Интервью с детским тренером по футболу Никитой Мартыновым
«Мы не нацеливаем юных футболистов на результат. Основная цель в том, чтобы дети полюбили эту игру, чтобы у них загорелись глаза»
Никита, ваша футбольная жизнь началась в Великом Новгороде. Что вы можете сказать по поводу развития футбола в этом городе?
Я начал заниматься футболом в пять лет в деревне. Мне повезло, там был молодой и с горящими глазами учитель физкультуры, который сам умел играть в футбол и тренировал пацанов в школе. В деревне играл с ребятами намного старше меня. Жил там до девяти лет и, по моим ощущениям, всегда был с мячом.
Потом друг отца сказал, что у меня неплохо получается, и папа отвёз меня в Великий Новгород в настоящую секцию по футболу, где ребята занимались уже профессионально. Так и началась моя небольшая карьера ребёнка-футболиста.
Говоря о развитии футбола в моём городе, отмечу, что есть очень сильные детские тренеры. Выпускаются очень сильные на момент совершеннолетия футболисты 15-17 лет. Только на этом их футбольная жизнь заканчивалась. Профессиональной команды в Новгороде не было больше 30 лет. Детям, которые очень хотели играть дальше, приходилось уезжать в низы российских футбольных лиг, это КФК и Вторая лига.
Сейчас в городе есть профессиональный клуб и большая городская футбольная школа. Детские команды участвуют в различных турнирах под эгидой РФС. Поэтому можно сказать, что последние три-пять лет футбол здесь начал развиваться. В нашем городе огромное количество любительских лиг для мужчин. В основном популярен мини-футбол. В целом футбол для Новгорода с населением 400 тысяч человек был развит хорошо, но только для любительского уровня.
Вы окончили Государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Пригодились ли полученные в университете знания?
Университет даёт знания тем ребятам, которые хотят учиться. К каким-то предметам у меня была тяга, я хотел что-то для себя узнать, а на какие-то занятия просто ходил, чтобы получить зачёт, как и многие студенты-футболисты. Поэтому, если говорить про большинство знаний с третьего курса, которые мы получили на практике в школе, где попробовали себя в роли учителей физкультуры, а практика была серьёзной, то они мне пригодились, помогли в дальнейшей работе не только как тренера, но и как учителя физкультуры. А что касается тренерских знаний, которые давали на практике в футбольном клубе, отмечу, что нас особо не подпускали к ребятам, которые там занимались. Конечно же, что-то для себя я почерпнул, но в основном все знания именно в тренерстве получал самостоятельно либо из литературы, либо на интернет-ресурсах. Так что можно сказать, что университет дал базу, но многое пришлось осваивать самостоятельно.
Трудно ли вам было переключиться с игрока в футбол на тренера по футболу?
Нет. С девятого класса мечтал поступить в университет, быть тренером и работать с детьми. А с семнадцати лет, наверное, под занавес детской карьеры, когда мы были последними юношами в чемпионате, я отчётливо понимал, что стать профессиональным футболистом не получится. Данных нет никаких, да и предложений особо не было. А идти просто играть и не думать о будущем — это не про меня. Желание работать с детьми победило игровые мечты, хотя их особо их уже и не было. На первом и втором курсе пытался ещё поигрывать, на просмотры в различные клубы приходить, в мини-футбол играть. Карьера футболиста, так сказать, не отпускала. Но потом как-то это всё улеглось. Начал учиться и работать с детьми уже с первого курса.
Вы тренировали в футбольной школе «Футболика», которая была создана одним из кураторов вашего университета. Какие идеи удалось воплотить в реальность, а какие нет при формировании новой команды?
Когда «Футболика» открылась, я начал здесь работать, но не очень долго в силу разных причин. Но это, пожалуй, стало отправной точкой в моей тренерской карьере. На первом курсе я пришёл туда с горящими глазами и хотел очень работать с детьми. Пробыл здесь недолго, но всё-таки был одним из открывателей филиалов «Футболики», можно сказать, частью этой семьи.
Какое одно слово описывает вас как тренера?
Коммуникабельность. Нахожу общий язык с детьми любого возраста и стараюсь быть на одной волне с ними.
Несколько лет вы работаете в ДФШ «Юниор». Каких успехов как наставник добились за это время?
В «Юниор» я пришёл лет шесть-семь назад. Это была огромная школа. Сначала работал помощником, затем начал набираться опыта, подсматривать у старших коллег, как они работают, что именно нужно делать, как найти контакт с детьми и с родителями и так далее. Со временем стали доверять команды как главному тренеру. Последние два года плотно работаю с командами 2014-2015, 2016-2017 г. р. Примерно за два года я сделал сильным коллектив 2015 г. р. Команда участвует в турнирах в Санкт-Петербурге. Пытаемся бодаться с филиалами академии «Зенит», вторыми составами. Бывает, что и ребятам даже первого даём бой. 2016 г. р. у меня сейчас перешёл на новый формат: 4+1. Тоже пытаемся участвовать в турнирах, противостоять большим школам Санкт-Петербурга и бюджетным — самое главное. Поэтому работаем, стараемся. Важно в этом возрасте привить детям любовь к спорту. Мы не нацеливаем юных футболистов на результат. Моя основная цель, чтобы дети полюбили эту игру, чтобы у них загорелись глаза. Поэтому, если ребёнок ни о чём не говорит, кроме как о футболе, значит, он уже заряжен этой игрой и дальше всё в его ногах, руках. Если я соберу команду детей, которая приходит заниматься не из-под палки, а всегда с огромным желанием; будет знать, что их ждёт добрый друг-тренер, не тот, кто будет на них кричать, а товарищ, желающий подсказать или помочь дальше развиваться; если ребята сами будут понимать, что на тренировках они получают знания и становятся лучше, то у нас всё с ними получится. На сто процентов уверен в этом.
