Интервью с детским тренером по футболу Максимом Матебарчуком
«Большинство детей приводят в «Шанс» по рекомендации других родителей, что даёт нам ещё больше стимула двигаться дальше»
Максим, вы родились в поселке Шерловая Гора, где занимались боксом, футболом, хоккеем с мячом, народными танцами. Как думаете, можно ли в поселке вырастить спортсмена мирового уровня или для этого всё-таки нужно больше возможностей?
В нашей стране очень много талантливых детей, проживающих в глубинке, регионах. Если речь идёт о футболе, то многое зависит от квалификации и желания детского тренера. Базовые знания юный футболист может получить на местном уровне. Для дальнейшего профессионального развития необходимо создать иные условия, а именно: высокое мастерство игроков в команде, уровень команд соперников, квалификация тренерского штаба.
А для этого, вероятно, придётся сменить место жительства. Либо ждать, что произойдет чудо и спортсмена заметят.
В составе взрослой команды по хоккею с мячом вам удалось поиграть против чемпионов мира. Какие впечатления на вас произвели титулованные спортсмены?
Играть против спортсменов такого уровня для меня было огромной честью и гордостью. Ребята, безусловно, выделялись по всем аспектам на фоне остальных. Эти хоккеисты казались чем-то недосягаемым, а тут мы были на одном льду. Непередаваемые эмоции!
В Золотой лиге вы играли с воспитанниками «Синары», команды, которую считают одним из флагманов российского мини-футбола. Что «Синару» отличает от других коллективов в игровом плане?
Ответить однозначно очень сложно. МФК «Синара» известна во всем мини-футбольном мире. Знаю, что большая часть игроков (если не все) — это воспитанники клуба, часть которых и по сей день в составе «Синары». Что их отличает? Командный дух и сплочённость.
Против какого игрока вам меньше всего нравилось играть в Высшей лиге, но вы хотели бы видеть его в своей команде?
Назову несколько фамилий: Руслан Курбанов (МФК «КПРФ-2»), Георгий Нишнианидзэ (МФК «Спартак»), Михаил Романов (МФК «Политех»).
У вас была мечта играть за «Спартак». Почему вам полюбилась именно эта команда?
На тот момент команда занимала лидирующие строки в турнирной таблице. Со стороны в этой команде нравилось абсолютно всё, в частности, вовлечённость и профессионализм тренера Андрея Константиновича Цуканова, атмосфера и уровень игроков МФК «Спартак». Всегда хотелось играть и учиться у лучших, а в нашей стране «Спартак» это один из самых именитых, узнаваемых клубов.
Когда вы переехали в Москву, у вас было ощущение, что это действительно город возможностей?
Да, и по сей день я придерживаюсь этого мнения. Однако считаю, что при определённых действиях и желании возможности откроются, где бы вы ни находились.
Когда вы пришли на просмотр в мини-футбольный «Спартак» были мысли, что вот-вот ваша мечта сбудется? И как вы отреагировали на то, что красно-белые в прошлом году снялись с чемпионата России?
Безусловно, я надеялся, верил и прилагал много усилий для осуществления мечты. По ходу сборов большая часть футболистов отсеялась, а я задержался до конца. Андрей Константинович хотел меня оставить, но у руководства клуба были другие планы.
Касаемо прекращения выступления команды, скажу: в целом обидно, что за последнее время много клубов закончили своё выступление по финансовым причинам.
Вы с братом создали свою футбольную академию «Шанс», но столкнулись с проблемой инфраструктуры в Москве. Насколько в итоге оптимальные условия вам удалось создать для воспитанников академии?
Отсутствие условий для всестороннего развития футболистов и организации качественного тренировочного процесса — действительно большая проблема в Москве и других регионах страны. Наши сборные команды 2014‒2010 года занимаются на открытом поле круглый год. В этом нам помог депутат Государственной Думы Евгений Васильевич Ревенко, огромная благодарность ему за оказанную нам помощь.
