9 мин.

Почему погиб «Пахтакор». Золотые матчи Ташкента

70 историй про величие советского спорта и позоры советской политики

11 августа 1979 года произошла третья авиатрагедия советских времен, связанная со спортивными командами. После гибели хоккейной команды ВВС (1950 год) и женской баскетбольной молодежки (1973 год), разбился футбольный «Пахтакор». Вспоминаем о той трагедии, ее предпосылках и последствиях.

«Подмосковные вечера» на полу аэропорта

«Пахтакор» в 1962 году финишировал на шестом месте, хотя перед сезоном лишился одного из лидеров Станислава Стадника, которого забрали в московское «Динамо», а другой лидер Геннадий Красницкий большую часть сезона был дисквалифицирован, сыграв только 17 матчей из 32. Но под руководством Александра Келлера пахтакоровцы «изыскали внутренние резервы», выигрывая даже тогда, когда всё было против них. Вспоминается матч с киевским «Динамо», которым в тот год руководил Вячеслав Соловьев, в будущем тренер «Пахтакора».

Игра была назначена на второго ноября, а за день до неё в Москву пришла зима, 10 градусов мороза, туман и нелётная погода. Пассажиры застряли в аэропортах, азербайджанский тенор Рашид Бейбутов проклинал «Подмосковные вечера», которые ему пришлось коротать на полу, подстелив под себя газеты. Никто уже не восклицал «Я люблю тебя жизнь», (популярнейшая в те годы песня из репертуара Бейбутова, как и «Вечера»), в итоге самолёт с арбитрами вылетел из Москвы в день игры, у трапа самолёта его поджидала «Волга» с администратором «Пахтакора» Михаилом Барским, и двумя машинами ГАИ. Наставник киевлян Соловьёв, к тому времени покинувший Китай, в сборную которого был командирован ранее, выступал против замены арбитров на местных, из Средней Азии. Зрители ждали матча, хотя пишут, что в день игры в Ташкенте было 40 градусов, но трехчасовое ожидание компенсировал накал игры, на исходе которой «86-я минута стала роковой для «Динамо». Тазетдинов навесил мяч почти на вратарскую, и Беляков головой забил гол...»

Судьба тренер Келлера подходит под определение «Кто был ничем, тот встанет всем». В первый приход в «Пахтакор» он всего лишь бывший спецпоселенец, который постепенно обжился, и вскоре это уже член КПСС. Правда, произойдет это в 1965 году, очевидцы поясняют, что в то время алма-атинский «Кайрат» должен был поехать в загранкомандировку, и Келлера «вступили» в коммунисты по упрощенной схеме: за два дня.

В 1963 году за «Пахтакор» сыграет будущий артист. На самом деле голкипер Владимир Волков в свои 18 лет начал карьеру в бакинском «Нефтянике», а в 1963-м перешел в «Пахтакор», освободив место в Баку для Владимира Астаповского. Впрочем, Волков не задержался в Ташкенте, откуда в середине сезона перекочевал в Фергану, где провел 1964 год. В 1974 году закончил карьеру в Ленинграде, став детским тренером, и получив роль в фильме «Одиннадцать надежд».

Экс-вратарь «Пахтакора» сыграет и в «золотом матче» и в кино

Опытные Игорь Горбачев, Анатолий Папанов и Всеволод Сафонов, представители среднего возраста Юрий Демич и Александр Демьяненко, молодые тогда Евгений Леонов-Гладышев и Борис Щербаков, Армен Джигарханян в роли тренера испанской сборной Гомеса, Любовь Виролайнен и Валерия Бескова, супруга Константина Ивановича. Получилось ровно «Одиннадцать надежд» в главных ролях, и в эпизодической экс-голкипер «Пахтакора» Владимир Волков.

Помимо них в фильме сыграли Ирина Лаврентьева, которая в 1979 году эмигрирует в США, где сменит фамилию на Давидофф, и Николай Сектименко, фактурный артист советской эпохи, чья однокурсница Галина Логинова вышла замуж за югослава, родив ему дочь, Милу Йовович.

Кинофильмы со спортивной тематикой не редки в те времена, и «Одиннадцать надежд» вышли сразу же, после «Ни слова о футболе». После этой картины тоже найдется актер эмигрант Илья (он же Элиа) Баскин, тоже будет футболист, снявшийся в эпизоде, но в отличие от малоизвестного и уже завершившего свою карьеру Волкова, там снимут Федю Черенкова. И это не фамильярность, просто великому Федору Федоровичу было на момент сьемок только 13 лет.

