32 мин.

Оговорка министра образования Польши, Оззи Осборн в Лиге Чемпионов и QR-код в Германии – топ-5 ультрас-акций за 3 недели

Всем привет!

С момента прошлого обзора прошло уже целых 3 недели, а это значит, что за это время в европейском и мировом фанатизме должно было накопиться немало красивых перфомансов с интересной подоплёкой, о которых можно было бы интересно и познавательно рассказать нашей аудитории. В целом, так оно и было, поэтому сегодняшний обзор получился очень разносторонним: тут нашлось место и кино, и музыке, и истории и даже непосредственно фанатам. Поэтому присаживайтесь поудобнее – в ближайшие полчаса вас ждёт много самых разных и необычных историй на самые разные темы.

Поехали!

Акция №1. Свой Мединский в Польше.

Прошлый выпуск мы с вами неожиданно начали с хоккея, когда вспоминали историю тольяттинской «Лады» и лицезрели победу фанатов в войне с руководством клуба, которое хотело выдавить активных болельщиков с трибуны. В этот раз предлагаю поступить аналогичным образом, только на сей раз в центре нашего внимания окажется хоккейный клуб «Уния» из Польши. Да, в сентябре мы уже рассказывали об одной из акций от её фанатов – тогда это был перфоманс с упоминанием концентрационного лагеря«Аушвиц», который как раз расположен в городе Освенцим, где базируется и «Уния». Сегодня та история получила своё продолжение, причём максимально неожиданное.

На домашней игре против «Краковии» фэны «Унии» вывесили баннер «Больные люди на таких должностях. Оговорка – твой министерский девиз», а также перечёркнутое изображение министра образования Польши Барбары Новацкой.

Всё дело в том, что в конце января в Польше отмечали 80-летие освобождение этого концлагеря силами советской армии в 1945 году. На одном из выступлений, приуроченных к этому событию, Новацкая заявила: «На территории, оккупированной Германией, польские нацисты построили лагеря, которые были трудовыми лагерями, а затем они стали лагерями массового уничтожения». Фраза про то, что концлагерь построили польские нацисты, привело общественность в настоящее бешенство, после чего Новацкая получила море критики и без преувеличения вся страна стала требовать её отставки. На специальном сайте была даже создана петиция с соответствующим требованием, которая набрала уже более 65 тысяч подписей.

Через несколько часов после той пресс-конференции Барбара попыталась оправдаться: «Очевидно, что лагеря построили немцы, и никаких польских нацистов там не было. И это историческая правда. Об этом я также много раз говорила во время своего выступления на конференции в Кракове. Прошу прощения за очевидную оговорку». Но критики резонно заметили, что оговорка была невозможна, так как министр читала свою речь по бумажке и то, что она озвучила, даже никак её не смутило во время выступления.

«Оговорка» про польских нацистов из уст министра образования, конечно, звучала особенно ужасно, учитывая тот факт, что за время оккупации Польши силами нацистской Германии погибло около 6 миллионов человек, половина из которых имели еврейские корни, а Освенцим стал крупнейшим местом их уничтожения. Попал под критику и ещё один приглашённый на 80-летие освобождения Освенцима гость, а именно британский король Карл III, заступивший на престол после смерти Елизаветы II – он перечислил большое количество этнических и классовых групп, погибших от рук нацистов, но почему-то не упомянул среди них поляков. Но если зарубежного гостя такое ещё можно хоть как-то оправдать, то к министру вопросов Польши действительно есть немало вопросов, ведь Польша на протяжении нескольких десятилетий чуть ли не воюет с зарубежными СМИ, которые публикуют материалы про Освенцим с использованием термина «польские лагеря смерти». Польское правительство в ответ на такие публикации каждый раз акцентирует внимание на том, что Освенцим и другие концентрационные лагеря были построены немецкими нацистами, чьи войска оккупировали Польшу. Добавим сюда и тот факт, что в самой Польше любое использование фразы «польский лагерь смерти» уже давно приравнивается к клевете и наказывается по закону.

Также критики Новацкой вспомнили, как с момента своего вступления в должность министра год назад она уже успела принять ряд возмутительных поправок в программу образования, среди которых выделяется ограничение и даже частичное удаление информации о польских героях, которые прошли через концентрационные лагеря или погибли в них. Теперь в польских школах не узнают о Витольде Пилецком или Максимилиане Кольбе. В одном из прошлых выпусков мы с вами вспоминали биографию экс-президента Польши Войцеха Ярузельского, который был отправлен в ссылку в Сибирь, где его активно эксплуатировали в вырубке леса. Аналогичная участь постигла и деда Пилецкого, который был участником Польского восстания. В России же родился и отец Пилецкого, который закончил Лесной институт в Санкт-Петербурге и стал работать лесником около города Олонец, которых находится в Карелии. Там же, в Олонце, родился и сам Витольд. В школу он ходил уже в Вильнюсе, где вступил в харцерское движение – это такие отряды польской молодёжи, члены которых воспитывались в духе польского патриотизма. В какой-то момент взгляды Пилецкого стали настолько радикальными, что он основал свой отряд, который в 1918 году атакует военные склады под Орлом с целью захвата оружия и формы. Всё это делалось для того, чтобы молодые патриоты затем смогли присоединиться к 1-му польскому корпусу генерала Юзефа Довбора-Мусницкого. Захватить военный склад не получилось, но эта дерзкая вылазка позволила молодым людям прорваться и бежать в Польшу.

