Трибуна
23 мин.

«Уточка из Ломбардии». Алессандро Матри и его путешествие по Италии

В разрезе упоминания ведущих футболистов Италии при описании качества и класса сборной в общем и клубов Серии А в отдельности, их принято делить на представителей первого эшелона, второго, и так далее. В первую категорию относят легенд, лучших из лучших – они меняют историю своих команд, выдают на постоянной основе рекорд за рекордом, удивляют болельщиков своей стабильностью и качеством игры на весьма длительном отрезке времени, а затем о них складывают легенды, называя каждого талантливого юношу именем той самой звезды.

Во втором эшелоне зачастую те, кто по определенным причинам не сумел взобраться на престол популярности, но при этом неизменно приносил пользу своему коллективу, работал на благо всех в ущерб собственным достижениям, да и просто не обладал гениальной искоркой, компенсируя ее отсутствие трудолюбием и самоотдачей. В третий припишем всех тех, о ком пели заблаговременно оды об успехе, но кто довольно быстро канул в небытие, не справившись с давлением и грузом ожиданий.

Алессандро Матри балансировал на грани второй и третьей выделенной нами группы игроков, соизмеряя свой талант с итоговым выхлопом на поле. Матри никогда особо не блистал, нигде не становился звездой мирового уровня, рекордов особо не бил, с легендами себя для поднятия хайпа не сравнивал. И тем не менее благодаря Алессандро «Ювентус» начал свою беспрецедентную гегемонию отрезком в 9 феноменальных лет. Благодаря парню из Ломбардии, который был самым обычным итальянским нападающим среднего достатка, коих ежегодно мы насчитаем с десяток минимум. Благодаря тому, о ком так редко вспоминают в Турине.

Теперь нужно заглянуть в телеграм-канал, чтобы подписаться, и затем мы продолжим:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Миланский спурт и неудачное начало

Алессандро Матри родился 19 августа 1984 года в Сант-Анджело Лодиджано, коммуне в Ломбардии, которая расположена всего в 30 км от Милана. Приятная мелочь касательно даты рождения, поскольку перед стартом каждого сезона в Серии А в будущем Матри устраивал небольшой праздник в раздевалке, чтобы подбодрить своих товарищей перед началом долгого пути. Географическое же расположение домашнего очага семейства Алессандро предопределило его клубные предпочтения: в момент огласки его желания попробовать свои силы на футбольных полях в 12 лет родители записали его в академию «Милана», за который болела вся семья.

Итальянская молодежь редко выбивается в основу своих же клубов, академии которых заканчивает – даже просто дебютировать и пробежать пару метров в футболке основного состава немыслимая удача, куда уж тут рассуждать в пользу попадания в заявку на сезон не просто для соблюдения регламента по количеству воспитанников в ней.

Но все же Матри тут отчасти повезло, за что можно поблагодарить в определенной степени «Ювентус» – в предверии финала Лиги чемпионов 2003 года «Милан» в последних турах Серии А выпускал резервистов и молодых игроков, чтобы избежать травм и усталости у основного состава перед важным матчем. Алессандро сумел попасть на аттракцион столь невиданной щедрости и заскочить на матч против «Пьяченцы», аккурат за 4 дня до столкновения своего клуба с «Юве». Матри вышел на замену на 71 минуте, ничем особо не запомнился, но вся семья с восторгом встретила дебют своего отпрыска, устроив званный ужин для всех соседей и просто желающих что-либо отпраздновать в теплый майский вечер.

Дебют вышел случайным и остался для игрока единственным шансом: следующий сезон Алессандро провел в Примавере, а затем его, как и большинство собственных протеже, начали распределять по арендам в надежде, что кто-то клюнет и выкупит контракт неопытного форварда. Да и сложно было ожидать чего-то от юноши в команде, где солируют такие парни, как Шевченко и Индзаги.

Три сезона подряд Матри примерял на себя футболки разных клубов из низших дивизионов. Сперва это был «Прато» из Серии С, где Алессандро под конец сезона выдал неплохую голевую серию в трех матчах подряд. Затем «Люмиццана», буквально вчерашний соперник Матри из того же дивизиона. И наконец повышение до Серии Б – «Римини». В том составе бравировали опытом Риккьюти, Джеда и Москардели, каждый из которых не понаслышке знал о борьбе с лучшими клубами в элите, потому Матри куда чаще наблюдал за игрой со скамейки запасных, изредка подменяя кого-то под самый конец матча. Успешным можно было назвать лишь период с марта по апрель, где Алессандро в период физического застоя соперников провел 4 гола, в том числе и в дерби против «Чезены».

