Взгляды в прошлое. Взгляд третий
Летом 1998 года я окончил школу и поступил в столичный вуз. Началась учёба, которая у меня практически сразу же застопорилась - видать, не тянул предложенный уровень. Но зато прелести жизни в Москве открылись мне во всей красе. И возможность смотреть качественный футбол была одной из них. До этого я жил в своём селе, мог смотреть чемпионат России, сборную и игры Кубка УЕФА и Кубка кубков. Лига чемпионов после победы Дортмунда в 1997 году «ушла» на НТВ. Переез в столицу дал возможность больше футбола.
Причём не только по ящику. Как-то один товарищ приволок дешёвые билеты на матч в Черкизово, где «Локомотив» принимал в 1/8 финала потрунальскую «Брагу». Этот товарищ за пару дней до этого был в Лужниках на «Спартаке» с «Интером» и рассказывал, как трибуны освистали Рональдо. В общем, мы вчетвером рванули на другой конец Москвы. С того момента я стал поклонником красно-зелёных.
Красно-зелёные нервы
Билеты нам достались козырные - почти напротив центрального круга. Войдя на стадион, мы были здорово удивлены собравшейся аудитории - газеты написали наутро, что игра собрала около 15 тысяч. «Локо» в ту пору был самым непопулярным клубом Москвы, домашние игры с его участием почти всегда шли при пустых трибунах.
Надо сказать, что «паровозы» и до этого были мне симпатичны. Сезоны 92,93 и 94 годов, как мне сегодня видится, были полезными для клуба в том плане, что Юрий Сёмин получил шанс спокойно выстраивать то, чего он хотел выстроить, выстраивать так, как он хотел, не опасаясь вылета. В союзном первенстве над железнодорожниками постоянно висела угроза Первой лиги, тут же уровень соперников был настолько слабеньким, что можно было не беспокоиться и спокойно работать. Что Сёмин и делал, и результаты не заставили себя долго ждать. Бронза-1994, серебро-1995 - ещё 5 лет назад о таком тут и мечтать не могли. В советского время за все годы был взят лишь один комплект наград - в 1959 году...
Но я отвлёкся. Первые постсовковые годы я не болел за железнодорожной командой, особо не следил. Первый, пожалуй, опыт настоящего, конкретного боления за «паровозов» - это финал Кубка-1996, когда подавляющее большинство заранее отдавало трофей красно-белыи. Однако Кубок поехал в итоге в Черкизово. Год спустя он снова оказался там же, в финале против «Динамо» шансы сторон уже считались как минимум равными. «Локо» был удачливее. И именно с выигрыша Кубка-1997 и началась, на мой взгляд, европейская история красно зелёных. До этого было два участия в Кубке УЕФА, в которых сразу же доставались «Ювентус» и «Бавария», и один Кубок кубков, где тоже был ранний вылет.
Европоход «Локо» 1997-1998 года вошёл в историю в первую очередь домашним четвертьфиналом против афинского АЕКа. Валидольный матч с двумя отменёнными голами в ворота афинян, пенальти в ворота Нигматуллина, выходом греческого форварда на пустые ворота, когда Сергей Гуренко каким-то непостижимым образом сумел предотвратить гол, и решающий удар Игроя Чугайнова в последней отчаянной атаке. Прошло четверть века, этот матч вошёл в золотую коллекцию российских клубов, а я неоднократно слышал, что многие влюбились в «Локо» именно после той игры.
Вот мы и подошли снова к матчу «Локо»- «Брага». В 1/16 финала москвичи обошли киевский ЦСКА, там играли Беженар, Леоненко и другие заметные игроки, чья карьера уже начала катиться к закату. Там же играл и будущий игрок сборной России Андрей Каряка. Москвичи выиграли, дважды отличился неведомый нам до того момента парень по фамилии Булыкин.
Булыкин и португальцам забил дважды. Мог и больше. В общем, паровозы выиграли, и мы довольные уехали на свою Юго-Западную. На полном серьёзе в метро мы обсуждали то, что Булыкин может стать мировой звездой...
Незаметно прошла зима. Мои результаты в учёбе ещё более ухудшились. Зато мои познания в делах футбольных существенно расширились - этому способстовало общение с разными людьми, регулярное чтение «Сплрт-Экспресса», просмотр различных футбольных программ. Но вот подошло время еврокубковых четвертьфиналов. Мы следили за киевлянами, которые в тот год дошли до полуфинала Лиги чемпионов. Команда Лобановского никого в наших общагах не оставляла равнодушной - её поддерживали даже некоторые спартачи, хотя и хейтеров тоже хватало. И следили за «Локо». И тот же парень опять предложил нам рвануть в Черкизово, правда, билеты уже не были дешёвыми. Соперником был израильский «Маккаби» из Хайфы.