«Новацкая, мы хотели написать, что с тобой всё ок, но мы оговорились и поэтому тут написано, что ты антипольская шл*ха» – баннер на матче «Легии».

Когда немецкие войска готовились к захвату Польшу в 1939 году, Пилецкий был повторно мобилизован. В 1940 году он представил своему командованию план проникновения в концентрационный лагерь «Освенцим», согласно которому он должен был получить поддельные документы и добровольно сдаться немцам, которые бы его отправили в лагерь, где он уже изнутри бы смог всё разузнать об этом месте, так как в тот момент о нём мало кто знал. План был утверждён и в сентябре того же года Витольд с паспортом Томаша Серафинского добровольно сдался немцам во время уличной облавы, а спустя 2 дня его этапировали в «Освенцим». Там Пилецкий организовал польское подполье, а его доклады разными путями уходили за стены лагеря и отправлялись в польское правительство в Лондоне. В апреле 1943 года он вместе с двумя сообщниками разоружил охрану, забрал их документы бежал из лагеря. Троица проделала долгий путь по лесам и рекам Польши, добравшись до города Новы-Виснич, где проживал настоящий Томаш Серафинский. Когда Пилецкий нашёл его, то Серафинский привёл Пилецкого в местный отдел Армии Крайовой, где Пилецкий предложил план атаки и освобождения концлагеря в Освенциме. Но верховное командование не решилось на столь дерзкий шаг, поэтому Пилецкий решил подготовить расширенную версию отчёта о положении дел в Освенциме для привлечение большего внимания к этой проблеме. Этот отчёт был подготовлен лишь к 1945 году, когда армия СССР уже освободила «Аушвиц».

После войны Пилецкий решил продолжить свою «правозащитную» деятельность, собирая информацию о солдатах Армии Крайовой (о её деятельности, в первую очередь организации Варшавского восстания, читайте ТУТ в разделе про перфоманс кипрской «Омонии»), заключённых в лагерях НКВД на территории Польши и ссылаемых в Советский Союз. Так как у его деятельности было много сторонников и «сочувствующих» даже из числа власти, то Витольду настоятельно рекомендовали покинуть Польшу в связи с предстоящим арестом. Но он решил не покидать родину, поэтому в 1948 году его арестовали, а позднее расстреляли по обвинению в шпионаже. Что касается его отчёта из Освенцима, то он был опубликован лишь в 2000 году.

Витольд Пилецкий.

Что касается Максимилиана Кольбе, то он был арестован гестапо в декабре 1939 года, но вскоре был отпущен. Воспользовавшись ситуацией, на протяжении следующего года Кольбе прятал больше 2.000 евреев в своём монастыре, а также организовал работу подпольной радиостанции, которая разоблачала зверства немецких оккупантов. В феврале 1941 года Кольбе был повторно арестован и отправлен в Освенцим. В июле того же года из его блока исчез заключённый. «Беглеца» найти не удалось потому, что никто и не сбегал – просто один из заключённых утонул в выгребной яме. Но тогда этого не знали, поэтому комендант лагеря решил наказать остальных, чтобы больше побегов не было. Людей не кормили и заставляли работать весь день под палящим солнцем, а через 2 дня всё тот же комендант решил отобрать 10 человек, которых должны были заморить голодом. Когда 10 будущих смертников были отобраны, один из них зарыдал со словами «Неужели я больше не увижу жену и детей?». После этого Кольбе, который не был в числе смертников, вышел из строя и предложил себя в обмен на рыдавшего человека – так он оказался в камере для смертников. Спустя 2 недели четверо из 10 приговорённых ещё были живы – был среди них и Кольбе. Тогда было решено покончить и с ними: всем четверым сделали инъекцию фенола, после чего они скончались. В 1982 года Папа Иоанн Павел II причислил Максимилиана Кольбе к лику святых как мученика.

Так что Новацкой, которой в мае стукнет 50 лет, достаётся в том числе и за намеренное вымарывание таких людей из истории польского народа, а также за сокращение информации о польских концлагерях, в том числе в Треблинке и Собиборе.

За последнее время это уже второй крупный скандал, связанный с польскими чиновниками – ранее «прославился» депутат-антисемит Гжегож Браун, затушивший прямо в здании парламента с помощью огнетушителя ханукальные свечи (зажигаются по случаю еврейского праздника Хануки).