Сыграет в «Ни слова о футболе» и Александр «Шурик» Демьяненко из «Одиннадцати надежд», который затем безотносительно будет жаловаться на одноплановость актерской карьеры. С учетом «Зеленого фургона», пронизанного тематикой футбола, у него и околофутбольных ролей хватало.

Ташкент как столица чемпионских матчей

В 1964 году в столице УзССР состоялся первый из трех «золотых матчей» советской эпохи. Встречались тбилисское «Динамо» с московским «Торпедо», чей форвард Владимир Щербаков, которому было всего 19, забил первый гол. Грузины сравняли счет, а в дополнительное время забили еще три, и победив 4:1, стали чемпионами страны. 70 тысяч болельщиков наблюдали за триумфом команды Гавриила Качалина, который годом ранее руководил «Пахтакором».

Матч за золото состоялся 18 ноября, а четыре дня спустя, там же в Ташкенте 26 тысяч болельщиков наблюдали за спасением утопающих. Это был матч за 13 место, в данном контексте, спасительное. Дело в том, что Класс А (первая группа) 1964 года то 17 команд, из которых четыре должны были вылететь в Класс Б (вторая группа). Две команды уже ничего не могло спасти «Молдову» из Кишинева и «Шинник» из Ярославля. Алма-атинский «Кайрат» хлопнул дверью напоследок, обыграв дома киевское «Динамо» и тоже вылетел. А сразу четыре команды набрали по 27 очков и две из них вынуждены были проводить дополнительный матч. Почему только две из четырех, а не ленинградский «Зенит» (11 место. 9 побед. Разница мячей 30-35), и бакинский «Нефтяник» (12 место, 8 побед. Разница мячей 25:30), это вопрос с бородой, которой в этом году исполнилось 60 лет. В стыках сошлись только «Торпедо» из Кутаиси (10 побед, 20:37) и горьковская «Волга» (7 побед. 19:38). В итоге кутаисцы одержали победу 4:2, когда на два дубля Хажалии и Чхвартишвили своим дублем ответил Владимир Михайлов, в будущем игрок московского «Торпедо» и тренер краснодарской «Кубани» и казанского «Рубина».

В 1967 году игра была не чемпионская. Но для ее участников не менее важная. В борьбе за выход в Класс А (аналог нынешней высшей лиги) в финальной пульке собрались «Шахтер» из Караганды и «Динамо из Кировобада, между которыми был назначен дополнительный матч 21 ноября в Ташкенте.

В Классе А уже играли «Нефтяник» из Азербайджана и «Кайрат» из Казахстана, и победитель в противостоянии становился второй командой республики в сильнейшей лиге. С годами кажется, что Караганда выглядела сильнее: вратарь Владимир Волков двигался к киношной карьере через выступления в «Нефтянике» и «Пахтакоре», а в Караганде перекрывал место в «раме» Анатолию Зарапину, который раскроется позже. Еще три бывших игрока «Нефтяника» Юрий Мелкумов (Мелкумян), Рафаэль Сарумов (Сарумян) и Надир Эйнулаев, а также Роберт Анторян из «Кайрата», ленинградец Вадим Храповицкий, и Виктор Абгольц это прямо крепкий состав и в исторической ретроспективе, и на будущее. По сравнению с которым «Динамо» любопытно только парой человек. Лев Любарский по завершении карьеры уедет в Израиль в начале 70-х, а татарин Рамис Муритов вернется на историческую родину в Татарию, будучи похоронен в местной деревне Старый Мингер (Иске Мингер). Именно Муритов, начав свою карьеру в кировобадском «Динамо» (на то время команда носила название «Текстильщик) матчем против Караганды, закольцует ее решающим голом в ворота карагандинцев.

Картежники и «Туркестанский змей»

Кировобадское «Динамо» перешло в Класс А, из которого в очередной раз никто не вылетел, поскольку занявший последнее место ленинградский «Зенит» был «амнистирован» из-за юбилейной даты 50-летия Октябрьской революции.

В 1970 году состоялась встреча московских ЦСКА и «Динамо» (4:3, причем за бело-голубых забьет воспитанник казанского футбола Геннадий Еврюжихин), о которой мы вспомним цитатой из книги Константина Бескова «Футбол и жизнь»: «Администратор «Пахтакора» Михаил Барский мне говорил, будто московские картежники затеяли многотысячное пари со своими ташкентскими «коллегами»… Те, которые ставили на ЦСКА, проявили больше стараний». Ноу комментс!

