Парма – место, где царит изысканная атмосфера
Сегодня, 30 октября, «Ювентус» примет на своем поле «Парму» в рамках 10-го тура Серии А. Представляю традиционный обзор очередного соперника «Юве», заодно постараюсь влюбить вас в замечательный итальянский город, который он символизирует.
Город Парма (Италия)
Небольшой итальянский город, узкие улочки, залитые солнцем, кафе и траттории с разговорчивым местным населением и музыка Верди, льющаяся непонятно откуда… Все это – Парма, центр провинции Эмилия-Романья, раскинувшаяся на живописных берегах одноименной реки.
Парма – элегантный итальянский город с изысканным историческим центром, богатым на шедевры искусства, памятники истории, культуры и парки. Город является одним из главных гастрономических центров Италии, родиной знаменитого сыра и ветчины.
Несмотря на относительно небольшие размеры, Парма может похвастаться поистине монументальной архитектурой, богатым художественным и историческим наследием. Среди которых великолепный романский собор, украшенный фресками Корреджо, восьмиугольный баптистерий (архитектурный и скульптурный шедевр Бенедетто Антелими). Это удивительно гостеприимный город с богатыми культурными и гастрономическими традициями.
История
Основанный этрусками в глубокой древности, город Парма в Италии имеет сложную и непростую историю.
Еще во времена Римской империи (II в. до н.э.) Парма стала важным торговым и сельскохозяйственным центром. В окрестностях города разводили коров и овец и снабжали римскую армию продовольствием – молоком, мясом, сыром, творогом.
Название города уходит своими истоками к этрускам, а впоследствии римляне так стали называть круглый щит своих легионеров.
В I в. до н.э. Парма была разрушена солдатами Марка Антония, а затем восстановлена императором Августом, в честь чего стала именоваться Колонией Юлия Августа.
С падением Римской Империи ее переименовали в Кризополис («город золота»), а уже в эпоху Средневековья вернули историческое название.
За лакомый кусочек земли на пересечении торговых путей во все времена велась ожесточенная борьба. Начиная с VI века, город переходил из рук в руки: лангобарды, франки, епископы, гвельфы и гибеллины…
С XIV по XVI вв. процветающие территории находились под постоянно меняющейся властью Висконти и Сфорца, французов и папства. Пока в 1545 г. папа Павел III не учредил герцогство Парма и Пьяченца, отдав его под управление своему незаконнорожденному сыну Пьеру Луиджи Фарензе.
Деспотичное семейство Фарнезе аж на два века установило здесь свои порядки. Тем не менее, именно эта семья покровительствовала развитию в городе архитектуры и искусства. При их непосредственном содействии был построен знаменитый Университет, а также издана конституция.
В 1731 году династия Фарнезе прервалась. Парма была передана наследнику по женской линии – испанскому королю Карлу III. Спустя 4 года, он подарил ее австрийскому императору, который вскоре вынужден был вернуть ее назад Испании. Позже эти земли были аннексированы Францией под властью Наполеона, а затем – опять вернулись к Испании.
Вся эта историческая катавасия продолжалась вплоть до 1860 года, когда город Парма вместе с соседней Пьяченцей окончательно присоединились к Италии.
Во времена итальянского фашизма Парма невольно находилась в самом центре событий. Англо-американские бомбардировки времен Второй мировой войны, последствия которых можно и сегодня видеть в центральной части Пармы, сильно повредили город. 25 апреля 1945 г. Парма была освобождена местными партизанами.
Благодаря долгой истории и влиянию самых разных культур и правивших империй, Парма сегодня – это город, где сосредоточено множество исторических объектов и величественных сакральных сооружений.
Достопримечательности
Пармский собор
Пармский собор, посвященный Пресвятой Деве Марии, считается одним из ярких образцов романского храма в Италии и визитной карточкой Пармы. Он известен прежде всего своими удивительными фресками, украшающими внутренний зал.
Храм, имеющий важное значение для Пармы, расположен в одном из центральных кварталов исторического Старого города на Соборной площади. Передний фасад здания украшен группой изящных декоративных арок. Рядом с храмом возвышается колокольня внушительных размеров.
Внутренний зал собора богато украшен великолепной росписью. Внимание посетителей прежде всего привлекает удивительная фреска на главном своде, написанная А. Корреджо. На ней изображено Успение Девы Марии. Фреска, считающаяся одним из лучших образцов искусства Ренессанса, до сих пор поражает буйством красок.
Пармский баптистерий
Главный баптистерий Пармы – сооружение, расположенное рядом с собором, но превосходящее его по размерам. Баптистерий, возвышающийся над соседними зданиями, гораздо выше купола собора.
Его фасад, представляющий собой настоящее произведение искусства, украшен поразительными арками, скульптурами и статуями.
