7 мин.

Легионеры неохотно возвращаются в РПЛ из отпуска. Возможен шантаж из-за дела Диарра

Разбор Игоря Сергеева.

Собрать южноамериканских футболистов после зимнего отпуска всегда было невероятно сложно, а сейчас – особенно.

● Одна из главных звезд «Динамо» бразилец Бителло не возвращается в Россию и хочет в «Ботафого».

● Зимние сборы «Крыльев» игнорирует арендованный у ЦСКА Виктор Мендес. Возможно, думает об уходе в «Коло-Коло».

● Хорди Томпсон из «Оренбурга» тоже опаздывает. По данным «Матч ТВ», у него личные проблемы, но в ближайшее время должен приехать на сбор в Турцию.

● И, конечно, звезда «Зенита» Вендел. Тоже задержался после каникул. Вернулся ненадолго – летом точно уедет в «Ботафого».

По информации Спортса, такой тренд тревожит российские клубы. Они все чаще слышат от агентов латиноамериканцев отсылки к делу Диарра. Речь о том, что в случае контрактного спора заблокировать трансфер футболиста теперь гораздо сложнее.

Как клуб может наказать игрока?

Если по нормам: лишить премиальных (не оштрафовать) или расторгнуть контракт с компенсацией.

Договоры футболиста и клуба регулируются законодательством той страны, где он выступает, в России – Трудовым кодексом. 

Футбольный клуб – такой же работодатель, как банк или магазин, где существуют штатное расписание, премирование и служебные записки.

Единственное отличие – у футболиста не получится просто расторгнуть договор с клубом по общим основаниям, предупредив работодателя за месяц. Сроки устанавливаются в контракте.

Тот же Бителло не может просто уволится из «Динамо» по собственному желанию, потому что в его соглашении наверняка прописаны другие сроки и, скорее всего, компенсация.

Уйти можно, только если клуб существенно нарушит условия контракта – например, на два и более месяца оставит без зарплаты или откровенно дискриминирует игрока (назначит необоснованно длительные и тяжелые индивидуальные тренировки).

Особенности рабочего времени тоже устанавливаются соглашением. Игрок обязан следовать установленным планам подготовки, а отпуск предоставляется в соответствии с графиком (между сезонами или в зимнюю паузу). 

То есть опоздание (более чем на один рабочий день) или неявка на сборы и медобследование – обычный прогул. Есть уважительные причины невыхода на работу вроде сдачи крови и забастовки, но сейчас мы их опустим. 

По общим правилам штрафовать за прогул нельзя, но есть лазейка – лишение дополнительных выплат. Самое главное, что прогул – уважительная причина для увольнения по инициативе клуба. И грозит футболисту серьезными денежными потерями. Контракт может предусматривать компенсации, размер которых не ограничен. Например, типовой договор с футболистом от РФС содержит такой пункт с пустой строкой для внесения конкретной суммы.

Неизвестно, какие суммы вписаны в контракт Бителло, но, по информации «СЭ», игроку грозит штраф в 25 млн долларов и полгода дисквалификации, которая возможна в течение трех лет после заключения контракта (так называемый защищенный период) для футболистов младше 28 лет (для остальных – два года). Ограничения распространяются вообще на все профессиональные турниры мира.

Но расторгать контракты не всегда выгодно

«Динамо» вовсе не обязано расторгать контракт, если футболист нарушает условия – может просто лишить премиальных. Вряд ли клуб захочет так потерять одного из лучших игроков клуба.

Например, год назад «Зенит» серьезно оштрафовал Вендела, когда тот задержался на каникулах.

«У нас был разговор с командой относительно ситуации с Венделом. Мы его оштрафовали – и достаточно сильно, – цитировало тренера Анатолия Тимощука РИА Новости. – Думаю, он все осознал. Сегодня он выглядел достаточно хорошо. Думаю, в ближайшем будущем он начнет проводить на поле все 90 минут».

Похожие правила (с некоторыми национальными поправками) работают практически во всех мировых лигах.  

