15 мин.

Играл против «Реала», клал плитку, отучился на тренера по гребле. Разговор по душам с Алмазом Гильмутдиновым

В футбольных кругах его чаще называют Черный, но он не обижается.

Алмаз Black Diamond Гильмутдинов.Фото: Ралина Гайнуллина, ФК «Сокол»

«Меня так еще с академии называют – лет в двенадцать партнер по команде Серега Доронин дал мне эту кличку, и она прижилась. Сегодня это моя визитная карточка в футбольном сообществе: если звучит «Черный», все понимают, о ком идет речь. А для друзей и знакомых вне футбола я Алмаз».

Воспитанник «Рубина» (19 лет в системе клуба!), эти летом 26-летний Алмаз Гильмутдинов перешел в казанский «Сокол». Вскоре после перехода и поговорили с ним за футбол и за жизнь.

«Живи я один – наверное, так и спал бы на матрасе»

— Ты сейчас кайфуешь от футбола?

— С начала этого сезона – да. Когда ты только тренируешься и играешь, да еще получаешь при этом больше, чем когда кроме футбола у тебя было три работы, это действительно кайф.

— С этого места поподробнее, пожалуйста. Какая-то жизненная неприятность?

— Нет, все гораздо проще. Когда я закончил магистратуру, родители оставили мне бабушкину квартиру-«однушку». Но ей нужен был масштабный ремонт: грубо говоря, все снести и заново поставить. Я решил ремонтировать ее своими силами. Для этого нужны были деньги, и мне пришлось работать в нескольких местах. Устроился преподавателем в школу, там же вел кружок по футболу, а еще тренировал детей в «Юните». График у меня был потрясающий: с 8 до 14 – уроки физкультуры, с 14 до 16 – кружок, с 17 до 21 – тренировки в манеже «Искандер» трех возрастов «Юнита».

— Сразу окунулся в самостоятельную жизнь.

— Да. Но не оттого, что я этого очень хотел – просто нужны были деньги. Параллельно были тренировки и игры за «Нэфис». В ремонте мне только отец и мама помогали – батя у меня рукастый, бывший военный, многое умеет и во многом подсказать может. С понедельника до пятницы я работал за зарплату, а по субботам-воскресеньям – на квартире. Было очень тяжело морально и эмоционально, к тому же за всю свою деятельность я получал скромные деньги. А с них надо было и за квартиру заплатить, и себя чем-то побаловать. Бывали проблематичные месяцы, когда ремонт просто останавливался. Из-за этого – неприятные разговоры с родителями, ссоры.

Август 2021-го. В составе «Нэфиса» (третий слева). Фото: Федерация футбола РТ

— Чем все закончилось?

— Когда подписал контракт с «Рубином», стало полегче: зарплата немного другая, премиальные. Большую часть денег я вкладывал в квартиру. В конце января этого года положил последнюю плитку в ванной – все новогодние праздники этим занимался. Даже не могу сказать, чего мне это стоило! Было очень тяжело, но я это сделал. Сразу же с девушкой въехали, в квартире был только кухонный гарнитур – ни телевизора, ни холодильника. Спали на матрасе, продукты хранили на балконе, ели на коробках. Весной, когда я вернулся со сборов и переподписал контракт с «Рубином», потихоньку приобрели все необходимое.

— Красивая история!

— Я благодарен своей девушке за терпение. Пошли она меня лесом – не удивился бы. Но она сказала: «Давай все вместе построим, я буду помогать тебе, ты – мне». Непередаваемое чувство, когда твоя половинка дает тебе адреналин, вдохновляет на подвиги – пусть и бытовые, дарит энергию для достижения целей!

— Успешным мужчину делает его женщина.

— Совершенно верно! Живи я один – наверное, так бы и спал на матрасе. А сейчас у нас пусть и небольшая, но своя квартира, в которой есть все для комфортной жизни. И мы стали за это время по-настоящему близки.

 «Очень понравилась атмосфера в команде»

На тренировке «Сокола». Алмаз Гильмутдинов, Наиль Замалиев, Никита Бурцев, Данил Воронов, Ризван Ташаев (слева направо). Фото: Ралина Гайнуллина, ФК «Сокол»

— Как состоялся твой переход в «Сокол»?

— Тура за три до конца первого круга мне сказали, что ко мне нет никаких претензий, но в «двойке» делают ставку на молодых ребят. Я все прекрасно понимаю, у меня к «Рубину» тоже нет никаких вопросов. Мой контракт был расторгнут по инициативе клуба, все обязательства передо мной выполнены.