Интерьер баптистерия богат удивительными мраморными статуями и фресками, каждая деталь которых четко прописана. На всех панелях восьмиугольных стен можно увидеть отдельные фрески, написанные в XIII и XIV столетиях.
На тех участках стены, что находятся выше к своду, размещены статуи знаменитых итальянцев. Свод представляет собой живописное полотно, разделенное на несколько участков, на каждом из которых изображена какая-нибудь известная религиозная личность.
Храм Святой Марии делла Стекката
В центре Пармы расположена великолепная церковь – храм Санта-Марии-делла-Стекката. Это необыкновенно красивое здание, построенное в стиле Ренессанса.
Сооружение представляет собой симметричную постройку, состоящую из нескольких круглых башен. Интерьер удивляет красотой, которая создается с помощью множества разноцветных фресок и нарядной отделки.
Потолок каждой из четырех круглых башен покрыт позолоченным орнаментом. Внимание посетителей привлекает прежде всего главный свод. На центральной фреске, написанной яркими красками с преобладанием синего цвета, изображена сцена Успения. Один из авторов – Бернардино Гатти, прославленный пармский художник.
Аббатство Св. Иоанна Богослова
Еще один невероятно красивый храм, спрятавшийся в улочках Пармы – церковь Святого Иоанна Богослова, построенная в 1500-е гг., в эпоху Возрождения. Здание сооружено из такого же розового мрамора, который использовался при строительстве собора.
Передний фасад церкви выполнен в романском стиле. Его украшает несколько скульптур, каждая деталь которых тщательно продумана. Рядом с церковью возвышается 73-метровая колокольня. Внутри здание богато произведениями искусства на религиозную тему.
Зал отличается красивым убранством. В нем размещается несколько работ А. Корреджо – прославленного художника. К этому можно добавить, что церковь соединена с монастырем, где с помощью древних рукописей и кодексов вы можете окунуться в историю религии.
Площадь Гарибальди
В Парме находится несколько очаровательных площадей, но наиболее известная из них Пьяцца Джузеппе Гарибальди. Она расположена южнее собора в историческом центре города.
Площадь окружена статусными зданиями, включая грандиозный Дворец губернатора, Городской совет Пармы и церковь Святого апостола Павла. Перед фасадом Дворца губернатора возвышается бронзовая статуя Джузеппе Гарибальди, который сыграл важную роль в объединении Италии. Площадь – прекрасное место, где также можно отдохнуть. Здесь для вашего удобства расположено несколько магазинов, ресторанов и кафе.
Дворец Пилотта – театр, музеи и библиотека
Дворец Пилотта (Palazzo della Pilotta) в Парме – это целый архитектурный комплекс, расположенный на площади с тем же названием, примерно в полукилометре от Кафедрального собора. Это монументальное, но недостроенное сооружение. Оно создает одновременно величественное и мрачное впечатление, напоминая внешне военный замок.
Строительство Дворца Пилотта было начато еще в XI веке герцогом Отавио Фарнезе, планировавшим соединить между собой герцогский дворец и укрепления возле реки. Вначале возвели длинную галерею. Затем потомки герцога пристраивали к ней конюшни, оружейные помещения, солдатские казармы.
На окончание строительства у династии Фарнезе уже не нашлось средств, поэтому во дворце выполнялись только внутренние работы по отделке интерьеров, а фасады остались незаконченными.
С XVII века изменилось назначение Palazzo della Pilotta. Вначале был перестроен оружейный зал — теперь здесь открыли масштабный и величественный театр Фарнезе. А в XVIII веке Филипп Бурбон превратил Дворец Пилотта в культурный центр. Здесь открыли художественную академию (ныне Национальная галерея), а затем разместили библиотеку Палантина.
В настоящее время в залах Palazzo della Pilotta функционируют театр Фарнезе, Национальная галерея, музей археологии и библиотека. Этот дворец-музей один из самых посещаемых туристами.
Театр Фарнезе
Театр Фарнезе, находящийся внутри дворцового комплекса Пилотта, – один из наиболее известных образцов деревянного театра, сохранившегося до сих пор. Сооружение построено в 1600-е гг. В то время этот театр считался самым большим в мире и мог вместить более 4500 зрителей.
Хотя здание было значительно повреждено в период Второй мировой войны, восстановительные работы вернули театру его прежний облик. Сейчас вы можете в деталях рассмотреть необыкновенно красивые деревянные сиденья и стены. Места, расположенные полукругом, окружены несколькими изящными деревянными арками, которые раньше служили ложами для знатных людей Пармы.