«Барбаре Новацкой за предательские «оговорки» – бритую голову и тюремное заключение!» – баннер в пригороде Забже.

«Уния» же в присутствии 2.200 зрителей уверенно обыграла «Краковию» со счётом 6:1 и продолжает борьбу за 2-е место в турнирной таблице с «ГКС» (Катовице) – отставание от лидирующего «ГКС» из города Тыхы целых 12 очков. Но в целом на данном этапе это не так важно, ведь до конца сезона осталось лишь 3 игры, после чего начнётся плей-офф. А уж там возможно всё, что угодно, тем более что «Уния» является действующим чемпионом страны: в прошлом году клуб из Освенцима вернул себе золото после 20-летнего перерыва.

Акция №2. Легендарный Оззи Осборн.

Обязательно заглянем в Лигу Чемпионов, где в конце января определились 24 команды-участницы предстоящего плей-офф. В итоге в число счастливчиков вошли «Астон Вилла» и «Селтик», которые играли между собой в последнем туре и именно в этой игре определялось, сможет ли кто-то из них пробиться в первую восьмёрку, место в которой даёт право напрямую попасть в 1/8 финала, минуя стыковые матчи. Болельщики «Виллы» подготовили к этому матчу масштабный плашечный перфоманс на весь стадион в бордово-голубых цветах клуба, но главной фишкой акции стал баннер с изображением Оззи Осборна и знаменитого лозунга клуба «Up the Villa».

За основу баннера было взято фото 2010 года, сделанное великим музыкальным фотографом Миком Хатсоном, чьи работы регулярно украшали страницы музыкальных журналов, а более 80 обложек рок-журнала «Metal Hammer» выходили как раз с фотографиями, сделанными Хатсоном. Сам Мик скончался летом 2023 года в возрасте 58 лет.

Появление Осборна на баннере было неслучайным – родившийся в Бирмингеме и выросший в районе Астон Оззи является заядлым поклонником «Виллы», а также старается по мере возможностей посещать матчи любимой команды. В 1968 году Осборн вместе с другими фанатами «Астон Виллы», басистом Гизером Батлером и гитаристом Тони Айомми, основал культовую рок-группу «Black Sabbath», которой будет суждено оказать огромное влияние на развитие рок-музыки и хеви-метала во всём мире. До начала нового тысячелетия группа была очень продуктивной, выпуская новый альбом едва ли не каждый год, хотя сам Осборн покинул коллектив в 1979 году (ранее он уходил ещё в 1977 году, но спустя несколько месяцев вернулся обратно) из-за проблем с алкоголем и наркотиками. Затем он дважды возвращался на считанные месяцы в 1985 и 1992 годах, а по-настоящему вернулся в 1997 году, когда «Black Sabbath» дала 2 концерта в родном Бирмингеме. Записи с этих выступлений в дальнейшем легли в концертный альбом «Reunion», выпущенный в конце 1998 года. Он стал платиновым и занял 11-е место в списке 200 наиболее популярных музыкальных альбомов в США. 2 года спустя за песню «Iron Man», выпущенную музыкантами ещё в 1970 году, группа получила свою первую «Грэмми». В 2006 году «Black Sabbath» вместе с рок-группами «Sex Pistols», «Blondie» и «Lynyrd Skynyrd», а также джазменом Майлзом Дэвисом была включена в Зал славы рок-н-ролла. Во время торжественного вечера по этому случаю речь Батлера началась с лозунга «Up the Villa» всех болельщиков «Астон Виллы», что вызвало восторг среди поклонников «львов», которые предложили руководству клуба во время выхода футболистов на поле стадиона «Вилла Парк» песню «Paranoid», которая стала заглавной в одноимённом альбоме «Black Sabbath», выпущенного в 1970 году. Та инициатива, к сожалению, в итоге не была поддержана.

Вроде всё шло прекрасно, но в том же году Осборн снова покидает группу из-за разбирательств с Айомми на права владения маркой «Black Sabbath». На фоне ухода Осборна оставшиеся музыканты основывают новую группу под названием «Heaven & Hell» (хотя ранее она уже выступала в таком составе в прошлые периоды «уходов» Осборна в 1980-1982 и 1991-1992 годах), на что обиженный Оззи будет говорить, что «этот проект не имеет отношения к «Black Sabbath», так как есть только один «Black Sabbath» и это тот, где выступал он».

В 2011 году легендарная группа снова соберётся вместе, но уже в последний раз. В 2013 году группа выпустит и свой финальный альбом под названием «13», который получит признание и большое количество наград в музыкальном мире. В 2014 году «Black Sabbath» приедут и в Россию, где выступят в Москве и Питере, а в 2015 году объявят о начале прощального тура под названием «The End». В феврале 2017 года коллектив дал 2 прощальных концерта там, где всё и начиналось, а именно в родном Бирмингеме. Месяц спустя «Black Sabbath» в своих соцсетях официально объявили о том, что группа распалась.

