Почему погиб «Пахтакор». Группа советских войск в Германии
70 историй про величие советского спорта и позоры советской политики
11 августа 1979 года произошла третья авиатрагедия советских времен, связанная со спортивными командами. После гибели хоккейной команды ВВС (1950 год) и женской баскетбольной молодежки (1973 год), разбился футбольный «Пахтакор». Вспоминаем о той трагедии, ее предпосылках и последствиях.
Команда ГСВГ в чемпионате СССР
В спортивной истории Советского Союза был период, когда в высшей лиге выступала команда, базировавшаяся за границей СССР. В 1963 году в высшей лиге по гандболу принимала участие команда ГСВГ. До 1954 года это воинское подразеделение носило название Группа Советских оккупационных войск в Германии, затем определение «оккупационных» убрали, оставив аббревиатуру ГСВГ, в составе гандбольной команды которого, среди прочих, играли Анатолий Невинский, впоследствии игрок ЗАС, и тренер Запорожья, Михаил Усенко, тренер СКА Одесса.
Итоговое место значится 10, последним, поскольку ГСВГ принимала участие в чемпионате вне конкурса, но по факту, она должна была финишировать на третьем месте. После чемпиона «Атлетаса» (переименованного со временем в «Гранитас») из Каунаса, который, кстати, ГСВГ обыграла, но выше бронзового призера «Буревестника» из Тбилиси.
Позже развитие гандбола легло на плечи Бориса Юмашева и Евгения Чернышева, олимпийского чемпиона 1976 года. Когда команда ГСВГ снялась с чемпионата, то ее место занял краснодарский СКИФ. Никто и не заметил, тоже аббревиатура из четырех букв.
За волейбол в ГСВГ отвечал бронзовый призер Олимпиады-1972 Владимир Путятов, за водное поло — олимпийский чемпион того же года Александр Долгушин из ЦСК ВМФ и его одноклубник Сурен Маркаров, академическую греблю развивал Кирилл Путырский.
Из баскетболистов можно вспомнить Евгения Казакова, Анатолия Астахова и олимпийского чемпиона Алжана Жармухамедова. Астахов после службы в ГДР отправился работать на Мадагаскар, где его в 1981 году сменил как раз Жармухамедов.
И отчество Наркомович
В тяжелой атлетике выступал Николай Потапов, который именно в ГДР начал заниматься спортом, а уже на родине воспитал олимпийского чемпиона Юрия Захаревича. Затем там служил Олег Ахмедов, ныне развивающий штангу в заполярном Норильске. Ахмедова мы отдельно отметили за его отчество Наркомович.
В Германии служил боксер Вячеслав Лемешев, победивший на Олимпиаде в Мюнхене, а служивший в Шверине. Боксерское трио братьев Лемешевых, воспитанных в Подмосковье тренером Львом Сегаловичем, это такой подмосковный ответ братьям Люксембург, воспитанным в Узбекистане, а бившимся за Израиль. В ГСВГ дослуживали двукратный бронзовый призер Олимпиад Виктор Рыбаков, чемпион Европы 1973 года по боксу Виктор Ульянич. Он, кстати, мог недобрым словом поминать Казань, где на чемпионате СССР 1971 года вылетел в первом же бою, как не добрался до медалей и еще один фаворит тех стартов Олег Коротаев. Судьба впоследствии разбросает двух боксеров, выступавших в соседних категориях до и свыше 81 кг. Коротаев отправится в тюрьму, после успешной драки с сыном министра МВД Николая Щелокова, став, после отбывания срока, криминальным авторитетом, а Ульянич уедет тренировать в Германию. Причем по командированию в СССР спортсмены могли выступать на Спартакиадах СССР. Таким образом, в 1971 году баскетбольную сборную Белорусской ССР усилило трио из команды ГСВГ Александр Травин, ранее игравший в ЦСКА, и два бывших игрока киевского СКА Ю. Архипов и В. Брянцев. Позже боксер Ульянич также защищал цвета сборной Белоруссии.
Футболистов за границей было великое множество, только в ГСВГ более ста. Поэтому мы перечислим состав чемпионского ЦСКА 1970 года, выигравший золото в дополнительном матче в Ташкенте. Он побил все рекорды по количеству «легионеров», служивших в ГСВГ: Николай Долгов, Марьян Плахетко и Владимир Поликарпов (начинали в Науене, заканчивали в Хенигсдорфе), Владимир Жигунов (Веймар), Анатолий Самсонов (Людвигсфельде и Науен), плюс Вячеслав Солохо (Науен), Борис Копейкин и Александр Кузнецов, Южная группа войск, Будапешт.
В ГСВГ служил будущий тренер Василия Иванчука
Шахматы всегда были в почете в ГСВГ. Виктор Желятдинов, который, вернувшись в СССР, стал тренером Василия Иванчука, первого мужа казанского гроссмейстера Алисы Галлямовой… Супруги Анатолий Донченко и Ирина Липицкая-Донченко, которые, вернувшись в СССР, родили сына Александра Донченко, а затем уже вместе с ним перебрались в Германию на постоянное место жительства. Блокадник Владимир Карасев, который относительно недавно выиграл турнир, посвященный 76-летию снятия блокады Ленинграда…
Казанский шахматист Ильдар Ибрагимов вспоминал: «Я оказался в военной части под Потсдамом. Поселок, при котором были наш военный гарнизон и местная психбольница, больше и вспомнить нечего. Зато команду я помню хорошо. Константин Асеев, Валерий Чехов, Сергей Калиничев и Рустем Даутов. Даутов и Калиничев в итоге перебрались в Германию и выступали за местную сборную».
