Трибуна
13 мин.

До Сафонова и Семака: как опорник из «Алании» стал лучшим россиянином в истории «ПСЖ»

Попробуйте прямо сейчас попросить 18-летнего любителя российского футбола назвать 2-3 футболистов из состава золотого «Спартака» Романцева. С трудом, но, скорее всего, он вспомнит Тихонова, Аленичева или Титова. А сын старого фаната «Спартака», возможно, даже назовет Горлуковича. ​При этом назвать хотя бы одного игрока из состава легендарной «Алании-95» юный болельщик вряд ли сможет. А ведь та «Алания» — единственная команда, которая в 90-х смогла бросить настоящий вызов «Спартаку» и отобрать у него чемпионство. И очевидно, что одного лишь тренерского гения Валерия Газзаева для этого было бы недостаточно. Без по-настоящему сильных футболистов «Алания» стала бы еще одним слоем асфальта, в который закатывал все остальные команды красно-белый каток.

И не удивительно, что после той сенсации команду быстро разобрали. Нынешний президент Грузии Михаил Кавелашвили, после сенсационного золота укатил из «Алании» в еще не залитый арабскими деньгами «Манчестер Сити». А нынешний тренер «Уфы» Омари Тетрадзе из Владикавказа отправился покорять золотисто-красную часть Рима.​ И кстати, вышеупомянутый Горлукович впервые стал чемпионом России именно в составе «Алании», куда он на полсезона заскочил из Бундеслиги и только после этого перешел в «Спартак».​

В общем, та «Алания» была по-настоящему мастеровитой и дерзкой командой — все как любит Валерий Георгиевич Газзаев. И тем удивительнее, что одним из лидеров и ключевых игроков этой банды был скромный и молчаливый парень по прозвищу «Тюля».

Лидер чемпионской «Алании»

Игорь Яновский — стопроцентный продукт легендарной осетинской школы футбола. Будущий опорник «ПСЖ» родился и вырос во Владикавказе. Там же в 6 лет началась и его футбольная жизнь. При этом поначалу Игорь собирался стать вратарем. Кажется, нестандартный выбор для уроженца региона, в котором больше атакующего футбола любят только осетинские пироги. Но, как и у любого явления в этом мире (разве что кроме перехода Кокорина в «Фиорентину»), у этой истории есть объяснение: дядя Игоря — Александр Яновский, был не просто уважаемым голкипером, он также был воспитанником и настоящей легендой осетинского футбола. В 70-х Александр провел в воротах родной «Алании» более 100 матчей, половину из которых бок о бок с Валерием Газзаевым. Отсюда можно предположить, что именно Валерий Георгиевич наградил Яновского-младшего прозвищем «Тюля», памятуя о совместной игре с его дядей.

Игорь Яновский о своем прозвище

Однако, несмотря на давнюю связь с четой Яновских, Валерий Георгиевич, будучи уже главным тренером «Алании», не спешил подпускать перспективного опорника к основе. Пройдя все ступени молодежного футбола в «Алании», Игорь Яновский ненадолго покинул родной клуб и отправился на пару сезонов во владикавказский «Автодор». Там он окреп, набрался ценного опыта игры с мужиками и даже выиграл золото Второй Лиги.

Игорь Яновский о начале карьеры

Вернувшись из «Автодора», Игорь со второй попытки наконец стал игроком основы уже и в «Алании». В первом же полноценном сезоне за главную команду республики молодой полузащитник провел на поле все 90 минут в 25 матчах из 36. Болельщики были в восторге: этот юнец не только выжигал середину поля, но и был полезен в атаке. Своей левой ногой он как циркулем вычерчивал диагонали на 30–40 метров, заставляя защиту соперников грустно наблюдать, как нападающие «Алании» выбегают один на один. Журналисты даже шутили: «Яновский крестит поле своими передачами». Но все же Газзаев больше ценил в Яновском не эффектные передачи, а умение разрушать атаки соперников. Игорь действовал в лучших традициях классического опорника — перехватывал, подстраховывал, сбивал темп. Соперники раз за разом попадались в его сети. В прессе даже поползли слухи, что Яновский стал любимчиком тренера. И, надо сказать, играл он так, что в это было легко поверить.

