Трибуна
10 мин.

Как мы признали киберфутбол официальным видом спорта и собирали сборную России по фифе

Инсайд-история юристов из компании Clutchers.

Всем привет! Вы в блоге компании Clutchers. Мы – юридический бутик в спорте и IT, защищаем футбольные клубы в спорах, помогаем привлечь спонсоров, оформить трансферы и признать спортивные дисциплины официальными.

С 2017-го мы поработали с 100+ компаниями в спорте и в этом блоге будем рассказывать про самые яркие и необычные кейсы.

В первом посте мы максимально детально объяснили, что такое и как на самом деле работают трансферы.

Теперь поделимся с вами нашим кейсом и расскажем про киберфутбол. Точнее, интерактивный футбол (так название звучит официально).

Мы помогли признать его официальным видом спорта (спортивной дисциплиной вида спорта «футбол»), написали правила, помогали проводить чемпионат и кубок России и даже ездили со сборной на чемпионат мира и в офис FIFA.

Слово управляющему партнеру Clutchers Никите Федорову.

Основатели агентства Clutchers Артур Чохели и Никита Федоров (слева и по центру)

Как вообще признают виды спорта и зачем это нужно?

«Всего в России больше 150 официальных видов спорта. В том числе авиамодельный спорт, стрельба из арбалета и спортивная йога. 

Может показаться, что все виды спорта официальные, но это совсем не так. Например, покер, хоббихорсинг или салки не считаются видами спорта, а падел, нарды, шашки и кулачные бои получили этот статус совсем недавно.

Статус официального вида спорта дает много преимуществ. Позволяет проводить официальный чемпионат России, собирать сборную, создать федерацию, рекламировать букмекеров, принимать ставки и получать отчисления от букмекеров.

Чтобы стать официальным спортом соревнование (например, салочки, покер или какой-то другой «вид соревновательной деятельности» – так это называется официально) должно быть признано Минспорта и стать «видом спорта» или «спортивной дисциплиной». Для примера:

Футбол – вид спорта.

Пляжный футбол, футзал, футбол 6x6, 7x7 и 8x8 – спортивные дисциплины футбола.

У вида спорта или дисциплины должны быть правила и еще несколько больших документов, все должно быть регламентировано.

FIFA уже давно проводит официальные турниры по киберфутболу. Сначала это были просто международные соревнования среди игроков со всего мира, а потом – подобие чемпионата мира среди официальных сборных. Они проходят в закрытом формате – и сборную России не звали.

Поэтому мы от лица РФС писали заявки в FIFA и просили взять сборную России на следующий турнир. В 2018-м ЧМ расширили до 20 команд, Россию допустили – и мы поехали в Лондон: два киберспортсмена, блогер Kefir (он отвечал за всю медийку) и мы с Артуром Чохели, юристы из компании Clutchers.

Сборная России не вышла из группы, но в РФС задумались: «Если FIFA развивает киберфутбол на мировом уровне, то почему мы не занимаемся им на всероссийском, не проводим чемпионаты России и не собираем сборную?»

В России тогда все говорили о киберспорте, считали, что это новый рэп. Всем казалось, что этим нужно заниматься. Вот и в РФС появились планы, как это монетизировать и зарабатывать на трансляциях.

Так что нужно было признать киберфутбол официальным видом спорта. И мы взялись за дело.

Раньше киберфутбол = неофициальные чемпионаты в барах. Мы придумали правила и сделали его разновидностью футбола

Турниры по футбольным симуляторам организовывала Федерация Киберфутбола – небольшая частная организация, играли в барах или онлайн. Не было трансляций, больших и солидных призовых и всероссийского масштаба.

Перед футбольными матчами проходили турниры по фифе, неофициальные чемпионаты городов, областей или футбольных клубов. Некоторые игроки отбирались на европейские турниры самостоятельно – просто через общие отборы (но сделать это крайне сложно, потому что игровые серверы находятся в Европе). Большого профессионального комьюнити и официальных чемпионатов России не было. 

Федерация Компьютерного спорта занималась всем, что как-то касалось компьютерных игр. Она организовывала турниры по Dota 2, Hearthstone, CS:Go, League of Legends.

И по фифе тоже. Больше никто не брался развивать симуляторы хоккея, баскетбола, ММА и американского футбола (если поискать, то можно найти еще и симуляторы лыжных гонок, лыжного фристайла, тенниса, бокса и так далее).

Так что для того, чтобы создать сборную России по фифе, отбираться на чемпионат мира и монетизировать турниры на всероссийском масштабе нужно было признать ее официальном видом спорта.

Причем сделать это хотели именно в РФС – заниматься развитием спорта может только та федерация, которая первым его признала. 

И мы стали описывать правила киберфутбола. 

Тогда мы с другими основателями агентства Артуром и Севой еще учились в магистратуре, это был наш первый большой проект. Мы собирались в моей съемной квартире на Соколе в выходные, подключали компьютер к телевизору и придумывали правила целого вида спорта.

Нам нужно было максимально акцентировать связь киберфутбола и большого футбола и показать их схожесть. 

Мы описывали размер футбольных ворот и поля в симуляторе, количество игроков, какие могут быть нарушения, как присуждается победа и как получать спортивные разряды. Так мы описали правила, а потом вместе с юристами РФС защищали их в Министерстве спорта. 