А в 1971 году Ташкент стал базой для проведения золотого матча баскетбольного чемпионата между ЦСКА и ленинградским «Спартаком» (70:69), одним из судей которого был казанец Габдльнур Мухамедзянов. Именно тогда другой уроженец Казани, писатель Василий Аксенов придумает прозвище «Туркестанский змей» для армейца Алжана Жармухамедова.

Кстати, спустя годы не уместным выглядит выбор Ташкента, как нейтрального поля для матча баскетболистов (в составе ЦСКА два экс-игрока Ташкента Алжан Жармухамедов и Евгений Коваленко, сын декана местного университета). В футбольном матче 1970 года в «нейтральном» Ташкенте за ЦСКА уже играли три «узбека» Абдураимов, Пшеничников и Солохо, плюс Вячеслав Кузьмин и Юрий Патрикеев, перешедшие в «Пахтакор» из ЦСКА по ходу сезона.

В Ташкент переедет тренер Нонны Гаприндашвили

В 1965 году в Ташкент переезжает шахматная семья супругов Борисенко, ранее выступавших за сборную РСФСР, в частности Георгий Борисенко играл в одном составе с казанским шахматистом Рашидом Нежметдиновым. 43-летний Георгий Борисенко станет практикующим тренером (среди его подопечных чемпионка мира Нонна Гаприндашвили), одновременно играя в шахматы по переписке. Как раз в 1965 он дошел до финала чемпионата мира по переписке, уступив соотечественнику Владимиру Загоровскому. Таким образом, Узбекистан получит вице-чемпиона мира по «переписочным шахматам».

Супруга Георгия Константиновича — Валентина Борисенко (Белова) возглавит сборную Узбекистана на Спартакиадах, и сыграет на командном чемпионате СССР 1972 года. В той команде, помимо Борисенко, и переехавший из Литовской ССР Леонид Маслов, и А. Мкртычан. И сенсационный победитель ЦС Буревестник 1971 года Марк Рудерфер. Ах, что это за чудесные соревнования центрального совета Буревестник, где среди участников будущий невозвращенец Лев Альбурт, уехавшие в Америку Семен (Сэм) Палатник, Борис Гулько (он покинет Союз с супругой Анной Ахмшарумовой), уехавший во Францию Анатолий Вайсер, уехавший в Испанию Борис Злотник, уехавший в Израиль Константин Лернер, как и сенсационный чемпион Марк Рудерфер. Со стороны это выглядит как перепись евреев Советского Союза тех лет, но, справедливости ради, на подобных студенческих стартах находилось место и представителям других национальностей, к примеру, будущий президент РШФ и депутат Госдумы Андрей Макаров участвовал. В качестве судьи-стажера. Там еще позже Владимир Потанин будет выступать, защищая спортивную честь команды МГИМО.

Систематически теряя евреев, тем не менее, Советский Союз и приютил многих иностранных граждан. Для понимания: уже будучи амнистированными, далеко не все военнопленные вернутся на родину, в том числе, в Японию. Это и Мацуо Хакамада, пленный японский солдат, оставшийся в СССР, где у него родилась дочь Ирина. И Сиро Кавагоэ, который отбыв срок, переедет в Москву, родит сына Сергея, будущего рок-музыканта, практически легендарного для «Машины времени» (год основания 1969-й), «Воскресенья» и немножко для «Наутилуса».

Как пелось у «Воскресенья»: «По дороге разочарований Снова очарованный пойду. Разум полон светлых ожиданий, Сердце чует новую беду».

И беда не за горами, нас ждут ташкентские события 1966-го года, а пока скажем, что, в «Воскресенье» Кавагоэ он поработает с Алексеем Макаревичем, в будущем отчимом Анастасии Макаревич (»Лицей»). Уже ее сын на момент написания этих строк был игроком ротации в нижнекамском «Нефтехимике», который тренирует Кирилл Новиков, сын известного динамовского защитника Александра Новикова. Александр Васильевич еще появится в нашем повествовании, сыграв в нем эпизодическую, как Волков и Черенков в кино, но очень важную роль.

P. S. То, чего на белом свете вообще не может быть. Изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. Болельщики «Спартака» с удивлением рассказывали историю из турне 1962 года. На Кипре «Спартак» сыграл первый тайм с «Апоэлем» 4:0, но выйдя на второй тайм обнаружил и нового соперника — «Олимпиакос», и новый счет 0:0. Пришлось напрягаться, обыгрывать и эту команду 4:2. Кипр — наш! В чемпионате СССР 1970 года произошел еще более вопиющий случай, когда первый круг начинала команда из Андижана, набравшая восемь очков, а второй круг провела команда ДСК из Джизака, у которой в активе было семь очков.

(Продолжение следует)