5 мин.

Гризманн играет в бутсах за 80 евро от «Декатлона»

Они стоят в три раза дешевле, чем у Nike и adidas.

В январе «Декатлон» объявил о подписании контракта с Антуаном Гризманном. На первый взгляд новость проходная и блеклая. Все-таки на рынке бутс полно незаметных брендов: Skechers, Mizuno, а в АПЛ присутствует никому неизвестный Sokito, делающий обувь из переработанных отходов. 

Но на самом деле контракт Антуана и «Декатлона» – мегаважная новость. И вот почему.

Гризманн играет в оочень дешевых бутсах. У топов цены сильно выше

У «Декатлона» есть много суббрендов, футбольный называется Kipsta. В октябре Гризманн появился в паре Kipsta CLR за 65 евро (примерно 6600 рублей). Уже после подписания контракта с «Декатлоном» Гризманн играет в модели чуть дороже – CLR.Elite FG Jaguar Boost стоимостью 80 евро (чуть больше 8 тысяч рублей).

«Декатлон» предлагает бутсы категории Elite для профессиональных футболистов за 80 евро. Открываем сайты Nike и adidas. И видим, что там бутсы Elite стоят от 250 до 300+ евро. Не самые популярные модели можно взять по скидке, но даже так минимальный порог под 200 евро.

Пары подешевле у больших брендов есть, но уже не из категории Elite. В таких моделях подошва создана под конкретное покрытия: для искусственного, натурального или универсальные (такие обычно выбирают новички).

Гризманн 14 лет гонял в бутсах Puma. Но после перехода к «Декатлону» его результаты точно не ухудшились. Антуан – один из лучших в «Атлетико». Стабильно выручает, забивает и раздает ассисты. Получается, хорошо играть можно и в недорогих бутсах?

Миссия «Декатлона» – делать спорт доступным. Бренд создал брат основателя «Ашана»

В 1976 году группа из шести энтузиастов во главе с Мишелем Леклерком захотели взломать систему, чтобы на рынке больше не доминировали дорогие бренды: продавать качественное снаряжение, но без бешеных наценок. 

Отчасти Леклерка вдохновила ныне обанкротившаяся американская сеть Sports Authority, в которой предлагали спорттовары по доступным ценам. Ничего подобного в Европе тогда не было. Так в Лилле появилась компания «Декатлон». Первые товары парни продавали на парковке «Ашана». Договориться о точке помогли связи: Леклерк – двоюродный брат основателя «Ашана» Жерара Мюля.

Леклерк обожал пешие прогулки, езду на велосипеде и парусный спорт. Поэтому в магазине хотел продавать товары для разных видов спорта. Открывая точку, Леклерк сомневался. Но в первый же день все страхи развеялись, поскольку  товары продались почти на 10 тысяч франков (где-то 1500 евро по сегодняшним меркам).

Дальше дела шли в гору. Фишка в том, что «Декатлон» сам контролировал весь цикл – от разработки до продаж. Они не просто перепродавали чужие товары, а создавали свои. Так появились суббренды: Quechua для походников, Domyos для качков, Kipsta для футбольных фанатов.

Французы быстро поняли: чтобы держать низкие цены, нужно убирать посредников и делать ставку на масштаб. Они открывали магазины везде, где можно, а производство запускали в странах с дешевой силой. Уже к 1990-м «Декатлон» превратился в гиганта, а в 2000-х стал глобальным брендом.

Сейчас у «Декатлона» 1750 торговых точек в 78 странах, оборот 15 миллиардов евро и более 100 тысяч сотрудников. При таких масштабах компания верна себе, по-прежнему делая спорт доступным.

И все же, почему так дешево?

Особенность бизнес-модели все в том же: «Декатлон» по максимуму снижает участие посредников. У компании есть собственный крутой и большой исследовательский центр, где разрабатывают и тестируют продукцию, придумывают инновации. Там же они размышляют, как сэкономить на материалах и технологиях без ущерба качеству.

Производство – собственное в разных точках мира. Что-то «Декатлон» экономит на логистике, грамотно выстраивая цепочку поставок. Например, склады в основном размещают рядом с магазинами для более эффективной доставки. Магазины тоже свои, поэтому можно устанавливать приемлемую наценку. И отслеживать, что лучше продается. Товары, получившие менее трех звезд в интернет-магазине, обычно изымают из ассортимента и оптимизируют, чтобы соответствовать ожиданиям.

«Наша интегрированная бизнес-модель подразумевает низкую маржу. У нас нет неинтегрированных импортеров, и мы полагаемся на эксклюзивных партнеров, поэтому при покупке в «Декатлоне» не происходит накопления маржи, которая ложится на вас. Низкая маржа означает низкие цены», – уверяют в «Декатлоне».

«Декатлон» не вкладывался в спонсорство. Но сейчас наращивает присутствие в футболе

Еще одна причина низкой цены – минимальные траты на маркетинг. Nike держит на контракте Роналду, Мбаппе и Холанда. Платит сотни миллионов в год футбольным клубам. Приглашает Гая Ричи, чтобы снять рекламу. И вообще никогда не экономит на промо. Nike делает это не в ущерб, поскольку все затраты на маркетинг включают в стоимость продуктов. Отсюда и получается, что бутсы стоят под 300 евро.

На этом фоне «Декатлон» всегда жил по-другому, однако сейчас их стратегия чуть меняется. В марте 2024-го компания решила, что хочет позиционировать себя скорее не как сеть магазинов или розничного продавца, а глобальный спортивный бренд. То есть вступать в прямую конкуренцию с другими топовыми брендами за долю рынка.

Поэтому «Декатлон» подписал Гризманна. В 2022-м за 6 миллионов евро в год купили права на название стадиона «Лилля». Kipsta поставляет мячи для Лиги 1, Лиги Европы и Лиги конференций, а также одевает футбольные клубы «Нанси» и «Ним». Но даже так траты «Декатлон» на маркетинг все еще очень далеки от гигантских бюджетов больших брендов.

Фото: Gettyimages.ru/Angel Martinez, Florencia Tan Jun; East News/Matthieu Mirville / DPPI via AFP, Su weizhong / Imaginechina / Imaginechina via AFP; instagram.com/decathlon