6 мин.

Тактическая битва тренеров и перестроения «Зенита» в меньшинстве. Каким вышло главное противостояние РПЛ?

Перед матчем все говорили о травмах в «Зените», но в итоге хозяева подошли к игре почти без потерь. Вендел и Педро вышли в старте, а отсутствовал лишь Глушенков.

В стартовых сочетаниях неожиданные решения тренеров пришлись на один фланг – Станкович поставил слева Медину, а у «Зенита» на позиции правого нападающего вышел Мостовой (оба обычно играли на противоположных флангах).

Как и ожидалось, все действия первого тайма сводились к этому краю и активнее явно был «Спартак». Рябчук смело подключался в атаку, а Мостовой далеко не всегда успевал.

Станкович явно делал ставку на активность Олега. Под переводы они с Мединой иногда менялись местами, чтобы запутывать соперников.

Из-за этого Волкову почти всегда приходилось оказывался глубоко и потенциала для его включений в быстрые выпады не было. А в позиционной обороне «Спартак» справлялся. Медина дисциплинированно опускался пятым защитником.

По ходу первого тайма Станкович снял с игры Мартинса. Чем была вызвана эта замена, не совсем понятно. Зобнин вышел строго по позиции и играл ту же роль. Единственная версия, связанная с тактикой – банальная боязнь удаления. Мартинс уже был на желтой. «Зенит» часто вытягивал соперника в прессинг, а выходил лучше всего через левый фланг и связку Сантоса с Клаудиньо.

Замены Семака в перерыве: подстройка под Умярова и надёжность справа

После двойной замены правый фланг «Зенита» обновился: Эракович занял место Волкова, а Педро сменил Мостового. Семака явно не устраивала оборона – теперь впереди играл более дисциплинированный без мяча Педро, а сзади вообще профильный центральный защитник.

Кроме того, в центр вышел Ерохин. Это было связано с проблемами Вендела и Клаудиньо без мяча: в первом тайме полузащитники часто вытягивались на Бабича/Литвинова и в середине Умяров оставался один.

Иногда подключался и Литвинов. Тут Клаудиньо уже контролирует Наиля, но Барко проходит центр через стенку с центральным защитником.

Во втором тайме ситуация изменилась. Теперь вперёд выдвигался только Ерохин и почти всегда играл строго по Умярову. Когда встречал центрального защитника – страховал Кассьерра.

Если в середине всё стало надёжнее, то с правым флангом Семак явно не попал. Решение сразу показалось странным. Да, Эракович периодически выходил на фланге в прошлом сезоне, а сейчас явно не был готов Караваев (иначе он бы обязательно вышел в старте), но смещение Барриоса было более хорошим вариантом.

Более подвижному колумбийцу было бы проще против Медины на фланге, а чтобы не потерять качество в середине, туда вполне мог уйти Дуглас Сантос. В таком случае Горшков занял бы место бразильца слева.

Но в итоге Эракович быстро заработал две желтые и «Зениту» снова пришлось перестраиваться. Теперь уже направо ушёл Барриос, Ерохин опустился в пару к Венделу и «Зенит» стал играть по 4-4-1.

Единственная причина, по которой Семак мог не хотеть убирать Сантоса с левого фланга, – атакующий потенциал. У «Зенита» мало получалось создавать в позиционных атаках и почти все попытки выхода вперёд – забросы в зону Литвинова. Хозяева регулярно заставляли соперника прессинговать и «Спартак» смело шёл в давление. Больше всех из-за смен позиций рисковал Литвинов – центральный защитник регулярно уходил в глубину за своим соперником.

Во второй половине питерцы намного чаще атаковали через эту зону. Впереди появился ещё и Ерохин, а Сантос прекрасно двигает мяч забросами из глубины. Защитники «Спартака» выигрывали большую часть единоборств и явных провалов не было.

Станкович решил перестраховаться и поддержал Семака в выборе центрального защитника для игры справа – Даниила Денисова сменил Чернов. Перестановка добавила надёжности и уберегла от теоретического удаления (Денисов тоже был на желтой). Но неудачная замена у главного тренера «Спартака» тоже была.

После удаления «Зенит» глубоко садился на своей половине. Иногда в последней линии находились сразу 6 человек и атаками у «Спартака» управляли центральные защитники. В этой ситуации Станкович выпустил Пруцева вместо Умярова на позицию шестёрки.

Данилу явно было не комфортно в этой роли: креативных решений на чужой половине поля от него не было, а стягиваться на фланги не позволяла позиция. При этом надёжности в обороне тоже не было. Яркий эпизод - Пруцев позволил убежать Педро в контратаку на 88 минуте после углового «Спартака».

В итоге главный момент в большинстве «Спартак» создал после быстрого выпада, но Барриос спас ничью для «Зенита». Креатива в позиционных атаках хватило лишь на несколько дальних ударов, с которыми справился Латышонок.

Больше разборов тактики и продвинутой статистики в моем телеграме - подписывайтесь.