Во втором сезоне за «Аланию» Игорь закрепил за собой место основного игрока, а в третьем случилась та самая сенсационная победа в чемпионате, по ходу которого Яновский провел от свистка до свистка 31 матч из 34-х, став поистине ключевым игроком «Алании». В 1996-м — снова почти золото. Но на этот раз «Спартак» взял реванш в решающем матче. А вот 1997 год можно назвать по-настоящему прорывным в плане личной статистики. Опорник (!) Яновский стал лучшим бомбардиром команды с 16 мячами. Притом, что многие матчи того сезона он провел даже не в опорной зоне, а слева в обороне. В итоге в 1998-м, в свои 23, он уже выводил команду на поле с капитанской повязкой. Но самое главное — он продолжал играть так, что в конце сезона 97/98 в офис Валерия Георгиевича Газзаева пришло письмо. Что именно в нем было написано — неизвестно. Однако, прочитав его, Газзаев посреди сезона согласился продать своего лучшего игрока в «ПСЖ».

Секретный переход в «ПСЖ»

Сегодня в это сложно поверить, но когда-то «ПСЖ» был клубом, про который могли бы пошутить главные герои фильма «Залечь на дно в Брюгге», будь они французами. Еще сложнее поверить в то, что в начале 90-х парижане были на грани банкротства. Тогдашний мэр столицы Франции Жак Ширак заявил, что город больше не будет держать на балансе «ПСЖ», и посоветовал руководству клуба искать другого спонсора. Спасителем выступил генеральный директор медиахолдинга Canal Plus Пьер Люскер. Он погасил долг команды в размере 50 млн франков и назначил на должность президента клуба своего человека — суперзвезду французской спортивной журналистики Мишеля Денизо.

На первый взгляд, решение странное. Представьте, если завтра президентом «Спартака» назначат Игоря Рабинера. Без третьей части книги «Как убивали „Спартак“» точно не обошлось бы. Но с Денизо история другая. Он был не просто популярным журналистом, а человеком с реальным опытом управления командой. За три года до прихода в «ПСЖ» он в качестве президента в первый (и последний) раз в истории «Шатору» вывел этот скромный клуб в Лигу 1. И этот опыт дал Денизо важнейший навык: умение добиваться результата при ограниченных ресурсах. С 1991 года под руководством Денизо «ПСЖ» выиграл чемпионат Франции, дважды взял Кубок страны, один раз — Кубок французской лиги, а еще добавил в коллекцию трофеев Кубок обладателей кубков — первый и последний значимый европейский триумф «ПСЖ» на данный момент. Всего 5 трофеев за 6 лет. Для сравнения: с момента основания клуба и до начала эпохи Денизо «ПСЖ» выиграл всего 3 трофея. Поэтому казалось, казалось, что Париж наконец расправил плечи. Но в 1997-м что-то сломалось.

Сначала парижане опозорились в Лиге Чемпионов, выпустив на поле дисквалифицированного Лорана Фурнье в матче со «Стяуа». Потом последовал разгром от «Баварии» (1:5), вылет из турнира уже после группового этапа и допинговый скандал вокруг Венсана Герена. Все это сопровождалось шквалом критики и насмешками журналистов, особенно за провальные трансферы: Эдмилсон, призванный заменить лидера команды Леонардо, не прижился, а либериец Джеймс Дебба, купленный за 12 миллионов франков, за четыре месяца забил всего один гол. В итоге, к маю 98-го владельцу клуба надоело наблюдать за мучениями команды, и он решился на смену президента. Место Денизо занял другой журналист — Шарль Бьетри. Правда, если Денизо до прихода в «ПСЖ» знал, как управлять футбольным клубом, то у Бьетри такого опыта не было и близко.