Но если говорить об опыте – никто не рассматривал парня как игрока старта, несмотря на то, что ему было на тот момент уже 23 года...

Чудо из «Кальяри» за авторством Аллегри

Дальнейший ход событий нельзя назвать иначе, кроме как происками судьбы. В июне 2007 года «Милан» хотел оформить трансфер Дэвида Суазо из «Кальяри». В рамках очень долгих переговоров было заключено соглашение о частичном покрытии трансфера прямым денежным траншем, а часть оплаты планировалось провести через совладение – под раздачу попал как раз контракт Алессандро Матри. «Милан» настаивал на том, чтобы сперва оформили Матри, и только затем – Суазо: это требовалось для срочной регистрации чистой прибыли перед получением одобрения на покупку со стороны Берлускони. Матри был оценен в 4 млн евро, «Кальяри» выплатил свою долю в 50%, после чего внезапно услышал от коллег «Извините, до свидания».

Все так, «Милан» просто вышел из сделки по Суазо, хотя наличие договоренностей подтверждал сам Массимо Челлино – президент «Кальяри». Дэвид в итоге перешел в «Интер», а «Кальяри» вместо игрока старта получили воспитанника «Милана» без опыта, без гарантий, еще и в совладение... В будущем представители Суазо всячески открещивались от этой истории, настаивая на том, что с «Миланом» они никогда не контактировали, это все было придумано Челлино с целью побольше содрать с «Интера» по итогам переговоров.

Как бы то ни было, у Матри никто особо не спрашивал: переезжаешь и точка, если конечно хочешь играть. Для Алессандро это в любом случае был огромный шаг – впервые он получал возможность поиграть в Серии А на постоянной основе близко к стартовому составу. Вместе с тем, «Кальяри» в рамках трансферной операции по Суазо сумели договориться о переезде Роберта Аквафрески из «Интера» – еще один итальянский талант, не пригодившийся в своей альма-матер. Кто бы тогда сказал, что итоги того трансферного окна окажутся сродни победе в лотерее?

Матри и Аквафреска в своем дебютном сезоне сумели сформировать потрясающую по качеству атакующую связку, забив на двоих 16 мячей. Роберт отвечал за тактическую организацию вывода мяча из центральной зоны в финальную треть поля, в то время как Матри был наконечником – ему удавалось подстраиваться под передачи своего партнера под любым давлением, что конвертировалось в голы.

Но Аквафреска и себя не обделял вниманием, забивая даже чаще Алессандро. Умение самостоятельно организовывать себе моменты и успешная реализация поспособствовали тому, что на следующий год именно Роберт стал первым выбором тренера в нападении. Перед началом своего второго сезона в «Кальяри» Матри схватил простуду, проиграв в предсезонной подготовке конкуренцию Джеде, став в итоге третьим футболистом в иерархии обновленного тренерского штаба во главе с молодым и голодным до побед Массимилиано Аллегри. Несмотря на это, «Кальяри» были довольны высокой конкуренцией в атаке, что поспособствовало выкупу второй половины контракта Матри у «Милана» все за те же 2 млн евро.

Аллегри предпочитал формировать атакующую связку из двух футболистов не так, как это делалось ранее – дуэтом с распределением ролей в штрафной в разные отрезки игры. В понимании Массимилиано, один игрок должен брать на себя роль дирижера под основным форвардом, но в нужный момент выходить выше, принимая на себя функционал своего партнера – пока тот опускается в зону «девятки». Обоюдовыгодная замена без потери качества, чтобы соперник не мог настраиваться на игру против конкретного футболиста в обороне. Так его 4-4-2 легко трансформировались в 4-5-1, где Роберт Аквафреска солировал впереди, а Джеда страховал перед штрафной, периодически на скорости выбегая из-за спины партнера.

