Трибуна
12 мин.

Новая опора «Баварии» – 20-летний Павлович. Микс Крооса и Швайнштайгера

«На данный момент он был, наверное, нашим лучшим игроком», – сказал главный тренер «Баварии» Венсан Компани о полузащитнике Александаре Павловиче, когда тот сломал ключицу в матче со «Штутгартом». Алекс вернулся в начале декабря, и за время отсутствия стало очевидно: он важнейший игрок одного из сильнейших клубов Европы.

Несколько фактов.

Павлович – лидер Бундеслиги по успешности передач (94,5%). В среднем пасует 92 раза за матч – один из лучших показателей в Европе.

Прибавил даже относительно высокой планки прошлого сезона, когда имел наивысший процент точности среди хавбеков. Теперь обгоняет и защитников, хотя рискует гораздо больше них (третий в Бундеслиге по пасам в финальную треть). С мая по октябрь трансферная стоимость Алекса по версии Transfermarkt подскочила в полтора раза – до 50 млн евро. Входит в список самых дорогих 20-летних футболистов – выше только Гави, Жоау Невеш и Савиньо.

Лучше всех прогресс Павловича охарактеризовал нападающий Харри Кейн: «Он был хорош и в предыдущем сезоне, но в этом сезоне, в этой системе, вы видите его еще более совершенную версию».

Ключевое слово – система. Павлович нашел себя в футболе Компани. В 20-летнем парне воплощаются все ключевые принципы новой «Баварии».

Киммих – главный двигатель мяча. Павлович страхует и дает контроль

«Бавария» в каждом матче стремится к доминации, и это не новость. У нее высочайший в Европе показатель Field tilt (наклон поля, рассчитывается по количеству действий команд в финальной трети). Роль первого плана в такой игре, без всяких сомнений, принадлежит главному диспетчеру команды Йозуа Киммиху. Прямо сейчас он в лидерах топ-5 лиг по продвигающим передачам (11,1 за матч).

Но одной доставки вперед для футбола «Баварии» мало. Без контроля игра быстро превратится в сплошные переходные фазы, а для Компани как ученика Гвардиолы это кошмар наяву. Вот здесь на сцену и выходит юный Павлович, который дополняет вертикальность Киммиха горизонтальностью – основой прочного владения. Йозуа принимает решение, в какой момент следует обострить, а Алекс – на какой фланг развернуть атаку с наименьшими потерями.

По картам видно, что Киммих больше сосредоточен на правом фланге, но покрывает передачами почти все поле, Павлович отдает из середины, при этом равноценно распределяя направление:

Бросаются в глаза и отличия в плотности передач. Киммих – мастер длинных пасов и кроссов, что чревато потерями. Павлович снижает возможный брак, концентрируясь на надежных вариантах.

По количеству коротких пасов он в лидерах топ-5 лиг – 49,4 за матч. У Горетцки и Пальиньи, ближайших сменщиков Алекса, примерно на десять попыток меньше: хуже чувствуют темп и есть проблемы с техникой.

Преемник Крооса. Адаптировал его роль под запросы «Баварии»

По части контроля и игры в пас Павловича часто сравнивают с выдающимся экс-полузащитником «Реала» Тони Кроосом.

Несмотря на многолетние успехи Тони в сборной, немецкие фанаты наделили его обидным прозвищем – Querpass (буквально «боковой пас»). Оно плохо отражает реальность (немец, напротив, мастер продвижения) и объясняется попросту обидой фанатов после ухода Тони из «Баварии». Но и в этой шутке есть доля правды: игрокам типа Крооса приходится пасовать во фланги чаще, чем вперед.

«На мой взгляд, это не так уж и плохо. Хотя я понимаю, что люди говорят об этом не в положительном ключе. Я знаю, насколько важными могут быть эти (боковые) передачи, которые выглядят очень просто. Меня больше всего восхищают вещи, которые кажутся простыми, но приносят результат. Если честно, я играю точно так же», – капитан сборной Германии Илкай Гюндоган на вопрос о прозвище Крооса.

Гюндоган, как и Кроос, – глубинный плеймейкер. Павлович во многом игрок того же типажа.

Главными функциями Крооса в «Реале» были регулирование темпа атак и обеспечение баланса. Те же задачи выполняет и Павлович.

