9 мин.

Взгляды в прошлое. Взгляд второй

После развала СССР и ухода киевлян из отечественного футбольного пространства, котрое заметно сузилось, я недолго мучился над ставшим вдруг актуальным вопросом, за кого мне болеть. У меня не было особого желания поддерживать какой-нибудь московский клуб - спартаковцев я, как поклонник Киева, терпеть не мог (и пронёс эту нелюбовь до сегодняшнего времени), а армейцы или там торпедовцы как-то не привлекали. Поддерживать какой-либо клуб из провинции? Даже в голову не пришло, да к тому же неподалёку располагался город-герой Волгоград со своей командой высшей лиги. Многие из моих земляков поддерживали «Ротор», да и теперь поддерживают, хотя славные времена сине-голубых давно в прошлом. Думаю, что мы не одни такие - этой дерзкой и весёлой команде, рискнувшей бросить вызов «Спартаку», симпатизировали по всей стране. Сегодня я представляю читателям свой второй взгляд в прошлое, и посвящается он «Ротору» - клубу, за который отчаянно переживал огромный мегаполис и который так и не сумел сделать решающий шаг в нужный момент.

«Ротор». Лихая команда из лихих 90- х

Ранняя весна 1993 года. Поздним вечером наше ТВ вдруг решило побаловать зрителя футбольным матчем. И это не была игра еврокубка - напомню, той весной спартаковцы рвались к Кубку кубков, споткнувшись в полуфинале. Ещё показывали ЦСКА, игравший в Лиге чемпионов. Эти матчи как раз все желающие могли увидеть. Так вот. По ящику показали игру «Ротора» и ЦСКА. До чего момента, как мне сейчас кажется, игру волгоградцев по телевидению я видел лишь раз. За два года до этого рвущиеся к золоту последнего союзного чемпионата армейцы разорвали в Лужниках гостей с Нижней Волги 7-0. То ли 4, то ли 5 голов забил тогда Валерий Масалитин.

За прошедшие не то полтора, не то два года изменились и «Ротор», и ЦСКА, и сам внутренний чемпионат. Этот матч проходил под диктовку хозяев-волгоградцев, что и принесло закономерный итог в виде разгрома столичных гостей. Условия были неважными, ибо ранняя весна - она и на юге ранняя весна, а в те годы во всей нашей огромной стране не сумели найти хоть один подходящий стадион для того, чтобы ЦСКА мог играть Лигу чемпионов дома. Москвичам пришлось принимать соперников в Германии. Честно сказать, язык не поворачивается упрекать армейцев за неудачное выступление в той Лиге - раздëрганная и лишённая лидеров команда лишилась ещё и поддержки родных трибун. Два очка в шести матчах - гордиться тут, понятно, нечем. Но было у нас и похуже, не будем лишний раз кидать камни в клуб из Северной Столицы и в огороды в форме ромба...

В общем, сезон 1993 года выдался для клуба из Волгограда очень успешным - впервые в своей истории были завоёваны медали. Выше оказались лишь парни Романцева. В том сезоне, кстати, чемпион так и не сумел одолеть дерзких выскочек, сыграв в Москве вничью. Матч в Волгограде навсегда запомнится всем болельщикам по причине прервавшейся трансляции. Октябрь того года был богат на всякие события, отодвинувших футбол на задний план. Гол Александра Шмарко, который показался мне корявеньким, я увидел, порадовался ему. Ещё больше порадовался позже, когда узнал, что гол этот так и остался единственным.

Сезон 94 года медалей волжанам не принёс, зато подарил дебют в еврокубках. Оппонент сразу же достался очень серьёзный - «Нант» из Франции. В Волгограде хозяева пересилили французов 3-2, и город-герой сошёл с ума от счастья. Ответный матч чуда не принёс - разгромил и вылет. Ле Дизе, Капрон, будущие мировые звëзды Макелеле и Карамбë, Н'Дорам, Локо - против них дебютанты с волжских берегов устоять не сумели. Особенно досадил «Ротору» Николя Уэдек, интереснейшая фигура. Этот парень все свои голы в карьере, такое чувство, заколотил в ворота российских команд, ибо после «Ротора» Николя всласть поиздевался над камышанами, которые ввнуужлены б влияние играть матчи Кубка УЕФА в Москве (почему, кстати, не в Волгограде? Хорошо хоть, что в Германию не поехали, как чуть ранее армейцы...), а затем и над «Спартаком». Был там, кстати, и такой игрок, как Пиньоль, и позднее, когда я слышал фамилию Вилли Саньоля, мне на память всегда приходило имя Кристофа Пиньоля. Ещё такой момент - чемпиону «Ротор» снова не уступил.