К сожалению, Матри не смог сходу завоевать расположения тренера из Ливорно, особенно в части тактической грамотности. В принципе, это применимо ко всей команде, поскольку Аллегри начал свою карьеру в «Кальяри» с пяти поражений подряд. Это не помешало ему в итоге вытащить клуб ближе к экватору таблицы в концовке сезона, но Матри так и не удалось выиграть прямую конкуренцию у Аквафрески.

Успех Роберта привел к повышенному интересу к нему со стороны других клубов Серии А. Пока Аллегри продолжал ротировать состав по всем линиям, Аквафреска вовсю рекламировал себя благодаря голевому пиршеству и постоянному месту в стартовом составе. Матри же ограничился всего 11 выходами в основе за весь сезон, но сумел при этом отличиться 6 раз. Контракт Роберта выкупил «Дженоа», и Аллегри решил не рисковать, отдав освободившееся место парню из резерва. Джеда перешел на позицию замыкающего, а Матри стал ложной «девяткой», заново переосмысливая роль нападающего в сложной системе главного тренера.

Что и говорить, в итоге Матри ее освоил на пять с плюсом.

Алессандро феноменально начал сезон 2009/10. Под руководством Аллегри нападающий постоянно работал с мячом, создавая голевые ситуации буквально на ровном месте. Кто бы мог представить, что еще год назад он проигрывал конкуренцию Аквафреске, с учетом того, что теперь Матри выполнял тот же объем работы, что и ранее Роберт, но на куда более высоком уровне? Как выяснилось, достаточно было чуть больше веры в игрока и чуть больше игрового времени с партнером другого типажа. И Матри взял нужную высоту.

12 голов за сезон, звание лучшего бомбардира команды в Серии А, обновление рекорда легендарного Луиджи Ривы в 7 забитых мячей в 7 матчах подряд – теперь взгляды журналистов были обращены на Алессандро и его «Кальяри», занявшего 12 место при отставании от зоны Лиги чемпионов всего в 5 баллов. Результативность Матри росла на глазах: в первых 65 матчах за клуб ему покорилось лишь 12 голов в общей сложности, однако затем он сумел провести аж 8 мячей за 16 игр. Очень важно упомянуть, что Алессандро не просто забивал: он делал это в самые сложные моменты для команды – так, в частности, следует упомянуть о спасении ничьи в игре против «Наполи», закончившейся со счетом 3:3. Камбэк начался в тот момент, когда гости уже проигрывали 2:0 и готовы были опускать руки, пока на авансцену не вышел Матри. Затем Аллегри провел крайне удачные замены, выпустив Джеду и Лавирри, и «Кальяри» спас игру, подарив себе мощный психологический прилив сил на остаток сезона. Об этой игре мы еще вспомним позднее.

О Матри заговорили на уровне сборной Италии. Пока Марчелло Липпи готовился к будущему провалу в ЮАР, его мучали вопросами о возможности приглашения двух главных феноменов того сезона – Марио Баллотели и Алессандро Матри. Липпи предпочитал делать ставку на опыт, и как выяснилось позже, о Матри он доселе ни разу и не слышал, кроме как в новостных сводках о парочке удачных матчах «Кальяри» на уровне имени в заявке, не более. Если успехи Баллотели уже били по глазам, результативность Матри казалась локальным явлением провинциального характера, когда команда низшего порядка делает ставку на одного конкретного футболиста в ущерб игре в целом ради последующей удачной продажи и пополнении собственного баланса.

Но сборная Италии с треском провалилась на чемпионате мира в ЮАР, а Матри продолжил строить карьеру. Строил, строил, и наконец достроил... Его позвали в «Ювентус».

Удача в черно-белых цветах

Сезон 2010/11 оказался своего рода пограничным в контексте современной истории «Ювентуса». Это был апофеоз провальной политики предшественников Андреа Аньелли на посту президента клуба, которые ему пришлось устранять аккурат в свой первый же год работы – это и был искомый сезон. На пост генерального директора был приглашен Джузеппе Маротта, который не преминул воспользоваться положением и вместе с собой перевез в Турин тренера из «Сампдории» – Луиджи Дель Нери. Что и говорить, это решение обернулось крахом весьма эпических масштабов.

