Травма, рецидив, заражение. Как таинственная инфекция разрушила карьеру Игора Тудора
Среди болельщиков «Ювентуса» остается и по сей день множество тех, кто успел застать травму Алессандро Дель Пьеро в 1998 году. В памяти живы драматичные кадры со злополучного матча против «Удинезе», где подкат защитника фриульцев Марко Дзанки лишил туринскую команду их лидера на следующие 9 месяцев. Разрыв связок стал важной вехой в истории не только Алекса, но и «Ювентуса» в целом – клуб фактически навсегда потерял одного футболиста, после чего приобрел совершенно другого. Взрывной темп и феноменальная скорость принятия решений уступили место интеллекту и мудрости. Едва ли не лучший игрок мира на тот момент перевоплотился в того, кто предпочитал возвышать всю команду, нежели возвышаться самому.

История Дель Пьеро долгие годы служила вектором (во многом – ошибочным) для фанатов в части возможного Ренессанса даже после подобных травм. Стоило кому-то из игроков «словить» перелом кости или разрыв связок, неизменно вспоминался Алессандро – в болельщиках тут же просыпалась вера в лучшее. Однако историй с иным концом, где один подкат и одно падение тормозили карьеру, к сожалению, в клубе набралось куда больше. Маркизио, Кьеллини, Пепе, Кьеза, Погба, Дибала – и это лишь часть всего массива игроков двадцать первого века, познавших вкус горечи несбывшихся надежд.
На фоне означенного выше контекста прецедент Игора Тудора стоит особняком.
Весьма одаренный и неуступчивый защитник столкнулся с тем, что оказалось не под силу даже самому сильному футболисту – его карьеру остановила не травма, а инфекция, приобретенная после обыкновенного воспаления сустава. Невидимый враг, съедавший Тудора изнутри на протяжении целого десятилетия. И боль, не столько физическая, сколько ментальная, от встречи с которым преследует его по сей день.
Если вы еще не подписаны на мой телеграм-канал, самое время это сделать, чтобы не упускать ничего из жизни «Ювентуса»:
Какого игрока потерял клуб?
С именем Тудора принято связывать один из наиболее драматичных отрезков истории «Ювентуса». И драматизма сюда набрасывает не скудность результатов, а скорее горечь осознания того, на что была способная эта команда под руководством Марчелло Липпи, и сколь многого она не смогла при этом достичь.
Игор воплощал собой истинную мощь, которую только можно себе представить при упоминании фактуры центрального защитника. Он был статен и огромен, при росте под два метра и весомых габаритах мышечной массы Тудора опасались на поле все, порой даже товарищи по команде. У хорвата не было авторитетов или сковывающего в действиях морального компаса – как только раздавался свисток о начале игры, перед его глазами оставались лишь мяч и газон

Универсальность Тудора помогала Липпи и Анчелотти задействовать своего защитника на разных участках поля. Игор был великолепен в верховых единоборствах, обладал отличным дальним пасом и оставался незаменим при розыгрыше стандартов у ворот соперника. При этом нередко за излишне агрессивную манеру игры ему приходилось видеть перед собой карточки, но вряд ли хоть один человек посмел бы указать ему на отсутствие дисциплины – Тудор знал, где можно пересечь линию, а где следует сдержаться.
Возможно, его единственной игровой слабостью можно было считать недостаток технической изящности при работе с мячом. Это несколько сковывало его при выходе из обороны в атаку, однако Липпи легко нивелировал этот аспект за счет использования Тудора в плотной опеке игроков соперника, фактически избавляя того от частой встречи с мячом.

Катастрофа, о масштабах которой еще никто не знал
В декабре 2001 года Тудор повредил лодыжку. Травма не показалась сперва серьезной, поскольку врачи диагностировали только ушиб сустава и небольшой области мышечной ткани вокруг него.
Через месяц игрок продолжал мучиться от боли, и журналисты просили уточнить характер повреждения – все же вряд ли простой ушиб мог надолго выбить футболиста из состава. И тогда в феврале 2002 года впервые со стороны медицинского штаба «Ювентуса» прозвучала фраза о том, что повреждение УЖЕ подвержено рецидиву, и сроки возвращения Тудора в строй остаются неизвестными.
На поле ему удалось выйти лишь в марте – после этого Игор отбегал 14 матчей, испытывая при этом зачастую резкую боль. Это списывали на восстановление тканей и затяжную реабилитацию ввиду незапланированного длительного отсутствия, однако на Чемпионат мира 2002 года его не взяли в сборную. Это не вызывало никакого удивления: Тудор играл очень скованно, отказывался часто идти в стык с другими игроками, предпочитал ограничивать физическое воздействие на больной участок лодыжки. Так у Игора постепенно стал появляться ментальный барьер относительно возможного возвращения той боли, с которой ему пришлось столкнуться зимой сезона 2001/02.