Театр Реджо — известнейшая опера Италии
Еще одна знаменитость и гордость местных жителей – оперный театр Реджо, ранее называвшийся Нуово Театре Дукале. Здание возвели на месте бывшего монастыря Св. Алессандро, существовавшего здесь в IX веке. Оно построено по проекту Николы Беттоли в стиле неоклассики.
Строительство театра пришлось на 1821-1829 годы, работы велись по указу и под руководством герцогини Марии-Луизы Австрийской. Это просторное трехэтажное здание, зрительный зал которого вмещает 1400 человек. Через 10 лет после открытия оперного театра в нем провели ремонтные работы — убрали некоторые неоклассические элементы, украсили потолки фресками, установили газовое освещение.
Всемирную известность театру принесли работавшие в нем известные уроженцы Пармы — великий композитор Джузеппе Верди и знаменитый дирижер Артуро Тосканини.
Сейчас это один из самых известных оперных театров Италии, составляющий достойную конкуренцию миланскому Ла-Скала.
Старый город Пармы
Парма Веккья – Старый город – расположен на противоположном от компактного центра города берегу реки Парма. До него можно добраться от площади Гарибальди, если идти по улице Маццини на запад и перейти по мосту Меццо.
Вы увидите остатки старого римского моста, сохранившиеся в нижней части конструкции. Сразу за мостом возвышается необычное по форме здание церкви Благовещения, построенной в 1566 г. Купол храма отличается смелым архитектурным дизайном.
Среди других объектов, интересных для туристов, выделяется Санта-Кроче – церковь, построенная в романском стиле и известная своими хорошо сохранившимися фресками XVII столетия. На улице Родольфо Танци в доме № 13 жил Артуро Тосканини – знаменитый дирижер, родившийся в 1867 г.
Лабиринт Мазоне
Среди достопримечательностей Пармы и Италии выделяется новый объект, интересный для туристов самых разных возрастов. В 2015 г. открылся самый большой в мире лабиринт, ставший воплощением мечты всей жизни Франко Мария Риччи – издателя книг по искусству.
В свое время он выпускал «ФМР» (FMR) – один из самых лучших в мире иллюстрированных журналов по искусству. Бамбуковый лабиринт Риччи, занимающий территорию в 7 га, расположен в сельской местности в коммуне Фонтанеллато в 17 км западнее Пармы.
Пожалуй, это один из самых необычных объектов Эмилии-Романьи, который непременно стоит увидеть. Кроме лабиринта, здесь же хранится частная коллекция произведений искусства, которую Риччи собирал более 50 лет.
Она включает бюсты Наполеона, работы маньеристов, живописные полотна периода XVII–XIX столетий, оригинальные иллюстрации к Кодексу Луиджи Серафини, деревянную модель Миланского собора, бесчисленное количество обложек журнала «ФМР», а также вызывающий глубокий интерес зал, посвященный ванитас – натюрмортам, написанным в XVII столетии .
Интересные факты: король сыров «из Пармы»
Пармезан или Пармиджано-Реджано – прозванный «король сыров», возможно, один из самых знаменитых сыров в Италии, а так же символ пищевой культуры Европы и всего мира. Этот натуральный продукт советуют даже специалисты по вопросам питания из-за его высокой питательности и гурманы, которые ставят его на вершину итальянской кулинарии. Его история и уникальный своеобразный вкус прошли сквозь века.
Название сыра пармезан сегодня у всех на слуху. Тем, кому его еще не довелось пробовать, по крайней мере, встречалось само слово, будь то в кинематографе или литературе. При этом многие ошибочно считают, что история происхождения знаменитого твердого сыра связана с Францией.
В действительности, наименование «Пармезан» (Parmesan) появилось во французском языке, что означало «из Пармы».
История происхождения
Происхождение сыра в целом неизвестно. Предполагают, что это была случайность: молоко, скорее всего, козы или овцы, забыли в миске, и оно превратилось в сырную массу. В первобытном обществе изготовление сыра было чем-то вроде совместного ритуала, проводимого под началом главы племени. Римляне называли такого человека «caeser», от него потом произошли слова кесарь и Цезарь, а также сыровар (casaro) и английское слово сыр — «cheese». Итальянское слово сыр происходит от греческого formos – ивовая корзинка.
Римляне очень любили сыр, особенно копченый, хорошо просоленный, идеальный для длительного хранения. Авторы 2 и 1 в. до н.э. описывают технологии, которые применяются до сих пор.
Исторические факты говорят, что уже в Средневековье, в 13-14 в., пармезан приобрел свои неповторимые качества, которые в измененном и улучшенном виде дошли до наших дней, а это значит, что традиции его производства лежат гораздо глубже. Письменные источники относят нас во времена Плиния, который упоминает сыр при описании пасты, типичной для цизальпинского региона. Поэт упоминает молочный продукт со свойствами, схожими с теми, что присущи современному пармезану, и говорит, что он привезен через «Портус Луна» (сегодняшний Луни – небольшой город между Лигурией и Тосканой), поэтому стал готовиться в форме луны – символа города.