С тех пор экс-музыканты «Black Sabbath», несмотря на закрытие группы, регулярно посещают домашние матчи «Астон Виллы» и участвуют в различных промо, посвящённых тому или иному событию: например, Оззи Осборн и Гизер Батлер вместе с Габриэлем Агбонлахором участвовали в видео в честь новой формы к 150-летию клуба, а также совместно с «Виллой» выпускали форму с эмблемой «Black Sabbath», в которой команда сыграла в кубковом поединке против «Кристал Пэлас».

Уже к 5-й минуте встречи против «Селтика» англичане вели 2:0, но к перерыву на дубль Моргана Роджерса своим дублем ответил Адам Айда. К счастью для «вилланов», во 2-м тайме всё встало на свои места: Олли Уоткинс сначала вывел «Астон Виллу» вперёд, а затем не смог реализовать пенальти. На помощь пришёл всё тот же Роджерс, который в добавленное время установил окончательный счёт 4:2 и отправил «Виллу» в топ-8.

Несмотря на то, что группа «Black Sabbath» давно распалась, Оззи Осборн всё ещё надеется на  прощальный концерт, который он сможет дать внутри стадиона «Вилла Парк», что станет красивым подарком как для фанатов самой рок-группы, так и для болельщиков «Астон Виллы».

Акция №3. QR-код в Германии.

Мы с вами привыкли, что дерби – это матчи команд, представляющих один город. Но в Европе это понятие чуть более размытое: там зачастую дерби именуются и поединки между командами из одного региона. В недавнем выпуске мы с вами смотрели на дерби Восточного Ланкашира, одним из самых популярных постов данного блога до сих пор остаётся пост 6-летней давности про лимбургское дерби, ну а про Ронское дерби, в котором рубятся «Лион» и «Сент-Этьен», не слышал наверное только глухой. Так и в Германии есть множество противостояний на областном и региональном уровне, и вот про одно из них мы как раз сегодня и поговорим.

Итак, дерби Северного Рейна. Как и в случае с лимбургским дерби, дерби Северного Рейна называют не какое-то одно конкретное противостояние между двумя командами, а поединки сразу между несколькими клубами. В данном случае это мёнхенгладбахская «Боруссия», «Фортуна» из Дюссельдорфа, а также «Кёльн» и леверкузенский «Байер». «Фортуна» и «Кёльн» нынче выступают во 2-й Бундеслиге, поэтому было бы логично предположить, что сегодня мы будем говорить о «Боруссии» и «Байере». Но есть ведь ещё и Кубок Германии, где легко могут встретиться команды из диаметрально противоположных дивизионов. Поэтому в этом разделе мы с вами поговорим про матч «Байер»–«Кёльн», прошедший на стадионе в Леверкузене.

Год назад, когда «козлы» ещё пытались сохранить прописку в элите немецкого футбола, а «Байер» на всех парах мчался к своему идеальному сезону без единого поражения в чемпионате, эти 2 клуба встретились в очередном матче Бундеслиги. Ультрас-группа хозяев «Wilde Horde’1996» тогда подготовила очень сложный плашечный перфоманс «Группа анти-Лев», в котором лев, символизирующий «Байер», был взят в прицел.

Любопытно, что данное соперничество обострилось относительно недавно, тем более что историческим врагом для «Кёльна» из-за футбольных успехов была гладбахская «Боруссия»: «козлы» выиграли первый розыгрыш Бундеслиги в 1963 году (всего на их счету 3 чемпионства и 4 кубка страны), тогда как «Боруссия» целых 5 раз брала Бундеслигу, трижды становилась триумфатором Кубка Германии и дважды выигрывала Кубок УЕФА (подробнее о её истории читайте ТУТ). На фоне этого «Байер», который лишь в 1979 году пробился в Бундеслигу, поначалу даже не рассматривался «Кёльном» всерьёз, который годом ранее снова выиграл чемпионат страны. Но клуб, спонсируемый мощным одноимённым фармацевтическим концерном, закрепился в высшем дивизионе и постепенно стал заползать всё выше и выше. Уже в 1988 году «Байер» выиграл свой первый трофей, причём какой! Это был Кубок УЕФА, на пути к которому немцы выбили венскую «Аустрию», «Тулузу», «Фейенорд» и саму «Барселону»! В полуфинале они сломили сопротивление соотечественников из «Вердера», а в финальном противостоянии из двух матчей разразилась настоящая драма: в первом гостевом матче против «Эспаньола» сгорели 0:3, но в родных стенах выиграли с зеркальным счётом, а добили соперника уже в серии послематчевых пенальти. Тот триумф больно щёлкнул по носу соседей из Кёльна, ведь сами «козлы» двумя годами ранее были биты в финале того же турнира мадридским «Реалом», хотя после 1:5 на «Бернабеу» дома выиграли 2:0, но чуда всё-таки не случилось.

