Между небом и лагуной. Пьерлуиджи Пенцо.
Прогуливаясь по Венеции, туристы предпочитают сосредоточиться на красотах собора Сан-Марко, одноимённой колокольни и Дворца дожей.

Однако вам нужно проехать всего несколько сотен метров, чтобы услышать восторженные скандирования болельщиков «оранжево-чёрно-зелёной» части города, которые отправляются с материка на вапоретто на остров Сант-Элена.

Городской стадион был официально открыт 7 сентября 1913 года под названием «Кампо ди Сант-Элена». Это первый футбольный стадион в Серениссиме, имеющий центральную трибуну и легкоатлетическую дорожку. Церемония вышла грандиозной, её провела мисс Инес Таддия, дочь одного из директоров клуба. Она поранилась, пытаясь открыть бутылку шампанского, и поэтому торжество вошло в историю как крещение «кровью и шампанским».

После открытия, 16 ноября 1913 года, на новом стадионе состоялся первый официальный матч чемпионата: матч с «Вероной» завершился вничью со счётом 1:1.
Страсть к футболу постепенно распространилась на самые узкие улочки Венеции, привнеся новое дыхание радости на каналы. Это было настолько заметно, что подтолкнуло власти к строительству постоянной кирпичной трибуны в середине 1920-х годов, а в течение следующего десятилетия — к возведению нового сектора, так называемого «пополари», на противоположной стороне.

В 1931 году венецианскому стадиону — второму по возрасту в Италии после «Феррари» в Генуе — присвоили имя летчика Пьерлуиджи Пенцо. К нему еще вернемся.
Несколько лет спустя, в конце 1930-х годов, «Венеция» вышла в Серию А, что привело к дальнейшему расширению стадиона за счёт добавления партеров и создания первых «деревянных дуг». Именно в этот период команда лагуны пережила один из самых прекрасных моментов в своей истории благодаря прибытию в 1940 году молодого моряка Валентино Маццолы, а в следующем сезоне — уроженца Фиуме Эцио Лоика. Пара быстро доказала свою сплочённость и привела команду Джованни Ребуффо к неожиданному успеху — победе в Кубке Италии.
Стадион «Пенцо» претерпел множество изменений, некоторые из которых были необходимы после катастроф, обрушившихся на его конструкцию: в 1970 и 2012 годах. В мае 2021 года были завершены последние работы по реконструкции: были расширены трибуны и обновлены интерьеры и газон — изменения, достойные Серии А. Повышение в классе было достигнуто в финале плей-офф Серии В в захватывающем поединке с «Читтаделлой».

Стадион также помнит одно из самых трагических событий в истории итальянского футбола: «Катастрофу G.212 в Суперга» 4 мая 1949 года. И это происходит благодаря мемориальной доске, созданной венецианским скульптором Джузеппе Романелли, на которой выгравированы имена игроков, погибших в авиакатастрофе.
«Пенцо» — это не просто стадион. Это волшебное место, построенное на острове, подвешенном над водой, которое на протяжении десятилетий видело борьбу, полную дебютов, повышений, успехов, памятных испытаний, и названо в честь венецианского моряка и летчика: Пьерлуиджи Пенцо.
Кем же он был? Не футболист и не спортсмен.

Пьерлуиджи Пенцо родился в Маламокко, городе на острове Лидо, 5 мая 1896 года, сын Гульельмо, провёл детство в Венеции, где позже поступил в мореходный институт, а затем в военную академию. В возрасте двадцати лет он уже поступил на службу в Королевский флот. Но его привлекало не море, а небо — отрасль авиации, находившаяся в зачаточном состоянии. В конце Первой мировой войны его сбили в Верхней Адриатике, взяли в плен, судили в Сплите за ирредентизм (идеология, которая нацелена на возвращение территорий, которые считаются утраченные по историческим, этническим или культурным причинам) и отправили в концентрационный лагерь в Матхаузене. По окончании войны он был демобилизован.
После окончания конфликта он был направлен в Венецию, где пилотировал гидросамолёты, обеспечивавшие сообщение между городом на лагуне и Триестом. Он подружился с Габриэле Д'Аннунцио, с которым в 1921 году принял участие в первых авиационных гонках на озере Гарда, а затем вступил в недавно сформированные Королевские военно-воздушные силы. В 1925 году вместе с Умберто Маддаленой и Гуасконе Гуаскони он совершил круиз по Северному морю, так называемый «Балтийский круг», по которому из Варезе прибыл в Ленинград на двух гидросамолётах Macchi M.24, дважды пролетев над Альпами. В 1926 году он принял участие в кругосветном плавании по Средиземному морю.
31 августа 1928 года, во время полёта по маршруту Страсбург — Авиньон, самолёт «Марина II» врезался в пучок электрических кабелей недалеко от Валента, разломился надвое и рухнул в Рону. Механики Баракки и Кодогнотто были спасены рыбаками, а Пенцо, Крозио и Делла Гатта затонули вместе с передней частью самолёта. Тело венецианского майора было найдено через две недели после аварии, примерно в 50 км ниже по течению от места, где, как было замечено, потерпел крушение самолёт. В память о погибших Пьерлуиджи Пенцо был награждён Серебряной медалью Военно-воздушных сил и похоронен на кладбище Сан-Микеле.

Пенцо был лётчиком, одним из самых уважаемых в начале века. Его история остаётся особенно любопытной, если принять во внимание многочисленные приключения, в которых он был главным героем в небе половины Европы.

И, быть может, именно поэтому дух его до сих пор витает над лагуной — там, где гудят моторы вапоретто, кричат болельщики, а ветер, налетающий с Адриатики, бережно несёт память о человеке, который когда-то мечтал не о земле, а о небе.