12 мин.

Загитова и футболисты набрали штрафов на миллионы. Почему их не лишают прав?

В конце 2024 года на мир спорта свалились две похожие новости. 

1. За год Илья Авербух нарушил правила дорожного движения 409 раз. 

2. У Алины Загитовой – 197 нарушений. За пять лет фигуристка накопила 554 штрафа на 497 тысяч рублей.  

В тусовке фигурного катания возмутились, в футболе – ухмыльнулись. Для футболистов сотни нарушений – привычное дело: 

Александр Соболев – 557 штрафов на 547 тысяч рублей (за три года);

Артем Дзюба – 258 штрафов на 222 тысяч рублей (за год);

Георгий Джикия – 2148 штрафов на 2 миллиона рублей (за три года);

Дмитрий Баринов – 703 штрафа на 642 тысячи (за полтора года);

Рифат Жемалетдинов – 176 штрафов на 184 тысячи (за год). 

В комментах много вопросов, как это возможно:

● «Почему у нас так лояльно относятся к нарушителям ПДД? Давно должны были права забрать». 

● «Забыл квитанцию в феврале на 1400 рублей оплатить – карту блокнули. У этого зверька штрафов на 700к – за границу летает. З – законность».

● «Считаю, за такое количество штрафов не только права должны отняты, но и должен следовать административный арест на какие-нибудь шесть месяцев».

● «Здесь вопросы не только к самому Джикии, но и к законодательству!»

● «Почему таких неадекватов прав не лишают? Давно пора прогрессивную шкалу штрафных баллов ввести». 

Разбираемся.

Раньше за нарушения арестовывали, сейчас можно нарушать и просто платить штрафы (виноваты камеры)

Первые правила дорожного движения и первые наказания появились на территории России в начале 20 века. Каждый регион устанавливал собственные порядки: в Москве нельзя было разгоняться быстрее 12 верст в час (13 км/ч), в Петербурге – 15 верст. Запрещались «езда вперегонки», оставление транспорта без присмотра, а при приближении к перекресткам следовало подавать звуковой сигнал. Несоблюдение правил наказывали «немедленным арестом». 

С развитием транспорта скоростные лимиты росли (по трассе разрешали ехать с любой скоростью, которую допускает состояние дороги и погода), правил становилось больше, а взыскания – гуманнее. Например, в 1950-х штрафы оплачивались на месте. За серьезные нарушения накладывали административное взыскание, но без ареста – только лишали прав на срок до шести месяцев. 

В 1959-м СССР присоединился к Женевской конвенции о дорожном движении и вскоре ввел стандартизированную систему наказаний. За каждое нарушение в талоне предупреждений прокалывали дырку. Лимит – три дырки за год, каждая последующая означала временное лишение прав или переэкзаменовку. Правда, в талон вносили не все, а только особые нарушения: превышение скорости в опасных условиях, езду по левой стороне дороги (разметка была далеко не везде), нарушение правил остановки и стоянки. Кроме отметки в талоне, инспектор мог выписать предупреждение, штраф с оплатой на месте, выдать квитанцию для оплаты в Сберкассе или сразу лишить прав за пьяную езду. 

Система с талонами работала до распада СССР и в слегка переделанном виде перекочевала в Россию. Многие водители помнят ее как «бальную». Каждому нарушению соответствовало определенное количество штрафных баллов: проезд на красный – три, превышение скорости – два. Когда сумма за год переступала 15 баллов, водителя лишали прав. 

Эту схему отменили в 1997-м из-за противоречия конституции. В основном законе сказано, что никто не может быть наказан дважды за одно и то же нарушение, а при балльной системе водитель платил штраф и получал штрафные очки. Получалось два наказания одновременно. 

С тех пор чиновники много раз обсуждали возвращение штрафных талонов, но дальше разговоров не пошло. Последние 25 лет водители отвечают за нарушения один раз – штрафом, лишением прав или арестом до 15 суток. Две последние санкции применяются в исключительных случаях – когда водитель сел за руль, будучи лишенным прав, уехал с места ДТП, ехал нетрезвым, превысил скорость на 60-80 км/ч и в других вопиющих ситуациях. 

Причем некоторые подобные нарушения предполагают альтернативу в виде штрафа. За повторный проезд на красный свет или первый выезд на встречную полосу можно лишить прав на полгода, а можно – оштрафовать на 5000 рублей. Все зависит от нюансов – знаков, дорожной ситуации, действий водителя, а также – от того, кто зафиксировал нарушение. Если это сделала камера, максимальное наказание хоть за повторное, хоть за десятое нарушение за год – штраф. 