Пармезан в мир
Технология производства этого сыра совершенствовалась в Средневековье в аббатствах монахов-бенедиктинцев на территории Паданской равнины между Аппеннинами и рекой По. Очень скоро его формой заинтересовались торговцы, которые и распространили его отсюда по всему миру.
В период наибольшего расцвета региона Эмилия пармезан ценился очень высоко. Этим вовсю пользовались купцы и владельцы отборного крупного рогатого скота, ведь для производства необходимо было только качественное молоко.
Первый намек на «зернистый» сыр мы видим в «Декамероне» Джованни Боккаччо (1349-1353), в котором среди нищеты и болезней народ мечтал о «горе тертого пармезана». С того времени, а также с изобретением печати (Гутенберг, 1440) находятся множество документальных подтверждений тому, что Пармиджано-Реджано был известен не только в Италии, но и за рубежом. В 15-16 в. Италия стала самой прекрасной и богатой страной в Европе, увеличилось число иностранных гостей, и, возвращаясь на родину, они рассказывали о диковинных блюдах, и, конечно, о пармезане.
Возникла угроза того, что пармезан перестанет быть достоянием Италии, в каждой стране возникнет свой пармезан, а традиция приготовления сыра будет искажена.
В связи с этим 7 августа 1612 года герцог Пармский Рануччо Первый законодательно утвердил список местностей, где разрешено было бы применять слово «Пармезан» в качестве наименования данного продукта. При нем же была разработана и знаменитая овальная эмблема сыра и другие способы маркировки.
На протяжении последующих столетий итальянские производители сыра боролись за право считаться производителями подлинного пармезана.
Название марки Пармиджано-Реджано появилось только в 1934, до этого провинции Парма и Реджо давали своим сырам разные названия: «Пармезанский сыр» и «Грана Реджано». Представители соответствующих Торговых палат никак не могли прийти к согласию насчет единого названия. Только с образованием Сообщества по опеке в 1934 году родилось решение объединить два сыра под общим именем Пармиджано-Реджано.
К 2008 году вопрос был окончательно решен Европейским судом, в постановлении которого было четко сформулировано: только тот сыр правомерно называть «Пармезаном», который был изготовлен в северных провинциях Италии.
Исторические факты и литературные эпизоды
В 1344 году Джованни Боккаччо в книге «Декамерон» описывается дивное место, где «есть гора, вся из тертого Пармезана, на которой живут люди и занимаются только тем, что варят макароны да равиоли в бульоне, а затем сбрасывают вниз, где за них разворачивается настоящая борьба ...».
Великий драматург Мольер, стремясь продлить свою жизнь, придерживался необычного питания: 320 г. пармезана и 3 стакана портвейна в день.
Доктор Ливси (герой книги Роберта Луиса Стивенсона «Остров сокровищ») говорил: «Вы видели у меня табакерку, не так ли? Но вы никогда не видели, как я нюхаю табак, потому что в своей табакерке я всегда кладу кусочек сыра Пармезан. Он очень питательный!»
Пармезан очень любил Казанова, но считал его родиной не Парму, а город Лоди в Ломбардии. Здесь нет противоречий – в Ломбардии тоже делается супертвердый сыр под названием грана падано.
Производство пармезана каждый год начинается 1 апреля и заканчивается 11 ноября. После этого сыр оставляют созревает до 2 или 3 лет.
На севере Италии существуют банки, которые выдают кредиты под залог сыра пармезан .Такой способ кредитования начали применять еще в 1950-х годах, он позволяет сыроделам избежать финансовых трудностей в период созревания сыра.
Советы по дегустации
Пармезан очень ароматный, нежный и не острый. Он сладковатый на ранних сроках, а по мере созревания становится более соленым и насыщенным. 18-месячный сыр получает маркировку цвета лангуста; тот, что старше 22 месяцев – серебряного цвета; и наконец, очень старый – старше 30 месяцев – обозначается золотой маркировкой.
Пармезан хорошо пробовать один или со свежими фруктами (грушами, инжиром, виноградом или киви), сушеными фруктами, медом с цветов акации или земляничного дерева. Однако самая подходящая пара к нему, на наш взгляд – несколько капель традиционного бальзамического уксуса из Модены или Реджо Эмилии.
Благодаря своей многогранности, этот сыр является неотъемлемой частью итальянской кухни и может разнообразить собой любое блюдо. Это супы, мясные блюда, пудинги, соусы, салаты, и конечно, пасту и рис. Что касается вин, то не очень старое Монтальчино станет идеальным выбором.