Состав был собран из футболистов вполне весомого класса. В команде доигрывали последние сезоны Мауро Каморанези, Давид Трезеге, Алессандро Дель Пьеро, Фабио Каннаваро – несмотря на провал в «Реале», защитник решил на годик вернуться. В подмогу старой гвардии Маротта приобрел «нового Недведа» в лице Милоша Красича, перехватил у Неаполя Фабио Квальяреллу в период его проблем с шантажистами и назревающей депрессии. В оборону был сосватан юный Леонардо Бонуччи в помощь к Джорджио Кьеллини и Николо Легротталье. В составе собрали весьма интересный сплав из молодости и опыта, которым не хватало корректного тренерского руководства. И Дель Нери явно не вытянул на своих плечах груз ответственности за такую тяжесть, именуемую «Ювентусом».

Однако до зимнего перерыва на каникулы все шло довольно неплохо. «Юве» даже умудрился запрыгнуть на второе место под умопомрачительным «Миланом» Аллегри, где также доигрывали звезды прошлых лет. Переломным моментом для туринцев принято считать домашнюю встречу против «Пармы», где воспитанник «Юве» Себастьян Джовинко устроил грандиозную порку своей бывшей команде, обыграв тех со счетом 1:4. Но что страшнее результата, ведущий форвард команды Фабио Квальярелла получил тяжелую травму, выбыв до конца сезона. Эта потеря оказала ни с чем несопоставимое влияние на коллектив, который морально полностью развалился всего после одной неудачи.

Маротта экстренно вышел на трансферный рынок в поисках бомбардира с соответствующими качествами под нужды главного тренера. Дель Нери уже начал активно жаловаться в своих интервью на ужасный кадровый подбор, сетуя на отсутствие голов и нападающих как прямое следствие кампании Беппе и Аньелли. В последний день ТО в Турин был взят в аренду Алессандро Матри, забивший на тот момент уже 11 мячей даже без Аллегри на посту тренера. Поразительно, но его голевые подвиги не стали аргументом для прессы, высмеявшей подобный ход Маротты. Не помог и дебют Алессандро в новой команде – «Юве» проиграл «Палермо» и выпал из зоны еврокубков. Но затем все встало на свои места.

Матри оформил дубль в своем втором матче на новом месте – по иронии судьбы это был дубль в ворота «Кальяри». Затем помог «Ювентусу» одолеть «Интер» в домашней встрече на Олимпико единственным голом после нескольких упущенных шансов из более выгодных позиций. Это была не просто победа – клуб, терпящий бедствие, принимал у себя нынешнего гегемона, что изрядно раздражало болельщиков «Юве» в последние годы. И любая победа в таком противостоянии стоила десяти других, равно как и гол, забитый в ворота «Интера» – десятка голов другим командам.

«Матри уже является легендой», – объявляет La Stampa следующим утром.

«Вы еще не понимаете, что сделали этим переходом. Это не голы, это признание в любви, акт желания, черно-белый оргазм», – вещали в миланском издательстве Gazzetta dello Sport.

«Победа не Дель Нери, но Маротты», – подытоживает Tuttosport.

Так буквально за несколько игр Алессандро Матри стал «в доску» своим парнем. Его манера игры заметно отличалась от игры Квальяреллы – гораздо более одаренного и элегантного итальянского форварда, но при этом Матри даже при некоторой «деревянности» движений при обращении с мячом умудрялся забивать голы. Всегда и везде, когда это требовалось больше всего. Лишь травма Маркизио и заметная потеря физических кондиций Мело и Красича лишили Матри той массы моментов, обещанных ему Дель Нери на тренировках в концовке сезона. Но в любом случае Алессандро закончил сезон в качестве четвертого бомбардира лиги с 20 голами, пока «Ювентус» мирился с седьмой строчкой в турнирной таблице, организуя массовую перестройку.

По ее итогам в летнее ТО в 2012 году на пост главного тренера был приглашен Антонио Конте.

В состав сосватали таких игроков, как Андреа Пирло, Артуро Видаль, Штефан Лихтштайнер, Мирко Вучинич, и еще несколько десятков футболистов разного класса и функционала. Маротта явно намеревался доказать, что его первоначальный план по возрождению «Ювентуса» – это не пустой звук, несмотря на некоторые неурядицы на старте. Перестройка наложилась на открытие «Ювентусом» собственного стадиона, что налагало дополнительную ответственность на команду, но при этом и добавляло очков уверенности в своих силах – все-таки первый стадион в собственности конкретного клуба в Серии А, своя прекрасная арена, где соперник должен бояться выходить на газон, встречая могучий рев трибун. О Скудетто никто не рассуждал, но руководство явно не собиралось проводить третий сезон подряд на седьмых местах.

