Почему дриблер может решить, кто выиграет Лигу чемпионов?
«Сегодня без игроков, которые занимаются дриблингом, вы ничего не сможете сделать», - сказал Пеп Гвардиола пару лет назад.
Причина, по его словам, была проста: «Атаковать команду, припаркованную перед воротами, без игроков, которые дриблингуют и дают тебе преимущество на ширине поля, невозможно».
Как это часто бывает, Гвардиола опередил последнюю футбольную тенденцию. Самый модный аксессуар на этой неделе в Лиге чемпионов - это не ивуарийская леке или пуховик из НФЛ, а игроки, которые умеют дриблинговать на флангах.
Под влиянием голландской и испанской позиционной игры все большее число команд в Европе медленно развиваются, владея мячом, и выставляют широкого нападающего у любой боковой линии, чтобы растянуть игру по всей площади поля. Чтобы предотвратить контратаки, многие из этих команд держат одного или обоих защитников глубже, а не бросают их вперед, оставляя своих вингеров изолированными против компактных защитников.
Следующим естественным шагом должно стать привлечение нападающих, специализирующихся на сольном дриблинге - не просто обходящих защитников в быстром отрыве, как это всегда делали вингеры, а выстраивающихся на углу поля после долгого владения мячом и распадающихся на двойные команды из положения «почти стоп». Большинство фаворитов Лиги чемпионов полагаются на такого парня, иногда по одному на каждом фланге.
Простой способ измерить этот тактический сдвиг - число, которое мы назовем «дриблинговые действия». Когда игрок получает пас на фланге, у него есть два способа дезорганизовать оборону с помощью дриблинга. Один из них - принять на себя потенциального игрока и обойти его. Другой - просто пронести мяч достаточно далеко к воротам, чтобы выбить защитников из позиции.
Повальное увлечение виртуозными вингерами легко заметить по Премьер-лиге, где количество дриблинговых действий за игру выросло более чем на 30 процентов с 2018-19 годов. В Лиге чемпионов этот процесс идет немного медленнее, но в этом сезоне на групповом этапе количество дриблинговых действий выросло до 14 за игру, по сравнению с примерно 11 за последние пять лет.
Из дюжины лучших команд по дриблингу на групповом этапе 10 выходят в плэй-офф. Как правило, умение обходить зазевавшихся защитников - это проблема богатых людей. Но две «темные лошадки» этого сезона, ПСВ и «Реал Сосьедад», занимают шестое и седьмое места - не только «Ман Сити» и «Арсенал» будут пытаться на дриблинге добраться до «Уэмбли», где состоится финал.
На групповом этапе никто не совершил больше дриблинговых действий на фланге, чем плеймейкер «Реала Сосьедада» Такэфуса Кубо и ПСВ Йохан Бакайоко.
Самое интересное в этой таблице лидеров - разнообразие стилей дриблинга. Задача может быть одна и та же - получить мяч у боковой линии и поставить защиту на коньки, - но то, как эти парни интерпретируют ее, является в высшей степени индивидуальной формой художественного выражения, как эмодзи в Instagram или сомнительные татуировки.
В настоящее время даже не существует единого мнения о том, в каком направлении должны двигаться вингеры. Другие эпохи определялись доминирующим стилем дриблинга, как, например, широкие вингеры девяностых годов или специалисты по прострелам прошлого десятилетия, но сейчас это игра для всех.
Феномен «Барселоны» Ламин Ямал любит прорываться внутрь, как и самый известный дриблер в мире Килиан Мбаппе, когда он смещается влево в составе «Пари Сен-Жермен». Дриблинг через линию защиты сложен и может привести к рискованным перехватам, но для игроков, которым это удается, это более опасная атакующая линия, чем направление к угловому флажку.
Однако сейчас в тренде игроки, которые выстраиваются на инверсионной стороне, с доминирующей ногой на внутренней стороне, но дриблингуют на внешней.
Многие лучшие дриблеры умеют идти в обе стороны. Кубо достаточно часто выходит на фланг для передачи мяча, вытягивая защитников и заставляя их оставлять зазор для его прохода в штрафную с левой ноги. Хвича Кварацхелия из «Наполи» любит отступать от своего маркера с помощью маленького финта почти каждый раз, когда его правая нога касается мяча, что позволяет ему дриблинговать прямо в штрафную, прежде чем решить, в какую сторону идти.
