Трибуна
9 мин.

Как работает индустрия боев? Инсайды о контрактах бойцов и ринг-герлз, доходах и секретах успеха

Всем привет! Вы блоге Clutchers. Мы – юридический бутик в спорте и IT. 

С 2017-го мы помогаем спортивным компаниям защищать интересы, оформлять контракты и привлекать спонсоров почти во всех видах спорта: от футбола и хоккея до нард и киберспорта.

В этом посте мы поговорим о единоборствах.

Мы полностью сопровождали создание промоушена URAL FC, помогали организовать турнир Brave в Сочи и давно работаем в MMA, боксе, кулачных боях и кикбоксинге и поделимся инсайдами, как работает индустрия боев.

Зачем и как создают промоушен и организовывать бои? Что прописывают в контрактах с бойцами и ринг-герлз? И откуда берут деньги на турниры?

Слово сооснователю Clutchers юристу Артуру Чохели.

Как создать промоушен? Что для этого нужно и как зарабатывать деньги на боях?

«Технически создать промоушен в сфере ММА может любой, так как в ММА в отличие от бокса нет обязательств иметь лицензию для проведения боев. Достаточно выбрать грамотную юридическую обвязку и соблюдать законы по проведению массовых мероприятий (требования к безопасности и к медицинской помощи на соревнованиях). 

Кажется, что здесь нет ничего сложного: нужно просто найти двух соперников, арендовать арену и запустить турнир, но для людей, в индустрии  это гораздо сложнее.

Как это работает изнутри?

Промоушен – точно такая же организация, как  лига, футбольный клуб или агентство. Ему тоже желательно юрлицо, чтобы упростить работу со  спонсорами, подписывать контракты с бойцами и проводить турниры. Чаще всего для этого выбирают форму ООО. Хотя в нашей практике встречались и ИП-организаторы.

Большая часть доходов индустрии боев в России– от букмекеров. Букмекерам нужны просмотры и траффик. Так что интерес к турнирам и сила бренда напрямую влияют на доходы. Особенно ярко это проявляется в поп-мма.

Но спонсоры, это то не только букмекеры, но и производители энергетических напитков, спортивного питания или одежды.Промоушены зарабатывают и на продаже билетов на турниры, но это не такая большая доля доходов.

От трансляций российские промоушены (в отличие от UFC) почти не зарабатывают. Часто каналы вообще не платят за право показа турнира, а, наоборот, просят деньги за создание картинки. И промоушены идут на это – показ по ТВ увеличивает стоимость спонсорских пакетов.

Из-за такой высокой роли спонсорства главное для промоушена – создать сильный и яркий бренд. Поэтому все стараются выбрать максимально яркое и запоминающееся имя: UFC, Fight Nights, Hardcore, Brave. Так что уникальное название – важная деталь для продвижения на рынке: трансляций, мерча и так далее.

И мы работали над этим с URAL FC. Название уже было выбрано заранее – промоушен спонсируется компаниями «Уралхим» и «Уралкалий». Так что это спонсорское название, плюс промоушен привязан Уралу и Пермскому Краю.

Нам нужно было было проверить логотип и нейминг в Роспатенте, чтобы зарегистрировать товарный знак.

Это было сложно. Из-за сходства с товарным знаком ФК «Урал» и другими брендами нужно было договариваться с другими спортивными брендами, чтобы не возникло никаких сложностей или исков.

Но все получилось, бренд зарегистрировали, а URAL FC организует турниры уже почти три года.

Как найти бойцов и создать популярный турнир?

У промоушенов может быть несколько стратегий.

У главного игрока рынка, UFC, турниры расписаны как минимум на полгода вперед, здесь работают с лучшими бойцами из разных регионов, приглашают бойцов не только из США, но и из Европы, Южной Америки и Центральной Азии. Здесь все максимально профессионально, а боссы планируют бои заранее и долго ведут бойцов.

Другой подход – у поп-мма. В таком формате все строится вокруг медийности участников и их огненных трештоков, а качество боя и профессионализм практически не играет роли.

В России первая стратегия – у ACA, без хайпа на пресс-конференций, но с лучшими спортсменами в самбо, тайском боксе и других дисциплинах.

Вторая стратегия – у Hardcore и «Нашего дела».

Fight Nights Камила Гаджиева – где-то посередине. «Наше дело» в последнее время тоже стремится из поп-мма к более профессиональным турнирам.

Большинство промоушенов живет от турнира к турниру. Регулярная и ежедневная работа только небольшой команды сотрудников. Это руководство промоушена, матчмейкеры, юристы, бухгалтеры и команда маркетологов, пиарщиков, SMM и коммерции.

Остальные подключаются уже под конкретный турнир. Определяются дата и место турнира – и начинается работа.

Самое сложное – собрать кард бойцов.

В UFC спортсменов подписывают сразу на долгий срок, чтобы раскручивать их и делать амбассадорами бренда. То же самое пытаются делать и в российском промоушене ACA. Но глобально в России реванши – редкость, организовывать большие серии почти ни у кого не получается, так что под каждый турнир нужно собирать новый список бойцов и придумывать афиши. И это головная боль матчмейкеров. Они – профи в создании и поддержании конфликта, которые знают бойцов и все внутренние противоречия. Так что матчмейкер – ключевой человек для успеха промоушена. 