В последующие годы дисбаланс между клубами окончательно качнулся в противоположную сторону: «Кёльн» превратился в команду-лифт, тогда как «Байер» вышел на передовые роли в стране, хоть и проиграл кучу трофеев, обретя статус вечного неудачника. Проклятие было снято в прошлом году, когда «Байер» сделал золотой дубль – на пути к нему была и победа со счётом 2:0 в том самом дерби над «Кёльном», где ультрас «козлов» сделали хорео со львом в прицеле.

Но почему лев? Всё просто: так как «Байер» был основан одноимённой фармацевтической компанией, то логотип фирмы лёг в основу эмблемы футбольного клуба. А для того, чтобы как-то разнообразить эмблему и привязать его (в смысле клуб) к городу, то было решено к логотипу фармацевтом с двух сторон добавить двух львов с герба Леверкузена. Так «Байер» обзавёлся ещё одним своим прозвищем – «львы». Более того, в 2002 году лев стал и официальным маскотом клуба, которого нарекли Брайаном. Ну а фраза «анти-Лев» отсылает нас к сокращённому варианту названия города Леверкузен, который используют и сами жители города.

Вообще активная ультрас-движуха появилась в Леверкузене в конце 80-х, когда была образована группировка «Soccer Boyz». Но почти сразу после своего появление внутри группировки произошёл конфликт, который привёл к тому, что часть людей вышла из её состава и образовали новую фирму — «Madness». Несмотря на то, что между основателями обеих групп была взаимная нелюбовь, именно она привела к конкуренции между ними, что дало большой толчок к развитию движа в Леверкузене. С годами вражда по отношению к друг другу ушла, и старые недоброжелатели смогли не просто найти общий язык, но и снова помириться — результатом этого стало обратное слияние «Soccer Boyz» и «Madness», после чего в 1994 году на свет появилась фирма «Mad Boyz» (название было образовано путём слияния двух слова из наименования прошлых фирм). Следом на трибуне «БайАрены» появляются ещё несколько ультрас-групп: «Viking», «Supporters», «Young Boys» и «Commando Ultra», которые обозначили годом своего основания 1989-й из-за того, что почти сразу после своего появления они были поглощены более многочисленной «Mad Boyz».

В какой-то момент активных фэнов и группировок стало так много, что было принято решение создать объединение «Arbeitkreis Stimmung», которое бы объединило усилия всего актива на создание чего-то более масштабного. Но на стыке веков настоящим объединением должно было стать «Ultras Leverkusen», которое хотело стать единым центром не только на бумаге, но и на стадионе, пересадив все ультрас-группы на один сектор. Но такой эксперимент в итоге оказался неудачным, и год спустя все фирмы вернулись на свои прежние места, хотя сама ячейка «Ultras Leverkusen» продолжила своё существование, только теперь не в качестве объединения, а отдельной фанатской группировки.

Уже в новом веке появились «Fanatics», «Nordkaos», «West Side Boyz», «Farbenstadt Inferno», «Brothers Leverkusen», «Grafen von Berg», «Forza Unita», «Chaos 513», «FSI’06» и многие другие. С годами объединяющим все эти группировки фактором стало объединение «Nordkurve12 Leverkusen», которое остаётся таковым и до сих пор.

Но вернёмся в день сегодняшний, тем более что в четвертьфинале Кубка Германии назревала настоящая сенсация: к перерыву на табло стадиона «БайАрена», который фэны «Кёльна» презрительно называют «парковкой» из-за его маленького размера (даже после расширения арена в Леверкузене вмещает на 20 тысяч человек меньше, чем 50-тысячник в Кёльне), горел счёт 0:2 в пользу гостей. Не зарядил футболистов «Байера» на победу даже красочный перфоманс от собственных фэнов, который гласил «Футбольная мощь Рейна из города красок» с изображением карикатурных фанатов на фоне герба Леверкузена и старой эмблемы клуба. Словосочетание «город красок» тут тоже использовано не просто так, ведь Леверкузен, ставший городом лишь в 1930 году, был назван в честь Карла Леверкуза, который в начале прошлого века имел здесь маленькую лакокрасочную фабрику, которую впоследствии выкупит и пришедший сюда концерн «Байер». Благодаря этой лакокрасочной фабрике, кстати, «Байер» ещё и получил красно-чёрные цвета, так как фирма производила красный краситель ализарин, получаемый из чёрной каменноугольной смолы.

Пока у футболистов «Байера» не получалось ответить гостям на поле, инициативу в свои руки взяли ультрас: они припомнили неудачный перфоманс своих оппонентов годичной давности (из-за сложности картинки перфоманс «Группа анти-Лев» действительно вышел настолько смазанным и неудачным, что изображение на трибуне стадиона «Рейн-Энерги» было едва различимым), вывесив высмеивающий баннер «Приветствуем группу QR-код!».

