Искусство возможного. Превью к противостоянию «Реала» против «Арсенала»
Первый матч четвертьфинала ЛЧ.

Главное преимущество и главный недостаток для «Реала» и «Арсенала» в преддверии предстоящего противостояния заключается в том, что команды не знают друг друга. Они ни разу не встречались в официальных матчах за последние 19 лет. Очное столкновение вынудит обе стороны изменить многое вещи в своем подходе – с каждой минутой они будут рассказывать о себе все больше и заставлять соперника адаптироваться к новой информации.
На бумаге, подобный сценарий удобнее «Мадриду» Анчелотти как команде, которая существует в стилистике «Индианы Джонса» – ей не нужен план А или Б, она разберется уже по ходу дела, просто скажите ей, за чем именно она охотиться.
Но это лишь поверхностный взгляд на ситуацию, потому что подобный соперник может вынудить «Арсенал» прибегнуть к таким метаморфозам, о которых пока не подозревают даже сами игроки лондонского клуба.
«Арсенал» Микеля Артеты – что он из себя представляет и как они могут доставить проблемы «Реалу»?

Работа с Пепом Гвардиолой не могла не оставить следов в подходах и принципах, которые применяет Микель Артета. Он планомерно менял «Арсенал» в последние годы, добавляя новых игроков и меняя инструментарий, переходя от зонального прессинга к персональному и наоборот, используя длинные диагонали или короткие розыгрыши в треугольниках – менялось и эволюционировало многое, но принципы Артеты оставались теми же.
Он унаследовал от Пепа ключевую парадигму: контроль превыше всего.
Играет «Арсенал» с мячом или без него – основной задачей команды будет, прежде всего, ограничить своего соперника и диктовать собственную игру. Артета успешно применял этот подход в том числе и против Пепа – не важно, как долго «Сити» владеет мячом, если «Арсенал» заставляет их атаковать по шаблонам, которые не очень удобны сопернику.
У Пепа и Артеты много похожих черт в тренерском почерке, но одна отличается радикально – Артета иначе видит игру без мяча. Если Гвардиола считает, что любая оборона должна строиться исключительно на основе качественного прессинга, то Микель действует более гибко – его команда обучена качественно обороняться большими отрезками без мяча и прекрасно чувствует себя в низком блоке. Артета тоже использует высокий прессинг, но если необходимо, то он готов садиться глубже.

Артета выстраивает игру в обороне на следующих основах:
● плотные 4-4-2 с максимальной компактностью.
● весь блок двигается одновременно – игроки обязаны следить за движением ближайшего партнера и не останавливаться, чтобы не нарушать плотность линий.
● защита полуфлангов с помощью двух полузащитников.
● прессинг применяется только для того, чтобы направить соперника – «Арсенал» заставляет соперника атаковать в той зоне, где им удобнее обороняться.
● доминация в штрафной площадке с помощью физически сильных ЦЗ, способных выигрывать любые дуэли.
В отдельных матчах «Артета» готов идти и на более радикальный вариант, опуская вингеров в оборону в широкие позиции – при таком варианте Сака и Мартинелли становятся дополнительными защитниками в широких позициях, а в центре поля «канониры» организуют квадрат, закрывающий возможность проникновения через центр.

Артета показал себя выдающимся тренером по части контроля соперника в игре без мяча – его компактная оборона вкупе с мощными защитниками, способными доминировать в дуэлях 1-в-1 напоминает лучшие версии «Интера» Моуринью или «Атлетико» Симеоне.
Игроки «Арсенала» не просто стоят в защите, они прекрасно обучены реагировать на тот или иной типаж передач, рывков или забросов. На флангах всегда присутствует подстраховка, а штрафная площадь надежна защищена. Команда использует агрессивную манеру обороны – они сами диктуют сопернику направления атак, оказывая давление в среднем блоке.
«Арсенал» пропускает меньше всех в АПЛ уже второй сезон подряд.
Все, что касается контроля соперника в низком или среднем блоке «Арсенал» умеет на элитном уровне. Причина, по которой они все еще не смогли завоевать АПЛ или ЛЧ лежит в нападении – «Арсенал» не доминирует в чужой штрафной так, как делает это в центре или в своей собственной площадке.
В этом сезоне команда не входит даже в тройку лучших в АПЛ по количеству созданных моментов.