Для нарезки пармезана используется специальный инструмент – определенный нож миндалевидной формы с коротким заостренным лезвием: им можно отрезать от головки одинаковые аккуратные пластины.
Подкрепились, теперь перейдем к футболу...
Футбольная «Парма»
Parma Calcio 1913 ([ˈparma] Итальянское произношение:), широко известный как Парма, итальянский профессиональный футбольный клуб, базирующийся в Парме, Эмилия-Романья, который выступает в Серии А, высшем эшелоне итальянской системы лиг, после перехода из Серии B в сезоне 2023-24.
Эмблема:
Стадион: «Эннио Тардини» Stadio Ennio Tardini
Прозвище: «пармезанцы»,«крестоносцы», «дети герцога» («ducali»),«желто-синие» («gialloblu»).
История
Основание и ранние годы
История футбола в Парме берет свой отсчет с 27 июля 1913 года и образования футбольного клуба «Верди». Такое название было взято в честь 100-летия великого итальянского композитора Джузеппе Верди. Но под таким названием команда просуществовала недолго и уже 16 декабря того же года получила новое имя футбольный клуб «Парма».
В своих первых кампаниях во внутреннем национальном футболе «Парма» в основном перемещалась между вторым и третьим дивизионом, кроме сезона 1925/26, который все же провела в высшем дивизионе.
Именно в эти первые годы «Парма» впервые начала играть на стадионе «Эннио Тардини», названном в честь одного из первых президентов клуба, сыгравшего ключевую роль в конечном строительстве стадиона и даже заложившего первый кирпич на этом месте 31 декабря 1922 г.
Проблемы 30-х и 40-х годов.
В 1930-х и 1940-х годах «Парма» боролась за укрепление своих позиций в Серии B, мечтая о переходе в первый дивизион. Однако, как бы то ни было, Вторая мировая война оказала значительное влияние на футбол в Италии, что повлияло и на траекторию клуба, по окончании войны «Парма» в течение трех лет выступала в серии В, после чего вновь опустилась в третий итальянский дивизион, где провела пять сезонов.
Путь из Серии D в Серию B
В сезоне 1953/54 «Парма» вернулась в Серию B после длительного периода отсутствия во втором дивизионе Италии. Тем временем количество зрителей футбола в Италии и во всем мире значительно выросло.
Город Парма не стал исключением из правил, о чем свидетельствует интерес, который команда снова вызвала у местного сообщества. Жители Пармы снова заполнили «Тардини», основа связи между клубом и городом, которая существует до сих пор. Несмотря на растущую любовь к команде, в 1969 году «Парма» была вынуждена преобразоваться в «Парменсе» из-за экономических проблем.
Клуб стартовал в Серии D с новым желанием и амбициями, что привело к незабываемому плей-офф против «Удинезе» в сезоне 1972/73, в котором «Крочати» выиграли со счетом 2:0 и обеспечили себе возвращение на второй уровень итальянского футбола. Следующие сезоны «Парма» провела, между Серией B и C, но болельщики по-прежнему держали мечту о Серии А близко к сердцу.
Начало славного пути
И мечта сбылась в последний тур сезона 1989/90. Подъем «Пармы» был связан с именем великого тренера Арриго Сакки, впрочем, тогда еще делавшего первые шаги на тренерской стезе. До этого он возглавлял любительские клубы, потом работал с молодежным составом «Фиорентины», а в 1985 году принял предложение возглавить «Парму».
Немалую роль также принадлежит Калисто Танци, основателю и владельцу корпорации «Parmalat».
Патриотические чувства (Танци родился в городке Коллеккьо провинции Эмилия-Романья, административным центром которой является город Парма) совпали с коммерческими интересами (похожесть названий компании и клуба).
В первый же сезон Сакки вывел клуб из Серии C в Серию B. Вдобавок тогда же «Парма» обыграла в матче на Кубок Италии «Милан», но эта победа сыграла с клубом злую шутку: после этого президент миланского клуба Сильвио Берлускони пригласил Сакки к себе.
Первый трофей и победы в Европе
Тем не менее «Парма» уже набрала ход и в сезоне 1989–1990 годов впервые завоевала право выступать в Серии A. Тогда клубом руководил другой малоизвестный специалист Невио Скала. Уже в первом сезоне «Парма» заняла достойное шестое место. А весной 1992 года клуб завоевал свой первый трофей — Кубок Италии. В финальном матче была одержана победа над «Ювентусом».
В своем первом сезоне в Серии А «Парма» занимает достойное шестое место , а так же выигрывает свой первый за почти 80 лет существования трофей – Кубок Италии, победив в полуфинале действующего чемпиона страны «Сампдорию», а в финале – туринский «Ювентус».
