Как устроен футбол: триггеры, ловушки и интенсивность прессинга
The Athletic. Часть 8 из серии материалов «Как устроен футбол», в которой подробно рассматривается механика игры.
Даже самая лучшая оборона не прессингует высоко постоянно. Иногда они вообще этого почти не делают. Подобно боксеру-ветерану, опирающемуся на канаты, многие из лучших прессингующих команд проводят долгие отрезки игры, откатившись в средний блок, располагаясь компактно в середине поля и ожидая, пока появится нужный момент для раскрытия.
Игроки ждут «триггеров» (trigger), сигнала выдвинуться вперед и застать команду, владеющую мячом, врасплох. Они могут планировать «ловушку» (trap), заманив мяч в определенную зону, где обороняющиеся «накроют» его, но самым важным принципом в тактике прессинга является недооцененная третья* «Т»: темп ( 1.Trigger; 2.Trap; 3.Tempo; - три «Т»)*.
Когда мы говорим о темпе в футболе, мы обычно имеем в виду его музыкальный смысл. Команды могут «контролировать темп» с помощью «ларго» (широко) циркуляции мяча или «ускорять темп» с помощью быстрого прорыва «аллегро» (быстро) (не путать с быстрым прорывом Аллегри, который заключается в суровом взгляде с боковой линии, в то время как Уэстон Маккенни валяет дурака на поле). Это не та разновидность, о которой мы говорим здесь.
Темп, который имеет значение для тактики прессинга, — это технический термин из шахмат, где он, по сути, означает получение дополнительного хода. «Когда игрок вынуждает своего противника делать ходы не в соответствии с его первоначальным планом, — объясняет Википедия, — говорят, что игрок «набирает темп», потому что противник тратит ходы впустую».
Несмотря на то, что футбол не пошаговый, как шахматы, это может быть полезным способом задуматься о том, как работает прессинг. Если вы можете закрыть противника и заставить его сделать пас на край поля или назад, вы взвинчиваете темп — теперь соперник реагирует на вас, а не наоборот.
Что еще более важно, вы ограничили возможности другой команды, что позволяет вашим товарищам по команде предвидеть, когда и куда переместится мяч в следующий раз. Хороший высокий прессинг посылает игроков вперед волнами, так что опекающий игрок всегда прибывает к следующему принимающему одновременно с мячом, объединяя «темпы/волны», чтобы отразить атаку и перехватить инициативу для обороняющихся.
Триггеры, ловушки и темп являются строительными блоками практически любой хорошей стратегии прессинга. Вы часто будете видеть, как защитники сидят сложа руки до тех пор, пока они не смогут поймать соперника у боковой линии, а затем используют следующий пас назад в качестве триггера для запуска скоординированного прессинга.
Именно так «Боруссия Дортмунд» забила гол на выезде лидеру Эредивизи ПСВ Эйндховен в Лиге чемпионов во вторник. Играя по схеме 4-2-3-1 при обороне, Дортмунд использовал своего нападающего Никласа Фуллкруга, чтобы разделить пару центральных защитников ПСВ и вывести игру на боковую линию. Это добавило темпа: Дониел Мален, правый нападающий дортмундской команды, смог предвидеть следующий пас и накрыть защитника Серджино Деста прежде, чем у него появился шанс развернуться.
У Деста был только один безопасный вариант, играть поперек поля на центрального защитника на дальнем фланге, но длинная поперечная передача стала триггером для другого крайнего нападающего дортмундцев, Джейдона Санчо, который рванул вперед и оказался в нужной точке одновременно с мячом. Это создало очередной темп.
ПСВ ничего не оставалось, как отыграться назад к штрафной. Санчо продолжил движение на вратаря. Небольшой кикс дал Дортмунду несколько секунд, необходимых им, чтобы закрыть ловушку прессинга у дальней боковой линии и отобрать мяч, чтобы забить гол в быстром переходе.
Немногие команды играют в этом среднем блоке и в высоком прессинге лучше, чем «Атлетико Мадрид» Диего Симеоне. Играя на выезде с миланским «Интером» в Лиге чемпионов на прошлой неделе, они могли сохранить игру в осторожной схеме 5-4-1, которая давала моменты для прессинга.
В одном хорошо реализованном эпизоде во втором тайме «Атлетико» резко сместился в сторону, чтобы заблокировать развитие атаки, в результате чего несколько игроков «Интера» подали сигнал о переключении игры на открытый фланг. Однако к тому моменту, когда мяч пришел к защитнику на противоположной стороне, «Атлетико» уже ждал там.
Когда мяч оказался у левой боковой линии, Сэмюэль Лино и Родриго Де Пауль синхронно пошли прессинговать. Позади них Марио Эрмосо и Коке поняли, что это сигнал активизироваться и лишить возможности передачи в центр поля.
К тому времени, как центральный защитник «Интера» Стефан де Врий оторвался от Альваро Мораты, «Атлетико» переключился с пассивной зональной защиты на полноценную персональную опеку «игрок-с-игроком», вынудив на отчаянный пас по коридору, где ловушка и захлопнулась. Поскольку «Интер» был в замешательстве, последовавшая контратака создала один из лучших голевых моментов в игре.
Выдвижение из среднего блока в зону высокого прессинга может быть рискованным. Чтобы все работало, атакующая сторона должна на каждом шагу выигрывать в темпе и продолжать отодвигать мяч назад. Опасность заключается в том, что команда, владеющая мячом, может вернуть себе темп, если сможет найти игрока, у которого будет достаточно места и времени и он будет развернут корпусом к игре, тогда он сможет сделать передачу между открытыми линиями.
«Манчестер Сити» раньше был самой агрессивной командой в использовании прессинга в Премьер-лиге, но в последние пару сезонов они стали все более осторожно подходить к выходу из своего среднего блока, опустившись на 10-е место в лиге по показателю прессинга, известному как передачи на защитное действие (PPDA, который подсчитывает, сколько передач команда позволяет сделать сопернику, прежде чем попытаться вернуть мяч). В матче с «Челси» на прошлых выходных можно было увидеть, что беспокоит Пепа Гвардиолу.
Когда «Сити» прижал Бена Чилвелла к левой боковой линии на 55-й минуте, это выглядело как хорошая возможность использовать высокий прессинг, но расстояния были слишком длинные, а игроки были на несколько шагов позади и слишком медленными, чтобы накрывать соперника.
Когда «Челси» перемещал мяч по задней линии, Джереми Доку обогнул центрального защитника «Челси» Акселя Дисаси, чтобы заставить его развернуться во внутрь - схема, которую Гвардиола разработал для своей команды, но ловушка была слишком медленной, чтобы накрывать вовремя. У Дисаси было пространство, чтобы поднять голову и восстановить темп с помощью адресной передачи Коулу Палмеру в полуфланг, что дало Палмеру долю секунды, необходимую для того, чтобы сбить с толку Джулиана Альвареса и освободиться от опеки между линиями.
Когда прессинг был разбит, лишь слегка несвоевременный прострел спас «Сити» от удара Рахима Стерлинга на краю вратарской площади.
На бумаге схема работала более или менее так, как и предполагалось. Игроки знали свои триггеры и выбирали направления, чтобы создать хорошо подготовленную ловушку в прессинге. Но как только они потеряли инициативу, прессинг «Сити» был разбит — как вам скажет любой шахматист, что, зачастую, даже выигрышную позицию от полного краха может отделять всего один темп/ход.
Оригинал текста: https://theathletic.com/5297015/2024/02/25/how-football-works-pressing-triggers-traps-tempo/