Сезон 1995 года был у волгоградцев противоречивым. Клуб опять пролетел мимо пьедестала, при этом дошёл до финала Кубка России. И должен был по всем раскладам этот Кубок брать. «Динамо», котрое противостояло волжанам в финале, выглядело на тот момент бледно, незадолго до того растеряв большинство своих лидеров. Клуб по разным причинам покинули Тетрадзе, Калитвинцев, Клюев, Иванов, Чернышов, Хидиятуллин, лучший игрок предыдущего сезона Симутенков, другие игроки. На финал бело-голубые не сумели выставить Ковтуна, Терёхина, Черышева, Колотовкина, Гришина. По существу, единственным стоящим игроком динамовцев в той игре был, как мне тогда казалось, Андрей Кобелев, один из самых недооценённых в отечественном футболе игроков, умница и трудяга. У Волгограда тоже были потери, хотя и не столь многочисленные, зато существенные - финал пропускал Валерий Есипов.

Финал был волжанами проигран. Москвичи в вялой и малоинтересной игре сумели выстоять, причём не помог «Ротору» даже пенальти, который не забил Олег Веретенников, краса и гордость команды и Волгограда. В послематчевой футбольной лотерее динамовцы были удачливее. Сколько раз за карьеру забивал пенальти Олег Веретенников?! А самый важный в своей жизни он не забил. Андрей Сметанин, реальный пермский парень и средненький на самом деле вратарь, иногда умел становиться грозою пенальтистов. Этот трофей стал последним как и для «Динамо», так и для его тренера Бескова - Константин Иванович больше никого не тренировал...

Горечь неудачи в кубковом финале компенсировало участие в Кубке УЕФА. «Ротору» снова достался сильный соперник. И не просто сильный - в Волгоград приехал топ-клуб. МЮ не сумел одолеть волгоградцев ни дома, ни в гостях, а в окрестностях «Олд Траффорд» до сих пор, возможно, пугают праздношатающихся обывателей тени финтящего Владимира Нидергауса, делающего богатырский замах Веретенникова и летающего в рамке будущего Героя Калмыкии Андрея Саморукова. Не помогло «красным дьяволам» даже геройство великого Шмейхеля, забившего гол. Даже Дэвид Бекхэм им не помог. После МЮ волжанам достался «Бордо» с Рихардом Вичхе, а также с будущими чемпионами всего и вся Зиданом, Лизаразю и Дюгарри. Но исход этого противостяния решили не звëзды - россияне узнали о парнях со странными фамилиями не то Истийоль, не то Истиллоле, и Банкарель. Именно они забивали Саморукову, выбив российский клуб из еврокубков. Ещё из позитива - снова о «Ротор» обломали зубы спартачи, причём впервые удалось обыграть красно-белых в Москве.

Сезоны 96 и 97 годов были, с одной стороны, успешными, так как клуб вернулся на пьедестал, занимаясь призовые места. Но в то же время совсем чуть-чуть команде не хватило для того, чтобы сделать решающий шаг к заветной цели. Особенно горько становится лично мне за 1997 год - последний тур подарил болельщикам колоссальную интригу, отложив на завершение сезона очное противостояние волжан против спартаковцев. Волжанам требовалась только победа. Красно-белых устраивала и ничья, но этот фактор уравниввался тем, что матч проводился в Волгограде. Хозяева имели пару интересных моментов, но не более, а ближе к концу более опытные гости дважды забили и сохранил за собой чемпионский титул.

В сезоне 98 года была уже другая команда - что-то ушло из её игры, будто воздух выпустили. Тусклый сезон, не давший никакого удовлетворения ни игрокам, ни болельщикам. В они году я поехал в Москву учиться и несколько раз ходил на игры сине-голубых. Последний такой поход, это было уже в 1999 году, оставил на душе мерзейший осадок.

Шла игра против «Динамо». Роторы быстренько пропустили два года, кажется, их забили Писарев и Терёхин. Но один и ол вскоре был отыгран, и приезжие фаны начали жечь пиротехнику.

Надо отметить, что совершенно свободно шатался по столице в шарфе «Ротора», и лишь однажды за много месяцев ко мне подошли «чоткие пацанчики» с предложением «обосновать за цвета розетки». Было это возле Лужников после лигочемпионского матча спартачей против пражской « Спарты». Я показал роторовскую эмблему, не снимая розы с шеи. Красно-белые фанаты ответили, что роторы - нормальные ребята, пожелав сне счастливой дороги. Никаких проблем я не имел ни с армейцами, ни с динамовскими, нис торпедонами, ни с паровозами, ни с сатурновскими.