Но, возможно, именно отсутствие опыта и отвага как раз и придавали эксцентричному Шарлю уверенности в своих силах. Так, переполненный решимостью, перед сезоном 98/99 новый президент «ПСЖ» затеял масштабную перестройку: бразильца Рикардо Гомеса на тренерском мостике сменил француз Ален Жиресс. Также клуб покинули сразу 20 футболистов, а на их место было подписано 17 новичков. Главным трансфером стал звездный Джей-Джей Окоча, за которого выложили внушительные 12,4 миллиона долларов. А вот о переходе в стан парижан Игоря Яновского во Франции до последнего никто даже не догадывался. Ни одного официального комментария, никакой информации в прессе. Трансфер оформлялся едва ли не под грифом «секретно». Первым «прокололся» Газзаев, который рассказал, что переговоры с «ПСЖ» действительно ведутся. Но в Париже, слыша об этом, делали круглые глаза: никто, дескать, ничего не знает о каком-то русском. Даже тренер французского клуба был не в курсе деталей.

Как выяснилось позже, переход затягивался руководством французского клуба из-за финансовых проблем. Парижанам просто нечем было платить за полузащитника сборной России. Но желание заполучить опорника из России было настолько сильным, что Бьетри все же наскреб по своим сусекам 4,2 миллиона долларов и отправил их в Осетию.

Игорь Яновский о переходе в «ПСЖ»

Невероятные приключения россиянина в Париже

Первый сезон в составе «ПСЖ» для Яновского получился сумасшедшим, и о той стабильности, к которой он привык в «Алании», можно было только мечтать. Так, например, всего через три месяца после начала чемпионата, тренер, который, по сути, дал добро на переход Игоря в «ПСЖ», был уволен. Поводом стал вылет в первом же раунде квалификации Кубка обладателей Кубков от «Маккаби» из Хайфы. На место Алена Жиреса одиозный президент Бьетри поставил португальца Артура Жорже. Того самого, который спустя несколько лет сменит Газзаева в ЦСКА. Но как и в армейском клубе у него не получилось задержаться, так и в свой второй заход в «ПСЖ» Жорже порулил командой всего полгода.

Правда, еще раньше был уволен Бьетри: последней каплей, переполнившей чашу терпения боссов клуба, стал проигрыш «Лорьяну» со счетом 0:2. Дубль в этом матче оформил Патрис Локо, которого неопытный президент отдал «Лорьяну» в аренду перед стартом второй части сезона. В итоге заканчивал чемпионат «ПСЖ» уже под руководством чемпиона Европы-1984 Филиппа Бержеро. Но, несмотря на трех разных тренеров по ходу сезона и президентскую чехарду, Игорь Яновский провел в том апокалиптическом сезоне аж 36 матчей, 31 из которых — с первой минуты. Поэтому можно с уверенностью сказать, что лично для россиянина тот сезон сложился довольно удачно, и, по мнению многих болельщиков, он был одним из немногих островков стабильности в том сезоне на фоне всеобщего хаоса в команде.

Старт следующего сезона ознаменовался для «ПСЖ» еще одним масштабным шоппингом на трансферном рынке. На этот раз клуб покинули 15 человек, а на их место пришло 14 новых игроков. Но несмотря на то, что Яновский остался в команде, нельзя сказать, что новая (очередная) перестройка его не коснулась. Одним из 14 новичков стал левый вингер Лоран Робер из «Монпелье». Его трансфером новый тренер дал понять, что не особо верит в Игоря. Ведь с левого фланга, куда был куплен Робер на место опорника он передвинул... Джея-Джея Окочу. Яновский же довольствовался 20–30 минутами за игру. И неудивительно, что, глядя на такое положение вещей, он всерьез задумался об уходе, тем более что и варианты были. Но в итоге Яновский все же предпочел остаться в «ПСЖ» и, как оказалось, не зря.

Проведя несколько матчей на старте чемпионата в запасе, постепенно ситуация для Яновского изменилась. Он вновь стал появляться в старте, правда, уже не в опорной зоне, а слева в обороне. Слишком уж много в «ПСЖ» оказалось футболистов, желающих играть подальше от ворот. Но иногда и Игорь все-таки нарушал требования тренеров и выбегал вперед. Причем так удачно, что в концовке сезона он забил гол, который принес парижанам путевку в Лигу Чемпионов. Дело было в гостевом матче с «Бастией». Яновский протащил мяч со своей половины поля, отыгрался в стеночку с партнером и закинул парашютик за уши вратарю метров с 30-ти. Только посмотрите на эту красоту.