Я подождал недельку, были варианты с Кировом и Рязанью. Звонка из Кирова я так и не дождался. А из Рязани позвонили. Но в это же время я узнал от Саныча (тренера «Сокола» Александра Ивлева – прим. ред.), с которым мы работали в «Нэфисе», что «Сокол» примет Рыжиков. Я попросил разрешения потренироваться, пока не нашел клуб, Сергей Викторович был не против. Через неделю сборов в «Соколе» появился вариант с Тверью, и я дал предварительное согласие, но душой хотел остаться здесь. Рассказал Викторычу о том, что у меня появились предложения, он сказал: «Мы на тебя рассчитываем». Я понял, что нужен «Соколу». На следующий день обсудили условия контракта. Точнее, я принял то, что мне предложили.

— Излишне говорить, что пришел в команду как домой – практически все игроки тебе знакомы.

— Конечно! Мне очень понравилась атмосфера в команде. Понятно, что пацаны знают друг друга давно – кто-то в команде даже с первого года выступлений в «татарке» (чемпионате Татарстана – прим. ред.), несколько лет вместе играют и действительно стали родными, без всякого преувеличения. Я в раздевалке эту атмосферу почувствовал с первого дня, меня ребята тоже знают – кто-то заочно, кто-то лично, по академии «Рубина».

— С некоторыми тебе, кажется, довелось пересекаться и в «молодежке» «Рубина»?

— Да, с Мишей Яковлевым полгода вместе тренировались там. Здорово, что в команде есть не только те, кто вышел из чемпионата Татарстана, но и такие люди, как Миша. Уровень у него выше, и он показывает это на поле. И на тренировках против него приятно действовать в спарринге, сам растешь от этого.

— Не могу не спросить про Эльдара Низамутдинова, который уже в РПЛ забивал, когда ты в детсад ходил.

— Низа – это отец (улыбается), ощущается это не только на поле, но и в раздевалке. Саня Куликов, Виталик Устинов, Наиль Замалиев – футболистов, у которых серьезная карьера за плечами, в «Соколе» достаточно. Для команды Второй лиги Б это дорогого стоит, тренироваться и играть с ними – большая удача.

 «Помню, хожу я по музею Микеланджело…»

— Расскажи, когда и как ты познакомился с футболом.

— К моему первому тренеру Валерию Васильевичу Чапчурову я пришел в спортзал завода «Элекон» по объявлению в семь лет. Как сейчас помню – то ли 7-е, то ли 8 февраля. В моей семье футболом никто не интересовался, на первую тренировку я пришел без формы – в белой школьной рубашке, подштанниках, которые под брюки надевали, и зимних ботинках. Валерий Васильевич посмотрел на меня, задумался, чем же меня занять. В итоге дал мяч: «Иди, о стену побей». И я всю тренировку стучал мячом в стену.

Фото: Ралина Гайнуллина, ФК «Сокол»

Через полгода тренировок в этом зале мы провели спарринги с ровесниками из «Рубина», которых тренировал Виталий Сергеевич Никитин. Провели несколько игр, и Виталий Сергеевич взял к себе семь человек из нашей команды. Так что в структуру «Рубина» я попал летом 2005 года, Виталий Сергеевич – мой первый тренер в этом клубе. В 2009 году открылся интернат академии «Рубина», в 2010-м наш 1998-й год рождения туда заселился.

— Ты застал золотые времена «Рубина», когда клуб мог позволить себе вывезти в Европу весь интернат, включая преподавателей и воспитателей. Как это было?

— Фантастически! Нынешним умом я понимаю: если бы вернулся в то время – ни одной экскурсии не пропустил, слушал бы с открытым ртом. А тогда нам ничего этого не надо было. Помню, хожу я в музее Микеланджело, думаю про себя: ну, висят какие-то картины – и что? Нам надо было шмотки какие-то покупать – не о том думали.

— Но футбол-то вы лучше понимали, чем жизнь. Какие футбольные впечатления остались?

— Просто колоссальные! Играли против ПСВ, «Реала», «Валенсии», других великих команд. Мы-то о себе думали, что в порядке – выигрывали все в Татарстане, в Поволжье. А тут – центральный защитник «Реала» заходит в свой коридор и финтом Зидана убирает двоих. Просто запредельный для нас уровень! Не о чем говорить в принципе.

— Задержаться в «Рубине» после академии у тебя не получилось.

— К выпуску я уже тренировался с дублем – раньше это было привилегией, уровень был очень высоким. Но мне дали понять: на контракт не рассчитывай.

— И на какое-то время ты остался без футбола?

— Я сразу же поехал в «Знамя Труда», тренером там был Андрей Юрьевич Семин, сын Юрия Павловича. Месяц тренировался с командой, ощутил, что такое Вторая лига. Мне дали любительский контракт, но я так и не попал в заявку ни в одной игре. Вернулся в Казань – поступать в Поволжский университет спорта. Поступил и два года, с 18 до 20 лет, играл только в любительской лиге, для себя.

