7 мин.

Пожизненные дисквалификации или почему погиб «Пахтакор»

70 историй про величие советского спорта и позоры советской политики

11 августа 1979 года произошла третья авиатрагедия советских времен, связанная со спортивными командами. После гибели хоккейной команды ВВС (1950 год) и женской баскетбольной молодежки (1973 год), разбился футбольный «Пахтакор». Вспоминаем о той трагедии, ее предпосылках и последствиях.

Трагический, 1973-й

1973 год выдался страшным, в том числе и в контексте узбекистанского спорта. В начале года в Подмосковье погиб хоккеист «Спартака» (в будущем «Бинокор») Александр Сакеев, которому было 27 лет. Затем перед командным чемпионатом Европы по шахматам «выбыл в связи с переездом на Энское кладбище» (это мы воспользовались цитатой из одного неграмотно составленного документа) львовский гроссмейстер Леонид Штейн. Ему всего 38 лет, детскую часть из которых он провел в Ташкенте, в эвакуации. 48-летний штангист, олимпийский чемпион Трофим Ломакин будет найден мертвым. Ему пьянство на предолимпийском сборе в Ташкенте не позволит отобраться на Олимпиаду 1956. 14 июля, перед матчем с «Пахтакором», умирает сын Никиты Симоняна. Он болел с детства, но дожил до 16, и умер в год, когда отец станет чемпионом страны во главе ереванского «Арарата».

2 января прервется жизнь экс-капитана «Кайрата» Вадима Степанова. В 30 лет его отчисляют из-за нарушений спортивного режима, даже посадят по статье о тунеядстве. Следующие шесть лет из них он катится по наклонной, умирая в новогодни праздники. 13 января во время сборов в грузинском Поти утонула олимпийская чемпионка по гребле на байдарке Юлия Рябчинская. 19 февраля в Праге разбилась женская молодежная сборная СССР по баскетболу. В её составе были два тренера, восемь баскетболисток, причем, Надежду Долгову включили в последний момент, заменив заболевшую партнершу.

Чемпион мира по хоккею с мячом Альберт Вологжанников покончит жизнь самоубийством, после ухода жены. На даче, подавившись шашлыком, умрёт экс-футболист «Зенита» и телекомментатор Виктор Набутов. В Казани похоронят еще одного штангиста, олимпийского чемпиона Рима-1960 Александра Курынова ушедшего из жизни в 39 лет. 11 декабря в 40-летнем возрасте уйдет из жизни рижский шахматист Андрей Петерсон, а 23 декабря повесится 42-летний тренер «Спартака» Анатолий Солдатов. Он пришел в «Спартак» уже в 27 лет, демобилизовавшись из армии, где он играл за команду ГСВГ. Семь лет играл за «Спартак», затем семь лет работал в спортшколе клуба, совмещая это с игрой немного за другой «Спартак», выступавший только на первенство Москвы.

Александр Минаев: «Федоров просил: «Отдайте игру». В итоге 3:0

На фоне этих спортивных трагедий, 1974 год представляется просто счастливым для «Пахтакора». Взять, например, дебютанта Анатолия Могильного, вернувшегося после службы в ростовском СКА, доигравшего до сезона 1979-го года, и оставшегося в живых, как и другие новички команды того сезона Юрий Басов и Ахмаджон Убайдуллаев, и ни один из не попал в число пассажиров страшного рейса. У Михаила Ана и его супруги Клары Эм, пятикратной чемпионки Узбекистана по русским шашкам, родится будущий футболист и тренер академии «Пахтакора» Дмитрий Ан (На фото к очерку счастливый отец Михаил Ан с мячом).

С другой стороны, у команды был явственный шанс попасть в шестерку лучших по итогам, что гарантировало звание мастеров спорта. Надо было только в последнем туре «порешать» вопрос с обеспечившим серебряные медали московским «Спартаком», о чем вспоминал 20-летний на тот момент Александр Минаев в контексте общения со своим другом из Ташкента Владимиром Федоровым: «Федоров просил: «Отдайте игру. Деньгами не обидим». Ответил: «Мы не сдаем, но и на рожон не полезем. Играйте…»

В итоге у Минаева гол плюс пас счет 3:0, и у «Пахтакора» 30 очков, и промежуточное шестое место. Но после заключительного 30 тура, состоялись еще отложенные матчи 27 тура, в которых победил «Арарат», поднявшийся на пятое место, и «Зенит», финишировавший седьмым, отодвинув «Пахтакор» на итоговое восьмое.

О «пожизненных дисквалификациях» футболистов

Забегая вперед: хоккеисты «Крыльев Советов» едва не стали жертвами террористического акта, произошедшего 28 декабря 1975 года, когда успели вылететь из аэропорта «Ла-Гуардия» в Нью-Йорке за несколько часов до взрыва 25 динамитных шашек, после чего погибло 11 человек.

В 1975 году в «Пахтакор» из местного РГУОР им. Титова придёт Владимир Сабиров, а в 1976-м будет приглашен из ростовского СКА Виктор Чуркин, еще две будущие жертвы. Также в 1975-м в «Пахтакоре» аж четыре вратаря: Филатов (22 игры) и Любарцев (один матч), а также Мухаммадали Кулдашев и украинец Анатолий Бабенко (пять и три игры, соответственно).

Бабенко год назад играет за «Вулкан» из Петропавловска-Камчатского, у тренера Арсена Найденова. Финансовые проверки выявили в команде нарушения, и федерация футбола приняла решение: «Вулкан» (потушить) распустить. Всех пожизненно дисквалифицировать, включая Найденова. Уже через год пожизненно дисквалифицированный Бабенко играл за «Пахтакор», затем перешел в Пермь, как еще Харитоненко и Хатунцев. Другая троица очутились в казахстанском «Актюбинце»: Белов, Кашуба и Прошин, Орлов в Гродно, Папкович в Куйбышеве. Да и сам Найденов вскоре возглавил пермскую «Звезду».

