Мы потеряли «Венецию». Прежней красоты уже не будет
А были самыми стильными.

Почти четыре года «Венеция» шумела и крушила рамки футбола. Скромный клуб вдруг принял гигантские масштабы, став модным брендом и культурным феноменом. Кажется, «Венеция» влюбила в себя всех.
Каждая форма становилась хитом. Нам открывали новые грани города, притягивали то венецианским золотом, то одеждой гондольеров. Иногда стрелял минимализм: черная основа с акцентами в клубных цветах и броскими деталями. Вау!
Создать красивую форму – половина дела. Нужна еще эффектная презентация. Тут «Венеция» тоже преуспела. Хорошо зашел трюк с греческой моделью Теописти Пурлиотопулу. Но это лишь часть истории. «Венеция» радовала сюжетами, смыслами, видами города и просто качественной съемкой.
Теперь все это в прошлом. Той «Венеции» больше нет. Что же ее убило?
Этот сезон «Венеция» отыграла в пустой форме от бренда Дрейка и Nike
Летом «Венеция» вернулась в Серию А. Разве есть повод лучше, чтобы пошуметь классным релизом? Тем более «Венеция» рассталась с Kappa и было интересно, кто станет новым техническим спонсором. Первые новости воодушевили. Запартнериться с итальянским клубом решил бренд Nocta, совместный проект Nike и рэпера Дрейка. Ну, круто же. Nocta впервые залетала в футбол. Появилось чувство чего-то нового.
«Как самой модной футбольной команде мира удается поддерживать репутацию на протяжении многих лет? Миксом идей и риском. Приход Nocta означает для «Венеции» отказ от фирменной винтажной эстетики в пользу чего-то более прогрессивного», – с воодушевлением заявлял журнал Esquire.

В первом туре чемпионата «Венеция» показалась в новой домашней форме от Nocta. Узор – фирменный паттерн бренда Дрейка и Nike. Отделка рукавов – в клубных цветах.
Но! В 2023-м Nocta выпускала джерси в футбольном стиле. Она была синяя и с таким же паттерном.
Очень смутило и отсутствие коммуникации. «Венеция» просто играла в новой форме, не представив ее. И только в октябре сделала презентацию (всех трех форм). Кажется, в этом было мало смысла. Инфоповод упущен. Все и так уже увидели новую форму.
Возможность купить форму появилась тоже только в октябре. Спустя два месяца! До этого срока предлагали оставить адрес электронной почты, чтобы уведомить о старте продаж. Неудивительно, что сейчас все три формы до сих пор доступны в онлайн-магазине и продаются по скидке (в прошлые годы всегда был солдаут).
Небольшой пример. «Агусбург» летом выкатил три приятные формы от Mizuno. Одна вдохновлена Древним Римом (Аугсбург когда-то давно был его частью). Ажиотаж – в том числе благодаря качественной презентации – высокий. По данным Footy Headlines, еще до старта сезона «Аусбург» побил клубный рекорд по продажам джерси. Удалось реализовать более 13 тысяч.

История с «Аугсбургом» показывает, насколько важна связка презентации и возможности сразу купить футболку. У «Венеции» не было ни своевременной презентации, ни опции заказа.
Возвращаемся к «Венеции». Гостевая форма выглядит бодрее домашней. Белая основа, полосатый узор, паттерн внизу футболки и на рукавах, отделка в клубных цветах по бокам. Лого Nocta над эмблемой «Венеции». Неплохо, но о-о-очень далеко от того, что мы видели в последние годы.

Третья форма, кажется, лучшая. Интересный диазйн, неплохая презентация. Футболка выполнена в голубом цвете, символизируя меняющиеся оттенки венецианского неба и воды. Фотосет устроили на острове Лазаретто в Венецианской лагуне. Участвовала российская модель Ольга Обумова.

Вот только прежнего ажиотажа вокруг формы уже не было. Возможно, дело в том, что люди не поняли эстетику нового проекта. Раньше «Венеция» излучала изысканность, элегантность, шарм. Сейчас дизайны другие, более молодежные, футуристичные. С другой стороны, никто не донес новую философию.
Дело не только в красивых формах. «Венеция» работала всесторонне
Эстетичные формы и фотосеты прокачали бренд «Венеции», вызывали спрос и резонировали. Но в клубе работали масштабно.
C 2020-го развитие бренда «Венеции» курировало нью-йоркское агентство Fly Nowhere. Создали целую экосистему: айдентика, стиль соцсетей, контент-план, сотрудничество с приглашенными художниками/актерами/селебрити, коллаборации с брендами, взаимодействие с медиа, дизайн стадиона, новый интернет-магазин и модель дистрибуции.
Вот так выглядел сайт «Венеции» после редизайна.

А это стиль соцсетей. Контент-стратегия включала снимки города, достопримечательностей, кадры с тренировок и фото болельщиков.

Потом добавили вот такие авангардные афиши матчей.


А вот пример взаимодействия с селебрити: для презентации предматчевой футболки позвали актера Даниэле Барисона, известного по роли в парадокументальной драме Юри Анкарани «Атлантида».