А еще через год о «Парме» узнали и в Европе – команда Невио Скалы добралась до финала Кубка обладателей кубков и на знаменитом «Уэмбли» в блестящем стиле обыграла бельгийский «Антверпен» 3:1.
Большой шаг команда делает и в национальном первенстве – «Парма» становится третьей, впереди нее только миланские гранды. При этом пармезанцы прерывают беспроигрышную серию чемпиона – «Милана», состоявшую из 58 матчей, победив на «Сан Сиро» 1:0.
Та «Парма» играла в яркой атакующей манере, а главным лицом в атаке стал реактивный колумбиец Фаустино Асприлья, приобретенный накануне старта сезона 1992-1993. Именно он забил единственный гол в победном матче с «Миланом». Завершается все это победой в европейском Суперкубке над все тем же «Миланом» ,выигравшим в том году Лигу чемпионов— 0:1 дома и 2:0 в гостях.
Расцвет команды
Удивительным образом для клуба Невио Скалы сложился сезон 1994–1995 годов. «Парма» могла бы стать чемпионом Италии, но в последний момент отпустила от себя «Ювентус». Обе эти команды также вышли в финал Кубка Италии, где опять торжествовал «Ювентус». Но и в финале Кубка УЕФА тоже встретились «Парма» и «Ювентус». Тогда еще финалы этого турнира состояли из двух матчей. Первый матч был сыгран 3 мая 1995 года в Парме, и единственный мяч, забитый Дино Баджо уже на 5-й минуте, принес победу «Парме». В ответном матче футболист «Ювентуса» Джанлука Виалли открыл счет, но тот же Дино Баджо во втором тайме забил ответный мяч. Матч так и закончился вничью, и «Парма» завоевала свой первый Кубок УЕФА.
После этого «Парма» прочно вошла в элиту итальянского и европейского футбола, в команде заблестали такие футболисты как Джанфранко Дзола, Роберто Сенсини, Дино Баджо, Фабио Каннаваро, Джанлуиджи Буффон, Филиппо Индзаги, Фернандо Коуту, Христо Стоичков.
В 1996 году Невио Скала покинул «Парму», и с тех пор в клубе часто менялись тренеры. Одно время его возглавлял Карло Анчелотти, а в начале 2000-х годов в «Парму» ненадолго вернулся Арриго Сакки. Но самым успешным из тренеров оказался Альберто Малезани. При нем в 1999 году «Парма» выиграла свой второй Кубок Италии и второй Кубок УЕФА.
Финал европейского турнира 12 мая 1999 года был сыгран на московском стадионе «Лужники», где «Парма» со счетом 3:0 уничтожила «Марсель». В том же году «Парма» завоевала и свой единственный пока Суперкубок Италии, победив «Милан».
В то время команда усиливается Лилианом Тюрамом, Аленом Богоссяном, Хуаном Себастьяном Вероном, а в атаке заправляет пара великолепных форвардов Эрнан Креспо – Энрико Кьеза.
Конец эпохи
После этого команда потихоньку стала сдавать позиции: сначала ее начали покидать ведущие игроки: в 1999 году уехали Верон и Кьеза, в 2000-м – Креспо и Дино Баджо, в 2001-м – Буффон и Тюрам, в 2002-м – Каннаваро. Поначалу «Парма» цеплялась за место в Кубке УЕФА, а в 2002 году даже выиграла Кубок Италии.
Но в 2003 году вокруг главного спонсора команды «Parmalata» разгорелся скандал – компания была признана банкротом, а по итогам сезона 2004-2005 «Парма» вылетела в серию «В». Падение продолжалось до четвертого дивизиона, позже клуб возродили, он снова появился в элите итальянского футбола.
Но, увы, это была далеко не та «Парма», чья игра в недалеком прошлом завораживала поклонников футбола во всем мире.
16 декабря 2013 года «Парма» отметила свое столетие серией мероприятий, связанных со многими легендами из истории Клуба. Затем команда заняла шестое место в лиге, что принесло «Джаллоблу» место в Лиге Европы на следующий сезон. Однако из-за финансовых затруднений 19 марта 2015 года клуб был объявлен банкротом, и был вынужден возобновить игру в Серии D.
Возрождение и историческое возвращение
27 июля 2015 года клуб был официально преобразован в «Парма Кальчо 1913» . Несмотря на разочарование, болельщики толпами поддержали команду. Тысячи болельщиков пришли посмотреть первую игру в Серии D против «Арциньяно». Эта связь никогда не могла быть разорвана, и она позволила «Парме Кальчо» совершить невероятный подъем обратно в Серию А. Клуб добился повышения подряд, и 18 мая 2018 года вернулся в Серию А.