Долгий путь восстановления
В следующие три года Тудор перенес последовательно три операции на суставе: сперва в Амстердаме, затем в Италии, и после этого в Бельгии. Клуб очень сжато подавал информацию о состоянии здоровья Игора в прессу, ограничиваясь привычными слуху словами о «повреждении голеностопа», «затяжном восстановлении работоспособности мышц и хрящей», о реальном характере травмы хорватского защитника никто и ничего толком не знал.
Частое отсутствие нагрузок и регулярных игр сильно «били» по физическим кондициям Тудора. Он очень долго работал над тем, что вернуть себе место в основе после очередного посещения лазарета, выходил на поле, и спустя некоторое время вновь выпадал на неопределенный срок. Аннотации о его состоянии вновь таки оставались сдержанными: боль, лодыжка, сустав, рецидив.
Самым серьезным ударом, от которого карьера Игора так и не сумела оправиться, стала годичная пауза в период Кальчополи.
После очередной операции – в августе 2006 года – Тудора провел вне игры около года. Спортивные издательства отсчитывали дни «Ювентуса» без Игора, остановившись по итогу на отметке 312. Именно столько дней Тудор пропустил после последнего хирургического вмешательства. Примечательно, что его форма была настолько далека от идеальных кондиций, что непосредственно перед операцией игроку пришлось поиграть в аренде в «Сиене», поскольку «Ювентус» отказывался выпускать Игора на поле в таком состоянии.

Аренда в «Сиене», год без футбола после операции», попытки «Ювентуса» досрочно разорвать контракт с футболистом, от которого больше нет проку. Вряд ли кто-то мог себе представить, что именно в таком порядке мы будем описывать завершение карьеры некогда блестящего центрального защитника, способного заиграть в любой команде мира. Но к сожалению, с футболом было покончено – Тудор дождался завершения контракта и на правах свободного агента летом 2007 года перешел в свой родной «Хайдук». Там ему удалось лишь 8 раз выйти на поле, однако боли не оставляли Игора ни на мгновение.
Не в состоянии больше терпеть мучения даже при минимальных нагрузках, Тудор объявил о завершении карьеры 22 июля 2008 года.
В чем же на самом деле была причина болей Игора?
Первыми в контексте публикации материала о реальном состоянии лодыжки Игора Тудора стали журналисты из хорватского издательства «Sportske novosti» в 2009 году.
Репортер Роберт Мотени лично посетил бывшего футболиста и затем его лечащего врача в Турине, чтобы в полной мере воссоздать картину триумфального падения замечательного хорватского футболиста. И только тогда наконец появилось наиболее целостное понимание серьезности травмы лодыжки Тудора, полученной в декабре 2001 года. А именно – некачественного лечения, в ходе которого Игор приобрел инфекцию. Инфекцию, сожравшую в следующие пять лет едва ли не весь правый сустав вплоть до основания голеностопа.

Бактериальная инфекция по своему характеру куда страшнее типичных для футбола травм, на вроде разрыва связок или мышечных повреждений. Для инфекционного процесса характерна постоянная боль, вызываемая нагноением в области кости или поврежденного сустава, что обнаруживается далеко не сразу – врачи логично сперва списывают болевые ощущения на реабилитацию после первичного повреждения.
Точный патоген и штамм инфекции, приобретенной Игором, прессе так и не раскрыли. О том, что травма голеностопа носит именно «бактериальный» характер, также нигде не упоминали вплоть до 2009 года. Сам футболист был вынужден сдерживаться в своих заявлениях на публике, упоминая лишь боль и свое неизменное желание как можно скорее вернуться на поле.
Наследие
На сегодняшний день нет никаких оснований полагать, что инфекция все еще дает о себе знать. Игор активен во время тренировок с «Ювентусом», принимает участие в некоторых упражнениях с мячом, помогает своим игрокам бить по воротам, навешивая им порой с углового флажка.
Тем не менее, зная контекст инцидента, разрушившего всю его карьеру, можно понять отношение Тудора к тем игрокам, у которых наблюдаются хронические проблемы со здоровьем или же к тем, кто вернулся после долгой реабилитации. Во время предсезонной подготовки Игор уделяет особое внимание Глейсону Бремеру и Хуану Кабалю, демонстрируя им, что их карьере в команде ничто не угрожает и даже длительный простой ни в коей мере не станет триггером для руководства поскорее избавиться от ненужных игроков. Тудор отстаивает сохранение едва ли не всех своих футболистов, уповая на то, что каждый имеет право доказать свою ценность для команды.
Единственным исключением стал кейс с Сэмюэлем Мбангула, молодым футболистом, который на правах «любимчика» Тьяго Мотты так и не сумел убедить его преемника – Тудора. И ввиду того, что Мбангула оказался продан, складывается ощущение, что далеко не Игор решал его судьбу в тот период. Но реальное положение дел мы пока не знаем, потому оставим это на откуп прессе.
Вскоре начинается первый полноценный сезон Игора Тудора во главе «Ювентуса». «Ювентуса», который дважды выгонял хорвата – сперва как игрока, затем как помощника тренера. И каждый раз Тудор возвращался по первому же зову. Кто знает, возможно именно такая преданность и любовь к черно-белым цветам станут поводом для воскрешения веры в скорое возвращение трофеев в клубный музей?
Больше информации и новостей:
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые тексты!
В свое время я и вовсе упустил из виду Игора, особо не обратив внимание на его долгое отсутствие - мол, травмы и травмы. А тут такое..
Но всегда рад, что заглядываете!