Игорь Яновский о своем голе «Бастии»

В целом Яновский остался доволен итогами сезона. 31 матч в составе «ПСЖ» — отличная цифра. Плюс со временем Яновский уверенно обжился и на левом фланге, где наладил хорошее взаимопонимание с Лораном Робером. А главное — окончательно стал «своим» в коллективе. Он регулярно выбирался на тусовки, которые устраивал вратарь сборной Франции Бернар Лама, и подружился с бразильцем Джимми Альжерино, который позже даже прилетит к нему на свадьбу в Осетию.

На этом фоне было лишь одно темное пятно. Несмотря на стабильную игру за «ПСЖ», в сборную России, где Игорь когда-то регулярно играл, его вызывать перестали. Олег Романцев, как говорили, до сих пор припоминал ему провальный «товарняк» с Израилем (0:3), где Яновского заменили в перерыве. И, конечно, Игорь переживал по этому поводу. Особенно обидно ему было смотреть по телевизору великий матч на «Стад де Франс», где Россия обыграла действующих чемпионов мира со счетом 3:2.

Перед стартом 00/01 «Пари Сен-Жермен» снова по привычке разбрасывался золотыми монетами, пополняя состав все новыми и новыми игроками. Так, одноклубниками Яновского в том сезоне стали: Микель Артета, Маурисио Пачеттино и Николя Анелька, которого забрали у «Мадрида» за 30 миллионов долларов! В одном из контрольных матчей Яновский и Анелька даже посоревновались в бомбардирском мастерстве, оформив по дублю. В общем, в этот раз Игорь не переживал за свое место в основе, и казалось, что этот сезон станет для успешнее предыдущих.

Однако уже в первом туре для Игоря прозвенел тревожный звоночек. Бержеро, который в прошлом сезоне всецело доверял Яновскому, выпустил его на поле только на 86-й минуте. Во втором туре Яновский и вовсе не появился на поле. А всего в первой части чемпионата он сыграл лишь 1 полный матч. Чем было вызвано такое недоверие к россиянину — неясно. Особенно странно решение посадить Яновского на лавку выглядело на фоне краха «ПСЖ» в том сезоне. В прессе ходили слухи, что у тренера возник серьезный конфликт с темнокожими футболистами «ПСЖ», но тогда при чем здесь Игорь? В общем, как бы то ни было, команда сыпалась по всем фронтам. В Лиге чемпионов «ПСЖ» умудрился занять последнее место в группе с «Депортиво», «Галатасараем» и «Миланом». В итоге после краха в игре чемпионата с «Седаном» (1:5) Бержеро указали на дверь.

На его место пришел Луис Фернандес, и поначалу казалось, что он – спасение для российского легионера. Француз испанского происхождения спешил наладить отношения со всеми игроками, и Игорь не стал исключением. Яновский даже провел весь матч с «Галатасараем» в Лиге чемпионов, и хоть клуб проиграл 0:1, осетин получил хорошую прессу. В следующих четырех матчах чемпионата Франции Яновский был игроком «старта». Все шло к тому, что повторится предыдущий сезон: скамейка на старте, а затем основа. Однако вместо этого случился конфликт.

Игорь Яновский о своем уходе из «ПСЖ»

Более официальная версия конфликта выглядит так: оказалось, что Фернандес очень хотел освободить место для футболиста без паспорта Европейского Союза. А именно для бразильского хавбека «Интера» Вампеты. И продажа Яновского поспособствовала бы этому трансферу. Однако упрямство Игоря рассердило тренера настолько, что тот посадил его на лавку и грозил даже сослать в дубль. Но как бы то ни было, Фернандес в итоге спасти сезон не сумел. Команда не вышла в плей-офф Лиги чемпионов, а в чемпионате заняла позорное 9-е место. На фоне чего Яновский решил уйти из «ПСЖ» и отправился в ЦСКА, где его ждал Валерий Георгиевич Газзаев.

p.s. подписывайтесь на мою телегу о российском футболе – https://t.me/davno_football там я буду рассказывать о самых кайфовых моментах нашего футбола