Интервью с детским тренером по футболу Артемом Усачёвым
«И тренер, и родители — прежде всего помощники детям, а только потом наставник, мама и папа»
Артем, вы тренировались в «Торпедо» до 13 лет. Какими вам запомнились занятия на стадионе им. Эдуарда Стрельцова?
Самым запоминающимся событием на стадионе было, когда мама меня туда привела. Мы пришли, она подходит к охраннику и говорит: «Здравствуйте, не подскажете, где найти Эдуарда Стрельцова?» И охранник показывает: «Видите, вот памятник, идите, поговорите с ним». Это было смешно. А так в целом это стадион, где прошло всё моё детство. Можно сказать, я там вырос, с 6 до 13 лет тренировался, было очень много запоминающихся моментов. Когда сюда возвращаюсь (иногда могу просто прийти прогуляться), у меня прям душа поёт.
Вы выпускник школы ФШМ. Говорят, что одной из отличительных черт этой школы является дружелюбная атмосфера. Это так?
Не знаю, как сейчас, но раньше была очень доброжелательная обстановка. Всегда все вместе, мы все общались даже между годами — 1999, 1998. Приятные воспоминания о тренировках в «Лужниках». Также практически всё детство там прошло, юношеские годы. В команде все помогали друг другу, родители дружили между собой. Очень классная была атмосфера!
Период в «Тимирязевце» вы считаете самым успешным в своей спортивной карьере? Легко ли давались победы вашей команде в чемпионатах Москвы?
В футболе очень важен переход из детского футбола в мужской. И это был именно этот период. Я уже играл в мужской футбол с взрослыми мужиками. У нас там были футболисты, те, кто в прошлом выступал, они немного подсказывали. Поэтому именно переход в мужской футбол у меня был в «Тимирязевце». Не могу сказать, что это было самое успешный период в моей футбольной карьере, но в целом это ключевой момент.
Что изменил в вас тренер «Тимирязевца» как в футболисте?
Я очень сильно благодарен Геле Елизбаровичу. Во-первых, он поверил в меня очень сильно. Как только я пришёл, сразу вызвал меня на разговор. Поверил, что я могу играть, и сказал, что будет мне помогать. Просто так сложилось, немного не повезло ему и нам — «Тимирязевец» распался. А так он показал мне именно мужской футбол, как нужно в него играть.
На ваш взгляд, педагогический вуз для будущего тренера — хорошее подспорье?
Я считаю, что педагогический вуз — это такая база, которая много мне дала, в частности, уверенность в себе. Любой тренер или инструктор должен пройти какое-то обучение, не обязательно педагогический вуз, но именно чтобы получить базу: как вести себя с детьми, как с ними контактировать, психологию детей. Ещё огромный плюс обучения в институте — именно то, что там есть спортивное комьюнити. То есть я общался со многими сильными спортсменами, с мастерами спорта и очень много узнавал про спорт в целом.
Ваш первый тренерский опыт был в грудничковом плавании. Скажите, как получить максимум пользы от занятий с малышами в бассейне?
Да, начал я свою тренерскую деятельность в грудничковом плавании. Чтобы получить максимальную пользу, в первую очередь нужно любить детей. Все свои комплексы, все свои амбиции засунуть далеко и подальше и быть помощником ребёнку. И родители, и тренер — мы прежде всего им помощники, а только потом наставник, мама и папа. Конечно же, не пропускать тренировки. И не надо перекладывать какие-то свои обиды, проблемы, комплексы на детей. У них своя жизнь, они должны сами развиваться, своей жизнью жить. Не нужно им навязывать что-то.
Тренеры отмечают, что родители приводят своих малышей на занятия по грудничковому плаванию только для того, чтобы быть в тренде. Замечали такую тенденцию?
Действительно, многие сейчас любят прийти, потом выложить всё в соцсетях на публику, что вот, я занимаюсь со своим ребёнком. Но я вам скажу, что таких не большинство. Мои клиенты в основном все именно за развитие детей, за эмоции. На мои занятия приходят за счастьем для детей. В соцсети они тоже что-то выкладывают, но в меньшем количестве сейчас. Ну, процентов тридцать только таких, а семьдесят, даже, наверное, больше — девяносто процентов — всё-таки люди, которые хотят заниматься со своими детьми, искренне этим озадачены.
Вашей футбольной школе, которую вы открыли на базе родного учебного учреждения, уже два года. Довольны ли вы тем, в каком направлении развивается ваш проект?
По поводу своего проекта, своей футбольной школы скажу, что очень доволен. Мы совершили прямо квантовый скачок на самом деле. Первый год раскачивались потихонечку, ходило немного детей, где-то пять-семь. Но я очень верю в этот проект. Горел этим с детства, и поэтому Бог меня наградил, так скажем. С сентября набралось уже достаточное количество детей. Сейчас мы максимально развиваемся, ездим на сборы. Все здорово.
По поводу системы в школе есть, конечно, вопросы небольшие, как и к любой системе вообще в России. Все не идеально, но руководству школы я очень благодарен, меня поддерживают, помогают во всех моих начинаниях, всегда слушают меня, слышат.
По вашему мнению, способно ли удовольствие от работы оградить от профессионального выгорания?
Я думаю, что да, если ты искренне любишь свою работу, отдаешься ей и получаешь от этого удовольствие. Работа с детьми — это взаимный обмен энергией, так скажем: я потратил, но их результаты, их эмоции, улыбки многое дают взамен.
Выгорание, конечно, есть, и я его переживал несколько раз. Но в этот момент ты должен вести себя как профессионал, то есть понимать, когда ты уже начинаешь выгорать. В прошлый год я работал без выходных, было очень много работы с детьми, эмоций отдавал очень много, и когда понимал, что уже всё, я не в ресурсе, то сразу говорил родителям. Все с пониманием к этому относились, спасибо им тоже за это. Они мне сразу говорили: «Да, Артём, мы тебя понимаем», и я сразу куда-нибудь отдыхать уезжал, закрывался полностью, наполнялся энергией. В любом деле можно выгореть, это нормальная история.
К каким целям в своей работе вы сейчас стремитесь?
В грудничковом плавании у меня цель — охватить большее количество детей и уделить им больше времени, потому что мест сейчас уже не хватает, у меня запись на два месяца вперёд. Я стараюсь больше уделять времени детям и вообще считаю, мы обязаны посвящать им большую часть своей жизни, потому что это будущее нашей страны.
Что касается футбольной школы — тоже развитие: выйти на какой-то определённый уровень, чтобы нашу школу знали, чтобы мы были на слуху. Маштабирование, охват большей аудитории. Но в первую очередь — развитие детей. Это в целом основная цель и миссия моей жизни.
У вас была идея, связанная с созданием футбольного детского сада. Как думаете, реально ли воплотить ее в жизнь?
Всё возможно в этой жизни. Может быть, я и создам футбольный детский сад. Пока в этом направлении не думал, всё время посвящаю работе в футбольной школе и в грудничковом плавании.
Артём, какими советами вы хотели бы поделиться с ребятами, которые делают первые шаги в футболе?
Хочу пожелать наслаждаться детством. Неважно, каким видом спорта ты занимаешься, главное — получать удовольствие, пробовать, развиваться, смотреть. Если это касается футбола, то получать удовольствие от футбола, с горящими глазами приходить на тренировки, кайфовать от тренировочного процесса. Ведь на самом деле жизнь быстро проходит, а футбольная жизнь тем более: глазом не успеешь моргнуть, а уже всё, закончил с футболом, так скажем, профессионально, уже может только в любительском плане играть.