«Идите и наслаждайтесь». Развлечения и юмор в футболе
***
Тот, кто воспринимает шутку только как шутку, а серьёзность – всерьёз, не понимает ни того, ни другого.
Пит Хейн
***
Один из величайших югославских баскетболистов, Желько Ребрача, сказал в интервью, что в баскетбольной академии, которой он руководит (Нови-Сад, Сербия), его основной задачей является привить своим подопечным отношение к спорту как, прежде всего, к любимому делу, и только затем, при необходимости, как к рабочему процессу. Главным аспектом построения тренировочного процесса является установление таких отношений с тренером, при которых критика не будет восприниматься как личная неприязнь и придирка.
Два вышеуказанных принципа отражают огромную проблему, стоящую перед элитными спортивными школами. Как избежать рутинизации, когда на определённом уровне тренировки неизбежно в эту рутину скатываются, и как выстроить доверительные отношения коллектива и тренера, который, собственно, и отвечает за составление потенциально скучных планов тренировок.
Проблема отнюдь не нова. Нечто подобное в своей книге «Homo Ludens» пишет голландский философ Йохан Хёйзинга и предупреждает, что спорт, переходя в свою наиболее развитую фазу, постепенно утрачивает собственно игровую составляющую в пользу систематизации и дисциплины, что стало заметно по ситуации в Англии XIX века. По словам Хёйзинги, «поведение профессионального спортсмена больше не похоже на игру, поскольку в нём отсутствуют такие важные её элементы как беззаботность и спонтанность. Спорт всё больше перестаёт быть только игрой, превращаясь в нечто среднее: уже не игра, но и не очень уж серьёзное занятие».
Наука о спорте занята изучением этой проблемы, в особенности всего что касается включения элементов «веселья» в тренировки и соревнования. Конечно, данная проблема не может быть решена только на теоретической основе, потому что у каждого человека своё отношение к развлечениям и потребность в них. Вот почему многие говорят, что искусство тренировать заключается в том, чтобы уметь правильно работать с людьми и чувствовать их характер. Вместе с тем, с 1990-х годов прослеживается тенденция поиска формул того, как «вернуть веселье» в тренировочный процесс элитных спортсменов, особенно с учётом того факта, что доля несовершеннолетних среди них превышает 35%.
В тот же период Йохан Кройфф добился огромных успехов во главе «Барселоны», продемонстрировав внедрение революционных методов подготовки в противовес традиционным, основывавшимся на физическом и оборонительном аспектах игры. В своей книге «Я люблю футбол» голландец пишет, что «тренеры должны обучать подопечных не самым неприятным, жертвенным аспектам игры, а прививать радость и любовь к процессу, его наиболее яркую и стимулирующую сторону». Далее Кройфф продолжает: «Мы должны вернуться к истокам футбола, и истоки говорят нам, что этот фантастический вид спорта был изобретён для того, чтобы получать удовольствие и, следовательно, приумножать его любителей, а не для того, чтобы бесцельно бегать и пинать друг друга». Ассистент Кройффа той золотой эпохи, Карлес Решак, возвёл своё видение игры в ранг жизненно важного совета: «Смысл жизни может одновременно считаться и смыслом футбола, поскольку человек, выходящий на поле, стремиться получать удовольствие, а не умирать».
***
Следите за новостями Футбольного клуба «Барселона» в телеграм-канале БарсаМании
***
На пике своей тренерской карьеры, перед финалом Кубка европейских чемпионов 1992 года Кройфф сказал своим игрокам легендарное: «Идите и наслаждайтесь». Согласно его философии, удовольствие во время игры служило ключом не только к спокойствию, но и было важным элементом достижения победы. По словам голландца, «у многих может не быть ещё одной возможности сыграть в матче подобного уровня, поэтому им следует наслаждаться, а не мучаться. Если нет удовольствия, то нет и игры. Если вы не играете, то добиться победы сложнее. Всё просто».
Модель «Барселоны», внедрённая во все юношеские команды клуба, основана на этих принципах. Следовательно, работа в футбольных академиях каталонцев фокусируется на игре в пас, самом основном элементе футбола, который дети инстинктивно воспроизводят, когда впервые бьют по мячу. Естественным продолжением данной философии является позиционный стиль игры, согласно которому численного преимущества над соперником можно добиться посредством игры в пас и восприятием пространства.
При тренировочном процессе роль дисциплины столь же противоречива. Элитные виды спорта требуют стойкой переносимости боли, что является неотъемлемой частью тренировок. Таким образом, подготовка спортсменов высокого уровня предполагает наличие умения справляться с разочарованиями. Спортсмены должны контролировать свой сон, вес, питание, физическое состояние и даже хобби. Когда все эти аспекты жизни спортсмена становятся нормой для него, то контроль за их соблюдением осуществляется им самостоятельно, а роль тренера воспринимается как роль соавтора и оптимизатора разнообразных программ.
Прививая спортсменам дисциплинированность, обязательно нужно сохранять баланс и не переходить определённые рамки. Обратное может привести к перетренированности, травмам и, если спортивная цель не будет достигнута, к психологическим проблемам, поскольку результат в любом виде спорта – это то, что никогда не удаётся контролировать полностью. Поэтому следствием соблюдения необходимого уровня дисциплины может стать либо полный отказ от занятий спортом, либо завершение карьеры на более раннем этапе.