Действительно «башкир» Рустем Даутов, женившись на немецкой шахматистке Петре Штадлер, остался в Германии, а вот Валерий Чехов, чемпион СССР по юношам, уже приехал в ГДР с супругой, шахматисткой Татьяной Чеховой. Кстати, и Калиничев в Германию перебирался с супругой, также «служившей» в ГСВГ — Валерией Гансвинд. Её партнершей Гансвинд была сильная шахматистка Лидия Зайцева. Гансвинд, Зайцева, Чехова, да с таким составом можно было смело штурмовать десятку сильнейших на Спартакиаде СССР, а не то что играть на ЦС Вооруженных Сил.
Раз уж заговорили о немцах. Знаменитая баскетболистка Нелли Бильмайер (по мужу Ферябникова) была из семьи ссыльных немцев, причем, родители были из разных мест Союза. Получается, что ссылка и способствовала созданию их семьи. В 18-летнем возрасте Бильмайер взяли на чемпионат Европы 1967 года, пренебрегая правилом, когда советский человек в первый раз за границу должен был съездить в соцстрану. Ферябникову-же сразу повезли в капиталистическую Италию, но еще через год, Ферябникову в Италию уже не взяли, на чемпионат Европы среди национальных сборных, когда тренеры посчитали, что на ее позиции центровой посильнее Равиля Прокопенко из Ташкента.
Помимо ГДР советские войска стояли также в Польше (Северная), ЧССР (Центральная), а также в Болгарии, Румынии (до 1949 года) и Венгрии (Южная Группа войск). Поскольку в Венгрии группа пребывала с 1956 по 1991 год, то и там возникла необходимость в таких же спорткомандах, как и в ГДР, только поменьше количественно и похуже качественно. В ЮГВ начинал играть футболист и тренер Юрий Котов (Румыния) под руководство которого в Нальчик едва не попал Александр Корченов. В волейболе можно отметить Виктора Радина (Венгрия), который уже в СССР стал известным тренером, за дзюдо отвечал Ибрагим Аюбов (Венгрия). В гандбольной команде ЮГВ играл Александр Лоссовик (Венгрия). Удивительно, что за рубежом ему пришлось соперничать с командой ГСВГ, где играл Евгений Чернышев. В СССР они оба играли за ЦСКА, и даже получили от армейского клуба квартиры на одном этаже одного дома.
ГСГВ, а также ЗГВ, СГВ и ЮГВ это вершина армейского спорта, «торчащая» за рубежом. Между тем, в армейском спорте была и такая экзотика, как Монголия. Виталий Похоев, представитель иркутского хоккея с мячом, вспоминал, как на первенство округа в Чите соперничал с командой гарнизона из Монголии. «После двух периодов горим – 1:5. Но в воротах у «монголов» Сергей Лагерев, земляк по Иркутску В перерыве я Серёге шепнул..., и побеждаем – 6:5». По шепоту Похоева не понятно, почему играли они три периода, хотя в хоккее с мячом это таймы, и их два, но климат в Чите такой, что могли и на три тайма матч растянуть.
В «Пахтакор» пришел рубиновец Корченов
Ташкентский РУОР, республиканское училище, стало готовить таланты в промышленных масштабах. Уже в финале Кубка СССР 1968 года за «основу «Пахтакора» играл Туляган Исаков, далее подтягивались в состав Михаил Ан (1969-й год), Алимджан Аширов и Владимир Федоров (1972-й), Константин Баканов (1973-й)...
В 1973 году в Ташкенте появился Александр Корченов из Казани. Его в 1970-м пригласили в «Рубин», где 21-летний Корченов играл под руководством Николая Сентябрева в дебютном сезоне казанцев в первой лиге. Среди его партнеров по команде будущий министр экономики Татарстана Дамир Бикбов, будущий игрок сборной СССР Виктор Колотов, но уровень первой лиги слишком силен для Корченова, и он переехал в Чебоксары. Оттуда в Нальчик, и затем в Ташкент.
В том же составе 1973 года завершал карьеру ветеран Владимир Штерн, последний из участников матчей с минским «Динамо» в 1966 и 1969 годах. Последним участником со стороны минчан был Иван Савостиков, перешедший на тренерскую работу в 1979 году, к которому мы так или иначе приближаемся. Еще один из партнеров заматеревшего, 24-летнего Корченова стал Александр Иванков, до того отслуживший-отыгравший два года в воинской части в Венгрии, в составе Южной группы войск. Поэтому он попал в «Пахтакор» только в 22 года, после армии, но уже с 1972-го стал игроком основного состава. P. S. То, чего на белом свете вообще не может быть. Изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. Чтобы противостоять «комми», на западе Германии, в ФРГ, базируются части американской армии. «Их (бин) там есть». Именно этот факт повлиял на то, что в составе сборной ФРГ появились темнокожие футболисты. Эрвин Костедде — первый такой футболист (1974—1976 годы). Далее был Джимми Хартвиг из «Гамбурга», лидером которого был Феликс Магат, сын пуэрториканского вояки. Наконец, Томас Дули стал первым американонемцем, который выбрал сборную США. В целом подобных американо-немцев можно набрать на целую сборную, их — 23. Десять родились после объединения Германии, когда советские войска уже покинули Восточную Европу. Получается, что угрозы из СССР уже не было, по причине развала самой страны, а мирные американские вояки до сих пор помогают немецким фрау решать вопрос с рождаемостью.
(Продолжение следует)