Любопытно, что за год до разгоревшегося скандал, за «Вулкан» поиграет Александр Бехтенев, сын первого тренера «Пахтакора» Валерия Бехтенева, они вместе с группы подготовки в спортшколе московского «Локомотива», затем один тренирует, а другой играет за «Кубань», 1966-1967 годы, Зенит», Ижевск, в 1968-м, «Локомотив», Калугу, 1970-1971 годы.

В дальнейшем Петропавлоск-Камчатский потеряет интерес к футболу, поскольку 180-тысячный город будет недолго «вулканировать» в мужском волейболе. При 12 участниках Спартак» из Петропавловска-Камчатского включат в состав высшей лиги 1977 года, 13-м, как победителя победитель розыгрыша Кубка СССР для команд Сибири и Дальнего Востока. Получалось не так, чтобы очень, но до 1980-го команда сохраняла прописку в высшей лиге, независимо от занятого места. К этому можно отнести, как и ко многим решениям того времени, двояко. С одной стороны подобные команды создавались из летунов, в том же Петропавловске-Камчатском роль играющего тренера исполнял олимпийский чемпион Юрий Венгеровский, вместе с ним играли экс-сборник Владимир Иванов, бывший игрок рижского «Радиотехника» Михаил Корневский, приглашенные с Украины Николай Ластовец, Евгений Омельяненко, Евгений Павлов, экс-ростовчанин Павел Носков. С другой стороны: при наличии команд мастеров Дальний Восток воспитывал тренеров и игроков, как будущий тренер женской сборной России Сергей Овчинников из Комсомольска-на-Амуре, или либеро сборной Валентин Голубев из Советской Гавани.

После «пожизненной дисквалификации» Шавейко еще восемь лет играл

Кстати, в 1981 году пожизненную дисквалификацию «за рваческое отношение к футболу» получит и прапорщик из минского «Динамо» Валерий Шавейко. После пожизненной дисквалификации, Шавейко еще восемь лет играл в чемпионате СССР, два года в чемпионате России, матчи которого затем обслуживал как арбитр. Другой бывший минский динамовец Владимир Сахаров, ранее отправившийся по этому же пути в московское «Торпедо», честно отбыл дисквалификацию. Минск припомнил ему всего его косяки, и впаял год, федерация футбола обратила внимание, что год, в отличие от пожизненной, это цифра конкретная, и не давала возможность торпедовцам заявлять Сахарова, игравшего все это время на первенство завода.

Для понимания: Советский Союз был огромной и великой страной, спорт был едва ли не лучшей индустрией. При этом дурости в нем происходило великое множество. Как говорится, чтоб два раза не вставать. Спорт не на всю жизнь, и не лишняя иллюстрация к этому судьба игрока «Уральского трубника» из Первоуральска Ивана Кияйкина, которого в середине 60-х пожизненно дисквалифицировали за удар клюшкой судьи. Он пошел на завод, и в начале 70-х годов первая в истории трансляция на областном телевидении из Первоуральска была… о передовой бригаде Ивана Кияйкина. Но за Кияйкина некому было замолвить словечко, а за футболистов столько «ходоков» было по высоким кабинетам, что заставь их шагать одновременно, нам бы и асфальтоукладчики не понадобились.

На контрасте с дисквалифицированными для галочки футболистами, которых, да простят меня перечисленные персонажи, в стране можно было найти пучок — за пятак, дисквалификация Владимира Белова. В 1985 году, в 27 лет его пожизненно дисквалифицировали, несмотря на то, что это не просто лидер сборной СССР по гандболу, но и лучший игрок победного чемпионата мира 1982 года. «Пожизненная дисквалификация», как это зачастую происходило, была снята через два года. Но вернуться в спорт 29-летний Белов уже не смог. Точно так же дисквалификации штангистов Александра Курловича и Александра Писаренко были вполне реальными, вычеркивавшими у них лучшие годы спортивной карьеры.

Что касается советских футболистов, то для них подобное, типа, наказание, как с гуся вода. Честное слово, в союзных реалиях страшнее было получить 15 суток, которые приходилось отсиживать, чем пожизненную дисквалификацию для футболистов.

P. S. То, чего на белом свете вообще не может быть. Изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. С многочисленными волюнтаристскими решениями советского спортивного руководство контрастирует яркий пример у братушек из Югославии. Федерация футбола этой страны самостоятельно отстранила от дальнейших выступлений в национальной сборной Мухамеда Муджича, который в игре чемпионата мира 1962 года нанес страшную травму Эдуарду Дубинскому. Муджича не наказал судья игры, он продолжал играть на клубном уровне, причем, спокойно уезжая за границу, во Францию и Бельгию, и оба раза возвращаясь на родину. Но, нанеся травму советскому футболисту, вице-чемпион Европы и Олимпиады, Муджич ни разу не сыграл за национальную сборную.

При этом, на политическом уровне югославы практически всю вторую половину 20 века не были для нас братушками, как и мы для них, более того, после КНР и Албании, это была третья страна из социалистического лагеря, которой СССР шарахался, как чумы во времена Сталина и Хрущева. И только Брежнев, после восьми лет у власти, обнаружил, что в Европе еще есть политический лидер, которого он не лобызал в уста сахарные, начав налаживать отношения в начале 70-х.

(Продолжение следует)