Здесь очень важно отметить роль Букайо Сака. Его серьезная травма в декабре практически лишила «Арсенал» шансов на титул, поскольку Артета делает на него ставку как на основного созидателя. Игра «канониров» в атаке нацелена на предоставление свободы Букайо – с мячом в ногах англичанин умеет абсолютно все. Его треугольники с Мартином Эдегором и правым латералем (кто бы он не был) принесут «Реалу» не мало проблем.
Помимо Сака, по ходу сезона Артета потерял еще и Кая Хаверца – не только одного из лучших бомбардиров команды, но и таргетмена для длинных передач со своей половины поля и инициатора прессинга (наряду с Эдегором). Именно травма Кая вынудила Артету придумывать эксперимент с Микелем Мерино на позиции ложной девятки – «Арсеналу» жизненно необходим игрок такого типа в штрафной, способный делать разницу в верховых единоборствах.
Фактически, сейчас игра «Арсенала» в атаке сводится к трем догмам:
● треугольники на флангах с рывками в штрафную любого из триумвирата крайний нападающий-полузащитник-латераль, в зависимости от ситуации.
● ставка на стандарты (про них уже много было сказано за последние месяцы, но отсутствие Габриэля можно ударить по уровню их опасности), которые готовятся персонально под соперников.
● индивидуальная гениальность Букайо Сака или Мартина Эдегора.
Можно разложить все три пункта более детальнее, показав их влияние на конкретных примерах, но заголовок не просто так получил название «искусство возможного»:
Инструментарий «Арсенала» не так широк (из-за травм и отсутствия игроков нужного профиля на отдельных позициях), однако они могут использовать оружие, против которого их предстоящий соперник испытывает большие проблемы – прессинг. Учитывая ограниченный потенциал атаки, Артета может принять решение максимизировать шансы своей команды с помощью провокации регулярных потерь на половине поля «Мадрида», а конкретнее сделать упор на переходные фазы после потерь – в этом сценарии «Реал» чувствует себя настолько уязвимо, что страдает в нем даже против «Леганеса».
«Арсенал — одна из самых умных команд Европы в вопросе прессинга, и их способность подавлять соперников на стадии построения атак до сих пор очень недооценена. Если им удастся заставить команду Анчелотти строить игру из более широких и глубоких позиций – это может привести к большему количеству длинных передач, а «Мадрид» далеко не самая доминирующей команда в вопросе выигранных верховых единоборств в атаке и подборов мяча вторым темпом.
Победа в дуэлях и подбор вторым темпом, особенно в центре поля, — это тот аспект, благодаря которому «Арсенал» может склонить чашу весов в свою сторону.
Фланговые игроки «Мадрида», особенно Винисиус и Родриго, часто остаются широко расположенными на начальных этапах атак. Если Тимбер и Скелли смогут сдерживать их и плотно опекать, «Арсенал» будет способен нарушить процесс перегруза флангов, которые так любит «Реал».
Тактически, «Арсенал» может воплотить следующий план прессинга, который уже не раз был применен в других матчах:

● Мерино прессингует центральных защитников, куда бы они ни направились, а Эдегор поддерживает его, перекрывая возможные углы для передачи на опорного полузащитника
● Томас Парти в опорной зоне опекает Беллингема и может подняться выше за ним, если Джуд опустится вглубь.
● Райс оказывает давление на центральную ось.
● Салиба остаётся с Мбаппе, а Тимбер опекает Винисиуса.
Конечно, такой вариант таит риски, поскольку опасно оставлять трех самых опасных игроков «Мадрида» в ситуациях 1-в-1. Но если «Мадрид» не найдет ответа на прессинг «Арсенала», то лондонцы могут об этом не беспокоиться – мяч просто не будет доходить до Мбаппе и остальных. Атака «Реала» будет отрезана от остальной команды.
Аморим показал, как играть против прессинга «Арсенала»

Здесь мы вновь возвращаемся к искусству возможного. Способен ли «Реал Мадрид» предложить «Арсеналу» сценарий высокого прессинга с мощным давлением на половине поля соперника? Нет. Этот аспект игры должен был быть налажен в первой половине сезона, но если ты подходишь к апрелю не умея грамотно и качественно прессинговать на чужой половине – нет смысла даже пытаться, потому что у тебя ничего не получится и ты только усложнишь свое положение против команды, у которой отлично налажен билдап.
«Барселона» Флика уже пару раз отлично показала, что случается с «Реалом», желающим поиграть в высокий прессинг. Но они сделали это всего лишь ярче всех, проблемы прессинга «Мадрида» отлично подсвечивала и «Боруссия», и «Милан», и даже «Леганес» с «Валенсией».
И раз уж «Мадрид» не располагает таким инструментом игры, то ему нужен иной план, в рамках своих текущих возможностей – это или строгая игра в низком блоке с расчетом на забросы, или же игра, нацеленная на преодоление прессинга «Арсенала» с помощью подготовленных розыгрышей для вывода мяча в зону Беллингема, Винсисиуса, Мбаппе и Родриго.
Для второго сценария нужно придумать, как преодолевать прессинг «канониров» и, если это удастся, «Реал» завладеет преимуществом в матче, так как нападение «Мадрида» смертоносно опасно на пространстве и Артета точно не хочет допускать подобного сценария.
Шпаргалку Анчелотти для игры против прессинга «Арсенала» показал Рубен Аморим месяц назад. Он нашел способ регулярно преодолевать высокое давление лондонцев.
Важное примечание о скринах ниже: на них есть две ошибки – в той игре в старте вышли Габриэль и Калафьори вместо Кивиера и Скелли.
Аморим вышел на матч с «Арсеналом» по схеме 3-4-3, образовав тройку центральных защитников в начальной стадии.