И это был по-настоящему забавный текстовик, ведь чёрно-белый перфоманс «Кёльна» из-за своего размытия действительно напоминал qr-код.

Сразу после перерыва ситуация на поле кардинально изменилась: «Байер» быстро один мяч отквитал, после чего принялся осаждать ворота гостей. Хозяева давили, владение мячом составляло ужасающие 88% на 12%, и все ждали, что вот-вот «Байер» отыграется. Но время шло, игроки «Кёльна» терпеливо оборонялись, а время неумолимо шло. И, когда уже казалось, что сенсации быть, подопечные Хаби Алонсо снова включили свою магию, которой покорили всех в прошлом сезоне, восстановив равновесие на 6-й добавленной минуте. Окончательно склонили чашу весов в свою пользу игроки «Байера» в дополнительные полчаса игры, когда Виктор Бонифаце, чей трансфер в Саудовскую Аравию сорвался в последний момент, забил победный мяч.

Перфоманс и эффетными дымами от ультрас «Байера» в начале 2-го тайма. На баннере по центру изображен логотип группировки «Ultras Leverkusen».

Эта победа стала для «Байера» третьей подряд в дерби с «Кёльном», и кто знает, может мы с вами видим начало новой серии, которая превзойдёт предыдущую, когда «фармацевты» не проигрывали вражескому «Кёльну» на протяжении 14 лет в период с 1997-го по 2011 год.

Акция №4. «Iron Maiden» снова в деле.

Переместимся во Францию, чтобы снова вернуться к музыкальной теме. На позапрошлых «Марсель» пытающийся обозначать погоню за сильно оторвавшимся «ПСЖ», принимал на своём поле многострадальный «Лион», который ведёт борьбу не только с соперниками на футбольном поле, но и воюет за его пределами с собственной бухгалтерией. Фанатов «Лиона» на матчи в Марселе не пускают уже не первый год, поэтому ультрас «Марселя» в этот вечер могли полноценно хозяйничать на «Велодроме». Они презентовали 2 перфоманса, но своё внимание мы остановим на одном из них — это микс плашечного фона и баннера под текстовик «Трибуна поет... атака начинается!».

Поклонники хеви-метала, до и поклонники рока в целом, конечно же, сразу узнали изображение с обложки сингла «The Trooper» с альбома «Piece of Mind» британской группы «Iron Maiden». Альбом «Piece of Mind» был выпущен в мае 1983 года, а песню «The Trooper» выпустили синглом месяц спустя. В том же месяце он занял 12-ю строчку в британских чартах, а в марте 2023 года американское издание «Rolling Stone» поставило песню на 21-е место в списен 100 величайших хеви-метал композиций всех времён. Песня была настолько популярной, что в 2005 году её переиздали в концертном альбоме «Death on the Road».

В основу обложки легло изображение лысого Эдди в форме британского солдата с флагом Великобритании в руках. Основатель и участник группы Стив Харрис говорил, что песня была написана по мотивам поэмы «Атака кавалерийской бригады» Альфреда Теннисона, а вступление песни — попытка воссоздать лошадиный галоп во время этой атаки. Во время Балаклавского сражения в октябре 1854 года, в период Крымской войны русских против Великобритании, Франции и Османской империи, британская кавалерия в составе 600 человек предприняла дерзкую попытку атаковать позиции Русской армии под Балаклавой, города на юго-западном побережье Крыма, что закончилось катастрофой: спустя всего 20 минут после начала столкновений почти четверть британцев погибла, а ещё около 250 человек получили ранения. Из всех 600 атакующих до позиций русских солдат пробились лишь 50 кавалеристов.

Вокалист Брюс Дикинсон во время исполнения этой песни на концертах выходит на сцену в форме пехотинца британской армии тех времён, а также с искусственно испачканным пороховой копотью и пылью знаменем Великобритании в руках.

Забавно, что обложку песни «The Trooper» футбольные фанаты со всего мира используют уже далеко не в первый раз: ранее, например, это делали болельщики московского «Динамо» на квалификационном матче Лиги Чемпионов против «Селтика». С Шотландии москвичи смогли привезти сенсационную победу 1:0 после гола Александра Кокорина, а вот в родных стенах удержать преимущество не смогли — в конце первого тайма Скотт Макдональд забил гол в раздевалку, а Георгиос Самарас в добавленное время окончательно похоронил надежды бело-голубых на лигачемпионскую осень.

Динамовцев тогда, кстати, критиковали не только за выступления на футбольном поле — досталось от своих коллег и фанатам «Динамо», которых фэны других российских клубов обвинили в плагиате, так как ранее буквально за 4 месяца до матча «Динамо» и «Селтика» аналогичный баннер уже презентовали ультрас венгерского «Уйпешта». В последствии, конечно, плагиатили на тему этой обложки и другие фан-движи, в том числе «Глазго Рейнджерс», албанский «Партизани» и бразильские ультрас.