Из зарубежных примеров вспоминается опоздание Ромелу Лукаку на тренировочные сборы «МЮ» в 2019-м, которое стоило бельгийцу 435 тысяч евро.

В общем, опоздание Бителло и других оставалось бы обычной проблемой для клубов. Если бы не…

Дело Диарра меняет трансферный ландшафт

В августе 2014 года Лассана Диарра разругался с «Локомотивом» из-за зарплаты и проигнорировал тренировочные сборы, после чего клуб расторг контракт в одностороннем порядке из-за нарушений условий со стороны игрока и потребовал компенсацию. Палата по разрешению споров ФИФА, а затем и Спортивный арбитражный суд (CAS) наложили на Диарра штраф в 10,5 млн евро. Пока шло разбирательство, игрок не смог перейти в «Шарлеруа» – по прежним правилам ФИФА, новый клуб был обязан выплатить компенсацию «Локомотиву».

После рассмотрения жалоб на разных уровнях Европейский суд постановил, что ряд правил ФИФА о наказании игроков за расторжение контракта без уважительной причины противоречит законам союза.

В первую очередь это касалось обязанности нового клуба проблемного игрока рассчитываться с предыдущим, который мог удерживать трансферный сертификат и препятствовать регистрации футболиста в новой команде.

В ответ ФИФА начала консультации для пересмотра правил и уже приняла некоторые временные изменения (кстати, с 1 января).

Вот что изменилось.

Сумма компенсации.

Раньше: с учетом законодательства соответствующей страны, специфики спорта и любых других объективных критериев.

Сейчас: с учетом понесенного ущерба, индивидуальных фактов и обстоятельств каждого дела.

Ответственность нового клуба (финансовая и спортивная)

Раньше: автоматически.

Сейчас: прежний клуб должен доказать, что новый клуб спровоцировал расторжение договора игроком.

Выдача трансферного сертификата

Раньше: национальная ассоциация бывшего клуба могла не выдавать сертификат.

Сейчас: национальная ассоциация бывшего клуба не может отказать в выдаче сертификата. Если не выдает его в течение 72 часов после запроса, то игрока все равно можно будет зарегистрировать в новом клубе.

Иными словами, теперь пострадавшему клубу придется доказывать самому: как понесенный ущерб от действий игрока, так и провокации другого клуба. Но самое главное, что пропал главный сдерживающий фактор для новых клубов – невозможность зарегистрировать игрока, пока идет спор со старым клубом. 

Описание уважительной причины для расторжения контракта максимально размыли. Это любое обстоятельство, при котором футболист или клуб не могут добросовестно продолжать деловые отношения. Под это можно подогнать очень многое. 

Теперь поясним на гипотетическом примере. Условный Бителло теперь может расторгнуть контракт с «Динамо» в одностороннем порядке и перейти в условный «Ботафого». Препятствий для игры за новый клуб нет. У «Динамо» есть право обратится в дисциплинарные органы ФИФА и очень долго доказывать ущерб, а также соучастие в саботаже условного «Ботафого». А игрок в свою очередь может доказать, что не мог «разумно и добросовестно продолжать договорные отношения». Дела.

Пока новое устройство выглядит как широчайшее поле для коммерческого шантажа. Возможно, теперь клубу проще продать игрока в случае малейших проблем, чем верить в возмещение ущерба (да и по сумме – большие вопросы).

Уже очевидно, что мировой трансферный ландшафт изменился навсегда. Бителло и компания явно тестируют толщину льда.

По данным Ивана Карпова, ЦСКА думал о расторжении контракта полузащитника Виктора Мендеса с требованием компенсации, но, оценив судебные перспективы, принял предложение «Коло-Коло» о трансфере за 800 тысяч долларов плюс бонусы.

Очень интересно, какие аргументы у агентов Бителло на переговорах с «Динамо». 

В общем, первыми изменения трансферного мира почувствовали российские клубы. 

Внезапно.

Телеграм-канал Игоря Сергеева

ЦСКА получил трансферный бан за долги (из-за санкций), а «Вест Хэм» – нет. Почему?

Фото: РИА Новости/Михаил Киреев, Александр Вильф