Что вы ищете в игроках?
Наверное, этот вопрос не совсем корректен для меня, потому что работаю в частной футбольной школе, и у нас нет отбора. Но если бы я делал отбор, то искал бы прежде всего огромное желание у футболиста. Если ребёнок приходит с желанием, он может научиться всему. Если относится к тренировочному процессу очень серьёзно и слушает тренера и тренер тоже хочет ему дать очень многое и работает над собой, то и ребёнок, конечно же, сто процентов прибавит. Когда родители приводят ребёнка с огромным желанием, он будет добиваться результата при условии, что и тренер будет делать свою работу хорошо.
Как вам удаётся привлечь внимание детей?
Внимание детей именно сейчас удаётся привлечь именно большим опытом. Ты должен завоевать доверие детей. Они должны смотреть на тебя как на друга, как на товарища в первую очередь, а потом уже как на учителя. Если будут тебя уважать, то будут доверять, не будут баловаться, вести себя безобразно и так далее.
Можно поступать по-разному: быть добрым тренером, но для каких-то групп — очень злым. На какого-то ребёнка нужно накричать, с каким-то больше молчать или его хвалить. Тренер должен знать, какой у него ребёнок и какой подход к нему нужен.
На что, по вашему мнению, необходимо настраивать команду перед выходом на поле?
Могу сказать про свою команду. Прежде всего, перед игрой тренер собирает команду и даёт установку. Игрокам необходимо понимать, в какой футбол мы должны играть. Не должно такого быть, что один играет в пас, а другой тянет одеяло на себя — это не команда.
В детском футболе игроки, которые выходят на поле, не должны думать о победе, они должны быть раскованы. Сейчас ещё больше понимаю, что в этом возрасте самое важное — психология. Дети могут на тренировке показывать божественную игру, обыгрывать кого хотят, но иногда выходят на поле, психологически замыкаются и не могут показать хорошей игры. Поэтому цель на поле — показывать свою лучшую игру. А сделать это можно, психологически расслабляясь. Тогда футболист в себе уверен и может показать свои лучшие качества. И для тренера главная задача —расслабить игроков перед игрой, чтобы они не чувствовали волнения, напряжения, ожидания результатов и так далее.
Какую часть тренировки дети обычно не любят?
Я думаю, задача тренера — сделать максимально интересным весь тренировочный процесс, чтобы дети с удовольствием выполняли любую часть тренировки, неважно, разминка это или игра. Моя тренировка всегда состоит из подвижных игр, эстафет, различных игр в движении с мячом, вариаций игры в футбол. И её главная цель заключается в том, чтобы детям вообще не было скучно.
Пожалуй, самое скучное для них — отработка технических элементов в огромном количестве повторений. Но если они знают, на что это направлено, я думаю, не будут скучать. И отработку этих элементов тоже можно проводить по-разному: через удары по воротам или через игру. А если ребёнок мается, значит, тренер не очень хорошо выполняет свою работу.
Назовите три причины, по которым стоит отдать ребёнка в секцию футбола.
Первая — работа в коллективе. Вторая — физическое и умственное развитие. Футбол — игра головой, а потом уже ногами. Третья — футбол — это умение разрешать множество ситуаций, которое поможет ребёнку в дальнейшем. Тренировочный процесс похож на каждодневную работу мамы или папы, где они получают зарплату в виде денег, а сын получает зарплату в виде своей игры, голов, похвалы тренера. Это потрясающая многогранная игра, которая готовит вашего ребёнка для дальнейшей жизни.
Как вы думаете, в России когда-нибудь появятся свои Месси и Роналду?
Очень сложный вопрос. Я считаю, что в нашей огромнейшей стране, безусловно, есть очень одарённые дети, вижу их даже в своих городах. Есть ребята очень сильные и физически, и психологически, которые очень хорошо играют в футбол. Но они куда-то пропадают. Когда наша страна чуть по-другому взглянет на футбол, когда всё будет делаться для детей, построится ещё больше стадионов и площадок, будет больше футбольных полей не только в больших городах, но и в деревнях, в маленьких городах, тогда, возможно, у нас будет что-то. Но не с таким отношением, как было десять лет назад. Сейчас уже получше, конечно, для детей многое делается. Но почему они тогда не вырастают? Потому что раньше отношение к спорту, именно к детскому, было другое.
Каким советом вы могли бы поделиться с юными спортсменами? И что бы хотели сказать их родителям?
Уважаемые родители! Приводите своих детей на футбол. Здесь их ждут хорошее настроение, физическое развитие, друзья. Найдите хорошего тренера, приходите туда, где вас ждут, и будет вам счастье. Вы останетесь довольны, что ребёнок не занимается чем попало, увлечён любимым делом и все его свободное время отдано спорту.
Уважаемым спортсменам и детям я хочу сказать одно: приходите на тренировку с горящими глазами. И если вы полюбите эту игру, так, как любит ее ваш тренер, то сможете добиться очень многого.