лионель Месси, как всегда, разбил нам сердце».

(Иллюстрация: Деметриус Робинсон / The Athletic; фото — Кэтрин Айвилл / Getty Images)

Перевод статьи Эдуардо Тэнсли из The Athletic