Почему медиафутбол так взлетел, или что такое классический футбол
Недавно я запостил довольно личный и ностальгический пост (рекомендую посмотреть, он вероятно ещё не остыл для комментов и лайков) о моём пути к просмотру футбола и изменению отношения к потреблению этого контента с течением времени. Увидев, что он вызвал реакцию, собрал комменты и лайки, появилось желание продолжить и развить эту тему, углубиться в исследование футбола как явления, но в этот раз повернуть ракурс с личной истории на более глобальную - историю взаимодействия людей и футбола с точки зрения больших масс и в контексте «новомодного» (на самом деле ему уже почти три года) медиафутбола. Почему медиафутбол не только в России, но и в других странах, собирает миллионы подписчиков, сотни тысяч онлайн и десятки тысяч оффлайн. Покопаться в причинах популярности такого непопулярного здесь, на Спортс, набирающего стабильные минусы и негативные комментарии от таких же как я сам динозавров «классики», мастодонтов привычного, классического футбола. У меня есть пара идей, как так произошло, что медиафутбол собирает людей на стадионы и онлайн, а футбол классический вызывает сон, как выяснилось, не только у меня одного.
Погнали. Но сначала нужно углубиться в корень темы - вкратце восстановить историю зарождения и становления этого спорта в привычном нам понимании - историю классического футбола. Я постараюсь сделать это коротко, но не упуская деталей, кое-где делая акценты на нужных для красной нити моего поста местах.
Достаточно заглянуть в любую адекватную интернет энциклопедию, чтобы понять, что игра ногами с мячом (или его подобием) под разными именами, в разных формах была и в Древнем Китае - называлась Куджу (иначе «Чжу-Кэ); существовала в Древней Спарте - эпискирос (фаининда); присутствовала в Древнем Риме - гарпастум (кое-где «харпастум»). А потом, чуть ближе к нашему времени в Италии - да ещё и с таким знакомым названием как «кальчо».
Игра оформилась с узнаваемыми, близкими к современным, правилами в Англии в середине 19-го века. В 1840-е английские колледжи начали формализировать те правила игры, по которым проводили матчи между собой. В 1846 они установили свой единый свод правил. А уже в 1857 году появился первый футбольный клуб - «Шеффилд» (Sheffield Football Club). В 1863 году англичане приняли свод правил Футбольной ассоциации Англии. Она же стала первой футбольной ассоциацией в мире - The Football Association, FA. Так родился привычный, классический, наш любимый (или уже нелюбимый, шучу) футбол с привычными правилами, ассоциациями, лигами и клубами.
Всё это можно найти за пару минут в любой интернет библиотеке. И это формальная сторона вопроса. Важно из этой информации выцепить несколько ключевых моментов:
«Футбол» (под разными названиями) - древняя игра, которой, в том или ином виде, больше двух тысяч лет
«Футбол» формализовался как современный привычный нам вид спорта меньше двух веков назад
«Футбол» в древнем Китае (куджу) описывается в военных трактатах как упражнение, однако позже встречаются упоминания о игре в него также высшего политического руководства древнего Китая
В средневековой Англии «футбол» - занятие сельской или деревенской молодёжи, популярное и у рабочих
Есть свидетельства от 16-го века «Кальчо» - игры в «футбол», во Флоренции между членами аристократических семей
Формализация правил «футбола» в английских колледжах в середине 19-го века.
Иными словами, футбол изначально, много сотен лет назад, был видом физической активности для поддержания тела и развития навыков, которые были так иначе полезны военным. Далее, по мере распространения, он вышел за рамки «физкультуры» и стал игрой, которую полюбили дети, рабочие и аристократы, а также высшая знать разных континентов. Были и попытки законодательных запретов, связанных, в частности, с травмоопасностью игры - ранние «правила» «футбола» отличались разнообразием и даже жестокостью.
Английские студенты придали ему форму, формализировав правила, а и играли в него, как и прежде, в основном дети и рабочие. Именно доступность игры для всех сословий развила популярность футбола до того состояния, к которому он подошёл в наши дни. В течении тысячялетий в «футбол» играли от военноначальников, императоров и королей - до сельских мальчишек, рабочих и заключенных.
И вот тут наконец можно отложить в сторонку исторические справки и подоплёки и обратиться к тому, ради чего собственно был нужен весь этот экскурс в историю футбола и причём тут вообще медиафутбол с его современными нанотехнологиями, этими вашими интернетами и миллионами цифровых подписчиков. Как связаны китайские военноначальники, английские школяры и рабочие с гуру привлечения внимания посредством интернета, спортивными «лидерами мнений», в нашем, недавно наступившем, 2025-ом году.
Всё просто - медиафутбол захватил пространство, привлёк детей к просмотру своего контента, и подтягивает следом взрослых - родителей этих детей, недавних детей, всего лишь 15-20 лет назад пинавших мячик в дворовых коробках, по той причине, что медиафутбол - это «свои» ребята, близкие и понятные парни, которые взяли камеру и пошли снимать челленджи - понятные своему времени герои для подростков и тридцатилетних-тридцатипятилетних недавних подростков. Они «близки народу», как бы тупо и некрасиво не звучала эта фраза. Они понятны. А футболисты, которые проделали путь от рабочих из цехов заводов конца 19-го - начала 20-го века, до пижонов-мультимиллионеров, способных во время карьеры купить какой-нибудь клуб (намёк на Мбаппе и «Кан») непонятны тем, кто остался на уровне паба. Молодых парней не увлекают недоступные миры, доступные немногим, они не отождествляют себя с теми, кто не отождествляет себя с ними. И поэтому медиафутбол - новая форма «футбола» так прогрессирует сейчас, в 2025, во всём мире: Испании, Германии, России, США. Англия, конечно, очень консервативная страна, которая поборется и будет дольше всего цепляться за привычный футбол 19 и 20 века, но и она уступит медиафутболу, как уступают контракты некоторых футболистов АПЛ с клубом, контрактам этих же футболистов с рекламодателями. А путь к рекламодателю - через те же пути - социальных сетей, путь к популярности через интернет-пространство любой формы: сайтов, мессенджеров и видеоплатформ.
Подводя итоги этого несколько сумбурного текста (можно написать небольшой рассказ, столько информации пронеслось ветром «за кадром» - было бы время и силы сформулировать, собрать воедино все мысли, не дать им шанса разбежаться и растечься):
Медиафутбол популярен потому что контент потребляется через интернет формами понятными самым активным интернет-пользователям - детям и подросткам
Медиафутбол состоит из героев вирусного интернета - футболисты максимум герои телевизора; а то и ещё более древних времен - полного оффлан потребления информации и зрелищ
Социальный рызрыв между футболистом-миллионером и болельщиком больше, чем между блогером-футболистом (до поры до времени, конечно) и болельщиком
Резюмируя, медиафутбол являясь продуктом интернет-среды нагнал футбол, потому что умело встроился в новый формат потребления контента, сыграл на «болевых точках» активной аудитории и выиграл в онлайн-среде, протягивая из неё ручки походами на стадион оффлайн - «приручая» аудиторию постарше - своих родителей, поколение мастодонтов классического футбола, к новой реальности на стыке смартфона и повседневности. Реальности, в которой мы все неожиданно (нет) оказались.