Вот пример того, как Алекс выбором позиции обеспечивал высокий темп в матче с «Байером»:

По горизонтали смещается из центра в полуфланг, чтобы обеспечить численное преимущество. А по вертикали открывается между линий. Дальше – либо быстрый перепас с Киммихом и Геррейру, либо моментальный перевод на другой фланг (именно так отдал предголевой пас в недавнем матче с «Хоффенхаймом»). Иначе говоря, играть горизонтально не всегда значит убаюкивать соперника. Можно диктовать темп и обострять даже без передач вперед

Теперь об отличиях. Кроос – это про интеллект и минимальные затраты. Вот что сказал о нем и Роджере Федерере известный мастер паса Хуан Роман Рикельме: «Настолько прекрасны, что могут не пачкать форму или потеть».

Павлович в силу возраста не способен так же читать игру, он восполняет нехватку опыта активностью. В прошлом сезоне стал лучшим в команде по среднему пробегу за матч – 12,8 км.

Кроос – еще и про чистое продвижение. В «Баварии» эта роль отводится Киммиху, а Павлович вынужден заниматься еще и разрушением. Бывший тренер команды Томас Тухель вводил Алекса в состав именно как оборонительного опорника, на смену излишне атакующему Леону Горетцке. У Компани иные требования, но при прессинге разница все еще ощущается.

Пример того, как Горетцка тратит силы на рывок за игроком и не возвращается обратно:

Алекс так же активен, но менее импульсивен. Не удалось отобрать мяч в первой волне прессинга – не выключается и использует скорость, чтобы поучаствовать во второй:

Роль Павловича можно понять по тому, кем он вдохновляется:

«Определенно, Тони Кроос. Мне нравится, как он играет. Но также и Бастиан Швайнштайгер. С точки зрения его менталитета, а также стиля игры», – сказал Алекс в интервью Sky Sports.

Кажется, сейчас Павлович – нечто среднее между плеймейкером Кроосом и разрушителем Швайнштайгером.

Горетцка – снова не любимчик. Павлович лучше подходит Киммиху и Компани

Горетцка и Киммих были ключевыми лицами агрессивной «Баварии» Нагельсманна. С приходом Тухеля механизм сломался.

«В последнее время я часто слышу, что перестал создавать угрозу, – отвечал Горетцка на критику. – Теперь у меня совсем другие задачи. Новый тренер просит оставаться сзади, помогать с построением игры в первой трети поля, а не приближаться к чужой штрафной. А болельщики продолжают оценивать меня по старым задачам».

В итоге Леон все равно подключался вперед, бросая позицию в обороне, а Киммиху приходилось подчищать. Сил на атаку не оставалось, тогда Тухель обвинил Йозуа в замедлении игры.

В этом сезоне пару разлучили, и это пошло всем на пользу. Компани вновь сделал Киммиха лидером: Йозуа – единственный, кто сыграл все матчи без замен. Горетцка же не вписывается в общий рисунок, его фирменные подключения в атаку чаще вредят команде. Теряет позицию, смещаясь во фланг, и оставляет на партнера весь центр:

Павлович демонстрирует большую дисциплину и баланс. Он присутствует в обоих полуфлангах, освобождает Киммиха от оборонительной работы и дает свободу для любимых смещений направо:

Фиксация Павловича помогает и при выходе из-под давления. Киммих опускается в защиту с мячом, а на его место вбегает кто-то из атакующей линии (Гнабри, например). Алекс открывает пространство для паса, стягивая на себя противников.

Еще несколько важных моментов.

● Горетцка не справляется с новыми требованиями по темпу передач: с ним команда делает в среднем 15 пасов в минуту, с Павловичем – около 20.

● Леон отнимает у Киммиха функцию обострения и делает это с потерей качества. Павлович же постоянно работает на партнера. В паре с Алексом Йозуа в среднем делает 2,8 ключевых (предударных) паса, с Горетцкой — 1,6.

● Еще один возможный партнер Киммиха – Пальинья. Он страхует в обороне и не мешается в атаке, но ограничивает команду на мяче: вдвое меньше продвигающих пасов, чем у Павловича и Горетцки.