И тогда начались проблемы с Федерацией компьютерного спорта. По сути, РФС признал своей дисциплиной компьютерную игру, за которую раньше отвечала ФКС. Вопрос решали на самом высоком уровне – и договорились развивать интерактивный футбол вместе.

Так Россия первой в мире признала киберфутбол официальным видом спорта. Правда, его официальное название – интерактивный футбол.

Первый чемпионат России: отборочные матчи на стадионах ЧМ-2018, чемпион из «Анжи», Виктор Гусев – комментатор

После признания РФС создал комитет интерактивного футбола – его возглавил президент ФНЛ Игорь Ефремов. А мы вошли в него на общественных началах и помогали развивать спорт: расписывали международный календарь, определяли, как собирать сборную и для каких турниров и как вообще проводить чемпионат России. 

Так что мы придумывали, какие турниры провести, согласовывали их с FIFA, Федерацией компьютерного спорта и внутри РФС, собирали календарь, писали регламенты, собирали заявку участников и проводили турнир.

Первый – в 2017-м. Мы организовывали официальные отборочные турниры чемпионата России по киберфутболу. Они проходили офлайн на стадионе «Локомотив», в «Лужниках», «Лукойл Арене» и в Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре и даже в РФС.

Приходили все желающие, а лучшие отбирались в Гранд-финал на Yota Arena. Это было большое событие: трансляция, ведущий Никита Ковальчук, комментатор Виктор Гусев, аналитическая студия.

Мы даже договорились с EA Sports – и нам предоставили восемь аккаунтов со всеми игроками (даже легендами), чтобы киберспортсмены были в равных условиях. 

Турниров такого размаха в спортивных симуляторах никогда не было. Победитель, 16-летний Хан «Hantigr_4» Балабеков (представлял «Анжи»), выиграл 500 тысяч рублей, серебряный и бронзовый призеры – по 300 и 200 тысяч. Игрокам оплачивали билеты и проживание, все в топ-8 получали небольшие призовые.

Раньше и представить нельзя было, что можно заработать такие призовые за игру в фифу. А тут сразу деньги, яркий финальный турнир и отбор в сборную России.

Мы даже организовывали сборы для сборной по киберфутболу. Сборная по PES (на чемпионатах Европы играют в PES, а чемпионатах мира – в фифу) полторы недели жила на базе в Новогорске, у них был тренер, физподготовка, бассейн. Условия – как у сборной России по футболу!

Теперь киберфутбол в России – индустрия. Появились профессиональные киберспортсмены, а мы даже ездили в офис FIFA и рассказывали про развитие интерактивного футбола

Сборная России не раз отбиралась на чемпионаты мира и Европы – и мы тоже ездили на турниры. Атмосфера – топовая. Выглядит это примерно вот так:

Мы несколько раз представляли РФС на конференциях по интерактивном футболу.

Один раз я даже ездил в офис FIFA в Цюрихе.

Было круто: мы познакомились с ребятами из ФИФА, отвечающими за интерактивный футбол, и представителями футбольных федераций со всего мира (Португалия, Испания, Норвегия, Швеция, Мальта, Бразилия, Польша, Нидерланды и тд), слушали, где и как проводят турниры по интерактивному футболу и обменивались опытом. Не представляю, когда еще в жизни оказался бы в штаб-квартире FIFA.

Я попал на другой уровень и видел людей, до которых раньше не мог достучаться. Например, познакомился с одним человеком, который отвечает в FIFA за интерактивный футбол.

Когда мы с друзьями сидели на съемной квартире и придумывали правила интерактивного футбола в 2017 году, мы написали ему в соцсетях, но он так и не ответил. В 2019 году в Цюрихе я показал ту переписку, мы пообщались лично и обсудили путь, который прошел интерактивный футбол в России за это время.

Еще ездил в командировку в Норвегию на конференцию по киберфутболу.

Тогда у нас и РФС были большие планы на развитие интерактивного футбола: онлайн-отборы в регионах, массовый интерактивный футбол, государственное финансирование, сборная.

C 2018-го чемпионат и Кубок стали еще масштабнее. В них участвовали Сергей Kefir Никифоров, Райзен, а выигрывали Даниил abeldos Абельдяев и Антон Klenoff Кленов.

Благодаря официальным турнирам от РФС и ФКС России многие смогли зарабатывать солидные деньги на киберфутболе. А потом стать профессиональными игроками в фифу – зарабатывать за счет турниров, стримов и частных уроков.

С 2022-го футбольную сборную России исключили из всех турниров. В интерактивном футболе – тоже. Играть в международных турнирах даже не в рамках сборной все сложнее, официальной коммуникации с ФИФА и УЕФА больше нет. 

Но в России благодаря признанию интерактивного футбола и официальным турнирам появилась индустрия. Чемпионат и Кубок проходят каждый год, в ковид РФС реализовал многие спонсорские активации сборной благодаря киберфутболу. А впереди новые турниры. Мы как раз обсуждаем с ФКС России новые форматы.

Основатели агентства Clutchers Артур Чохели и Никита Федоров

А потом мы реализовали проекты по подготовке документов для признания кибербаскетбола и кибербокса».

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и обращайтесь к нам за юридической консультацией в спорте и IT

Как купить футболиста? Полный ликбез о трансферах