Арена в Черкизово была на сей раз просто битком. Места нам теперь достались не по центру, а под самым табло. На улице был неслабый мороз; за 90 минут на нашем секторе никому не пришла в голову мысль о том, что можно присесть. Вокруг собрался народ в шарфах самых разных расцветок - спартачи, армейцы, динамовцы. Были и меломаны - на одном парне красовалась красно-чёрная алисоманская розетка. Возможно, тогда «Локо» попробовал оспорить звание народной команды, котрое ненадолго перешло к «парлвозам» в 2002 и 2003 годах, когда их в Лиге чемпионов поддерживала вся Россия. Но вернёмся к матчу м Хайфой. С трибун летели всякие нелицеприятные и неполиткорректные словечки; я никогда не испытывал ненависти к евреям и Израилю и поэтому орал всякие гадости конкретному человеку - вратарю Ниру Давидовичу(не нацистские, нет; я больше давил на возможную принадлежность вратаря к сексуальным меньшинствам). Ну просто он был ближе всех к нам. Кто знает, возможно, именно это и вывело Нира из равновесия...
В общем, Заза Джанашия влепил Давидовичу три плюхи в дальние от нас ворота, сведя стадион с ума. Ответку в Хайфе москвичи тоже выиграли и вышли в полуфинал..
Игры против «Лацио» тоже стали легендарными. Мы снова стояли за воротами, на самом нижнем ряду. Римляне тогда были очень сильны, у них был суперсостав - Михайлович, Вьери, Недвед, Бокшич. Железнодорожники не уступили этой звёздной компании, а гол, который забил Заза Джанашия, вызвал бешеный переполненной арены. Но в финал москвичам выйти было не суждено, зато я пропитался огромным уважением к команде, которая прошла длинный путь от команды с самой малочисленной армией поклонников до клуба, два года подряд игравшего в полуфиналах еврокубков.
Вскоре я был отчислен и загремел в армию. Вернувшись домой, я снова окунулся в суровые реалии провинциальной жизни. Один раз в неделю по ящику показывали игры чемпионата России. Сборную, конечно же. Зато еврокубки почти пропали с экранов - НТВ в нашей деревне не ловилось. Но следить за футболом я продолжал - иногда удавалось купить еженедельник «Футбол» или какой-нибудь номер «Советского спорта» или «Спорт-Экспресса». А затем я на полгода переехал в областной центр.
Вместе с приятелем мы иногда смотрели Лигу чемпионов. Удалось увидеть игру «Локо» против «Андерлехта», счёт котоой был сенсационным - 5-1.
Возвратившись в село, я лишился возможности полноценно следить за футболом, но первое чемпионство «Локомотива» отпраздновал на полную катушку. К чемпионству этому путь был долгим и трудным; перед золотым сезоном ушли многолетние лидеры Чугайнов, Нигматуллин, Черевченко. Чуть ранее клуб покинули Соломатин и Харлачëв. Не довелось примерить золотые медали и Булыкину с Зазой Джанашия - другие люди теперь играли в атаке железнодорожников. Бессменный рулевой «Локо» Юрий Сёмин наконец-то достиг того, что ещё десятилетие назад казалось невозможным. И ещё из важного - у клуба появился классный стадион, который добрый десяток лет был предметом зависти всех соседей и домом для национальной сборной. Новая арена сыграла важную роль в увеличении и укреплении фан-базы клуба.
Более 20 лет прошло с тех времён. «Локомотив» испытывал и сладость ярких побед, и горечь болезненнных провалов. Клуб проявил себя истинным кубковым бойцом - по числу побед в этом турнире красно-зелëным нет равных. В то же время в чемпионате дела идут далеко не всегда так гладко, как нам всем хотелось бы. Не блистала в последнее время команда и в Европе. Но сейчас, как вы понимаете, там никто из наших особенно не блещет...
Когда-то спартаковцев кто-то назвал валидольной командой. «Паровозы» тоже те ещё валидольщики. Чтобы болеть за них, нужны железные нервы. Красно-зелëные нервы...Однако клуб уже никогда, и в этом я абсолютно уверен, не назовут пятым колесом с телеге московского футбола, как это бывало в прежние времена. Кроме того, клуб обладает весьма крепкой и немаленькой фанатской базой. На арене в Черкизово народу сейчас намного больше, чем было лет 25 назад. И это - главный итог работы Юрия Сëмина.