Не секрет, что Конте просил в нападение громкое имя. Ему импонировал Матри своей результативностью вопреки условиям, но для серьезных задач этого было как будто бы недостаточно. Квальярелла сходу попал в немилость одиозного тренера, по причинам доселе неизвестным доподлинно. Фактически в клубе отсутствовал центральный нападающий – ни Матри, ни Вучинич, ни Квальярелла не выполняли такую функцию на постоянной основе, предпочитая играть в оттяжке. Маротта не сумел привезти Агуэро из «Атлетико», на которого явно делал ставку перед закрытием ТО, тот предпочел «Манчестер Сити». Так Конте входил в свой первый сезон в большом клубе Серии А соперничать с чемпионским «Миланом» во главе со Златаном Ибрагимовичем, имея на острие атаки Алессандро Матри.

Золотой сезон как вершина карьеры Алессандро

Философия Антонио Конте крутилась вокруг постоянного давления. Схема играла второстепенную роль, на первом месте был прессинг и физическое преимущество на каждом рубеже поля. Тактика игры в 4-2-4 с высокими флангами обороны не помогала в этом от словам совсем, «Ювентус» чередовал тяжелые победы с сухими ничьими, стараясь скорее не пропустить, нежели забить больше соперника. Так было до матча против «Наполи», где «Ювентус» сумел спастись со счетом 3:3, проигрывая сперва 2:0 на выезде. И вновь камбэк начал Алессандро Матри, как и несколько лет назад...

С гола Матри началось ментальное преображение коллектива Антонио Конте вкупе с переходом на схему 3-5-2. Команда поверила в себя, в свои силы, в свои возможности. Весьма важным событием в контексте последующих свершений также стала прямая встреча «Милана» и «Юве» 25 февраля. Тот самый скандальный матч с незасчитанными голами Мунтари и Матри, ранним голом хозяев и поздним камбэком под руководством все того же Матри. За этим последовал длительный победный отрезок, сменившийся такой же длительной серией из постоянных ничейных результатов, прямая гонка на продолжительной дистанции с «Миланом» за первое место, где каждый терпеливо ждал ошибки другого, и в итоге Конте сумел привести «Ювентус» к долгожданному триумфу в Серии А.

Сложно себе представить, что чемпионом стала команда, где лучший бомбардир – Матри забил всего 10 голов. Для сравнения, Златан Ибрагимович сумел забить аж 28 мячей, став самым результативным нападающим лиги. Сработал постулат о том, что побеждает неизменная лучшая оборона – тут Антонио Конте превзошел самые смелые ожидания болельщиков и скептиков: его «Юве» ни разу не проиграл за весь сезон, пропустив лишь 20 мячей в 38 матчах!

Исторический во всех отношениях сезон, ставший первым из девяти побед подряд. Ни одного поражения, дебют Конте на таком уровне, приезд Пирло из «Милана», ставший решающим в контексте изменения баланса сил, становление Андреа Аньелли в когорте самых успешных президентов в истории клуба, бесконечные трансферные успехи Джузеппе Маротты, третья звезда на клубной футболке, золотые дубли, финалы Лиги чемпионов, и так далее...

За всем этим стоял один маленький факт, потерянный в бесконечности успеха.

Именно Алессандро Матри стал лучшим бомбардиром в этом историческом сезоне. Простой форвард из Ломбардии, чей уровень и класс когда-то не позволили соперничать с Робертом Аквафреской. Воспитанник «Милана», терявшийся в арендах и не выдерживающий конкуренции с форвардами «Римини». Игрок, который даже после прекрасного сезона в «Кальяри» был назван «Неудачником, который никогда не будет иметь решающего значения» – эти слова произнес сам Франко Каузио, не последний человек в истории «Юве». В самом грандиозном сезоне клуба в его новейшей истории, самом памятном из всех девяти ввиду коренного перелома ментальности и распределения сил в стране победа писалась рукой маленького человека с не самым выдающимся талантом голеодора.