В целом конечно такая популярность творчества «Iron Maiden», в том числе и в фанатских перфомансах, не сильно удивительно, ведь британская группа до сих пор является культовой и, так же как и упоминавшаяся ранее «Black Sabbath», внесла огромный вклад в развитие и популяризацию хеви-метал направления.

Что касается непосредственно футбола, то до перерыва 66 тысяч зрителей, заполнившие трибуны «Велодрома», голов не увидели. Зато обе команды прорвало сразу после перерыва: на голы Толиссо и Ляказетта хозяева ответили точными ударами Рабьо и бомбардира Гринвуда, для которого этот гол стал 13-м в сезоне. Дело шло к ничьей, но за 5 минут до конца Луис Энрике замкнул подачу Поля Лиролы и принёс своей команде важнейшую победу после потерь очков в матчах против «Ниццы» и «Страсбура».

Ультрас «Марселя» эффектно дополнили свой перфоманс, когда с помощью файеров «подожгли» глаза скелету британского солдата на баннере.

Ну а на минувших выходных оба клуба одержали дежурные победы над клубами из низшей части турнирной таблицы: «ткачи» разгромили «Реймс», а «провансальцы» сломили сопротивление «Анже». Благодаря этим победам «Марсель» закрепился на 2-й строчке с комфортным преимуществом над преследователями, тогда как «Лион» продолжает борьбу за путёвку в Лигу Чемпионов.

Акция №5. Давид против Голиафа.

Ну и по традиции закончим пост той же страной, с которой и начинали, то есть Польшей. На минувших выходных там встречались первая и предпоследняя команда чемпионата — лидирующий «Лех» приехал в Гданьск на игру с местной «Лехией», которая, помимо отсутствия спортивных результатов, находится на грани банкротства. Дошло до того, что «Лехии» был поставлен ультиматум о том, что до прошлого понедельника клуб был обязан рассчитаться с «Рухом» за летний трансфер Томаша Войтовича. Закрыть этот долг помогли деньги от нового спонсора — букмекерской компанией «LV BET», но букмекеры являются лишь одним из многочисленных мелких спонсоров и прожить в долгую на эти средства просто невозможно, поэтому бело-зелёные продолжили поиск богатого спонсора. В какой-то момент была вероятность того, что клубу поможет китайская компания «TCL Electronics», которая является одной из крупнейших в мире по объёмам продаж ЖК-дисплеев, также производящая дисплеи и солнечные батареи и продающая электронику и бытовую технику, но в последний момент азиаты вышли из сделки. Поэтому поиск спонсоров продолжается и это является чуть ли не главной задачей клуба на текущий момент, хотя и положение в турнирной таблице для «Лехии» перед этой игрой было просто плачевным: безнадёжное предпоследнее место с 5-очковым отставанием от спасительной зоны. А тут в гости ещё и пожаловал «Лех», лидирующий в чемпионате с комфортным 3-очковым отрывом от «Ягеллонии» и мечтающий вернуть себе чемпионство после трёхлетнего перерыва. Поэтому кибицы «Леха» (вместе со своими друзьями из «Арки») прибыли в Гданьск в крайне хорошем настроении, причём данный выезд стал для них одним из самых массовых в этом сезоне — больше 1.500 человек! Свою уверенность ультрас «железнодорожников» отразили и в перфомансе «Познаньский «Лех» приехал!» с изображением испуганных мужчины и женщины. Этой фразой «лехиты» хотели убить сразу двух зайцев — сказать, что игроки тонущей «Лехии» испугались визита лидера чемпионата, а её фанаты в страхе попрятались по своим домам, когда в Гданьск приехал один из топовых движей страны.

Чем-то данный перфоманс напомнил недавнее хорео с изображением Бритни Спирс и её хитом «Oops!... I Did It Again» от тех же болельщиков «Леха», но на этот раз в основу баннера лёг фильм «Странная любовь Марты Айверс», вышедший на экраны в 1946 году и год спустя номинированный на Оскар за лучший сценарий, а со временем попавший в число произведений общественного достояния США.

Картина рассказывает о сироте Марте Айверс, которая является богатой наследницы своей тёти-владелицы фабрики. Тётка имела склочный и хамоватый характер, из-за чего Марта несколько раз сбегала из дома вместе со своим другом Сэмом, но всякий раз полиция находила и возвращала её. Во время очередного побега тётка ловит сладкую парочку, прогоняет Сэма и со злости не самыми добрыми словами вспоминает умершего отца марты, а также бьёт тростью её кота. Разъярённая Марта выхватывает эту трость и ей же бьёт свою тётку. Бьёт настолько неудачно, что та скатывается вниз по лестнице и умирает. Сэм, который к тому времени убежал и не видел того, что произошло в доме, убегает из города и прибивается к бродячему цирку. Но свидетелем становится Уолтер — ровесник Марты и сын её учителя мистера О’Нила. Но Уолтер влюблён в Марту, поэтому они вдвоём врут отцу Уолтера о произошедшем, всячески выгораживая Марту. Но жадный отец Уолтера, понимая, что девушка только что стала богатой наследницей, говорит обоим, что знает как всё произошло на самом деле и что Марта обязана выйти замуж за его сына (Уолтера), иначе он, мистер О’Нил, расскажет всем о том, что же произошло там на самом деле.