Успех «крестоносцев» стал уникальным — «Парма» стала первым в истории итальянского футбола клубом, которому удалось пройти путь от низшей лиги до высшей всего за три года. Капитан клуба Алессандро Лукарелли, проведший в клубе десять лет, не покинувший клуб после процедуры банкротства и прошедший вместе с командой путь от Серии D до Серии A, сразу же объявил о завершении карьеры. В клубе было решено изъять 6-й номер, под которым выступал Алессандро, из обращения.
В первом сезоне возвращения клуба в Серию А им удалось занять 14-е место в турнирной таблице, на три очка выше зоны вылета.
В сезоне Серии А 2019-20 «Парма» финишировала на 11-м месте с 49 очками. Деян Кулусевски, выступающий за «Парму» на правах аренды у «Аталанты», получил награду лучшему молодому игроку Серии А.
В преддверии сезона Серии А 2020-21 ничего не предвещало неприятностей. Но чехарда с главными тренерами и невнятная игра команды привели к грандиозному провалу. «Парма» завершила сезон на последнем месте, одержав всего три победы в 38 матчах, и вылетела в Серию B.
Смена владельца и возвращение в Серию А
В это время в Клубе произошли большие перемены. Контрольный пакет акций Parma Calcio был приобретен американским бизнесменом Кайлом Краузе, основателем Krause Group, которая контролирует обширный портфель предприятий в таких секторах, как розничная торговля, логистика, туризм, производство вина и недвижимость.
Так же 17 июня 2021 года, после нескольких дней спекуляций после его ухода из «Ювентуса», недавно вылетевшая «Парма» объявила о возвращении Буффона через короткое видео, размещенное на официальном аккаунте клуба в Twitter.
Новым тренером, которому доверили возвращение «Пармы» в элиту, стал Энцо Мареска. Однако после череды неудач Мареска был уволен 23 ноября 2021 года и заменен Джузеппе Якини в тот же день. «Парме» не удалось достичь поставленной цели и она завершила сезон лишь на 12-м месте.
Новые надежды были возложены на Фабио Пеккья, который занял пост тренера на сезон Серии B 2022-23. По результатам сезона 2022/23 «Парма» и «Кальяри» набрали по 60 очков, но «Парма» расположилась выше в турнирной таблице, заняв 4-ю позицию благодаря победе в очной встрече, тем самым гарантировав себе участие в полуфинале плей-офф. В полуфинальных матчах «Парма» проиграла «Кальяри» в первом матче со счетом 3:2, а вторая игра завершилась ничейным «сухим» счетом. После завершения сезона об окончании карьеры объявил капитан и легенда клуба Джанлуиджи Буффон.
Сезон 2022/23 стал для клуба историческим еще по одной причине. Впервые в истории женская первая команда «Пармы» выступала в Серии А.
Не смотря на неудачу, руководство «Пармы» высоко оценило работу, проделанную Фабио Пеккья, и позволило ему продолжить руководить командой в следующем сезоне. И не прогадало...
Уверенно начав сезон, «Парма» заняла первое место Серии В уже в 10-м туре и с тех пор не отдавала лидерство (76 очков). На финише, правда, команда много играла вничью и почти растеряла отрыв перед «Комо» и «Венецией», но помогли осечки конкурентов.
И так, «Парма» возвращается в Серию А – после трех лет во второй лиге!
Положение команд перед матчем
«Ювентус»
После не самых успешных последних сезонов руководство «Ювентуса» летом решилось на серьезные изменения, которые коснулись как состава, так и главного тренера. Назначив Тьяго Мотту и совершив ряд очень солидных приобретений, наверняка задача стоит максимальная как в чемпионате, так и в Кубке – пока «старая синьора» не разочаровывает, хоть и несколько невзрачных матчей провела.
Последний матч Серии А для «зебр» был просто невероятным. «Ювентус» сумел восстановиться после неудачного выступления против «Штутгарта» в Лиге чемпионов, где команда оставила не самые лучшие впечатления, проиграли 0:1. В важнейшем матче против «Интера» в Дерби Италии туринцы проявили настоящую волю к победе. На 71-й минуте игры «бьянконери» уступали с разницей в 2 мяча, но смогли продемонстрировать характер, сравняв счет и забрав одно очко у одного из своих главных соперников. Кенан Йылдыз, который вышел на замену, стал ключевой фигурой в этом поединке, оформив дубль и подкорректировав свои амбиции в новом сезоне, где он носит легендарный номер десять.
«Парма»
«Парма» вернулась в Серию А, но при этом не провела масштабной трансферной кампании, положившись в большей степени на тех игроков, которые и добыли путевку в элиту. Перед стартом чемпионата команда Фабио Пеккья входила в число главных кандидатов на вылет из Серии А – по подбору игроков «крестоносцы» не могут конкурировать даже с середняками элиты.