Основываясь на этом, научная литература о спорте выделяет два типа спортсменов: гедонисты и эвдемонисты. Первые занимаются спортом ради удовольствия, развлечения. Мотивация вторых строится на достижении результатов. Эти подходы не являются взаимоисключающими, однако требуют сбалансированности. Техническими терминами, которыми определяются оба подхода, являются внутренняя и внешняя мотивация. В первом случае спортом занимаются ради удовольствия, во втором – ради достижений, таких как титулы, награды и другие цели.
Ключом к успеху в работе в системе элитных спортивных академий является принятие спортсменом внешней мотивации. Адаптируя её к своей тренировочной практике, но, в то же время, не забывая о получении удовольствия от процесса достижения поставленных целей, спортсмены становятся конкурентноспособными на требуемом уровне. Ответственность за внедрение элементов развлечения и отхода от рутины в тренировочном процессе лежит на тренерах.
Шутки и юмор в спортивной среде не были достаточно широко изучены в научных исследованиях, хоть и не остались незамеченными. Их многофункциональное использование тренерами в повседневной работе может открыть интересные возможности. Если тренер – это прежде всего менеджер эмоций своих подопечных, а его основным инструментом является общение, то юмор не должен быть чужд этому процессу.
Если один из самых выдающихся социологов Калифорнийского университета, Мюррей Дэвис, говорил, что социологию без юмора понять до конца нельзя, то, в свою очередь, существует целый ряд исследований по спортивной науке, которые утверждают, что тренер, не задействующий в своей работе юмор, не сможет стать хорошим тренером.
Юмор способен многое дать воспитанию и правильному управлению командой. Смех объединяет людей, укрепляет их связи и повышает чувство взаимной солидарности. С помощью юмора можно добиться повышения эффективности и продуктивности, особенно в педагогической среде.
Исследование, проведённое среди скандинавских тренеров элитного уровня с более чем десятилетним опытом работы в футболе, гандболе, плавании и академической гребле, показало, что юмор намеренно используется ими в качестве рабочего инструмента. Они считают, что без этого не обойтись, так как тренировки даже самого профессионального уровня неизбежно подвержены рутинизации, отражающейся в ежедневном выполнении однообразных занятий. Без развлекательных элементов тренировочный процесс может негативно повлиять на мотивацию и целеустремлённость. Необходимо максимальным образом предотвращать монотонность, и в самых тяжёлых и утомительных ситуациях шутка – отличный способ преодоления инертности.
Разумеется, как уже было сказано выше, необходимо соблюдать строгий баланс между дисциплиной и привычным образом жизни спортсмена. Тренеры, опрошенные в ходе исследования, пытались развлечь своих подопечных самыми разными способами – например, пряча обувь игроков или разрезая зубные щётки и т.д. Целью таких действий является вывод атмосферы в коллективе из состояния монотонной спортивной динамики.
Опрошенные тренеры также рассказали, что стараются выявить и поддержать «спортсмена-заводилу». По их мнению, тот кто внутри коллектива способен шутить со всеми и разряжать атмосферу, очень полезен команде в целом. С учётом того, что спортсменов набирают по их заслугам, а не по религиозному или культурному признаку, демонстрируемый юмор должен быть всеобъемлющим, понятным каждому из членов коллектива и не воспринимался слишком серьёзно. Один тренер вспоминал, что для него в перерыве матча было важно, чтобы игрок спросил его, что он думает о цвете экипировки соперника, что в итоге вызывало общий смех и снимало напряжение.
Коллектив, в котором юмор не приветствуется, в конечном счёте демонстрирует не наличие авторитета у тренера, а его авторитарность. Если тренер считает, что те или иные развлечения подорвут уважение к нему, то на самом деле такое происходит как раз потому, что он чувствует недостаток этого самого уважения.
Поведение, описанное выше, считается ошибкой, потому что ни строгая дисциплина, ни юмор не должны является единственным инструментом, а призваны рука об руку и сбалансировано работать на укрепление авторитета тренера. В ходе исследования один из тренеров заявил, что с годами пришёл к выводу, согласно которому наилучшим методом работы является серьёзность, периодически разбавляемая некоторыми элементами юмора. Более того, действительно остроумная и в тот же самый момент непринуждённая шутка в адрес спортсмена придаёт ему дополнительную уверенность в себе, хотя кто-то может утверждать обратное.
Отдельного упоминания заслуживает поговорка, с содержанием которой согласятся многие, где шутка всегда считается полуправдой. Тренеры используют шутки как инструмент, с помощью которой можно избежать негативного или оскорбительного подтекста, но вместе с тем донести до спортсмена критический посыл. Австралийский тренер по регби Боб Дуайер, выигравший чемпионат мира, утверждал, что ему нравится самый важные вещи проговаривать в шутливой манере, поскольку так они лучше всего запоминаются.
Оборотная сторона юмора скрывается в том, что шутки могут быть сделаны за чей-то счёт, то есть способны продемонстрировать превосходство одних людей над другими. Если допустить такое, то юмор превратится в контрпродуктивную силу и установит токсичную атмосферу в коллективе. Тренеру следует быть осторожным, поскольку токсичный юмор является пагубным методом закрепления иерархии. Наоборот, юмор должен быть средством достижения противоположного, то есть устранять неравенство и поддерживать позитив.
Источник: FC Barcelona
Перевод: Жорди Лашхия
«Валенсия» – «Барселона»: вопросы и ответы по итогам матча. Разбираем основные моменты победы над «летучими мышами»
«Барселона» Флика прихлопнула «Валенсию». «Барселонские» карикатуры: трансферы, Флик, финансовый фэйр-плей и не только
Испанские судьи снова отличились: Арбитры Ла Лиги сезона 2024/25. Феерия на Евро, новые правила и рост числа девушек в Ла Лиге