С развитием камер сотрудники ГАИ почти исчезли с дорог. В 2023-м 92% постановлений вынесено с помощью камер. Из-за этого норма, связанная с лишением прав за повторные грубые нарушения, фактически прекратила действие. Нарушать правила под камерой – даже очень серьезно – можно бесконечно. Наказания в случае повторных нарушений не меняются. 

Камеры все чаще фиксируют нарушения, суммы штрафов растут. Государству это выгодно, потому что денег становится ооочень много

Любимое нарушение российских спортсменов – превышение скорости. 

Алину Загитову ловили на этом 401 раз (72% от всех штрафов), Георгия Джикию – 1915 раз (89%), Никиту Нагорного – 166 раз (82%), Александра Соболева – 450 раз (81%). 

Скоростной режим, возможно, самая удивительная вещь в российских правилах. По закону максимальная скорость в городской черте – 60 км/ч, за чертой города – 90 км/ч. Но в реальности разгоняться можно до 79 и 109 км/ч. Дело в «нештрафуемом пороге» – если водитель превысил скорость не более чем на 19 км/ч, ему за это ничего не будет. 

До 2013-го порог был в два раза ниже – за превышение на 10 км/ч водителей штрафовали на 100 рублей. Но радары в те времена не отличались точностью – многие протоколы выписывались ошибочно. Тогда депутаты убрали из административного кодекса строчку про наказание за 10 км/ч. Минимальным проступком стало превышение на 20-40 км/ч. 

До 2025 года за подобное нарушение штрафовали на 500 рублей (если оплатить в течение 20 дней – 250 рублей). С 1 января сумма выросла в полтора раза – 750 рублей (563 рубля при оплате в течение 30 дней). 

За превышение на 40-60 км/ч теперь штрафуют на 1500-2500 рублей (за повторное – до 3750 рублей), за превышение на 60-80 км/ч – на 3000-3750 рублей, за превышение на 80 км/ч и более – на 7500 рублей. В каждом случае действует 25-процентная скидка. 

За превышение от 60 км/ч в законе также проговаривается лишение прав на срок до шести месяцев, а за повторное нарушение – до года. Но вспомним про нюанс с камерами. Если нарушение зафиксировали «специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме», водителя ждет только штраф. 

Получается идеальная среда для серийных нарушителей: забиваешь на правила сотни раз за год, но решаешь вопрос деньгами. 

Почему государство не борется с лазейкой? 

Власти не признаются, но эксперты и автолюбители солидарны: все ради пополнения государственного бюджета. В 2023-м ГИБДД вынесла 238 миллионов постановлений, 76% из них – за превышение скорости на 20-40 км/ч. В абсолютных числах количество постановлений за скорость растет с каждым годом: 90 миллионов – в 2018-м, 121 миллион – в 2020-м, 151 миллион – в 2022-м, 182 миллиона – в 2023-м. 

Соответственно, растет и сумма, на которую нарушители пополняют бюджет. Если допустить, что в 2023-м каждый водитель оплатил штраф со скидкой, 182 миллиона постановлений принесли 45,5 миллиарда рублей. Эта цифра чуть меньше бюджета всей Костромской области (53 млрд), больше бюджета Казани (41 млрд) и схожа с бюджетом Уфы (45 млрд).  

С 2025-го сумма штрафа выросла на 50%, но скидка уменьшилась – всего 25%. Теперь вместо 250 рублей по скидке придется заплатить 563 рублей – в 2,2 раза больше. Так, 182 миллиона постановлений принесут 102 миллиарда рублей (хотя на самом деле штрафов будет больше, а с дисконтом заплатят не все). Эта цифра больше бюджета Чувашии (91 млрд), Новгородской области (70 млрд) и немного уступает расходам России на госпрограмму «Охрана окружающей среды» (112 млрд). 

Кстати, с увеличением штрафов изменилась система их зачисления в бюджет. Раньше 100% денег шли в региональную копилку. С 2025-го регионы получают 75% сборов, а 25% идут в федеральный бюджет. 

За неуплату штрафа могут арестовать и не выпустить из России, но только в теории. В реальности деньги просто спишут с карты

Важный нюанс в новостях о спортсменах-нарушителях – неоплаченные штрафы. Они были у Джикии, Дзюбы, Баринова. 

Как долго можно не платить штраф? Здесь законодательство снова удивит. 

Неуплата штрафов – одно из нарушений, которое ведет к административному аресту на срок до 15 суток. Правда, существует оговорка: если не оплатить штраф с камеры, ареста не будет. Другая санкция за неуплату – обязательные работы на срок до 50 часов. На практике эта норма тоже не применяется. 

По закону у водителя есть 60 дней на оплату штрафа. Если не уложиться в срок, ГИБДД передаст информацию в службу судебных приставов, там возбудят исполнительное производство. Если неоплаченных штрафов наберется на 30 тысяч рублей и более – должнику ограничат выезд за границу. 

