«Одного игрока вытащили из поезда». Как удержать футболистов, когда у клуба долги
Спортивный директор казанского «Сокола» Ильяс Минневалиев – в чем-то немножко волшебник: может провести трехнедельный сбор команды без денег, а затем – замотивировать футболистов и играть без зарплаты, попутно креативя для спасения клуба. И если про продажу «Сокола» на авито уже все сказано, то о том, как не дать развалиться команде, Ильяс Маратович еще не рассказывал.
«Обещал, что все будет хорошо»
После 11-го тура дебютант профессионального футбола «Сокол», обыгравший в Казани «Уралец-ТС», взлетел на первое место в группе 4 Второй лиги Б: серия из пяти побед подряд принесла результат. Казалось, что ничто уже не помешает команде завершить первую половину сезона лидером – оставшиеся два матча первого круга с не самыми грозными «Ностой» и барнаульским «Динамо» предстояло провести дома.
Но есть одно «но»: финансовые проблемы клуба никуда не делись, и вероятность того, что после первого круга команда завершит выступление в первенстве, была очень высокой. Куда выше, чем продолжение участия в соревнованиях. На фоне безденежья и туманных перспектив после матча с «Уральцем» ряды «Сокола» покинул ведущий центральный защитник. Терпение иногороднего парня оказалось не беспредельным, а спрос на его услуги в других командах – большим, поэтому он принял предложение от клуба Второй лиги А. «Сокол» же не имел морального права препятствовать: игрока поблагодарили за работу, рассчитали и пожелали дальнейших успехов.
В играх с «Ностой» и «Динамо-Барнаул» «Сокол» взял лишь одно очко: 3:3 и 1:2. Первый круг завершился, «Сокол» застолбил результаты своих сыгранных матчей в истории, но ясности о будущем не было. При этом практически все игроки стартового состава имели предложения от других клубов. Но уезжать не торопились.
— Как удерживал? Разговаривал с каждым, обещал, что приложу максимум усилий, чтобы выправить ситуацию, уверял, что все будет хорошо, – вспоминает спортивный директор. – И так совпало, что между моими обещаниями о том, что все будет хорошо и тем моментом, как ситуация благополучно разрешилась, прошло пять дней.
Можете говорить, что Ильяс – везунчик, но везет, если помните, тем, кто везет. Однако потери все же случились.
Помимо центрдефа, уехал креативный полузащитник, игравший в «Соколе» немного и ничего не забивший, но раскрывшийся в своей новой-старой команде – 8 мячей в 14 матчах второго круга.
Лучший бомбардир «Сокола» (9 мячей в 13 матчах) после короткого отпуска, который проводил дома с семьей, тоже не вернулся – трудоустроился в местной команде.
«Проигравших никто не любит»
Но остальных лидеров удалось удержать. Кого-то – вернуть с просмотра в другой команде, кого-то – отговорить от перехода в самый последний момент.
— В окружении одного нашего футболиста был человек, который очень хотел его перехода в другой клуб-лидер нашей группы, – рассказывает Ильяс. – Возможно, вскружил ему голову сладкими обещаниями. Наш футболист принял решение сменить команду.
Порядок перехода игроков из клуба в клуб простой: сначала он расторгает трудовой договор с клубом, из которого уходит, затем – заключает с новым работодателем. В документах о расторжении трудового договора уже стояла подпись футболиста, но бумагам еще не дали хода.
— Мы, можно сказать, вытащили его из поезда, – продолжает Ильяс. – Мне удалось убедить игрока в светлом будущем «Сокола», и он сдал уже купленный билет. Интуиция меня не подвела. А финансовые потери от сданного билета мы приглашавшей стороне компенсировали.
Нельзя было не задать спортивному директору «Сокола» и вопрос о том, почему же так получилось, что за два дня до старта первенства прежний спонсор включил заднюю.
— Вопрос не ко мне, да и не знаю я истиной причины. Уверен лишь в том, что это был форс-мажор – руководству компании тоже было нелегко сообщать футболистам о решении сняться с турнира. В процессе аттестации все было хорошо. А в тяжелые времена выжили благодаря сплоченному коллективу – это и игроки, и тренерский штаб, и персонал. Все вместе прошли через негатив, продолжали приходить на тренировки и играть.
Были и нехорошие истории. Отдельные персонажи пытались поднять бунт – призывали не ходить на тренировки.
— Недальновидный призыв, без тренировок играть невозможно, да и форму поддерживать надо, если футболист хочет продолжать карьеру, – Ильяс прибивает логику бунтарей железными аргументами. – Этим людям ответили просто: не хотите играть – скажите об этом прямо и не играйте. Никто не отказался.
— Если бы не выиграли в первых двух матчах в Нижнем Новгороде и Перми, думаю, настрой в команде был бы совершенно другим, - возвращаю спортивного директора в апрель этого года.
— Сто процентов! Когда нам перед первым туром объявили, что не будем играть, но есть возможность выехать на первые два тура, мы сказали игрокам, что это – возможность. Показав себя, можно зарекомендовать себя как хорошего футболиста в глазах тренеров других команд, если наша все-таки снимется. А в случае положительного результата у нашего клуба будет больше шансов заинтересовать потенциальных спонсоров – кому нужна команда без результата? Проигравших никто не любит.
— Последний матч первого круга из-за безденежья пришлось переносить из Барнаула в Казань – хорошо, что соперник согласился. А если бы «Динамо» отказалось?
— Вряд ли отказалось бы – наше предложение было выгодным для них. Они сэкономили хорошие деньги, сыграв спаренные два тура – с «Волной» в Нижегородской области, а затем с нами в Казани. Но если бы отказались - сели бы в автобус, или в свои машины, или даже в попутки и поехали в Барнаул. Играть надо было обязательно.