— Но были, наверное, и студенческие соревнования?

— Первые два года – нет, потому что учился я на специализации «Академическая гребля».

— ???

— Перед поступлением я спросил, куда меньше конкурс, мне посоветовали академическую греблю. Группа у нас была разношерстная: лыжники, борцы, футболист – из 25 человек только пятеро-шестеро профессионально занимались греблей. И я два года маялся – играл за любителей, тренировал и очень хотел вернуться в футбол. На третьем курсе Айрат Маратович Гайнуллин, он был тренером сборной университета, позвал меня в команду. Хорошая команда была, мы стали третьими (на самом деле – четвертыми – прим. ред.) в Премьер-группе студенческой лиги. После этого на меня вышел агент Сергей Нещеретний, царствие ему небесное, позвал в «Коломну». Я поехал туда, подписал контракт, сыграл шесть игр и получил тяжелую травму – долго восстанавливался. Вернулся в Казань. И тут – ковид.

— В отличие от остальных регионов России, в Татарстане сезон-2020 все-таки состоялся.

— Да, чемпионат начался в августе, из-за нехватки времени впервые играли в двух зонах – Казанской и Закамской, а потом – финальная пулька. Я играл за Зеленодольск, и мы выиграли тот чемпионат в сумасшедшей концовке. Перед последним туром «Смена» была фаворитом, ей для чемпионства нужно было обыграть «Нефтехимик» дома. Но «Нефтехимик» нам помог – выиграл 3:2, и мы стали чемпионами.

Во Вторую лигу мог зайти с «Нэфисом»

Суперкубок Татарстана-2023. Алмаз Гильмутдинов (№13) против капитана «Сокола» Эмиля Галлямова. Фото: Федерация футбола РТ

— Примерно в то же время я оказался в компании, которая собиралась поиграть в футбол для удовольствия, – вспоминает Алмаз первые постковидные месяцы. – Костя Самаренкин вернулся из академии «Краснодара» и снимал полполя в манеже Центрального стадиона. Компания подобралась играющая – Артур Гилязетдинов, который сейчас в «Енисее», Адиль Мухаметзянов, другие ребята, с кем Костя в «Рубине» играл. И мы, полушутя, закинули удочку: «Костян, создай свою команду!». Костя только кивнул, а месяца через два обзванивает всех: «Жду вас на собрании». Нам озвучили условия, и мы решили заявляться в чемпионат Татарстана 2021 года. Так появился «Нэфис».

— Появился и сразу стал гегемоном в республике. Почему не пошли выше?

— В первый же сезон мы выиграли чемпионат Татарстана, и у нас была возможность зайти во Вторую лигу. Но в феврале началась спецоперация, и спонсоры «Нэфиса» посчитали, что это не лучшее время для создания профессионального футбольного клуба. Заявились лишь на Кубок России, отсрочив на год заявку во Вторую лигу, в Татарстане выиграли и чемпионат, и кубок. А на третий сезон в чемпионате Татарстана уже чувствовалось, что в команде нарастает негатив: вроде бы можем играть на более высоком уровне, а никаких движений не происходит, стагнация.

— И тут появился вариант с «Рубином-2»….

— Да, Дмитрий Анатольевич (экс-президент ФК «Рубин», совладелец группы компаний «Нэфис» Самаренкин – прим. ред.) заходит в попечительский совет «Рубина» и объявляет, что на базе «Нэфиса» будет возрождена «двойка». Пацаны загорелись, на первые тренировки собирались все игроки «Нэфиса» и человек десять из академии «Рубина». Всё было хорошо, все подписали контракты, завтра первая игра… Но вечером нам говорят, что по «двойкам» – особый регламент. И сразу десять человек – минус. Очень жалко. Нам это было интересно, коллектив сложился великолепный, и мы очень хотели, чтобы эта история продолжалась. Честно говоря, я и сейчас не до конца понимаю, для чего решили заявляться как «двойка» «Рубина».

— Эпизод карьеры с несостоявшимся ПФК «Нэфис» – самое большое разочарование для тебя в последние пару лет?

— Ни в коем случае! Возможно, все сложилось бы хуже, если бы «Нэфис» заявился как самостоятельный клуб – тут можно только гадать. В любом случае, в «Рубине-2» были ребята из «Нэфиса», тот коллектив сохранился, до сих пор там играют и Туш, и Муха, и Арча Николаев. Я очень рад за них – все-таки мы вместе прошли большой путь и в интернате в академии «Рубина», и в «Нэфисе», вместе зашли в «двойку». Приятная история.

— Тем более, что вам, кто старше 2000 года, тяжело было попасть в состав.

— Конкуренция была вполне здоровая – не только по возрасту. И нам, кто постарше, каждый день надо было доказывать, что мы сильнее, опытнее и должны выходить на поле. Думаю, в том, что мы играли, полностью наша заслуга.