Важнее всего найти соперников для главного боя. Если топ-афиша не привлекает зрителя, то остальные бои точно не вытянут турнир. 

Часто в России делают акцент на противостояниях топовых местных бойцов против иностранцев, которые не слишком успешно выступали в топ-промоушенах – и используют формулу «наши» против «не наших». 

Другой секрет успеха – Федор Емельяненко. Все, что связано с Федором, вызывает интерес зрителя. Неважно, это бой самого Емельяненко, его брата Александра, его учеников или его бывших соперников.

Такое влияние популярности спортсмена особенно сильно влияет на поп-мма. Там может доходить до абсурда, когда через пресс-конференции и трештоки спортсмены разогревают бой, а потом переходят в промоушен, который заплатит за это событие больше.

Мощный топовый бой, по оценке Камила Гаджиева, стоит 10 миллионов рублей.

«Обычно федеральные каналы говорят, что есть список из 15 фамилий, кто им интересен. Сделать бой из этой категории с интригой для зрителя стоит около 10-15 млн. Еще 5 млн – остальной кард. И еще 10 – на прочие расходы. Когда мы говорим о самых громких именах, то гонорары могут составлять до 70% от всего турнира – и тут бюджеты уже другие».

Боец – не сотрудник промоушена. У него нет пенсии и никаких гарантий

Для проведения турнира нужно провести много работы. Договориться с бойцами, подписать контракты, привезти их в страну или город проведения, найти площадки, подобрать персонал для ивента (в том числе ринг-герлз) и только потом запускать мероприятие.

С бойцами обычно общаются через матчмейкеров. Сами договоры со спортсменами – достаточно типовые. Юристы разрабатывают хороший шаблон, который Лига дальше может использовать самостоятельно –, просто вписывать ФИО бойцов и договориться о дате боя. Правки вносятся редко.

Контракты с бойцами, как правило, не являются трудовыми договорами, поэтому лига и боец не являются работником и работодателем как в футболе, хоккее, баскетболе. В случае увечий футболиста, хоккеиста или баскетболиста работодатель должен позаботиться о сотруднике. В боях такого нет. У бойцов нет пенсий, соц. гарантий, больничных и отпусков, все риски они принимают на себя.Они должны сами следить за весом и здоровьем (например, предоставлять справки и результаты тестов на ВИЧ, гепатит и МРТ головного мозга), сообщать о принимаемых препаратах, а на турнирах не допускать оскорбительных слов и действий.

Бойцы сами решают вопросы оформления – мы рекомендуем становиться ИП или самозанятыми и настоятельно просим уходить от оплаты в конверте. 

Также в контрактах со спортсменами мы рекомендуем всегда прописывают обязательства по рекламе и имиджевым правам. Например, можно указать, что боец обязан носить только ту одежду (шорты, перчатки, халаты, кепки), которую предоставил промоушен и пить воду от промоушена во время медиа дня, взвешивания, боя и пресс-конференции после окончания. Можно прописать все так, что боец будет свободен только в выборе кроссовок, в которых выходит на бой, и музыке, под которую будет выходить на бой.

Подготовка площадки для проведения боев – тоже важная часть организации мероприятия. Для турнира по ММА нужна арена на 3-10 тысяч зрителей. Подойдет почти любой стадион, на котором играют в хоккей, баскетбол или волейбол. Некоторые бои вообще проводят под открытым небом в горах – например, мы помогали организовать такой в Дагестане.

Для нас ключевое помочь заключить договор аренды. Это может нести много юридических рисков для Промоушена из-за необычных и жестких штрафов от собственника. Также мы рекомендуем очень четко прописывать вопросы сохранности имущества, которое вместе с ареной передается Промоушену во временное пользование. В этих вопросах максимально полезна помощь юристов. 

По оценке Спортса аренда большой площадки в Москве (ЦСКА Арена, ВТБ, G-Drive или «Уралец»), или на спортивно-концертных площадках (Live Арена, Арена КСК, «Дворец спорта имени Ирины Винер») стоит от ₽2 до 4 млн.

Небольшой региональный клуб – 300-400 тысяч рублей.

На каждый турнир нанимают персонал арены (как правило это те же люди, которые работают на хоккее или баскетболе): стюарды, кейтеринг, гардероб, охрана. У хороших арен обычно есть готовый персонал под любое такое событие.

Ринг-герлз тоже не входят в штат – их подбирают под каждый турнир через модельные агентства и заключают контракты.

Промоушену может прописать в контракте с ними, что  имиджевые права на фотографии, видео и движения девушек во время турнира. В контрактах также прописывают требования к одежде вплоть до цвета обуви и носков.

Так что за промоушеном организация трансляции, шоу перед началом боев и сами бои.

И это все равно большие суммы и сложная задача. Профессиональная съемка стоит около миллиона рублей, а на камеры с разрешением 4K – до 5 миллионов. Помимо этого промоушен должен найти комментаторов, клетку и катменов, организовать трансферы и размещение бойцов.

А для всего этого нужны документы и юридическое оформление. И мы в Clutchers помогаем спортивным организациям создать необходимую правовую базу, чтобы проводить турниры, создавать федерации, признавать виды спорта и защищаться в спорах.