Спустя годы Уолтер и Марта женятся, Уолтер становится прокурором, а Марта с успехом продолжает бизнес-дела своей тётки. Несмотря на то, что Уолтер по-настоящему любит Марту, она несчастлива в браке и по-прежнему любит своего друга детства Сэма, который в то же время случайно знакомится с Антонией (она же Тони) Марачек, которую только что выпустили из тюрьмы, куда она угодила по обвинению в воровстве, которого не совершала. Тони и Сэм весело проводят вечер и девушка не успевает на автобус в свой родной город, из-за чего в последствии её обвинят в нарушении испытательного срока и снова арестуют. Дальше начинается классическая Санта-Барбара: Сэм влюбляется в Тони, поэтому находит Уолтера и просит его благодаря своим прокурорским связям освободить Тони, тот отказывает и нанимает бандитов, которые избивают Сэма и выгоняют его из города. Сэм возвращается, находит Марту, и они проводят вечер вдвоём на природе, где разводят костёр. Марта все эти годы думала, что Сэм видел, как она убила свою тётю, поэтому в разговоре винит себя в произошедшем, но беда в том, что Сэм этого не знал, да и в газетах писали, что за то убийство казнили одного из её бывших слуг. Когда она осознаёт, что тот только что впервые об этом узнал, то под страхом вскрытия правды и будущего ареста толкает его в костёр. Но сам по-прежнему испытывает чувства к Марте, поэтому не собирается её сдавать, а вместе этого страстно её целует. Также от Сэма она узнаёт, что обвинителем по делу повешенного за убийство её тётки слуги был её муж Уолтер, поэтому по возвращении домой Марта обвиняет мужа в том, что он казнил невиновного человека. Уолтер напивается и приглашает домой Сэма, которому говорит о том, что это Марта подала ему идею обвинить в убийстве слугу, а сама с абсолютно невозмутимым лицом врала об этом в полицейском участке. Пара ругается, а Сэм теряется в догадках, кому из них верить. В это время Уолтер выходит из комнаты, начинает спускаться по лестнице, но из-за своего очень пьяного состояния падает и теряет сознание. Марта пытается уговорить Сэма воспользоваться этим и добить её мужа, но вместо этого тот помогает Уолтер подняться и прийти в себя. Марта признаётся Сэму в убийстве, он её осуждает и собирается уйти, но Марта направляет на него пистолет, заявляя, что убьёт его, дабы он не отправил её в тюрьму, а мужу говорит, что для суда это будет самообороной в собственном доме. Сэму плевать на угрозы, он посылает семейную пару куда подальше и уходит восвояси — Марта не решается стрелять. Уолтер будет связывать это с тем, что на всё ещё любит Сэма, но та говорит, что просто испугалась и отныне она ненавидит Сэма, а любит только Уолтера. Они обнимаются, но тут Уолтер неожиданно наводит пистолет на неё. Марта улыбается, сжимает руку мужу и сама нажимает на курок. Сэм слышит выстрел и бежит назад, Марта умирает на руках мужа, который в итоге во второй раз стреляет уже сам в себя. Сэм уходит, затем находит Тони и влюблённая парочка вместе навсегда уезжает из города.

Пирошоу фанатов «Леха» на выезде в Гданьск.

Только вот прогноз фэнов «Леха» по поводу страха у «Лехии» из-за их визита себя не оправдал: аутсайдер с первых минут смотрелся лучше фаворита, который, к тому же, уже к 15-й минуте встречи остался в меньшинстве. Численное преимущество дало о себе знать ещё до перерыва, когда Томаш Бобчек открыл счёт. Во второй половине встречи ход матча существенно не поменялся, что привело к сенсационной победе «Лехии». Познаньцы же, несмотря на потерю очков, всё равно остались на первой строчке, так как остальные конкуренты также оступились — тур вообще получился уникальным, так как команды, занимающие первые 4 места, синхронно проиграли, а «Краковия», идущая пятой, увезла с гостевой встречи против «Видзева» лишь ничью. Кибицы «Видзева», кстати, на той игре подготовили интересный перфоманс с отсылкой на скандальные события прошлой игры против «Краковии». Какие именно — читайте ТУТ.

А на этом у нас на сегодня всё. Надеюсь, было интересно, поэтому можете писать свои впечатления (а также высказываться на любую из обозначенных в посте тем) в комментариях, оценивать данный пост плюсом или минусом, а также подписаться на блог «100% фанатский стиль!».

Скоро увидимся!