«Лацио» – «Бавария»: подробный разбор
«Вялотекущая игра с заранее прописанной «Баварией» фабулой, разбавленная лишь незначительными сценарными флуктуациями», - так, вероятно, изначально представляли себе поединок на «Олимпико» изголодавшиеся по Лиге Чемпионов зрители. Очевидно, что даже память о заслуженном и показательном поражении Рекордмайстера в Леверкузене вряд ли могла смутить при выборе фаворита встречи. Казалось, что весь ворох проблем мюнхенцев меркнет перед невзрачным, многими нарекаемым «безыдейным» футболом «Лацио» в этом сезоне. Однако существенных предпосылок к преждевременным похоронам надежд римлян не существовало — к тому же разве у «Баварии» не наблюдается кризис идентичности? «Лацио», как это показали первые минуты, был полностью готов и к игре вторым номером (филигранная геометрия обороны с персональными ориентировками), и к опасным, разящим контрвыпадам. Забегая наперед, отметим, что во втором тайме футбол «бьянкочелести» и вовсе полностью соответствовал паттернам саррибола: хрестоматийная вертикализация и синхронизация линий при игре без мяча, когда футболисты одновременно бегут сонаправленно вектору его движения. «Бавария» же, если отталкиваться от визуальных впечатлений, не представлялась единым целым ни на одном из отрезков игры — нарратив, уже ставший тенденцией в последних матчах мюнхенцев. Как и в Леверкузене, команда с первых минут не смогла выстроить четкую игру в переходных фазах. Была лишь попытка связать первую и вторую трети поля через Киммиха, а вторую и третью — за счет Горетцки. Об этом, в частности, свидетельствует карта средних позиций и успешных передач, предоставленная каналом «Отчеты матчей».
В остальном — лишь комплекс индивидуальных действий игроков (преимущественно Мусиалы и Сане), не обрамленный качественной комбинационной игрой. Лишь раз за первый тайм гости смогли провернуть классическую для тики-таки комбинацию: долгое владение в финальной трети, а затем серия из пяти передач в одно касание, увенчавшаяся ударом Мусиалы. Традиционно активничал Сане, вновь взявший на себя роль конструктора атак и дриблера-плеймейкера. Но все побочные эффекты инициативности Лероя никуда не делись: наблюдались высокий процент брака в передачах и передерживание мяча. Для иллюстративности приводим карту передач вингера в текущем сезоне, сгенерированную при помощи xGLabBot.
Заметно, что в профильных для себя полуфланговых коридорах (22 и 27 зоны) Сане допускает довольно много неточностей. Более того, кластеризация дает понять, что ему одинаково плохо даются все типы передач по длине. Невозможность конвертировать в голы колоссальный перевес по владению и моментам спровоцировала Тухеля к спешному режиссированию альтернативного плана на вторые 45 минут. Уже в дебюте второго тайма было заметно: «Бавария» откатилась к привычному для сезона лейтмотиву — контратакам и невысокому давлению. «Лацио» же, напротив, осмелел, соорудив архетипичную для саррибола атаку: в момент паса на правого вингера Исаксена вся тройка нападения держится в линию, чтобы сохранить варианты для последующих передач.
Примечательно, что Луис Альберто сделал эту передачу именно потому, что рядом с датчанином не было Упамекано, способного навязать ему борьбу на скорости. Ожидаемо, что шансов против Геррейру и Кима у Исаксена было куда больше. Эпизод с атакой, предшествующей назначению пенальти, не менее красноречив. Римляне уже играют в свой футбол, о чем свидетельствует все та же геометрическая линейность действий атакующего трио. Видно, что Фелипе Андерсон имеет два абсолютно равноценных варианта продолжения атаки и опционально выбирает, по его мнению, более подходящий — левее.
Характерно, что на ограниченном пространстве бразилец посчитал уместным сыграть через зону Упамекано — решение исключительно умное, так как в эпизодах с персональной опекой француз ошибается куда чаще корейца, к тому же у Иммобиле за счет его опыта было больше шансов сыграть опаснее, нежели у Исаксена. Наконец, эпизод в самом конце встречи, окончательно укрепляющий во мнении, что «Лацио» играл строго от себя как по стилю, так и по счету. Контратака была запущена через фланг уставшего Кима, а разгонял ее свежий, вышедший на замену Ладзари. С ним никто не сближался все то время, что он бежал вдоль бровки. К концу его забега у «Лацио» было сразу три эквивалентных по качеству адресата. Двое — снова на одной линии с пасующим, а также Андерсон в роли страхующего инсайда.
«Бавария» смотрелась куда инертнее во втором тайме. При этом все пять итоговых лидеров матча по передачам с продвижением — мюнхенцы.
Это лишний подтверждает, что команда уже который матч не может выйти из зоны турбулентности, лишь имитируя «подконтрольность» игры. «Бавария» словно не чувствует себя фаворитом во всех последних поединках. Ярче всего это отображается на действиях Кейна и двойки центральных полузащитников, причем независимо от того, кто эту самую пару формирует. Римляне же вновь доказали наличие корреляции, особенно ярко проявившейся в первой части сезона, между низким процентом владения и позитивными результатами клуба.
Для них это данность, которую ошибочно путают с отходом от канонов Сарри. Однако на деле стиль команд Маурицио отнюдь не привязан к контролю мяча — он зиждется на контроле игры и понимании следующего хода соперника. Все это красной нитью пролегло через матч с «Баварией».
Оригинал текста опубликован на «Реджиста»
Дорогие читатели, напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать блог или канал, то вы можете сделать это в комментарии.