Так вот. «Ротор» забил, фаны начали жечь и дымить, дышать стала нечем. Я рванул наверх, но в этот момент чья-то рука дёрнула меня за шиворот и я полетел на проход между секторами. Он был заледенелым, я Урал, после чего мне досталось носком ботинка по копчику. Я пересчитал брюхом и рёбрами ступеькт до самого низа, начал подниматься и увидел, что ко мне спускаются двое милиционеров. Они схватили меня, потащили с трибуны к выходу мимо орущего сектора, возмущëнного происходящим. У выхода были ещё менты, а также двое мужиков с рощами «Ротора». Нас троих начали бить резиновыми дубинками, но это ещё ладно, хотя мне тогда сломали мизинец. Те два мужика были или корейцами, или калмыками, а может, казахами. И были они хорошо так постарше меня. И вот мусора этих мужиков месят, а один мент орёт - ху#и вам тут надо, валите в свои джунгли, чурки вонючие, гниды узкоглазые.

Мерзость - вот о чём я думал, получая дубинками от мусоров. Наша служба и опасна и трудна, блин. Моя милиция меня бережёт. Милиция, набранная из расово озабоченной мрази. Не жёг я ведь никакой файер и не бросал ничего, мне просто стало нечем дышать...

Но я отвлёкся. Дальше - хуже. В начале нулевых уже ничего почти не осталось от того «Ротора», что наводил шороху в отечественном и не только отечественном футболе. В итоге дело завершилось бесславным вылетом. До самого конца пытался спасти «Ротор» От этой печальной участи Валерий Есипов - несгибаемый боец, трудяга, настоящий лидер. Увы, усилий Есипова было мало...

«Ротор» в ту эпоху стал неким символом этой самой эпохи - он попытался перевернуть существующие в нашем футболе устои , бросить вызов бессменным чемпионам. Можно сказать, что это получилось, ибо именно «Ротору» и «Алании» выпало на тот момент занять опустевшую после ухода киевлян, тбилисцев и других нишу, которую ещё не заполнили зенитовцы. Матчи московских клубов против волгоградцев неизменно вызывали интерес у публики, и вся страна, кроме, ясное дело, приверженцев «Спартака», поддерживала волжан в их борьбе с сильными мира сего.

Интересный момент - лидеры «Ротора» были обойдены вниманием тренеров сборной. Олег Веретенников сыграл лишь в 4-х матчах, и это, я считаю, огромное упущение для сборной. Да, он вряд ли бы был полезен в каких-то там комбинационных действиях, в пресловутой командной игре, но Олега можно было выпустить минут за 25 до конца в неудачно складывающихся матчах и ждать, когда мяч окажется у него под левой ногой. Такая мелочь, как расстояние, волгоградского бомбардира никогда не пугала. Опять-таки вопрос: а много ли навыигрывала наша сборная с теми, кто был более Олега приспособлен к этим самым командным действиям? Вот то-то и оно...

Валерий Есипов надевал майку с двуглавым орлом чаще Веретенникова - аж целых 5 раз. При этом «расстояние» от первого до последнего матча Есипова за сборную составило 9 лет, а эти 5 матчей были сыграны при 4-х разных наставниках - Романцеве, Игнатьеве, Бышовце и Ярцеве. И это, согласитесь, парадокс - получается, что каждый тренер видел и понимал достоинства этого незаурядного футболиста, но не знал, как их применить. Тот же Веретенников, кстати, в сборной все свои матчи играл лишь при одном наставнике - Борисе Игнатьеве. Интересная штука футбол. Интересная штука - наша жизнь...

Последним приветом «Ротора» можно считать появление в российском футболе ещё двух заметных персонажей. Речь про Евгения Алдонина и Романа Павлюченко. Один стал капитаном сборной и обладателем Кубка УЕФА, другой выигрывал бронзовые медали Евро. Обоим путёвку в большой спорт дал «Ротор». Да вот закавыка - всех своих успехов Евгений и Роман достигли на берегах других рек, вдали от Волги.

Сейчас волгоградский клуб барахтается где-то в нижних дивизионах, и мало что напоминает о прежних славных временах. Ушли 90-е, а с ними ушёл и тот «Ротор» - задиристая, боевая, самобытная команда. Как жетиной раз не хватает её, как же иногда щемит душу при воспоминаниях о битком набитом волгоградском стадионе!..