Однако на стартовом отрезке «Парма» удивила и выдала несколько очень ярких матчей. Наиболее запоминающимся был поединок против «Милана» во втором туре, в котором «крестоносцы» добыли победу 2:1 на своем поле, да и матч против «Наполи», проигранный 1:2 на последних секундах в следующем туре «Парма» также может занести себе в актив, но в целом пока стабильности не хватает.
Ждем отличную игру. Forza Juve!
Как всегда отличная преамбула к грядущему матчу, спасибо за труд!
Если позволишь, несколько описок, которые заметил в тексте:
"Все это – Парма, центр провинции Эмилия-Романья, раскинувшаяся на живописных берегах одноименной реки" - скорее всего подразумевался сам город, тогда "раскинувшийся". Если провинция - "раскинувшейся"
"Город является одним из главных гастрономических центров Италии" и "Это удивительно гостеприимный город с богатыми культурными и гастрономическими традициями" - в двух соседствующих абзацах идет повторение описательных характеристик. Лучше либо убрать одно, либо исправить на синонимичные.
"город Парма в Италии имеет сложную и непростую историю" - фактически дважды указано одно и то же, лучше просто оставить "непростую".
"Парма сегодня – это город, где сосредоточено множество исторических объектов" - очень часто повторяющийся итог, который дублируется во многих местах. Лучше его слегка перефразировать, либо где-то вообще убрать, чтобы не было тавтологии.
"Это необыкновенно красивое здание" и рядом же "Интерьер удивляет красотой", "Еще один невероятно красивый храм" - фактическое повторение, немного портит восприятие описания через одно и то же слово.
"Пармезан или Пармиджано-Реджано – прозванный «король сыров»" - тут нужно скорректировать на "королем сыров", либо изменить причастие "прозванный" на "названный".
Личный совет: старайся избегать использования одинаковых слов, даже если контекст к этому располагает. Чаще вводи синонимы или фразеологизмы, чтобы предложение становилось более живым. И еще очень важный момент: соотношение времени глаголов. В предложениях, которые расположены рядом, сперва может использоваться прошлое время, а затем - настоящее, хотя предмет описания все тот же.
Первая, изначальная – черный крест на белом фоне. Отсылка ко временам крестовых походов, причем с немецким акцентом: по одной из версий, это в честь Фридриха II, императора Священной Римской Империи, жившего в XIII веке. По другой – к гербу Тевтонского ордена. Проще с желто-синими полосами: это цвета Пармского герцогства, отсюда и прозвище "Ducali", "герцоги".
Из истории Пармы-клуба выделим два любопытных момента. В 1951 году "крестоносную" форму посчитали невезучей – так у пармезанцев завелись футболки в желто-синюю полосу. В сезоне-2000/01 руководство поменяло эмблему, убрав с нее черно-белые цвета и добавив желтого бычка на синем фоне, но изменения так негативно восприняли фанаты, что спустя год всё вернулось на круги своя.
Ха, глядя на форму Пармы-74, ощущение, что как будто тевтоны пришли на Апеннины! )))
Вот реально жалко молочников при их победах в ЕК: СериАльный гештальт не закрыт до сих пор
Там вся эта полоска небольших городов от Болоньи до Милана очень крута. Был на матче Сассуоло-Наполи в прошлом сезоне. Из-за того,что Сассуоло это деревня со стадионом малюткой на котором играет женская команда,играют они в соседней Реджо-Эмилии. Решил там заночевать и гулял пол ночи. Какой же классный городок. К слову,на стадионе было столько болельщиков Наполи,что при объявлении игроков домашнего Сассуоло их освистывали почти всем стадионом. А все потому,что там в округе куча болельщиков Неаполя,так сказать, знаменитое Юг против Севера. Из самого Неаполя было не так много их,а из близлежащих городков,прям тысячи.
Теперь про полоску городов. Болонья,Модена,Парма... каждый из них может назвать себя гастрономической столицей Эмилии-Романьи. Мортаделла и паста из Болоньи, бальзамико и кучи мишленовских ресторанов из Модены,ну и про Парму Вы все написали.
Теперь пару слов о команде. Из-за того,что большая часть состава осталась из Серии В,команде очень не хватает опыта,ну просто катастрофически. После почти идеального первого тайма против Удинезе и 2-0,команда не перестроилась на второй тайм и гости из Удине задавили физикой и на кураже даже победу вырвали. Глупое поражение дома от Кальяри,где могли и побеждать,нелепая ничья в последнем матче с Эмполи,где наоборот сами перевернули игру,хоть и забили в свои ворота,но должны были забивать на 84-ой минуте с пенальти,но промах... И пока,весь сезон в этом стиле. Такие промашки могут дорого обойтись на финише сезона,поэтому в зимнее трансферное окно обязательно требуется несколько точечных покупок.