Тренировочный процесс начинается в 20:00 и заканчивается в 21:30 (зимой будет непросто). Большая часть детей, кто занимается для общего развития, в лучшем случае тренируются в малых школьных залах. Там тренировка длится не более 60 минут, и в каждой группе более 20 футболистов. Нереально в таких условиях дать детям максимум.
В Восточном Измайлово мы сотрудничали на правах аренды с 2019 года с ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет), в ФОКе у нас занималось порядка 80 детей. С сентября этого года зал перестали сдавать в аренду по причине увеличения количества студентов из новых регионов (ЛНР и ДНР). Наши дети остались без тренировок.
Собрали кучу подписей родителей, чьи дети занимаются у нас. Писали обращение на имя ректора Сеченовского университета Петра Витальевича Глыбочко, т. к. свободные часы в зале остались, мы часто заезжаем в зал и видим, что он просто пустует. Ответ до сих пор не пришёл.
Обращались в различные общеобразовательные учреждения с просьбой о помощи в предоставлении зала, обращались к местным депутатам, в префектуру, где нас просто игнорировали. Писали обращения в Департамент спорта города Москвы, обращение на имя Сергея Семеновича Собянина. Всё, к сожалению, безрезультатно.
А какую академию вы можете привести в пример с точки зрения хорошо развитой инфраструктуры?
В Москве это ведущие академии страны: ЦСКА, «Спартак», «Локомотив».
В Питере были на стажировке в ЦФП «Восхождение». Нереально крутые условия для развития футболистов, огромный и просторный крытый манеж, отдельный манеж с песком, тренажёрный зал и отдельный зал ОФП — мечта для любого тренера.
Нам для развития детей достаточно будет своего крытого манежа или футбольного поля, с которого нас не вытеснят через год, как это часто бывает в нашей стране, т. к. при смене руководства полей и манежей обычно время занимают знакомые руководителя.
Выстраивая игровую систему в академии, вы брали пример с российских или зарубежных школ?
Очень импонирует голландская школа футбола «Аякс», где все упражнения через мяч, много индивидуальных действий, каждый детский тренер должен иметь второе высшее образование — детская психология.
Вы отмечали, что в детском футболе крайне важна психология. Какие общие для спортивной психологии правила, на ваш взгляд, тренер должен неукоснительно соблюдать в процессе тренировок?
Основная задача любого детского тренера — не навредить. Желательно делить детей по возрасту и уровню подготовленности, чтобы у футболиста была ситуация успеха. Дети любят делать то, что у них хорошо получается. Главное — не форсировать, у каждого ребёнка свой период развития, ни в коем случае не оскорблять и не унижать детей, не акцентировать внимание на ошибках и тут же менять футболиста, а разобрать и постараться создать условия в тренировочном процессе, в которых ребёнок будет ошибаться, делать выводы и исправлять ошибки. Ошибки — неотъемлемая часть обучения.
Еще один важный аспект в детском футболе — образование тренеров. Вы продолжаете работать над своим образованием?
Каждый день. (Улыбается.) Стараемся посещать всевозможные конференции, обмениваться опытом с коллегами из других городов, всегда на связи с Романом Левендеевым, братьями Александром и Алексеем Войцхевич . Чем больше узнаем, тем больше понимаем, что многого еще не знаем. Поэтому большой совет всем тренерам: развивайтесь, читайте специальную литературу и будьте более открыты к обмену информацией с другими тренерами, так как мы занимаемся одним общим делом — обучаем детей.
Сейчас много желающих заниматься в вашей академии?
В нашей академии на данный момент занимается порядка 200 ребят. В прошлом году группы были переполнены, и нам приходилось многим родителям и детям отказать в обучении. Большинство приходит по рекомендации других родителей, что даёт нам ещё больше стимула двигаться в этом направлении и дальше гармонично и всесторонне развивать ребят.
Максим, каким советом вы могли бы поделиться с ребятами, которые увлекаются мини-футболом?
Как можно больше играть в футбол, неважно школа это или дворовая коробка. Любить труд и заниматься самостоятельно дополнительно, только через труд и характер можно добиться успеха. Следить за своим здоровьем и питанием, если автомобиль заправить плохим бензином, то он может не поехать. (Улыбается.)