Наряду с тактическими соображениями на стиль дриблинга может влиять и технический комфорт при выполнении различных движений. На графике ниже показано, в какую сторону игроки обычно поворачивают из разных мест, в зависимости от направления их выноса относительно центра ворот. Сюда входят не только прогрессивные передачи, но и множество мелких поворотов, которые могут дать нам представление о физических тенденциях. В зонах, где игрок с равной вероятностью может пойти в любую сторону или стремится дриблинговать прямо к воротам, цвета светлее.
Некоторые игроки, как, например, игроки «Баварии» Кингсли Коман и Лерой Сане, предпочитают использовать доминирующую ногу, независимо от того, на какой стороне они играют. Это может ограничить их гибкость, но не тактическую полезность, поскольку Томас Тухель может менять вингеров местами в зависимости от того, в какую сторону они должны дриблинговать в той или иной ситуации.
Два левых вингера «Манчестер Сити» с правой ногой, Доку и Джек Грилиш, имеют совершенно разные стили. Для Грилиша, который раньше играл в полузащите, естественной тенденцией является поворот вправо и защита мяча своим телом. Он отделяет мяч, отбивая его внешней стороной правой бутсы и делая передачу Эрлингу Холанду на дальнюю штангу.
Доку - взрывной игрок. Он не против показать мяч защитнику с правой ноги, так как любая попытка перехвата только облегчит ему задачу - он может перевести мяч на левую ногу и обыграть своего сопреника на фланге. Он может проделать тот же трюк на другом фланге, повернув направо, но Гвардиола не любит использовать его там. В октябре в матче группового этапа против «Янг Бойз» Доку в последний раз играл справа, что практически исключает возможность того, что он и Грилиш смогут играть вместе на данный момент.
Некоторые игроки поворачиваются в разные стороны на разной высоте, а для других выбор может зависеть от расстояния до боковой линии. Например, Рафинья из «Барселоны» при приеме мяча на широком фланге поворачивается на левую ногу, открывая корпус для прохода внутрь или передачи мяча в полузащиту, а когда он ближе к воротам, то поворачивается на правую и делает дриблинг в штрафную для возврата мяча.
Но хватит о поворотах и обрезах - как насчет конечного продукта? У нас есть данные и по этому вопросу. На графике ниже показано, как часто игроки выполняли определенные действия на каждую передачу, полученную на фланге на групповом этапе.
Шесть игр - не слишком большая выборка для анализа тенденций, и со временем процентные показатели игроков будут выглядеть более похожими друг на друга, чем сейчас, так что стоит быть осторожным, чтобы делать из этого слишком много выводов. Тем не менее есть некоторые интересные различия в том, что эти нападающие пытаются делать с мячом.
В частности, Бакайоко - один из двух игроков в этом списке, который чаще принимает на себя защитника, чем делает проникающий пас, а также единственный, чьи приемы на фланге чаще приводят к передаче, чем к какому-либо другому действию. Он достаточно быстр, как его бельгийский соотечественник Доку, но его стиль дриблинга деликатен и непредсказуем, как у более проворного Кубо.
Вместо того чтобы проскальзывать по флангу для широкой передачи, Бакайоко использует свой фирменный прием - привлекает внимание дриблингом у угла поля, а затем делает диагональный пас из полупространства на бегущего к дальней стойке игрока. Такой пас вы скорее увидите у таких полузащитников, как Мартин Эдегор из «Арсенала» или Джошуа Киммих из «Баварии», но они полагаются на дриблингующих вингеров, которые создают пространство, а затем перебрасывают мяч обратно к ним.
Если Гвардиола прав в том, что игра движется в правильном направлении, то в ближайшем будущем мы должны увидеть гораздо больше подобных инноваций в игре с мячом, в том числе и от его действующих чемпионов (и лидеров по дриблингу) «Манчестер Сити». Не удивляйтесь, если путь к трофею Лиги чемпионов в этом году начнется с медленного позиционного построения и закончится блестящим дриблингом с фланга.