Для фанатов и руководства Павлович — новый Томас Мюллер. Долгожданный воспитанник академии в основе

Вот что недавно сказал один из действующих боссов «Баварии» Ули Хенесс:

«Мы все согласны, что не смогли развить достаточно талантов для первой команды за последние десять лет. Это касается не только прежнего руководства, но и меня с Карл-Хайнцем [Румменигге]»..

Об этой проблеме говорит все руководство. Для работы с кампусом приглашен спортивный директор Кристоф Фройнд. Запущена программа поиска талантов совместно с «Лос-Анджелес Гэлакси» Red&Gold Football.

В этом контексте закрепление Павловича в основе и доверие Компани к нему – важный PR-ход. При условии развития трудно представить, что Алекса кто-то заменит в ближайшее время. К тому же его агент – Дитер Хенесс, брат Ули.

Слова Макса Эберля, еще одного спортивного директора:

«Александар Павлович – идеальный игрок – как для нас, так и для болельщиков «Баварии». Он родился в Мюнхене, начал в «Баварии» и проложил себе путь к вершине. Он – прекрасный пример того, как можно пробиться на самый высокий уровень. Такие игроки, как он, являются основой идентичности «Баварии» и ярким примером того, как мы продвигаем молодые таланты в кампусе. Мы хотим, чтобы Алекс стал лицом будущего нашей команды».

Важно, что Павлович сам видит себя только в «Баварии». Он с семи лет в команде, но никогда не считался главным талантом своего возраста, получал мало игрового времени и в определенный момент мог даже уйти. Были предложения от «Унтерхахинга» и «Мюнхена 1860», но Алекс их отклонил: «Я определенно хочу остаться в «Баварии» и пробиться в состав здесь».

Тогда мешало позднее созревание и недостаток физики. Но в пандемию он резко повзрослел.

«Я достаточно поздно созрел, и это мне очень помогло. Даже если ты проходишь через трудные времена, это всегда поможет в развитии. Конечно, физически было очень тяжело, так как остальные уже были большими. А я все еще был маленьким и слабым. Нельзя было пройти с мячом через одного-двух двухметровых защитников. Поэтому надо было играть быстро. Потом я резко вырос – за год или два на 20 сантиметров. В единоборствах стало гораздо проще. А в игре с мячом остался таким же».

Затяжное взросление и правда помогло Алексу. Сейчас все твердят о его зрелости:

«Он, может быть, молод, но излучает спокойствие и дает команде чувство безопасности», – отмечает Фройнд.

«Я никогда по-настоящему не нервничаю. Я просто очень рад, что мне удается играть и показывать, на что способен», – говорит сам Павлович.

В чем Павловичу нужно прибавлять?

Конечно, у Александара еще много минусов, от которых нужно избавляться, чтобы стать элитным игроком.

● Слабая физика. Ключевой недостаток, который преследует Алекса с детства. Прогресс уже есть, но Павлович все еще кажется плюшевым на фоне Горетцки: и в этом, и в прошлом сезоне конкурент за место в старте выиграл в два раза больше верховых единоборств.

● Выбор позиции в стыках. Продолжение предыдущего пункта. Пока справляется только за счет движения, но не всегда успевает.

● Включения вторым темпом в штрафную. Это тоже про правильный выбор позиции и реализацию атакующего потенциала. Игроков «Баварии» в целом не хватает в этих зонах, благодаря чему у соперников остаются лазейки для контратак.

Удар Павловича позволяет забивать с дистанции – проверено матчем с «Байером». Все, что требуется, — в нужный момент оказываться в нужном месте. Если поставит подключения на поток, получит в руки серьезное оружие.

***

Летом 2025 года у Киммиха истекает контракт, и с начала года он имеет право вести переговоры с другими клубами. Не секрет, что на Йозуа претендуют «Манчестер Сити», «Реал Мадрид» и «Барселона». Также ходят слухи о завершении карьеры Мюллера и Нойера. В общем, прежние лидеры «Баварии» освобождают места для новых, и в этом шанс Павловича.

«Я много лет подавал здесь мячи. Забить гол на глазах у всех этих фанатов – фантастика. «Бавария» значит для меня все».

Игрока преданнее найти сложно.

Фото: Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos, Christof Koepsel, Alexander Hassenstein