До 2022-го система работала в ручном режиме: ГИБДД передавала информацию о просроченных платежах – приставы изучали постановления – проверяли, что штраф не оплачен – возбуждали производство. Это приводило к нагрузке на сотрудников, поэтому они открывали производство с задержкой. Часто взыскать деньги было уже невозможно: срок давности составляет три месяца с даты окончания срока по уплате. Если три месяца истекли – штраф списывался. 

В 2022-м систему автоматизировали: служба судебных приставов стала автоматически возбуждать производства на основе информации от ГИБДД и системы платежей. Теперь, если не оплатить штраф за 60 дней, исполнительное производство автоматически открывается в течение трех дней. Дальше штраф – снова автоматом – списывается со счетов нарушителя, причем в двукратном размере. 

Таким образом, ни Джикии, ни Дзюбе не грозят обязательные работы или запрет выезда из России. Государство просто спишет деньги с их карт. 

Многие скажут, что чиновники делают правильно: неотвратимость наказания и установка новых камер (15 тысяч – в 2019-м vs. 27 тысяч – в 2023-м; Россия – мировой лидер) повышают безопасность дорожного движения. На самом деле это спорный момент. 

Мы уже выяснили, что камеры не помогают снизить число нарушений. Количество постановлений – как за превышение скорости, так и в целом – растет: 180 миллионов в 2021-м, 201 миллион в 2022-м, 238 миллионов в 2023-м. 

Аварийность при этом падает: в 2019-м зафиксировано 164 тысячи аварий, в 2021-м – 133 тысячи, в 2022-м – 127 тысяч. Но, во-первых, все испортил 2023 год – 132 тысячи ДТП и не сильно большой откат в 2024-м (минус 1,6% по итогам девяти месяцев). Во-вторых, в статистику попадают только столкновения с погибшими и ранеными. Общее число аварий подсчитать трудно, потому что их все больше оформляют без участия сотрудников ГИБДД (в 2016-м – около 20%, в 2022-м – 41%). В-третьих, аварийность может снижаться не только из-за камер, есть другие причины: улучшение качества дорог, увеличение плотности движения, повышение культуры вождения. 

Итог: эффект от камер, конечно, есть. Как есть и ощущение, что их ключевая миссия – не усилить безопасность, а помочь заработать на штрафах. 

Личное мнение: я нарушаю, потому что иногда правила похожи на издевательство

Количество нарушений российских спортсменов ужасает. Оправданий нет, как бы они ни пытались отвертеться. 

Но можно ли управлять автомобилем в России и вообще не нарушать? Мое мнение: нет. 

Мой водительский стаж – пять лет, по дорогам Москвы и области я проезжал по 10-15 тысяч километров в год. Соблюдал правила, но все равно собирал по штрафу каждый месяц. Некоторые прилетали за невнимательность (забыл оплатить парковку), некоторые – за дерганность и недостаток опыта (перестроился в последний момент и нарушил разметку), но в основном – за скорость. При том, что считаю себя спокойным водителем. 

Почему же спокойный водитель превышает скорость? Дело в том, что многие дороги России рассчитаны на совсем другой скоростной режим, чем указан в правилах. Когда по миру вводилось ограничение в 60 км/ч внутри городов, его объясняли заботой о пешеходах. На такой скорости тормозной путь составляет 16 метров – у водителя есть возможность среагировать, у человека – выжить. Позже ограничения во многих странах снизили до 50 км/ч – так шанс не умереть увеличивается на 50%. 

Сложность в том, что с момента разработки правил города изменилась. Все больше дорог в мегаполисах превратились из спокойных улиц во многополосные магистрали, где пешеходу неоткуда взяться. Ехать 60 км/ч по Ярославскому шоссе или Мичуринскому проспекту в Москве – странно. Ехать 60 км/ч по области (потому что по обеим сторонам как бы населенные пункты) – странно двойне. Чиновники это понимают, поэтому не избавляются от «нештрафуемого порога», разрешая разгоняться до 80 км/ч. 

Я против 80 км/ч на тихих улицах в центре и спальных районах. Кажется, скорость там наоборот надо снижать – где-то даже до 20-30 км/ч. Но ехать 80 км/ч по большинству магистралей – анахронизм. 

В хорошую погоду вне плотного потока разогнаться там можно до 90-100 км/ч. Как разрешено разгоняться до 100 км/ч (с учетом «порога») по Ленинградскому шоссе и Кутузовскому проспекту и до 120 км/ч – по МКАД. И как разгоняются миллионы водителей, которых штрафуют за превышение скорости. 

Просто для многих из них 10 штрафов за год – звучит как сумма, а для некоторых даже 500 – не вопрос.