— Отношение тренера к вам, «лимитчикам», тоже было особенным?

— С нас был двойной, даже тройной спрос. Карадениз всегда требовал, чтобы мы опекали молодых, спрашивал с нас строже.

— Как он тебе в роли тренера?

— Горжусь, что мне довелось поработать под его руководством. Карадениз оставил свой культ игрока в Казани и сам здесь остался. Да, как специалист он только начинает свою карьеру, но лично мне работалось с ним комфортно.

— Во время работы чувствовалось, что это большой игрок?

— Была бы возможность, он и на поле выходил бы! На тренировках, бывало, надевал бутсы и показывал класс.

«Верю, что в Казани можем собирать и по 10-15 тысяч болельщиков»

— Не удивился, когда «Сокол» после 11-го тура вышел на первое место в группе 4?

— Нисколько. Удивлялись и переживали – не только я, но и многие в «Рубине-2» – только перед стартом сезона, когда были опасения, что «Сокол» снимется с первенства. Понятно, что мы всегда были соперниками, но злорадства никогда не было – никто не знает, как жизнь повернется. И сейчас я – игрок клуба, который продавался на авито и в котором все нормализовалось. Здорово, что парни, заходившие с «Соколом» во Вторую лигу, продолжают играть, а не ушли работать юристами и таксистами.

— Вторая лига Б появилась в прошлом году. Расскажи о своих ощущениях в первом сезоне. Почувствовал ли ты разницу с чемпионатом Татарстана?

— Конечно, разница есть. Но сейчас уровень чемпионата Татарстана упал. Да, есть «Стрела», которая показывает хороший футбол, но раньше все-таки и зрелищности, и мастерства было побольше, и команд хороших тоже: «Бугульма-Рунако», «Шинник», «Делин»… Но все-таки таких команд, как нынешние «Амкар» и «Динамо» Киров в чемпионате Татарстана не было. Мне очень понравился Киров в кубковом матче, когда мы проиграли 2:3. Игра выстроенная, каждый знает, что и когда делать на поле. Это неудивительно – команда играет одним составом уже практически два сезона. Думаю, если нам сохранить нынешний состав и дать время, у «Сокола» получится не хуже. А возможно даже и лучше. Команда и так достигла многого – 12 игр без поражений, на первое место поднималась. А сейчас – период реконструкции после пережитого в первом круге. Нужно время.

— В соцсети «Сокола» заглядываешь, комментарии болельщиков читаешь, за полемикой вокруг изменений в клубе следишь?

— Конечно. Что могу сказать – у каждого человека есть свое мнение, он его высказывает. И только время покажет, кто прав. Я думаю, что все происходящее сейчас в клубе делается не только для игроков и тренеров, но и во благо болельщиков: чтобы их стало больше, чтобы мы собирали не четыре, а десять, пятнадцать тысяч на трибунах. Верю, что в Казани это возможно.

— Казанское дерби с этого года – особая тема. Что ты думаешь об этом и конкретно о первом официальном матче «Рубин-2» – «Сокол», в котором ты играл за «Рубин-2»?

— Моя команда проиграла 0:1, хотя мы были на подъеме, три победы подряд до этого одержали. Моя вина в том поражении тоже есть.

— Из-за гола Эмиля Галлямова?

— Не только, в целом за результат. Возможно, надо было по-другому с пацанами поговорить.  Мне показалось, что не все из нас были готовы к этому уровню.

— «Ак Барс Арена» поддавила?

— И это тоже. Я сам выходил на поле – мандраж чувствовал.

— Второе дерби прошло в более привычных условиях: стадион поменьше, народу – побольше, четыре с лишним тысячи. Приятно играть при такой аудитории?

— Безусловно, приятно: юные футболисты с родителями приходят на тебя посмотреть, после игры болельщики просят автографы, сфотографироваться. Надеюсь, мы продолжим их радовать и результатами, и игрой.

 

Наша справка

Алмаз Гильмутдинов, ФК «Сокол»

Возраст: 26 лет

Амплуа: центральный защитник

Родной город: Казань

Первые тренеры: Валерий Чапчуров, Виталий Никитин

Профессиональная карьера: 2019/20 – «Коломна» (ПФЛ «Запад» - 4 матча, Кубок России – 2 матча); 2022/23 – «Нэфис» Казань (Кубок России – 1 матч); 2023 – «Рубин-2» (Вторая лига Б – 12 матчей); 2024 – «Рубин-2» (LEON-Вторая лига Б – 8 матчей), «Сокол» Казань ( LEON-Вторая лига Б – 7 матчей, Кубок России – 2 матча).

P.S. А еще в его карьере была Медиалига и даже гол в победном матче с 2DROTS. Но это уже другая история.