Решение изначально было направлено на усложнение процесса давления для «Арсенала», поскольку в первой стадии возникала ситуация 3-в-2 в пользу «Юнайтед». Но Аморим пошел еще дальше и максимально растянул тройку ЦЗ в ширину.

Это не только увеличило зону, которую должны были покрывать Мерино и Эдегор в первой линии прессинга, но и регулярно ставило перед выбором Нванери. «Юнайтед» хотел выводить мяч через левый фланг и когда Де Лигт с Линделефом выманивали Мерино и Эдегора на себя, Йоро оставался свободным.
Нванери в каждом эпизоде должен был решать – идти закрывать Йоро или оставаться со своим (Далот) игроком. Если он решал не оказывать давление на Лени, прессинг «Арсенала» просто не работал – «МЮ» спокойно разыгрывал на свободного игрока и не терял мяч, угрозы не было.
Но если Нванери все же шел в прессинг против Йоро, то создавалась следующая ситуация:

Свободным оставался не только Далот, но и Эриксен, смещающийся в этот полуфланг – «Юнайтед» получал возможность разгонять атаки и имел преимущество в этой зоне. Прессинг «Арсенала» не работал и проваливался в таком сценарии.
При этом Аморим продумал ход и на случай, если Артета рискнет и даст установку Тимберу выдвигаться на Далота в ситуациях, когда Нванери идет за Йоро.

При таком сценарии Фернандеш отходил вглубь на позицию Эриксена, а датчанин уводил с собой во фланг Салиба, открывая коридор по центру для рывков Зиркзе – если «МЮ» не ошибался в передаче во время такого выхода из обороны, то сразу же проводил опасную атаку.
Артета не нашел хороших ответов на подобные розыгрыши «Юнайтед» – ему приходилось или менять саму схему давления (а это влияет на качество давления) или отказываться от него вовсе.
Пример с «МЮ» был выбран неслучайно – «Реалу» тоже выгоднее выводить мяч через левый фланг, чтобы доставлять его в зону Винисиуса-Мбаппе. Слухи о возможном выходе Давида Алабы в старте не выглядят случайностью – «Мадриду» нужны хорошие игроки на мяче, чтобы противостоять прессингу «Арсенала».
Для образования тройки ЦЗ не обязательно выходить с тремя профильными игроками – тройку сзади могут образовать как Феде-Асенсио-Рюдигер, так и Асенсио-Рюдигер-Алаба, при этом Феде или Давид номинально выйдут как фланговые защитники.
Выход Алабы будет логичен, если «Мадрид» намерен много владеть мячом. И наоборот, если «Мадрид» намерен много обороняться – в таком сценарии дуэль Сака-Алаба может стать фатальной для гостей и тогда уж лучше выйти Франу. В любом случае, слух про выход австрийца в старте на фланге довольно любопытный, поскольку и Карло с тренерским штабом наверняка могли подсмотреть план Аморима.
В прошлом году такое уже было – Карло и Давиде готовили оборонительный план на «Этихад» опираясь на детали плана Артеты несколькими неделями ранее.
Если «Мадрид» хочет регулярно доставлять «Арсеналу» проблемы, то обязан подготовить хорошую систему розыгрышей, позволяющих преодолеть давление соперника.
Формула успеха «Реала» в этом матче и во всем противостоянии будет базироваться на грамотном сдерживании позиционных атак «Арсенала» и молниеносных выходах из обороны в атаку с доставкой мяча Винисиусу, Мбаппе или Родриго в самых опасных зонах – это самый деструктивный сценарий для команды Артеты.
Если же «Мадрид» решит бодаться с «Арсеналом» позиционно, то рискует столкнуться даже с более совершенной стеной, чем та, что была на «Метрополитано» – мало кто в мире сейчас обороняется на своей половине поля столь же качественно, как «канониры».
Обе команды испытывают проблему в позиционной атаке и с наполнением штрафной площади, но их качества так же интересно накладываются друг на друга: «Мадрид» очень опасен в атаке и уязвим в обороне, «Арсенал» же не столь опасен в финальной трети, но очень здорово обороняется.
«Реалу» и «Арсеналу» предстоит познакомиться – на «Эмирейтс» стороны оценят все плюсы и минусы друг друга, отложив окончательное решение вопроса до встречи на «Бернабеу».
Телеграм-канал автора: La Saeta Rubia