В Венеции открыли новый стильный магазин. Вообще не напоминает типичный фаншоп футбольного клуба. Скорее элитный бутик.

Взаимодействие с другими брендами – топ. Так «Венеция» вместе с венецианским производителем Lido выпускала пляжную коллекцию. Была дождевая капсула. Коллекция в стиле 90-х и для студентов.

Отдельный пункт – проект VFC AiR. Что-то вроде международной программы культурного обмена. Клуб принимал у себя творческого человека, чтобы тот изучил связь между городом и футболом. Первым участником стал фотограф Итан Уайт. Он играл в МЛС за «Ди Си Юнайтед» и «Нью-Йорк Сити», но завязал с футболом.
Итан прожил в Венеции девять месяцев, исследовал город и следил за клубом, чтобы через объектив рассказать об увиденном. По итогу вышел альбом из фотографий, который «Венеция» продавала через онлайн-магазин. Программа не заглохла, но стала менее масштабной. После Итана одним из участников был местный 21-летний фотограф.

Еще «Венеция» участвовала в жизни города, подсвечивая важные события. На сайте, к примеру, выходило интервью с куратором Венецианской биеннале Чечилией Алемани.

«Венеция» потеряла всех, кто творил ее успех
За культурную революцию отвечали два человека в клубе. Это бренд-директор Тед Филипакос и медиадиректор Соня Кондратенко.
Филипакос еще и совладелец креативного агентства Fly Nowhere, которое помогало «Венеции» с айдентикой и прочими вещами. Со стороны Тед также подтягивал другие топовые дизайнерские студии, помогавшие и с формами, и с визуалом в целом.
Мюнхенская студия Bureau Borsche участвовала в разработке некоторых комплектов – к примеру, полосатого в честь гондольеров. Также она помогла с обновлением эмблемы: новая стала золотой и минималистичной – в букве V угадывался и крылатый лев Святого Марка (символ города) и ферро – украшение для носа гондолы.

Молодое миланское агентство NodNod отвечало за новый сайт и интернет-магазин. Нанимали фотографов, видеографов, журналистов. Получилось очень продуктивно.
И, конечно, надо выделить Kappa, которая подписалась на гибкое сотрудничество. Итальянский бренд принимал дизайн со стороны, охотно шел на новые коллаборации вроде выпуска одежды в стиле девяностых и коллекции повседневных вещей. Не подводил с качеством, поставками и удовлетворял огромный спрос на вещи «Венеции».
Филипакос и Кондратенко ушли из «Венеции» в феврале 2023-го. Тут-то и началось падение. Какое-то время клуб катился по инерции. Но теперь прежняя модель окончательно развалилась. «Венеция» перестала работать с Fly Nowhere после ухода Теда. Летом рассталась с Kappa. С Bureau Borsche больше не сотрудничают.
Говорят, что, лишь утратив все до конца, обретаешь свободу. «Венеция» все потеряла и получила шанс начать с нуля. Новые люди, новые дизайнерские студии, новый стиль, новые проекты. Но вот только новая реальность выглядит жалко. Бренд Дрейка, сомнительная форма и все. Интернет-магазин, созданный прежними креативщиками, даже не наполнили вовремя. «Венеция» просто становится обычным клубом. Одним из тысячи.
Может, у «Венеции» проблемы и клубу не до эстетики?
Да, у «Венеции» есть проблемы. В сезоне-2021/22 команда играла в Серии А впервые за 20 лет. Потратив около 20 млн евро на трансферы, клуб вылетел и оказался в долгах. В 2024-м потребовались немедленно 10 миллионов евро, чтобы избежать банкротства, и еще 30, чтобы продолжить деятельность.
Тогда совладелец «Венеции» Брэд Кацуяма обратился к своему другу Мэтту Бабелю, бренд-менеджеру рэпера Дрейка, за помощью. И рэпер помог собрать нужную сумму. Так Дрейк в составе компании APEX Capital стал совладельцем «Венеции». Переход к Nocta, вероятно, часть сделки.
В то же время, несмотря на проблемы, «Венеция» не объявляла о смене вектора. Наоборот, босс клуба говорил, что будут дальше творить и удивлять красотой. Должность бренд-директора сохранилась, ее заняла Фабриция Монтелеоне. Женщина с бизнес-образованием (не творческим!) пришла в «Венецию» в 2021 году в отдел мерчендайзинга и продуктов. Что входило в ее обязанности, неясно, Фабриция очень непубличная личность. Но известно, что до «Венеции» она сотрудничала с мощными фэшн-брендами Maison Margiela, Acne Studios и Off-White.
Структура «Венеции» осталась прежней, креативные должности на месте, но результата нет. Никаких заметных коллабораций, никакого креатива. Прежней «Венеции» уже нет. А новая...
«Ваша форма позорит клуб». Почему фанаты грызутся с «Баварией» уже много лет
Фото: Gettyimages.ru/Gabriele Maltinti, Maurizio Lagana, Emmanuele Ciancaglini
Но форма тоже хорошая