Как не любить футбол, когда в нем существуют подобные истории?

Дальнейшая карьера и конец путешествия

После феерического успеха в свой первый полноценный сезон в «Юве», Алессандро Матри осуществил свою детскую мечту – сыграл в Лиге чемпионов. Команда сумела выйти из группы после трех побед подряд, одолела «Селтик» в тяжелейшем противостоянии, но в итоге споткнулась о будущих чемпионов в лице «Баварии». Не самый плохой результат после продолжительного отсутствия в главном европейском первенстве. Матри отчетливо понимал, что амбиции клуба простираются за пределами его собственных возможностей, и вскоре в команду приедет нападающий, превосходящий его классом. Так и случилось – клуб оформил переход Карлоса Тевеса, привез ему в пару бесплатно Фернандо Льоренте, а Алессандро оказался выставлен на трансфер. Никаких обид, стороны прекрасно понимали, что эти отношения логично подходят к концу.

Матри попробовал свои силы в «Милане», но там не удалось повторить успеха травмированного Джузеппе Росси. Воспитанник клуба обновил собственное разочарование в проекте клуба, который и дал ему дорогу в большой футбол, и запросил аренду в поисках постоянной игровой практики. Вновь знакомая до боли история...

Последовал переход на полгода в «Фиорентину», затем один год в «Дженоа», полгода аренды в «Юве» для ротации в погоне за «золотым треблом», и вновь возвращение в «Милан». Познав истинную горечь в издевательской замене летом 2015 года в товарищеской встрече против «Реала», где игрока выпустили на 4 секунды, Матри потребовал расторжения контракта. «Милан» отверг это предложение, но предложил вновь попытать счастья в аренде.

Сыграв год за «Лацио», Матри убедил агента попробовать договориться о прямом трансфере ввиду грядущего завершения контракта. Это сработало: игрока выкупил «Сассуоло». Но и здесь у Алессандро не задалось – буквально через месяц игрок вступил в открытую конфронтацию с тренером ввиду отсутствия гарантий присутствия Матри в основном составе на сезон. Руководство отказалось от услуг итальянского нападающего, передав его в аренду в «Брешию». Там Матри осознал, как сильно устал от перипетий футбольного естества – под конец сезона он объявил о том, что завершает карьеру профессионального футболиста.

Подводя итоги весьма интересной футбольной жизни Алессандро Матри невооруженным взглядом чувствуется его вполне ощутимый класс на фоне большинства итальянских нападающих того поколения. Матри был хорош в «Кальяри», а за «Юве» ему удавалось забивать в каждой третьей встрече – 92 игры и 31 гол. Алессандро взял два Скудетто и поиграл в Лиге чемпионов, побывал в финалах Кубка Италии, отметился победным голом в одном из них во время своей аренды в «Юве» при Массимилиано Аллегри – нельзя сказать, что это карьера неудачника. Однако болельщики редко вспоминают Матри в контексте успеха. Скорее это воспоминание о попытке компенсировать отсутствие Квальяреллы при Дель Нери, не более того. Оттого становится грустно и обидно...

Связь между игроком и «Ювентусом» ощутима и по сей день. В недавнем матче легенд, организованном в честь столетия правления семейства Аньелли в составе нашлось место и для Матри, что вызвало продолжительные овации и восторг у фанатов, давно забывших о вкладе Алессандро, но с удовольствием вспомнивших об этом хотя бы при таких обстоятельствах. Сам Алессандро без конца улыбался и без устали махал болельщикам – а уж на поле и вовсе задал жару ветеранам клуба.

Это была приятная встреча, лишь укрепившая понимание того, что Матри – плоть от плоти «Ювентуса». В это и заключается прелесть футбола, все больше погружаемого в ореол коммерции – зачастую историю творят не только звезды. В ней находится место и для таких обычных трудяг. Трудяг, о которых обязательно следует вспоминать.

А напоследок остается лишь ответить на вопрос касательно не совсем понятного заголовка статьи. Почему уточка? Ответ банален до безобразия: фирменное празднование Алессандро после забитых мячей, перенятое им у одного из партнеров по академии «Милана» навечно укрепилось в ассоциации с самим Матри. И при упоминании его фамилии в голове всплывает лишь один образ.

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE