Дания – очень счастливая страна. Почему?
С 2012 года ООН публикует Отчет о мировом счастье. Его рассчитывают из шести параметров – от продолжительности жизни до уровня свободы и щедрости. Часть данных берут из государственной статистики, другую – из опросов жителей. Например, их спрашивают: «Удовлетворены ли вы свободой выбирать, что делать с жизнью?» Или: «Жертвовали ли вы деньги на благотворительность в прошлом месяце?
За 12 лет Дания ни разу не выпала из топ-3, три раза возглавляла рейтинг, а последние шесть лет не уходит со второй позиции. Первое место – у Финляндии.
Спортс объясняет, как это возможно.
Короткий рецепт счастья: хюгге + врожденная законопослушность, которое пришла вместе с религией
В конце 2016-го Оксфордский словарь представил шорт-лист главных слов года. Рядом с «брекзитом», «чат-ботом» и «альтернативными правыми» оказалось «хюгге», которым британцы заполонили соцсети. Они подписывали им фотографии уютных интерьеров со свечами, пледами, теплыми носками и горячими напитками.
Хюгге не имеет точного перевода. Словарь расшифровал его как «уют и комфортную атмосферу, вызывающую чувство удовлетворения и благополучия».
В Скандинавии о хюгге знают с XIX века, но в синоним стиля жизни оно превратилось в конце 1990-х. Майк Викинг, автор книги «Hygge. Секрет датского счастья», описал явление в десяти ассоциациях: «атмосфера, присутствие, удовольствие, равенство, благодарность, комфорт, согласие, гармония, близость, безмятежность».
Хюгге – самый короткий ответ, почему Дания такая счастливая.
Профессор Орхусского университета и коллега Викинга по институту исследования счастья Кристиан Бьернсков добавил еще одно условие – доверие.
Дания – мировой лидер по этому показателю. С утверждением «большинству людей можно доверять» согласны 74% датчан. Политолог Герт Тингаард Свендсен назвал доверие – нематериальным богатством Дании. По его словам, оно предотвращает конфликты и снижает преступность, экономит деньги, облегчает ведение бизнеса, приносит ощущение гармонии. Все это увеличивает счастье.
Как доверие работает на практике?
Например, в датских театрах нет охраняемых гардеробов. В магазин Красного Креста в Копенгагене можно зайти по QR-коду, даже если он закрыт, взять нужный товар, а деньги положить на стойку кассира. Родители оставляют коляски со спящими детьми на улице рядом с кафе и ресторанами.
Датчане не устанавливают охранные сигнализации. Почтальоны кладут у двери даже ценные посылки. Предприятия часто заключают устные договоренности, не подписывая контракт. Полицейские, судьи и чиновники не задумываются о коррупции, потому что верят в идею общественного блага.
«Для датчан важно исполнить гражданский долг, сохранить принятый порядок вещей», – объясняет Кристиан Бьернсков.
Но как датчане стали такими законопослушными?
«Они подвержены правильному подходу к жизни из-за лютеранской религии, которая пришла в Скандинавию вместе с Реформацией. Лютеранство предполагает аскетизм, правильность, четкость выполнения всего, умение не растрачиваться, трудолюбие. Не жадность, но расчетливость – они просчитывают все наперед», – говорит Спортсу кандидат исторических наук и доцент истфака МГУ Евгения Корунова, которая специализируется на истории Скандинавии.
«Если упрощать, они рождаются законопослушными, – продолжает она. – Не нарушают закон, потому что для них это противоестественно. Когда они видят, что на земле валяется кошелек, не возьмут деньги себе. У них это как переступить через себя. И все идет от религии. Они давно с этим не соглашаются, потому что не хотят, чтобы их считали религиозными. Отход от религии действительно начался давно, но она уже часть их культурного кода, часть характера. Поэтому они довольны тем, что живут в стране, где закон выполняется так, как написан на бумаге. Это тоже приносит счастье».
Про кошелек – факт. Эксперимент с потерянным кошельком проводили в 40 странах, но именно в Дании еще чаще всего возвращали с нетронутыми деньгами – более чем в 80% случаев.
В Дании запрещено быть лучше других и говорить об уникальности. Это отразилось даже на рекламе Carlsberg
Про Janteloven за пределами Дании знают меньше, чем про хюгге, но этот кодекс поведения – важнейшая часть датской идентичности.
Автор «законов Янте» – писатель Аксель Сендемос. В 1933-м он опубликовал сатирический роман «Беглец пересекает свои следы» – о нравах жителей вымышленного города Янте, в котором никто не был выше других. В романе Сендемос сформулировал 10 законов:
1. Не думай, что ты особенный.
2. Не думай, что ты нам ровня.
3. Не думай, что ты умнее нас.
4. Не воображай, что ты лучше нас.
5. Не думай, что ты знаешь больше нас.
6. Не думай, что ты важнее нас.
7. Не думай, что ты все умеешь.
8. Тебе не следует смеяться над нами.
9. Не думай, что кому-то есть до тебя дело.
10. Не думай, что ты можешь нас поучать.
Похожим правилам датчане следовали много веков. 100 лет назад их зафиксировали на бумаге, и до сих пор они идеально описывают датский менталитет, который презирает индивидуальные достижения и делает акцент на коллективном благополучии. На «законах Янте» базируется идея общества всеобщего благоденствия, которое уравнивает сильного и слабого, богатого и живущего на пособие.
«Законы Янте» повлияли даже на рекламу пива Carlsberg. Слоган «Пожалуй, лучшее пиво в мире» на английском звучит как «Вероятно, лучшее пиво в мире». Плакат с Мадсом Миккельсеном в аэропорту Копенгагена гласит: «Carlsberg – лучшее пиво в мире? Может быть».
Умеренность, переходящая в аскетизм, и уважение друг к другу – следствие не только лютеранства, но и сурового климата (зима мягкая, но долгая; дождь идет 120 дней в году), уверен доктор социологических наук и президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин.
«Климат подразумевает, что люди должны жить в гармонии с соседями, по-другому просто не выживешь, – говорит Милехин Спортсу. – Как любой народ, который живет в экстремальных условиях, они вынуждены относиться с большим уважением друг к другу. Эти люди всегда жили в коммунальной ментальности, где нужно плечо и взаимопонимание».
Выручке и взаимопомощи датчан учат с детства: в школах они часто работают в группах. Люди старшего поколения объединяются в сообщества, основанные на общих интересах, – от волонтерских до экономических и политических групп. Книга «Датские дети. Воспитание в стиле хюгге» рассказывает, что 79% датских бизнес-лидеров были активными участниками подобных ассоциаций еще до наступления 30-летия.
Политические причины счастья: высокие налоги и система, которую строили столетиями
В 2019-м Time опубликовал колонку Андерса Фог Расмуссена, где бывший премьер-министр Дании размышлял, почему страна – счастливая. По его мнению, есть три причины: доверие, государственные услуги и гибкость.
Под государственными услугами Расмуссен имел в виду бесплатное образование в том числе в университетах, здравоохранение и уход за престарелыми, которые финансируются за счет высочайших налогов. Отчисления физических лиц доходят до 55% от доходов, но именно такую модель управления не раз называли лучшей в мире.
Гибким политик назвал местный рынок труда. Он выглядит как золотой треугольник: сотрудники соблюдают баланс работы и отдыха, социально защищены сильными профсоюзами и пособиями, безработным создают условия для поиска новой работы.
По словам Евгении Коруновой из МГУ, построить государство всеобщего благоденствия датчанам (и в целом скандинавам) помогла география: «Они всегда жили на обочине Европы. С одной стороны, шли вслед за европейскими тенденциями. В то же время – смотрели на европейские процессы как бы со стороны. Это позволяло взять паузу и подумать, подходят ли им они».
Социолог Милехин добавляет другую деталь – возраст государств: «Дания и Швеция – одни из старейших монархий в Европе, многие этапы общественного развития они давно прошли. Мы, конечно, можем считать себя от кого хотим и находить корни хоть в скифах, хоть в древнем переселении народов, но если считать государственность от Московии, то мы молодое образование.
Посмотрите, что пережили Англия в конце XVII века, Франция – в XVIII. Мы это получили в начале XX века: смену элит, смену форм правления, окончание монархии с законодательно утвержденным внутренним рабством. Скандинавы все это прошли сильно раньше. Это позволило им создать реальные социальные институты».
Обратная сторона счастья: много одиночества и самоубийств. И новое модное слово, которое пока знают только в Скандинавии
Средний датчанин оценивает уровень счастья в 7,5 из 10.
«При этом есть много людей с оценками 3 и 4 – то есть несчастных», – замечает старший аналитик Института исследования счастья в Копенгагене Майкл Биркьер. – Просто у нас их меньше, и это ключевое. Иногда мы так и говорим: Дания – не самая счастливая страна в мире, а наименее несчастная».
Психолог Мари Хельвег-Ларсен из колледжа Дикинсона в Пенсильвании (основан отцом-основателем Америки) соглашается: «По статистике, мы самые счастливые, но это не означает, что все у нас идеально. Большой процент датчан описывает себя как страдающих, они не особо довольны здоровьем и жильем. Исследователи измеряют не столько уровень счастья, сколько уровень удовлетворенности процессами в стране. Никто не спрашивает напрямую, а счастлив ли ты».
В 2024-м в Дании зафиксировали 10,7 суицида на 1000 человек – больше, чем в Болгарии, Таджикистане, Китае, Намибии и Северной Корее. 650 самоубийств в год – в три раза больше, чем летальных исходов в ДТП.
Пастор Датской Народной церкви Оле Буль Нильсен считает причиной несчастья – воспитание: «Нас с детства приучают быть самостоятельными и не делиться проблемами с окружающими. А когда человек прячет проблемы, это прямой путь к одиночеству, ведь тогда он не осмеливается быть самим собой. Мы всеми силами стремимся жить без трещин на фасаде, но они появляются с обратной стороны».
О том, что датчане молчат о проблемах, говорит и Коре Кристенсен, глава исследовательского отдела университета в Оденсе. По ее мнению, дело в скромности и менталитете, когда не принято ни хвастаться, ни жаловаться. Но в этом она видит и преимущество: «Сложно чувствовать тоску в обществе, где все должны быть счастливыми. Из-за этого мы по природе оптимисты».
Чтобы утешить себя после неудач, датчане придумали междометие pyt – что-то вроде «не бери в голову» или «всякое случается». В 2018-м pyt выбрали любимым словом датчан.
Возможно, однажды pyt превратится в новое хюгге.
Как понять «Гамлета». И почему в важном английском произведении герои – датчане
Фото: Patrick Pleul/dpa/Globallook Press/Global Look Press; Gettyimages.ru/ Ole Jensen; unsplash.com/Joshi Milestoner, Majestic Lukas, Shayna Douglas, Emil Kalibradov; Gettyimages.ru/Jeremy Moeller/Getty Images for The Wants Social / Copenhagen Studios
Если это и было, то очень давно и из генетической памяти давно удалено.
Датчане короля избирали с 16 века и парламент имели с середины 19 века, вам для сравнения.
А как принимались решения у русских в те времена?
И ещё одна ересь - в Дании в тысячу больший коллективизм, чем в России.
Капитализм к нынешней Дании имеет весьма отдалённое отношение - благодаря перераспределению доходов, банкир и сантехник живут в соседних домах, ездят на Вольво, дети ходят в одну школу. Вся разница, как говорят шведы, что у одного дома Икея, а у второго может быть натуральная мебель и натуральная крыша - особый шик для скандинавов))
- Конский ценник абсолютно на всё! Швейцария выражает респект.
- Качество продуктов питания хорошее, но не более того. А дальше см. пункт 1.
- Очень средненький сервис. При том, что нормальный ужин в обычной забегаловке стоит по 50-60 Евро на человека.
- Знакомые говорят про отвратительное качество медобслуживания. Пример: в местной больничке Копенгагена не смогли (или не захотели) определить перелом ноги. Дали обезболивающее и отпустили гулять. Пришлось ползти к частникам и делать всё за свой счёт (см. пункт 1).
- Электричество и газ - одни из самых дорогих в Европе. Причём, половина цены - это налоги и НДС. При этом, местные массово переходят на электромобили... Особенно таксисты, 75% которых по личным наблюдениям и общениям - это выходцы из стран Ближнего Востока (Ливан, несуществующий Курдистан, Сирия, Ливия).
- В одной из гостиниц Копенгагена, где я проживал (типа, понтовые 4 звезды и 200 Евро/ночь), отопление было центральное. Так как дело было в начале Июня и сезон давно прошел, всем было по барабану, что ночью за бортом 8 градусов и в номере мягко скажем прохладно. Дали шайтан-обогреватель, купленный за 10 баксов на Али, и посоветовали достать шерстяные носки.
- "Ты не лучше других" местные интерпретируют весьма интересным образом, больше похожим на "Мы не хуже тебя". Это как минимум.
Короче говоря, дАтчане, как и все скандинавские нации плюс Финляндия (А Финляндия - это не Скандинавия. Ну, вдруг кто не знал...), устроили себе свою собственную песочницу. И наверное это и есть их главный источник счастья: твёрдая уверенность в том, что они могут делать всё так, как им хочется, без оглядки на кого-то ещё.